«Живая скульптура» как феномен развития современного искусства

Т.М. Никольская

104Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, timnik2004@mail.ru

 

Современное искусство в том виде, в каком мы его привыкли видеть, сформировалось в 60-70 гг. XX века. Это время поиска альтернатив модернизму, а точнее поиска новых образов, новых средств и материалов выражения. Как результат появился термин «постмодернизм». Как правило, в данной связи этот этап рассматривается с точки зрения анализа и интерпретации традиционных видов искусства. Но на рубеже 70-х гг. годов появилось новое движение, новый способ выражения произведений искусства, новая форма, получившая название «живая скульптура». На этот процесс большое влияние оказало развитие технологий.

Сам аттракцион живых скульптур, которые теперь можно увидеть в большом количестве на улицах городов Европы, придумали трое мимов, выходцев из Латинской Америки – Тонио, Пепе и Пако. Мимами называли и актеров и само исполнявшееся произведение. Как правило, это были бытовые сценки, которые писались самими импровизаторами и исполнялись на улицах городов, в трактирах и частных домах. Понятие мима прочно вошло в обиход уже в первой половине I в. до н.э. в римской империи остался на данной территории после распада Римской империи, но под другим названием comedia del’ arte.

Слово мим происходит от греческого mimesis, что в переводе означает «подражание». Целью мима было увеселение зрителей, причем средства использовались для этого самые разнообразные, например, приемы балаганного шутовства: крики, шутки, потасовки. Но наиболее важную роль играли движения и жесты, являющиеся основным фактором отражения эмоций. Сюжеты могли быть разнообразными: от мифологических до самых обыкновенных, бытовых. Действие разыгрывалось в комическом плане, который подчеркивался смешной жестикуляцией, потешными гримасами. И в отличие от обычных актеров, играли мимы без масок.

Сегодня пантомима, а именно так называется выступление мимов, вышла далеко за рамки театральной постановки. «Живая скульптура», которая сейчас во множестве присутствует на улицах многих городов, и есть некая трансформация образа мимов. «Живая статуя» – это вид уличной пантомимы, где полностью загримированный актер – мим, имитирует статую, выполненную из мрамора или металла. «Живыми статуями» не становятся актеры – профессионалы, так как это работа хотя и очень тяжелая, и требующая терпения, но в то же время актерские навыки в данном виде деятельности не требуются. Многие «живые скульптуры» могут задержаться на одном месте достаточно долго – в течение нескольких месяцев, а дальше переезжают в другое место или меняют работу. Стать образом «живой скульптуры» в городе Европы не так – то просто, так как это одна из достопримечательностей, которую стремятся посмотреть и поэтому претенденты проходят конкурсный отбор в муниципалитете, после которого либо получает разрешение на деятельность, или его образ нуждается в доработке. Обычно у каждого уличного мима есть свое место и свой график работы, который находится на улице в течение 10-12 часов.

105

Главной отличительной чертой «живой статуи» является полное отсутствие каких-либо движений на протяжении длительного отрезка времени. Конечно, подобная работа очень сложна. Люди, которые занимаются этим, должны обладать не только терпением, но и быть артистичными, ведь как только прохожий кинет монетку в шляпку мима, он должен сыграть небольшую сценку, чтоб завлечь других прохожих и заставить захотеть их кинуть еще.

Внешнее сходство со статуей добиваются благодаря равномерному нанесению слоя грима и краски на одежду, лицо и тело актера, имитирующих настоящие памятники.

106

Подготовка образа начинается с костюма, который является главным составляющим уличного представления, ведь на него и засматриваются прохожие. Если персонаж очень привлекательный, то к нему будет повышенное внимание.

Грим также важен, так как без него не будет полного впечатления от образа, кроме того, он помогает достичь зеркальной схожести.

И конечно, невозможно представить «живую статую» без аксессуаров, которыми и дополняется образ.

Выбор персонажа у каждого актера свой и зависит от внутренней потребности, желания и многих других личностных факторов, так как выступление уличного мима – это маленький спектакль, который дарит оживший персонаж своим зрителям.

Перед выступлением непосредственно на публике, происходит отработка актерской игры, то есть то, чем мим будет удивлять проходящих мимо людей. Этому предшествует определенная работа, так как необходимо знать историю образа, прежде чем его отыграть.

Таким образом, живые скульптуры в каждом городе – это одна из важнейших достопримечательностей его, так как любой город пытается проявить себя с различных позиций для того, чтобы привлечь к себе всеобщее внимание. Это могут быть мероприятия различного уровня.

В городе Тамбове одним из таких «фирменных» мероприятий является Покровская ярмарка, организатором которой является администрация города Тамбова при официальной поддержке Торгово-промышленной палаты.  Данное мероприятие проходит с целью возрождения культурных, исторических и трудовых промыслов Тамбовской области. В связи с этим в октябре 2015 года, в рамках
V Покровской ярмарки было проведен фестиваль тамбовской картошки, на котором активное участие приняла Детская художественная школа №2 декоративно-прикладного искусства имени В.Д. Поленова с инсталляцией «Тамбов золотокартофельный». Был создан проект будущей инсталляции, которая должна была не просто вызвать интерес к картошке как продукта, но и показать, что она может быть употреблена в качестве художественного материала, но конечно после соответствующей обработки. Результатом стал своеобразный подиум, на котором представлен силуэт города Тамбова, изготовленный из картофеля, покрытого золотой краской, символизирующего своим видом важность данного продукта для жителей района. На подиуме также присутствовали и предметы, сопутствующие выращиванию, сбору и обработке урожая картофеля.

107

108

109

110

Небольшая миниатюрная скульптура мешка с картошкой, выполненная тамбовским мастером Никольским А.В. из серебра и золота, явилось украшением этой инсталляции.

111

Кроме того, для оживления данной композиции были использованы впервые в Тамбове так называемые «живые» скульптуры сборщиц картофеля. В качестве артистов, изображавших сборщиц, выступили студенты направления Культурология университета имени Г.Р. Державина, а костюмы были смоделированы и выполнены самостоятельно, так же как и грим. Скульптуры, так же как и везде, были неподвижны, пока кто-нибудь не подходил к ним, после этого они воспроизводили произвольный поклон, а некоторые получали
в подарок сюрприз в виде «золотого» или «серебряного» картофеля. Это приводило в восторг всех жителей города, вызывая неподдельный интерес
к этой композиции. Таким образом, была попытка воспроизвести «живые» скульптуры, похожие на европейские. Этот опыт может стать одной из особенностей Покровской ярмарки, да и не только ярмарки, а может быть использован на праздновании Дня города и других мероприятиях, став отличительной чертой города Тамбова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *