Использование проектного метода обучения в преподавании изобразительного искусства в школе

М.М. Романова

МАОУ СОШ № 1 г. Тамбова, 68romanova@mail.ru

 

Ускорение социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства в России будет осуществляться при условии готовности выпускника школы к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий. Возможность осуществление человеком непрерывного образования в течение всей жизни одно из условий выполнения государственного образовательного стандарта как средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала необходимого для решения поставленных задач.

Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс средств и приемов, помогающих школьнику раскрыть себя как личность, выработать умение учиться.

У каждого учителя формируется своя педагогическая технология, позволяющая лаконично организовывать учебный процесс, создавать учебно-предметную среду, вовлекать каждого ученика в активное обучение, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов: обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, портфолио ученика, модульное обучение и т.д.

Инновационные технологии преподавания изобразительного искусства – это формирование специальных компетенций учащихся, которые формируются, начиная с первых дней творчества учащихся и в течение всего срока преподавания предмета «Изобразительное искусство» в школе.

Художественно-эстетические компетенции формируют у обучающихся способность и готовность понимать роль изобразительного искусства в человеческой жизнедеятельности; развивают художественное восприятие, стремление к эстетическому развитию и самосовершенствованию, формируют подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда.

Главной задачей педагога в преподавании изобразительного искусства становится мотивация учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиска способов их применения при решении различных проблемных задач, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс, следуя алгоритму: ситуация – проблема – задача – результат. По этому поводу педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования – не просто давать практические навыки, а учить учиться». В этом смысле становится актуальным вопрос как сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

Любая тема по изобразительному искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного развития творческого опыта ребенка.
У обучающегося его ценностное отношение к миру формируется тогда когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются.

При таком обучении ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.

Как же должен взаимодействовать педагог и ученик, чтобы решить поставленные перед школой задачи художественного образования. Наиболее эффективным методом современного обучения является метод проектов.

Проект – деятельность, направленная на достижение результата, цели, создание определенного, уникального продукта. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал, выполняя учебные, творческие проекты.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Основные требования к методу проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения.
  2. Практическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов.

Внедрение в образовательный процесс метода проектного обучения, открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным плюсом применения метода является и то, что он способствует формированию надпредметных навыков и умений, позволяет находить оптимальные пути достижения поставленных целей.

Однако, как показывает практика, широкое использование эвристических и исследовательских методов обучения, имеющих развивающую направленность, в случае нарушения основных принципов построения процесса обучения может привести к снижению общеобразовательного уровня.

Следовательно, основной задачей педагога, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное использование выбранного метода. Рассмотрим примерный план последовательной работы над проектом.

Выбор цели педагогической деятельности при выполнении проекта: получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

Задачи педагогической деятельности:

– учить разрабатывать план самостоятельной проектно-исследовательской деятельности обучающегося;

– развивать познавательную и творческую активность обучающихся;

– обучение навыкам и приемам работы с различными изобразительными материалами и техниками, которые необходимы для создания проектного работы;

– развивать метапредметные умения, в области изобразительного искусства с использованием ИКТ;

– развивать умение самостоятельно работать;

– учить рефлексии, умению отстаивать свою точку зрения.

Сначала определяем название проекта, который соответствует практически всем предлагаемым программой Б.М. Неменского по изобразительному искусству темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Барельеф», «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т.д.

Затем определяются сроки выполнения проекта, формы организации обучения индивидуальную, парную, групповую. По окончанию сроков обучающиеся должны представить свою работу.

Перед началом работы над проектом, наиболее эффективным педагогическим приемом является – создание экспертной группы по контролю выполнения проекта. Так как одновременно работают несколько групп, необходимо от каждой группы определить по 1 ученику исполняющего роль эксперта. Задача экспертов: оценить выполнение этапов и качества работы (название, аккуратность, назначение, презентация) и занести данные в карточку учета, где при подсчете баллов будет выставлена оценка.

Основные тапы выполнения проекта.

Поисковый этап начинается с разработки проекта: обучающиеся знакомятся с основными понятиями и этапами проекта, определяют цель и задачи его выполнения; определяют актуальность проблемы, ее экологическое и экономическое обоснование. Обучающиеся получают основную информацию о выполнении работы, сборе материала, задания по поисковой деятельности

Деятельностный этап проекта включает следующие пункты:

– осуществляется основная творческая деятельность, выполнение технологических операций (выбор формы, цвета предмета, подготовка к работе, создание эскиза);

– осуществление самоконтроля качества своей художественной деятельности;

– корректировка последовательности операций;

– организация рабочего места и культуры труда;

– соблюдение трудовой дисциплины, техники безопасности.

Завершает проект Аналитический этап:

– защита проекта (практический показ, название работы, назначение, презентация);

– подведение итогов, анализ выполненной работы, рефлексия.

Экспертная группа дает и комментирует оценку выполненных заданий.

Одним из трудных этапов работы над проектом это умение обосновать проблему. Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Как правило, легче определить проблему, если, знаешь ответ на вопросы для чего необходимо создание объекта проектирования и его дальнейшее использование и применение. Эту мысль подтверждает высказывание датского просветителя, историка, писателя, педагога Грундтвига: «Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?».

Один из эффективных способов определения проблемы исследования, лучше провести анкетирование (сбор данных) среди учителей, персонала школы, родителей.

Например, по теме проекта «Украшение пасхальных яиц», были заданы такие вопросы:

– Какие традиции празднования Пасхи вы знаете?

– Почему именно яйца стали одним из символов празднования Пасхи?

– Как Вы украшаете пасхальные яйца?

– Вы хотели научиться красиво и необычно украшать пасхальное яйцо?

– Какие техники и материалы вы можете использовать в работе?

Обработанные результаты опроса, позволили выявить степень информированности аудитории и востребованности проведения исследования, необходимость создание проектной работы.

Не маловажным фактором является определение экологического и экономическое обоснования проблемы, так как иногда целесообразность создания изделия прикладного характера может определяться его функциональным назначением, с точки зрения потребителя. Уровень художественности, определяет эстетическое воздействие на зрителя.

Ведущие методы исследования: вербальные методы (рассказ, беседа, дискуссия), демонстрация, информационная поддержка, алгоритмический метод, практический показ.

Для обучающихся учитель помогает разработать технологические карты с инструкцией по выполнению основных этапов работы в соответствие с выбранной изобразительной техникой.

Анализ результатов педагогической деятельности с использованием метода проекта, позволил выявить следующее: проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ, позволяют деятельность учащихся направить на саморазвитие – осознание своих потребностей, осуществлять поиск и применение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую, получать удовольствие от результата своей деятельности, способствуют гармоничному развитию межличностных отношений, формируют умение принимать на себя различные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; занимать активную и ответственную социальную жизненную позицию. Используя метод проектов на уроках изобразительного искусства в школе, учитель решает поставленные инновационные задачи художественного образования.

В условиях развития инноваций системы художественного образования главным ее двигателем по-прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его профессионализма является непременным условием этого процесса. Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации. Профессиональный учитель – значит компетентный, желающий учить, мудрый человек; он должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, любить свой предмет и своих учеников, быть духовным наставником.

114

Проект «Выполнение изелий из бересты. Закладка». Работы студентов специальности «Педагог начальных классов». ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»

115

Проект «Выполнение изделий из бересты. Оклад иконы». Работы студентов специальности «Педагог начальных классов». ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»

116

Проект «Декорирование предметов быта с использованием росписи по дереву». Работы студентов специальности «Педагог начальных классов». ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»

117

Проект «Использование техники инкрустация соломкой при выполнении панно».  Работы студентов специальности «Педагог начальных классов». ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»

Список использованных источников

  1. edu.ru – Федеральный портал «Российское образования»
  2. http://new.teacher.fio.ru/ Cайт «Учитель.RU»
  3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс: Программа. М.: МИПКРО, 2001.
  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Школа-пресс, 2008. 512 с.
  5. http://www.library.ru/ информационно-справоч-ный портал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *