Особенности развития детской моды российской империи середины XIX – начала XX века

А.И. Коновальцева

112МБОУ ДОД «Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова», anna_konovalceva@ rambler.ru

 

На протяжении всей истории Российской империи детскому костюму как одному из главных элементов воспитания личности уделялось большое значение. Безусловно, детская мода, как и мода в целом, менялась, но существовала в качестве отдельной самостоятельной единицы, которая значительно отличалась от взрослой своим кроем, тканями, длиной и аксессуарами. Так популярные в 1870-е и 1860-е кринолины сменились в следующее десятилетие турнюрами, затем расклешенными платьями с рукавами «жиго», костюмами в стиле маленького лорда Фонтлероя, матросками в 1890-е, а в первое десятилетие XX века стиль «модерн» всецело подчинил себе детский гардероб. Однако детская мода, испытывая влияние взрослого модного платья, всегда имела ряд своих особенностей.

Большинство детской одежды дореволюционной России было ручной работы, либо домашней, либо покупной. В больших городах издавна было множество ателье, которые специализировались исключительно на одежде для детей. Мода того времени учила детей аккуратности, уходу за своей парадной одеждой, уважению к ручному труду людей, создающих одежду. Самыми известными мастерскими, которые изготовляли детский костюм, были «Мастерская и магазин детских платьев и костюмов Мадам Зина», «Детский мир А. Ваховской», «Мастерская детской одежды М. Колетис», «Детское платье М.П. Мезенцева», магазин «Детское воспитание» и другие. Кроме модного готового костюма большой популярностью пользовалась и традиционная народная одежда: вышитые косоворотки, сарафаны, армяки, черкески и другие.

В середине XIX века детская мода Российской империи основывалась на общих канонах красоты, которые были провозглашены в Париже. Костюм девочек и мальчиков до 5 лет имел весьма незначительные различия. И те и другие носили платья на нижних юбках и панталоны. Кроме того, в семье было принято одевать сестер и братьев одинаково.
В период с 1860 по 1870 гг. детские костюмы изготавливались из шотландских тартанов – тканей в клетку. Большим спросом пользовались и тафта, тарлатан, органди, бареж. Среди цветов предпочтение отдавалось белому, розовому, бежевому, черному, серому и цвету крыжовника. Для девочек 5-6 лет белое платье считалось лучшим нарядом как для выездов, так и для дома. В качестве аксессуара к нему надевали широкую ленту: вишневую, розовую, фиолетовую или голубую, и завязывали ее сзади большим бантом. Лиф платьев оставляют открытым, а вниз надевают кисейную шемизетку и ботинки под цвет пояса. Нижнюю юбку и панталоны украшали английским шитьем и складками. Девочки, подражая взрослой женской моде, все еще носили маленькие кринолины. Вследствие этого предпочтительной верхней одеждой были ротонды из бархата или драпа с меховыми воротниками. Популярными также пользовались пальто из кашемира с гипюровыми отделками, изготовлением которых занимались сестры Ивановы в Санкт-Петербурге.

Русские национальные мотивы наиболее ярко были представлены в костюмах для мальчиков. Традиционно их костюм состоял из рубахи и штанов. В отделке рубах часто использовали черный сутаж, который имитировал русскую вышивку.
В этот период возник большой интерес к традиционному русскому костюму в Европе, где в детскую моду тоже вошли его элементы, особенно характерная вышивка «русский шов», для которой традиционно использовали черные нитки. В то же время в модных журналах Парижа встречаются описания русских детских сапожек, мехового воротника и рубах. К концу десятилетия мода на декор одежды для мальчиков аппликацией и вышивкой проходит. На смену приходит отделка тесьмой и репсовой лентой. Однако мода на традиционные рубашки-косоворотки, широкие «ямщицкие» панталоны все еще не проходит. Иной популярной повседневной одеждой для мальчиков был бретонский вестон, который состоял из серых или коричневых кашемировых панталон за колено, такой же блузы, вышитой черным сутажом, курточки из бархата или драпа, жилета, матросской соломенной шляпы с черной бархатной лентой и красным страусовым пером.

В начале следующего десятилетия мода в целом резко изменилась. В первой половине 1870-х годов тон по-прежнему задавал Париж, где вошедший в моду благодаря кутюрье Чарльзу Ворту в 1869 году турнюр – сложная драпировка сзади – совершенно преобразил женский силуэт и стал популярен повсеместно, в том числе и в России. Таким образом, завершился длительный период моды на широкие платья на кринолинах [1].

Детский костюм, как и женский, претерпел в 1870-е значительные изменения. С окончательным исчезновением кринолина коренным образом трансформировалась форма детского платья – в моду вошел узкий силуэт с драпировками. В первой половине десятилетия детская одежда в основном копировала взрослую. Так девочки часто носили часто носили перешитые платья старших сестер и даже мам. Украшением костюма служили плиссированные отделки, рюши и фестоны. Сзади к юбкам прикрепляли драпировки или большие банты из лент, которые имитировали турнюры. Благодаря королевы Англии Виктории в моду вошла ткань шотландка, из которой девочкам шили нарядные шелковые платья в стиле «балморал», декорируя их бархатными лентами. У маленьких девочек из-под платьев из-за укороченной длины подола виднелись панталоны. Чем старше становилась девочка, тем длиннее становилась юбка, а к 16 годам девушки надевали свои первые длинные платья.

Во второй половине 1870-х годов для девочек начинают изготавливать платья с заниженной линией талии, которая обозначалась репсовой лентой или лентой из фая. Данный силуэт оказался очень практичным и продержался в моде около 40 лет. Материалы для детской одежды выбирали чаще всего удобные в стирке такие, как полосатое полотно, ситец, пике, шерсть. Шелк в основном использовался на костюмы для торжественных случаев. Выбор отечественных тканей стал значительно шире в связи с тем, что в эпоху Александра II в стране завершился промышленный переворот, в частности и в текстильной промышленности, вследствие че-го производство российских тканей увеличилось в 3 раза. Также в это десятилетие в ассортименте детской одежды появилась верхняя одежда английского производства: двубортные пальто «ольстер» с хлястиком на спине (его носили и девочки, и мальчики) и удобные пальто для дождливой погоды – ватерпруфы с пелериной. В качестве зимней верхней одежды девочки носили стеганные шубы, капоры и муфты с меховой отделкой.

Популярной одеждой для мальчиков были матроски с отложным воротником, а также костюм из черного бархата «а-ля лорд Фонтлерой» (по имени героя известного детского романа Ф. Бернетт «Маленький лорд Фонтлерой»), который состоял из панталон и блузы, соединенных между собой под поясом, красных чулок и высоких кожаных сапог. Этот костюм был популярен вплоть до 1920-х годов. Среди головных уборов были широко распространены шляпы канотье и шотландские соломенные шляпки, которые напоминали пилотки.

В 1880-е годы детская мода своим кроем опережает взрослую и намечает формообразование модного платья XX века. Значительное внимание стало уделяться одежде для девочек. Большим спросом пользовались цельнокроеные платья силуэта «принцесса» с заниженной талией. Цветовая гамма детских платьев этого периода очень скромная. Однако их украшала отделка на бедрах шарфами, заложенными в складки. По-прежнему пользовалась популярностью ткань шотландка. Для девочек
10-12 лет шили парадные костюмы с коротким полонезом в виде драпированного турнюра, которые напоминали французские платья 1770-х годов. В этом же возрасте девочки, как и взрослые дамы, носили корсеты, с которыми доктора уже начали борьбу в связи с тем, что они портили детское здоровье.

В это десятилетие особенно заметно влияние русского народного костюма. Часто платья украшали вышивкой крестиком в русском стиле. В моде также было цветное кружево тамбурного вязания для отделки детских платьев. В качестве верхней одежды для девочек были пальто пардессю с отделкой из ирландского гипюра, вязанного крючком. Девочки 8-10 лет носили шубки из ткани букле с меховой опушкой и вязаный башлык.

Мальчики 2-4 лет, как и девочки, носили платьица, что считалось наиболее удобным. Для мальчиков этого возраста также очень популярным был шотландский костюм, который состоял из платьица, которое имитировало традиционный килт. Его носили с гетрами из тартана и с традиционной шотландской бархатной шапочкой. Среди более взрослых мальчиков пользовался спросом костюм из демикотона, состоящий из кофточки из темно-синего бархата с золочеными пуговицами и матросской шляпы. Модными в это время были и бархатные костюмы-тройки с кружевным воротником «а-ля Ван Дейк». Наибольшей популярностью в 1880-е годы все же пользовался матросский костюм для мальчика, состоявший из кителя со складками спереди и по спине, панталон и нагрудника. Его часто делали из джерси и украшали спереди вышитым золотыми или серебряными нитками якорем. В моде этого периода и двубортная детская курточка из бархата или клетчатой ткани, с клапанами над карманами и отложным воротником. Для мальчиков 9-11 лет шили костюмы с короткими панталонами, которые застегивались под коленом на 3 пуговицы, маленькой однобортной жилеткой и короткой двубортной курточкой, обшитой по краям тесьмой.

В следующее десятилетие детская мода подверглась еще большим изменениям. Очень разнообразными в эти годы стали модели платьев для девочек, которые с этого времени вовсе перестали иметь сходства со взрослым туалетом. Девочек от года до двух лет одевали в короткие платья из белой шерсти, уже тогда похожие на костюмы первой половины XX века. Для девочек пяти лет предлагали платья с кокеткой, рукавами-буфами и низко посаженным кушаком. Мода на заниженную линию талии в девичьих костюмах просуществовала до Первой мировой войны и предопределила эту тенденцию в женских платьях 1920-х годов. В возрасте 7-9 лет девочки начинали носить платья с естественной линией талии. В качестве верхней одежды выступали пальто с рукавами жиго, длиной за колено, простого трапециевидного силуэта [2]. Однако большей популярностью пользовались только вошедшие в моду серо-голубые пальто из солдатского сукна с бархатным воротником, которое застегивалось на роговые пуговицы. В качестве аксессуаров девочки из обеспеченных семей носили маленькие детские ридикюли, вышитые стебельчатым швом цветными нитками, куда обязательно клали маленькие носовые платочки. Модными тканями для девочек считалась шотландка, гладкий кашемир, муслин, батист и бархат. Также были популярны передники из простых тканей, которые предохраняли платья от частой стирки.

Мальчики от года до четырех лет, как и девочки, носили короткие платьица с низко посаженной линией талии, иногда с застежкой подобной косовороткам. Мальчики старше стали носить темные шевиотовые панталоны со светлыми фланелевыми рубашками и темными кителями. Большой популярностью пользовался матросский костюм с большим отложным воротником, который дополняла матросская бескозырка с флотскими лентами.

Помимо этого, продолжалась мода на «русский стиль», свойственная для времени правления Александра III, в которой основным декоративным средством была вышивка крестом. Так платья девочек 4-6 лет напоминали косоворотки с воротником-стойкой и с напуском над низко посаженной линией талии. Платья в «русском стиле» были распространены и среди девочек 13-15 лет. Однако они уже отличались длиной и естественной линией талии. Мальчиков 9-11 лет часто одевали в русские косоворотки навыпуск, подпоясанные кожаным ремнем. Их дополняли короткие панталоны до колена, чулки и высокие ботинки.

В 1900-е годы развитие детской моды продолжило основные направления предыдущего десятилетия. В платьях для девочек до 5-6 лет сохранялась заниженная линия талии, которую подчеркивали широкой муаровой лентой. Однако появилась новая тенденция, которая заключалась в проектировании костюма с юбкой в складку на небольшой кокетке. Этот силуэт давал полную свободу движений ребенку и благодаря своей практичности сохранялся на протяжении столетия. Ансамбль для девочек 10-14 лет больше напоминал костюм взрослых дам, однако значительно от них отличался. Платья уже были корсажными, но с юбками до середины икры. Новым модным элементом для девочек в это время стала маленькая шляпка-капор под названием «кабриолет» в стиле 1830-х гг. Она была из фетра-гомспуна с отделкой из черных страусовых перьев и тафтяных лент. Актуальная цветовая гамма этого периода представляла собой темно-красные и коричневые тона. В это десятилетие для детской одежды стал все больше использоваться вязаный трикотаж, который в будущем стал одним из основных материалов для производства костюмов для детей. Широкое распространения в России получили вязаные панталоны, сорочки для детей и вязаная обувь для младенцев.

Матросские костюмы для мальчиков в 1900-е гг. представляли собой копию морской формы в уменьшенном виде. Детские матроски были белыми с синим морским воротником и белыми тесемками по краю. Под матроску надевали тельняшку, а вниз – темно-синие брюки, дополняя образ соломенной шляпой или бескозыркой. Военизация русского общества оказала влияние на детский гардероб. Так в них появились шинели из белого сукна, выстеганные на голубом шелке, для мальчиков от года до четырех лет. По-прежнему в детской моде особенной популярностью пользовались черные бархатные костюмы. Но главной новой тенденцией в ансамбле для мальчиков стало то, что панталоны для детей 6-14 лет стали длинными, что придавало образу некую взрослость. Еще одним нововведением в детском гардеробе стали кепки для мальчиков из 6-8 клиньев с козырьком, который крепился
к переднему шву кнопкой.

Дальнейшее развитие детского гардероба революционной России было обусловлено тенденцией «взросления» детской моды. Так многие силуэты и ткани, которые являлись атрибутом взрослых дам, становятся элементом детского гардероба.

В годы Первой мировой войны ужесточился режим экономии, и многие вынуждены были перешивать и переделывать взрослые костюмы в детские. Данная тенденция вызвала ряд протестов, так как простота становится главным условием большинства детских ансамблей. В платьях для девочек устанавливается длина до середины колена, силуэт с заниженной линией талии. Становятся актуальными простые платья трапециевидного кроя с поясом и детские сарафаны. Популярной тканью становится хлопчатобумажный фланелет.

После революции 1917 г. ситуация с производством и продажей детской одежды в России резко изменилась. Национализация промышленности, в частности швейных фабрик, привела к тотальному дефициту текстиля и изделий. Недостаток тканей и готовых детских костюмов вынуждал перешивать одежду из взрослой. Как следствие, широкое распространение получили трикотажные и вязаные вещи из-за их относительной дешевизны и удобства. Силуэт платьев для девочек находился под большим влиянием тех изменений, которые произошли в женском костюме в годы Первой мировой войны. Одной из самых популярных моделей становится платье-рубашка с заниженной линией талии прямого силуэта, похожее на те, которые создавал Поль Пуаре в Париже в это время для своих дочерей. Для изготовления детских платьев использовали хлопчатобумажные ткани с набивным рисунком. Готовые изделия носили с белыми гольфами и плоскими сандалями-пинетками. Постепенно матросский стиль, просуществовавший почти 40 лет, вышел из моды, так как считался пережитком прошлого. Популярным оставалась лишь тельняшка, которую мальчики носили с коротенькими брюками и белыми гольфами. Большую проблему в это время представляли собой зимний гардероб для ребенка, так как дети стыдились модных в предыдущих десятилетиях мехов и меховых отделок. Для изготовления шуб теперь стали использовать спорки меховых подкладок от мужских пальто, которые остались от прошлых времен [3].

Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что детская моды Российской империи претерпевала неоднократные изменения, как и вся мода в целом, однако, в отличие от западноевропейской, имела ряд отличий и особенностей, которые выделяли ее в ряд отдельной самодостаточной единицы. В первую очередь, детскую моду нашей страны отличала национальная самобытность и не прямое следование канонам взрослого костюма, начиная от тканей и силуэтов и заканчивая декором и аксессуарами. Использование большого количества ручного труда, применение в качестве украшений платьев и костюмов вышивки, кружева, эстетика ансамблей в целом, учили детей ценить труд людей и, одновременно с этим, формировали их художественный вкус. Безусловно, детский костюм в России середины XIX – начала XX вв. имел ряд отличий в крое, силуэте, тканях, декоре, длине, которые подробно были изложены выше, однако его несомненно можно считать самостоятельно развивающейся модной отраслью. Претерпевая неоднократные изменения на протяжении десятилетий, детский костюм как мальчиков, так и девочек, не утратил свои особенности и национальные черты, которые делали его по-настоящему уникальным.

 Список использованных источников

  1. Васильев А. Детская мода Российской империи. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 230 с.
  2. Коммисаржевский Ф. История костюма. М.: Академия, 1999. 336 с.
  3. Современная энциклопедия Мода и стиль. М.: Аванта +, 2002. 406 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *