Техника гризайль на занятиях живописи

Т.А. Пискунова

ДХШ № 2 ПДИ имени В. Д. Поленова

Все цвета хороши, надо только уметь писать ими. Гюстав Флобер

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый). На занятиях по живописи и композиции необходимыми заданиями и упражнениями, являются работы, выполненные в тоне или технике «Гризайль». Многие могут подумать, что гризайль — это достаточно простой и скучный вид живописи, но это совершенно неверное мнение. Гризайль помогает начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и объема, не отвлекаясь на поиски подходящих цветов. Техника гризайли — чаще всего выполняется черно-белым или коричнево белым цветом. Это хороший способ разобраться с тоном в живописи, когда мы работаем кистью и краской, но без цвета, переводим форму на пятно, что, собственно, и является живописным языком. Практика гризайли дает возможность более осмысленно подойти к живописной работе, применив в ней все, что мы знаем о работе с тоном и прибавив к этому цвет. Кроме того, эта техника используется для создания рисованных барельефов, а также других архитектурных и скульптурных элементов.

Гризайль изначально должна была просто имитировать скульптурные рельефы на стенах, эту технику использовали при декоре интерьера. Художники пытались максимально точно сымитировать архитектурные детали, чтобы сделать рисунок объемным. Архитектурные детали, выполненные в технике гризайль в сочетании с многоцветной росписью, получались невероятно красивыми, и с первого раза почти невозможно было отличить, где скульптура, а где живопись. Постепенно эту интересную технику стали применять в станковой живописи. Поначалу ее использовали в качестве вспомогательного инструмента, например, для создания эскизов, но затем эта техника превратилась в самостоятельный вид живописи. Начала расширяться палитра, например, живописцы стали использовать сепию, то есть краску, которую изготавливали, используя вещество из чернильного мешка морской каракатицы. Художнику нужно найти гармонию и скомпоновать все тона так, чтобы ни один не вырвался из заданной цветовой гаммы. Гризайль имеет свое очарование, иногда в одноцветном варианте у живописца получается подобрать настолько точное сочетание и соотношение оттенков, что работа способна передать ощущение цвета. Кроме того, гризайль — это вид живописи, который дает возможность фантазировать и представлять картину в собственной цветовой гамме. Это хорошо знали выдающиеся художники прошлого, поэтому начальный этап работы над живописными тематическими произведениями они и вели методом гризайли. Гризайль сейчас не слишком популярна, она кажется более простой, по сравнению с «настоящей» многоцветной живописью. А мне она напоминает черно-белую фотографию: та же лаконичная выразительность и очарование! На мой взгляд, гризайль — не только самый первый, но и самый важный шаг в живописи. Потому что чувство тона в конечном итоге переходит в чувство цвета. После знакомства с этой техникой, человек воспринимает цвета уже не однобоко, как просто красный или желтый, но и с точки зрения интенсивности и насыщенности тона. Научиться этому — значит научиться владеть кистью, смешивать краски, изображать объем.

Поэтому уже в первом классе учащиеся выполняют первые самые простые задания и упражнения по живописи не только цветом, но и учатся выполнять тоном. В статье представлены работы, выполненные на занятиях по живописи в нашей школе с первого по четвертый класс.

Рис. 1. Задание 1 класса
Рис. 1. Задание 1 класса

Чаще всего работы начинающих художников слабы в тональных отношениях. Поэтому мы начинаем работу с выполнения задания в технике гризайль, а потом, изучив форму и применяя знания, полученные по цветоведению, приступаем к тому же натюрморту, выполняя его в цвете. Желательно, что бы первые работы были не сложные, например одно яблочко, один предмет простой формы и более четкое освещение. Затем на том же листе мы пишем — тот же предмет, но уже в цвете. Учащиеся тем самым выполняют задание уже более осмысленно передавая все необходимые тональные и цветовые качества предмета. Ставить предметы желательно на светлый нейтральный фон. Постепенно усложняя задачу — предмет светлее — фон темнее. Предмет более насыщен по тону — фон, более светлый, и т.д. Причем это задание выполняется в течение всего периода обучения, в каждом классе. Тем самым совершенствуя свои навыки и умения.

Рис. 2. Задание 1 класса
Рис. 2. Задание 1 класса
Рис. 3. Задание 2 класса
Рис. 3. Задание 2 класса
Рис. 4. Задание 3 класса
Рис. 4. Задание 3 класса
Рис. 5. Задание 3 класса
Рис. 5. Задание 3 класса

polenovVI_141

Рис. 6. Задание 3 класса
Рис. 6. Задание 3 класса

polenovVI_143

Рис. 7. Задание 4 класса
Рис. 7. Задание 4 класса

polenovVI_145polenovVI_146

Рис. 8. Задания 3, 4, 5 классов
Рис. 8. Задания 3, 4, 5 классов

Гризайль можно выполнять как акварелью, в начальных классах так и гуашью в старших классах (3, 4, 5). В старших классах несколько постановок пишутся гуашью, поэтому гризайль выполняется так же этим материалом, а работы смотрятся законченными произведениями. Выполняя задания по живописи можно ввести упражнение по стилизации натюрморта, где учащиеся решают несколько задач — это выделение центра композиции, стилизация предметов, использовать статику или динамику, симметрию и т.д.

Выполнять стилизованный натюрморт мы начинаем не сразу. На занятиях по декоративной композиции преподаватель начинает объяснять с самых простых упражнений понятия, как — организация декоративной плоскости, равновесие, соотношение форм и т.д. Два предмета живопись и декоративная композиция в этом плане объединяют общие цели и задачи. Большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации; мало выразительная постановка не даст желаемых результатов. Вначале необходимо выполнить натюрморт в технике гризайль (определив его тональное звучание), затем цветовое решение и конечное задание стилизация данного натюрморта. Выполняя данные задания и упражнения, учащиеся смогут в дальнейшем творчески подходить к любой постановке и выполнять ее не только в живописном, графическом решении, но и в декоративно-прикладном искусстве, будь то батик, гобелен и т.д.

Литература

  1. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., 2004.
  2. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М., 2002.
  3. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства М., 1995.
  4. Источник: http://topgorod.com/
  5. Нина Михайловна Благих» авторский сайт http:// art-exercises.ru/

One thought on “Техника гризайль на занятиях живописи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *