Изостудия Отнякина и Ляпиной (избранные страницы истории)

Исаев Д.В.

Магистрант кафедры дизайна и изобразительного искусства ТГУ имени Г.Р. Державина, e-mail: tmb-di@mail.ru

В середине и второй половине двадцатого века государственная образовательная политика строилась на всецелой поддержке детского художественного творчества в учреждениях дополнительного (внешкольного) образования. К таковым относились не только детские художественные школы (ДХШ), но и Дворцы и Дома пионеров и школьников, расположенные в каждом территориальном образовании Советского государства.

По всей стране велась колоссальная работа по профессиональной подготовке и переподготовке преподавательских кадров, повсеместно создавались новые художественные школы и изостудии.

В чем же основное отличие классической художественной школы от изостудии?

Детская художественная школа – это образовательная организация, в которой обычно работает несколько преподавателей, изучаются классические дисциплины (рисунок, живопись, композиция, скульптура, история искусств и так далее, плюс факультативы по выбору учащегося). То есть художественная школа не только профильно ориентирует школьников, но и дает достаточную подготовку для дальнейшего поступления в средние и высшие учебные заведения (художественные училища и институты).

Изостудия (или студия изобразительного искусства) – это, как правило, работа одного преподавателя, под крышей какого-либо учреждения допобразования (Дворца пионеров или Дома творчества). Работа изостудии строится на узкой, индивидуальной специализации, изначально направленной не на количественный показатель, а на качество образования и глубокую профориентацию школьников с возможностью дальнейшего поступления в художественную школу (при наличии в регионе) или же уже в средние и высшие специализированные учебные заведения.

Именно такие цели были поставлены перед преподавателями Тамбовской изостудии, открытой во Дворце пионеров: целенаправленная предпрофильная подготовка.

Основа изостудии была заложена еще в далекие двадцатые годы двадцатого века, во время популяризации авангардных идей футуризма, конструктивизма, супрематизма, интегрированных
в социалистическую реальность. Новое время требовало новых педагогов и новых художников, которых не хватало на Тамбовщине. Не было художественных школ.

В 1918 году открылась губернская рисовальная школа для взрослых, на базе которой всего через год образовались свободные государственные мастерские. В это же время в Тамбов приехал талантливый художник и педагог Артур Фонвизин, ставший заведующим собственной изостудии, построенной по типу немецкой школы дизайна Баухаус в миниатюре.

Артур Фонвизин (1883-1973)– известный акварелист. Родился в Риге. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества у Клодта, учился в Мюнхене в студии Геймана, участвовал
в выставках объединений «Голубая роза», «Бубновый валет», «Мир искусства». В Тамбове заведовал секцией по изобразительному искусству Пролеткульта.

Во время борьбы с формализмом, причислялся к «главе шайки трех «Ф»: Фаворский, Фальк, Фонвизин». Отличительной особенностью творчества является то, что художник не пользовался белилами, предварительными набросками и рисунками, он сразу же начинал работу на листе красками.

В 1970 году стал заслуженным деятелем искусств.

В тамбовской изостудии преподавал не только Фонвизин, но и его коллеги и единомышленники: архитектор В. Самородов, художники В. Белоцветов, А. Нестеров, Г. Васильев и другие.

Они составили ядро тамбовской организации Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1925 году в Тамбове, на базе бывшего Мариинского приюта (ныне детская библиотека) появился филиал АХРР, который возглавил Артур Фонвизин, а изостудия стала носить статус художественных курсов для всех желающих.

Причем, нужно отметить, что должность преподавателя была выборной: каждая кандидатура утверждалась собранием художников и широкой общественности.

Однако с отъездом Артура Фонвизина в Москву, курсы прекратили свое существование. Вместо них в 1931 году был Тамбовский художественный техникум, просуществовавший вплоть до закрытия и слияния с Пензенским художественным училищем в 1938 году. В техникуме преподавали прежние друзья Фонвизина и его ученики – первые выпускники изостудии (С. Канин, А. Лёвшин, А. Рогов, В. Кожухов, А. Нестеров и другие). Кстати, одной из выпускниц техникума была художник Таисия Емельянова.

Но в течение десяти лет (1938-1948 годы) профессиональной преподавательской работы педагоги-художники не вели. И только в 1948 году при Доме пионеров художник Николай Отнякин (1893-1966) по принципу первой изостудии своего единомышленника Артура Фонвизина организовал первую профессиональную изостудию для детей и подростков.

Николай Отнякин родился в Тамбове, художественное образование получил в Москве, в частных студиях Мешкова и Рерберга, интересовался творчеством импрессионистов и новыми течениями в искусстве. С 1936 года – член Союза художников. Его кисти принадлежат такие работы как «Физкультурница» (1934), «Прополка проса» (1934), «Пионы» (1935), «Студентка» (1962) и ряд других.

Николай Отнякин был многие годы бессменным руководителем изостудии Дворца пионеров, ее идейным лидером и вдохновителем.

Своего рода первой ступенью к будущей профессии и будущему профессионализму для детей, увлекающихся рисованием, и стала изостудия Дворца (тогда еще Дома пионеров), располагавшегося в старом здании, в которое на занятие мог придти любой желающий.

В данном очерке мы рассмотрим лишь несколько значительных фигур художников, непосредственно связанных с изостудией Дворца пионеров.

Одним из первых учеников Отнякина стал Евгений Ляпин (1929-2013).

После окончания изостудии он поступил в Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого, которое окончил в 1957 году. С 1954 года начал выставляться, а в 1970 году вступил в Союз художников. Имел ряд персональных выставок и почетное звание «Заслуженный художник России», постоянно участвовал в крупных профессиональных выставках самого различного уровня: областных, зональных, республиканских, Всесоюзных, Всероссийских и Международных. До последнего дня жизни много работал с натуры, ориентируясь
в творчестве на работы Отнякина, Фонвизина, Зефирова и других талантливых художников, связанных с Тамбовским краем.

Последняя прижизненная персональная выставка мастера состоялась в Тамбовской картинной галерее в 2009 году.

Основные произведения: «Деревня строится» (1967), «На пригорке» (1971), «Зима в Стрельцах» (1971), «Туман рассеивается» (1972), «В лесничестве» (1992), «Пейзаж с козами» (2007) и др.

По воспоминаниям Евгения Ляпина, изостудия в тридцатые и сороковые годы занимала небольшое помещение с печным отоплением. На занятия к Отнякину будущий художник со своим другом Юрием Дьяковым (тоже членом Союза художников) приходил два раза в неделю пешком из Котовска, такой же путь пешком он проделывал каждый раз обратно.

Кстати, Евгений Ляпин был одним из первых, кто после изостудии открыл дорогу для продолжения образования в Пензенское художественное училище, в которое влился Тамбовский художественный техникум. Отнякин рекомендовал Ляпину мастерскую своего друга и единомышленника Горюшкина-Сорокопудова, преподававшего в те годы в училище.

В Тамбов Евгений Ляпин вернулся уже вместе с женой Аллой (урожденной Филимоновой, которая впоследствии стала руководителем изостудии и директором детской художественной школы №1, о чем мы расскажем в дальнейшем).

Еще одним из первых учеников изостудии под руководством Николая Отнякина, также ставший заслуженным художником России, был талантливый график Алексей Бучнев (1936-2006).

Родился в Тамбове в 1936 году. В течение шести лет, с 1960 года по 1966 год учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском) в мастерской легендарного Владимира Фаворского. Имел массу крупных выставок еще в студенческие годы, в 1967 году вступил в Союз художников, популяризировал
в Тамбове станковую графику, обрезную гравюру, гравюру на линолеуме, гравюру на дереве, цинкографию и офорт. Много занимался книжной графикой, иллюстрацией, искусством экслибриса. В последние годы жизни больше тяготел к монументальным формам выражения, работал над художественной обработкой пней, созданием декоративной мебели, интерьерами и экстерьерами знаковых общественных зданий (часть работ навсегда утрачена): Пушкинской и детской библиотеки, Дома актера, филармонии, картинной галереи, магазина «Книги», уникального пионерского лагеря «Огонек» и т.д.

«Алексей Федорович Бучнев был талантливым художником и порядочным человеком, – отмечалось в печати, – Он честно относился к творчеству, не только как к ремеслу, но и как к таинству, необратимому процессу, полезному для посвященных в его мир, и обществу, жаждущему духовного прозрения через невербальные тайные знаки и визуальные образы,  которые создавал художник.

…Во время просмотра работ Бучнева – всегда возникало и возникает ощущение приобщения к миру прошлого, именно к миру, его картине, а не фотографии, как бы – некий моментальный эффект соприкосновения с оживающей древностью, соучастия, таинства, в которое посвящает зрителя художник. Причем, это и путешествие в лермонтовские времена (тончайшие гравюры – иллюстрации к «Тамбовской казначейше»), и погружение в мотивы лирики Никитина и Заболоцкого, и в поэтические образы наших современников» [1].

Основные произведения графики Алексея Бучнева, помимо перечисленных: серия уникальных экслибрисов и гравюр с видами Тамбова, иллюстрации к «Маскараду» Михаила Лермонтова, иллюстрации к произведениям Кольцова, поэтическим сборникам и новеллам, портреты писателей, академические рисунки и наброски.

Алексей Бучнев всегда с особым почтением говорил о любимой изостудии под руководством Отнякина, подчеркивая, что именно она вывела его в люди и научила понимать натуру и длительно работать над рисунком и размышлять над композицией. В автобиографиях и интервью художник говорил о том, что его первым образованием стала именно изостудия. Потом была художественная школа, открытая в 1951 году, Бучнев был в самом первом наборе учащихся, вместе со своим младшим другом, ныне заслуженным архитектором России Александром Лунькиным.

Александр Лунькин родился в 1944 году в Читинской области. Одним из первых в городе в перестройку занялся бизнесом, открыв частное архитектурное бюро. Долгое время был главным архитектором города. В соавторстве с Алексеем Бучневым сделал в парке культуры и отдыха композицию к 350-летию Тамбова (уничтожена), ряд зданий. В настоящее время специализируется на церковной архитектуре (колокольни, храмы и т.д.). Автор проекта Полынковской и Трегуляевской церкви, колокольни Казанского монастыря, ряда часовен и храмовых комплексов.

В 1961 году было построено новое здание Дворца пионеров на Набережной, которое мы можем увидеть и сейчас. Просторные помещения, бесплатные занятия по самым различным интересам открывали практически безграничные возможности перед детьми и подростками.

Одним из приоритетных направлений во внешкольном образовании в Тамбовской области стала новая изостудия, получившая отличный просторный класс и самое современное по тем временам техническое оснащение и вспомогательный методический фонд (экорше, книги, сосуды, драпировки и пр.).

Также появилась возможность проводить постоянные выставки детских работ в рекреациях Дворца пионеров. Ежегодно изостудия выпускала десятки детей. Многие из них связали свою жизнь с изобразительным искусством, некоторых незабываемые уроки привели в родственные искусству профессии, скажем, в педагогику или в литературу.

Однако хочется коротко отметить некоторых учеников изостудии, ставших известными художниками.

Владимир Мягков-старший (1938-2005). Родился в Тамбове. С 1955 года по 1960 год учился в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого. В 1966 году окончил отделение театрально-декорационной живописи Московско-го государственного художественного института имени Сурикова, переехал в Магадан, где работал художником-постановщиком, главным художником местного театра. Член Союза художников с 1968 года. С 1987 года – заслуженный художник. Долгие годы возглавлял Магаданское отделение Союза художников, вел широкую общественную деятельность, основал династию художников, развил творческую культуру и повысил художественный уровень организации. Инициировал создание музея истории Магаданского театра, много работал в станковой живописи, создал портреты деятелей культуры, в частности, певца Вадима Козина, создавал книжную графику. С 1975 года по 1990 год был член зонального выставкома. В 1976 году награжден орденом «Знак Почета».

Выставлялся в Магадане, Москве, Владивостоке, Улан-Удэ, Чите, Якутске, Хабаровске, Анкоридже, Южно-Сахалинске и других городах.

Юрий Батуров (1941-2005). Художник-живопи-сец. Член Союза художников с 1973 года. В 1961 году окончил Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого, через девять лет – Суриковский институт, живописный факультет. Долгие годы работал с натуры вместе с Евгением Ляпиным, Евгением Рябинским и Виктором Желтиковым в поселке Тихий Угол, где имел дом – творческую мастерскую. Написал несколько монументальных портретов краеведа Александра Тарасова, неоднократно выставлял их, а в конце жизни уничтожил их во дворе Союза художников вместе с десятками других произведений.

Отрывок из биографии, размещенной на сайте Союза художников: «…Со старшим братом Вячеславом Юра был погодкой. Слава ходил во Дворец пионеров, за ним потянулся и младший. Слава увлекся резьбой по дереву, достиг совершенства, но художником не стал. А Юрий любил учиться, любил читать с фонариком под одеялом, а днем рассказывать юным слушателям о прочитанном.
В Пензенское художественное училище Юра поступил, когда ему не было пятнадцати. Учился хорошо и с радостью. В 1961 году отлично защитил диплом «На реке» и был рекомендован для дальнейшей учебы в Московский Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. В 1961 году Батуров стал студентом этого института. Группа набралась в основном из окончивших МХШ, имена родителей которых были на слуху. Но учиться с ними не довелось. В 1962 году Юрий был призван в армию. После демобилизации он продолжил учебу в мастерской Иогансона, но самого мэтра он ни разу не видел. Перед дипломом к ним пришел В.Н. Гаврилов, о котором Батуров вспоминал с теплотой.

После защиты диплома и окончания института он со скульптором Адольфом Брюховцом уехал в город Орск. Там организовывался филиал Оренбургского отделения Художественного фонда РСФСР. Подобралась интересная группа художников с большим творческим потенциалом и диапазоном, от создания картин до монументальных работ (мозаика, роспись, резьба по дереву, гипсу, чеканка)» [2]. С 1979 года Юрий Батуров жил в Тамбове.

Участвовал во Всесоюзных, зональных, республиканских, городских, областных, групповых художественных выставках. Выставлялся в Ленинграде, Москве, Риге, Воронеже, Уфе, Оренбурге, Липецке, Орске, Ярославле, Тамбове, Тюмени и других городах.

Последняя прижизненная персональная выставка Юрия Батурова состоялась в 2001 году.

Анатолий Бублик. Родился в 1946 году в Тамбове. После школы учился в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 го-да» (1968-1972 годы). Выставлялся с 1975 года.
В 1995 году вступил в Союз художников России. Некоторое время работал преподавателем Тамбовской детской художественной школы № 1. Большой поклонник научной фантастики и современной прозы.

Основные произведения: «Дорога к дому» (1997).

В начале двухтысячных перестал заниматься творчеством и уехал с женой на постоянное место жительство в Германию.

Юрий Гуняков. Родился в 1948 году в Тамбове. С 1964 по 1970 годы учился в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого. С 1974 года по 1980 год учился в Московском государственном художественном институте имени Сурикова. Член Союза художников с 1980 года. Участвовал в росписи Покровского собора в городе Тамбове. Долгие годы работал в Тамбовской детской художественной школе №1, преподавал рисунок, вел занятия в пятых подготовительных классах, для поступления детей на архитектурный факультет ТГТУ и другие профильные учебные заведения.

Основные произведения: серия офортов «Замечательные люди Тамбовщины» (Державин, Ушаков, Рахманинов. Лунин).

***

Конец пятидесятых, шестидесятые и начало семидесятых годов двадцатого века, почти два десятилетия в истории изостудии связаны с именем Аллы Ляпиной.

Алла Ляпина родилась в 1938 году в Самаре (Куйбышеве). Мечтала связать свою жизнь с музыкой, но судьба распорядилась иначе, и Алла поступила в Пензенское художественное училище, где встретила своего будущего мужа Евгения и получила профессию педагога-художника.

В Тамбове долгое время (с пятидесятых годов по 1973 год) возглавляла изостудию Дворца пионеров, потом стала бессменным директором Тамбовской детской художественной школы №1 (1973-2002 годы). Параллельно с преподавательской и административной работой Алла Ляпина на протяжении всей жизни занималась творчеством. В последний год жизни она отдавала предпочтение акварели, плодотворно работая на пленэре в поселке Тихий Угол.

В изостудии Алла Ляпина достойно продолжила дело Отнякина и Фонвизина, не разрушила, а бережно дополнила и обогатила педагогическую традицию дореволюционных мастеров. Можно уверенно сказать, что педагог-художник оказалась в нужное время и в нужном месте, посвящая любимой работе каждую свободную минуту.

«Она трудилась профессионально, ответственно и честно. Работала на износ, отдавала себя полностью искусству, – вспоминал в разговоре директор Дворца пионеров Виктор Сысоев, – и дети любили ее и тянулись к ней. Она могла зажечь интерес к творчеству даже в самом незаинтересованном и самом отстраненном ребенке, пылая энтузиазмом и заряжая им других».

Изостудия стала плотно сотрудничать с детским театром Симоны Ландау в плане оформления уникальных декораций, а также украшения общественных интерьеров к праздничным мероприятиям и торжествам. Возможно поэтому, только тех, кто в дальнейшем непосредственно связал свою жизнь с профессией художника-оформителя (на предприятиях, в учреждениях культуры, клубах и т.д.) Алла Ляпина за время работы во Дворце пионеров выпустила больше пятидесяти человек. Причем, некоторое время в изостудии работали
и Алла Ляпина, и ее муж – бывший выпускник изостудии Евгений Ляпин.

Одним из самых знаменитых выпускников стал Николай Колупаев, ныне народный художник России.

Он родился в 1954 году в Тбилиси, потом семья переехала в Тамбов. В Тамбове в 1973 году окончил изостудию, успешно поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) в мастерскую Гелия Коржева. Некоторое время стажировался в творческой мастерской Академии художеств под руководством легендарного А.П. Ткачева. В 1979 году вступил в Союз художников. С 1989 года работал в студии военных художников имени Грекова.
С 1993 года – доцент, с 2007 года – профессор кафедры рисунка Суриковского института. С 2003 го-да – Народный художник Российской Федерации.

Академик Российской Академии художеств с 2007 года.

В 2008 году – лауреат прими Русской галереи искусств.

Основные работы хранятся в Киевском национальном музее русского искусства, Орловской картинной галерее, Белгородском художественном музее, государственных и частных собраниях.

Также талантливым художником стал и другой выпускник изостудии – Анатолий Маринин. Родился в 1944 году в Тамбове. С тринадцати лет занимался в изостудии Дворца пионеров, с пятнадцати – в детской художественной школе у Юрия Новикова, Эммы Стёпиной и других. Однако во всех интервью и публицистических материалах художник отмечал, что его первый учитель живописи – Евгений Ляпин. С 1972 года по 1978 год продолжил образование в Киевском государственном художественном институте (ныне НАОМА, Национальная академия искусств и архитектуры) у крупных мастеров современности: Татьяны Яблонской, Василя Забашты, Вилена Чиканюка, Тамары Галимбиевской, Виктора Шаталина, Петра Басаннца, Льва Витковского и др.

После института вернулся в Тамбов, набрав крупные выставки (Всесоюзные, республиканские, зональные, областные) через шесть лет вступил в Союз художников. Неоднократно избирался в правление организации, является постоянным членом областного выставочного комитета. Всегда работает только с натуры, ведет общественную деятельность, а в своем творчестве верен идеям импрессионизма, русского искусства и уникальной киевской школы живописи.

На вопрос о выставках, являются ли они некими достижениями и результатами, художник отвечает, что «Выставка – это не подведение итогов, а движение вперед, к новым живописным поискам и необычным решениям. Живопись – это всё для меня. Иногда мне кажется, она непостижима и бесконечна. …Для меня живопись – это самое главное в жизни. Я сознательно шел к ней, поступив после изостудии и художественной школы на живописный факультет в Киев, и именно в Киев я поступал, а не куда-то еще, и именно на живописный факультет» [3].

Некоторое время Анатолий Маринин работал преподавателем Тамбовской детской художественной школы № 1, старшим преподавателем кафедры дизайна и изобразительного искусства ТГУ имени Державина.

«Я доволен педагогической работой, – говорит Маринин, – одни из первых моих выпускников учатся на архитектурном факультете, сейчас я занимаюсь выпускным классом, и есть несколько учеников, которые претендуют на места в художественных училищах и текстильном институте. В педагогике я нашел свое второе призвание. Я обязан помогать талантливым детям, и я помогаю всеми доступными средствами» [3].

Основные произведения Анатолия Маринина: «Отчий дом», «Портрет актера Березина», «Иван Зяблов с внучкой», «Деревенский мотив», «Портрет Шпильчина», «Лето на Тамбовщине», «Женщина в красном», «Портрет народного художника и ветерана Краснова», «Деревенский мотив», «Лунный вечер», «Старый шлюз», «Октябрь. Хмурый день» и др.

Известным и популярным художником стал и еще один выпускник изостудии Дворца пионеров – Николай Карпецкий (1944-2015). Именно в изостудии Коля четко определил свое главное призвание до конца дней – живопись, и по рекомендации своего первого учителя Аллы Ляпиной, поступил в Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого, но в силу своей экспрессии и некоторых бытовых аспектов образование не завершил. Не был он и членом Союза художников или художественного фонда, однако, всю жизнь занимался живописью, а первая крупная персональная выставка Николая Карпецкого под названием «Послесловие», состоялась в областной картинной галерее только после его смерти.

По мнению критиков, «…Он хотел быть, и был, независимым, и по-настоящему свободным художником, в лучшем смысле этого слова. Карпецкий не зависел ни от кого и ни от чего. Ни от заказов, ни от нищеты, ни от выбора темы и сюжета своих картин. Он создавал только то, что хотел, во многом отталкиваясь от Модильяни и Матисса в портрете и пейзаже и Моранди в натюрмортах с бутылками, которые он тоже обычно писал по памяти. Еще он любил своего первого педагога Аллу Ляпину, научившую его рисовать во Дворце пионеров. Коля не скрывал своих слез, когда она ушла из жизни, и часто, даже в позднем творчестве писал парадную лестницу у Дворца пионеров в интеграции аутентичного шестидесятым годам пейзажа.

Карпецкий вообще обладал феноменальной памятью. Он запоминал малейшую деталь, пластичный изгиб фигуры, выражение глаз, лица, пейзажное состояние, разное освещение, ракурсы, блики, и все это мастерски переносил на холсты. Пожалуй, ему даже не нужна была «натура для натуры», кажется, он никогда не пользовался этюдником, работая дома, как старые мастера, за мольбертом.

Работал художник очень пастозно, раскованно, экспрессивно, казалось бы, изображая привычные вещи на плоскости, обретающей из-под его кисти трехмерную глубину и некое особое звучание, настроение, создавая уникальные, не похожие ни на чьи, композиции и колориты. В красках была вся его не простая и не всегда удачная жизнь и его душа.

Его насыщенные яркие и, наоборот, приглушенно-белильные живописные произведения – как бы подсознательное путешествие в незримое пятое измерение, каждый раз открываемое зрителю художником. Он был и «художником ночи», как Эдгар Дега (серия Карпецкого «Фонари и храмы»), и «художником света» (тонкие, почти перламутровые пейзажи и живописные композиции по памяти). Все зависело от его настроения.

Художник не любил выносить на полотно негатив, хотя часто работал в холодной, темной гамме, он, скорее, нес зрителю радость от ощущения объекта, от его положительного восприятия. В этом и состоит уникальность образной системы и палитры Николая Карпецкого: находить в жизни лирику, даже если ее нет…» [4]

***

В нашем материале мы рассказали лишь о небольшой части истории изостудии Дворца пионеров, связанной с жизнью и творчеством талантливых художников и педагогов. Впереди еще предстоит несомненное глубокое исследование данного вопроса с точки зрения сохранения уникального творческого и духовного наследия Тамбовского края в контексте изобразительного искусства двадцатого века.

07

Артур Фонвизин

08

Акварель Артура Фонвизина

09

Николай Отнякин – основатель изостудии Дворца пионеров

10

«Физкультурница»  Отнякина (1934)

11

Алла Ляпина – Заслуженный работник культуры РФ

12

Во время урока во Дворце пионеров

13

Изостудия Аллы Ляпиной

14

Евгений Ляпин – один из первых выпускников изостудии

15

Картина Ляпина «На пригорке» (1992)

16

Алексей Бучнев

17

Гравюра Алексея Бучнева

18

Владимир Мягков-старший, председатель магаданского СХ

19

Работа художника «Ткачихи» (1975)

20

Юрий Батуров

21

Работа в мастерской над портретом Тарасова

22

Анатолий Бублик

23

Картина Бублика «Дорога домой»

24

Юрий Гуняков

25

Офорт Гунякова «Адмирал Ушаков»

26

Николай Колупаев

27

Николай Колупаев, «Сеятель»

28

Анатолий Маринин

29

«Женщина в красном» Анатолия Маринина

30

Николай Карпецкий

31

Живописный «Храм» Николая Карпецкого

Список использованных источников

  1. Исаев Д.В. Бучневские миниатюры // Искусство и Время. Киев, 2016. № 4. С. 34.
  2. http://shr-tambov.ru/web/listbaturov2.html.
  3. Исаев Д.В. Неопубликованное интервью // Искусство и время. Киев, 2016. № 1. С. 4).
  4. Исаев Д.В. Послесловие Карпецкого // Искусство и Время. Киев, 2016. № 2. С. 34.

4 thoughts on “Изостудия Отнякина и Ляпиной (избранные страницы истории)

  1. В нашей школе (с. Моисеево-Алабушка Уваровского района Тамбовской области) стены расписаны и украшены таким образом:
    В нашей школе (с. Моисеево-Алабушка Уваровского р-на) стены расписаны и украшены картинами следующих мастеров: Картины из ткани на 1-ом этаже, автор – художник-прикладник
    Ладыгина Алла Витальевна, 1941 г.р.
    Северное сияние и Миражи в пустыне, автор – художник
    Гуняков Ю.Н.
    Натюрморты напротив учительской, 2 этаж, автор – художник
    Рябинский Андрей Евгеньевич, 1958 г.р.
    Зима и Лето, 2 этаж, автор – художник
    Шемякин Виктор Иванович, 1944-2008 г.г. Слава Богу, что именно так все произошло и что мы оказались хранителями замечательных картин!

  2. Надо ещё добавить после А.Н. Ляпиной в изостудии преподавала Наталь Юрьевна Ахметова ее ученица, которая тоже закончила Пензенское художественное училище.

  3. Надо обязательно добавить после А.Н. Ляпиной в изостудии преподавала Наталья Юрьевна Ахметова ее ученица, которая тоже закончила Пензенское художественное училище. Позже она преподавала в художественной школе 1. Я пришла в изостудию в 1987 и до 1995 года занималась в ней ( правда с перерывами). И хочу отметить, что знания, полученные в изостудии мне больше пригодились ,чем те ,что я получила в художественной школе.

  4. Особенность изостудии дворца пионеров то что ученики переходили из одного класса в другой и группы были разного уровня. На сколько помню были три или четыре группы .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *