Н.Н. Лавринова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, natlavrinova@yandex.ru
Современным искусством – contemporary art (англ.) называют искусство, созданное в недавнем прошлом или существующее в настоящее время. Со времени искусство, когда-то считавшееся современным становится достоянием истории. С XX века современным считают произведения искусства, созданные в период с 1970-х по сегодняшний день.
В русском языке активно используется также термин «актуальное искусство». Он во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «contempo-rary art», «современное искусство». В художественном процессе под актуальным искусством подразумевается инновационное современное искусство, в основном это новаторство проявляется в плане идей и/или технических средств. Однако такое искусство быстро устаревает и становится частью истории современного искусства XX и XXI столетий. В определение «актуального искусства» вкладывается смысл, который в свое время соответствовал авангардизму (новшество, радикальность, использование новых форм, техник и приемов).
Термином «contemporary art» – современное искусство – обозначается искусство, создаваемое в настоящее время. Современное искусство показывает способ, которым современность представляет свою сущность, то есть современное искусство это своеобразный акт презентации настоящего. Contemporary art отличается от термина «modern art». Последнее, в свое время, было ориентировано на будущее, а постмодернистское искусство, выступало исторической рефлексией по поводу модернистского проекта. Contemporary art интересует только настоящее, а не будущее и прошлое. Для того чтобы дать характеристику contemporary art, важно, проследить его отношение к модернистскому искусству и постмодернистскому искусству.
Современное искусство не ограничивает используемые формы, методы, материалы, часто черпая их из окружающего мира. В нем сочетаются как традиционные формы, такие как, живопись, рисование и скульптура, так и нетрадиционные – перформанс, инсталляции, видео и другие формы. Современное искусство отличает такая характеристика как глобальность. Оно способствует разрушению культурных барьеров, разделяющих консервативную элитарность высокого искусства и общественное восприятие.
Развитие современного искусства ХХ века можно условно разделить на два больших периода. Во-первых, это модернизм (modern art) – искусство от эпохи импрессионизма (начиная приблизительно с 1880 года) до 1970-х годов. Во-вторых, это современное искусство – от 70-х прошлого века до настоящего времени. Надо отметить, что 1970 год является основным пунктом в истории современного искусства и искусства вообще по двум причинам. Первое – это год возникновения терминов «постмодерн» и «постмодернизм». Второе – 1970 год – последний период, до которого художественные движения можно было относительно легко классифицировать. До 1970 года, во времена модернизма, художественных течений было значительно больше. И это не смотря на то, что художников, работающих в настоящее время больше, а совокупность средств и технических возможностей шире. Важной особенностью искусства последних тридцати лет является его ярко выраженная социальная ориентированность, большая, чем во все предыдущие эпохи. Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные новации в то время выразились в поиске новых образов, средств, форм и материалов выражения, в деконструкции объекта (например, перформансы и хеппенинги). Произошел специфический сдвиг от производства художественного объекта к производству художественного процесса, что послужило началом возникновения так называемого, перформативного искусства.
Перформативное искусство является одной из форм искусства действия. Оно было очень распространено в искусстве 60-70-х годов. Перформативность заключается в исполнении определенных, заранее спланированных действий перед собравшейся публикой, или, напротив, в импровизационных действиях. Перформанс позволяет в «эфемерных событиях воплощать художественные идеи, не прибегая к их пластической фиксации. Лишая зрителя дистанции по отношению к искусству, перформативное искусство не просто интенсифицирует эстетическое переживание, но и ставит зрителя перед необходимостью заново определять и формулировать систему взаимоотношений с искусством» [1, с. 37].
Возможность определения столь широкого понятия с размытыми границами как «современное искусство» представляется еще более затруднительной, тем не менее, обратимся к частным мнениям деятелей и специалистов, связанных с осмыслением и участием в современных художественных практиках.
Современное искусство можно сравнить с живой материей. Это нечто, что постоянно развивается, ищет новые формы, создает новые направления и пробует смешивать разные жанры.
Марат Гельман, галерист, деятель современного искусства так характеризует понятие «современное искусство» – «это то, что происходит и создается здесь и сейчас, в данную конкретную минуту, пытаясь отражать и отвечать вкусам и настроению тех, кто живет в настоящем». Он также считает, что особенность его еще и в том, что буквально каждый из нас может сегодня попробовать сотворить объект или произведение искусства (как-то в искусстве Poetry Slam)» [3].
Борис Гройс, теоретик искусства, писатель, художественный критик, также считает, что термин «современное искусство» не просто обозначает искусство, создаваемое в наше время. Скорее, сегодняшнее современное искусство «демонстрирует способ, которым современность представляет свою сущность, – акт презентации настоящего» [3].
Русский поэт, прозаик, эссеист, деятель современного искусства Мирослав Немиров говорит о том, что современное искусство, представляет собой «что-то прежде небывалое, а не воспроизводящее готовые стандарты» [3].
Современное искусство, как и искусство в целом, есть средство коммуникации, способ общения художника со зрителем, окружающим миром. Поэтому Гор Чахал, современный российский художник, первичным критерием качества произведения определяет ясность и характер, посыл художественного высказывания, что отражает, критикует и, в итоге, переустраивает современную жизнь индивида и общества.
Современное искусство характеризуется специфической чертой, а именно – повышенным желанием стереть границы между искусством и жизнью, сделать зрителей соучастниками самого творчества, предоставить им возможность непосредственного переживания неповторимого по своей сути творческого процесса.
Соответственно, современное искусство имеет свои особенности, которые накладывает на него время, в котором оно создается. Современное искусство постоянно развивается, ищет новые формы, как мы уже сказали выше, создает новые направления и жанры.
Появление и развитие современного искусства можно рассматривать как закономерный процесс. В нем отражаются как социальные проблемы, разобщенность, иногда абсурдность современного мира, так и попытки осмысления путей выхода из кризисов, поиска новых ценностей и новой духовной опоры культуры и человека. Данный процесс носит творческий характер, затрагивает множество разнообразных явлений. Он может способствовать как обогащению и возвышению искусства, так и разрушению его основ, связанных с духовным содержанием образа.
Для современного общества, имеющего большой потенциал к развитию, характерна тенденция к утрате основополагающих нравственных ценностей, стандартов добра, истины и представлений о прекрасном. Многие ценности и идеалы прошлого, сформулированные различными идеологиями, для настоящего времени оказались ограниченными, деструктивными, несостоятельными, утопичными. Существует мнение, что ценности, способствующие не разъединению, а объединению, возвышающие человечество, находятся еще в стадии формирования и осмысления. Это требует интерпретации прошлого и настоящего на более высоком уровне понимания, где отсутствует разделение на абсолютное добро и зло, где нет восхваления или очернения разных путей развития. Всесторонний кризис внутри современного общества требует необходимости формирования принципиально новой концепции существования человека в мире. В ее основе должны быть заложены принцип поиска смысла и мудрости в каждом опыте прошлого и принцип создания нового многообразного единства идей и культур.
Если рассматривать современное искусство как искусство свободного творческого поиска, то оно претендует на отказ от притязаний на истинность любых доктрин и идеологий. Такой подход, а также отрицание формализма в культуре и жизни, базируется на творческой идеи равнозначной множественности, релятивизма.
Во многом появление современного искусства связано с разочарованием во всемогуществе разума и поэтому оно в большей степени обращено к миру чувственного, субъективно-личностного. Аппелируя чувственными характеристиками, обращаясь к подсознанию и душе зрителя на уровне абстрактных форм, концептов, образов и творческих действий художника, очищенных от второстепенного содержания и ясного сюжета, современное искусство способно открывать новые возможности духовного воздействия на зрителя.
Многие исследователи современного искусства говорят о том, что его существование даже в самых крайних проявлениях можно рассматривать как возрождение человеческой души, страдающей от отсутствия сильных чувств и впечатлений, безразличия и бездуховности повседневности современной эпохи.
Современное искусство в некоторых своих проявлениях вскрывает самые страшные социальные «болезни». Часто оно противопоставляется насаждаемой массовой культуре, основным принципом которой является одномерность многомерного человека. Такое искусство несет в себе отрицание предзаданности человека, превращения его в бесчувственный механизм, взаимозаменяемый элемент большой общественной системы. Современное искусство, используя различные формы и средства, дает возможность осознать абсурдность предзаданного существования, которое происходит вне осознанного выбора, вне свободы и ответственности человека за безграничные возможности своего существования. Это понимание может привести к тому, что человек уже не сможет механически воспроизводить ограниченный набор действий, реакций и не страдать.
Наиболее полным созидательным потенциалом современного искусства, является та его сфера, которая связанна с поисками новой выразительности абстрактного образа. В процессе творческого поиска художник движется от отображения формы объектов и явлений к подаче их многомерного внутреннего содержания, идеи, смысла, вибрации, уникальной создаваемой ими атмосферы. Как многими веками ранее иконописец отошел от детальной передачи анатомии и пропорций человеческого тела во имя запечатления духа, пребывающего в этом теле, так и талантливый современный художник, создающий абстрактный образ, стремится к осмыслению и отображению сокровенной сути вещей.
Эта сфера творческого поиска может способствовать обогащению искусства современности глубиной, силой и редкой духовной наполненностью.
Все сказанное далеко не означает, что современное искусство несет только положительные тенденции. Оно имеет и противоречивые, часто деструктивные, разрушающие черты. Так, свобода ради творческого поиска и предельной откровенности художника может обернутся бесплодной свободой от духовных ценностей и смысла творимого. Пустые формы, не наполненные смыслом, либо наполненные непроработанными и непереосмысленными автором эмоциями, не сформулированные в идею, способны войти в резонанс с чем-то деструктивным в душе зрителя, рождая болезненные фантазии и идеи. Зритель не поднимается выше устремления автора. Если автор не устремлен ни к чему, его искусство может принести вред. О великой и небезопасной силе воздействия искусства было известно всем цивилизациям и культурам прошлого. Свобода художника всегда была ограничена внутренней необходимостью служения идее, ведущей человека и культуру к мудрости и осознанности. Вхождение в резонанс с искусством, идеи которого не имеют созидательного потенциала, губительно для человеческой цивилизации.
Автор современного искусства, так же как и классического ставит перед собой вполне конкретные цели. Он не обещает просветить или возвысить зрителя, он не объясняет, не назидает, не завершает. Роль автора современного искусства – создание реальностей, через которые можно путешествовать, привнося в разрозненность образов собственный смысл и новое единство. Автор современного искусства создает открытую систему, готовую к интерпретации. Важным становится выражение внутреннего мира художника, его душевного состояния, реакции на окружающую действительность. Такая откровенность автора становится более важной и ценной, чем сюжет или идея создаваемого им арт-объекта. Художник не прячет себя, свое душевное состояние и чувства за сюжетом картины, не давая и разуму зрителя заблудиться в анализе сюжета, уходя от ответных чувств и сопереживания картине.
Таким образом, ввиду своей недосказаннсти и многомерности современное искусство способно привести разум зрителя к непонятийному безоценочному мышлению, а душу зрителя к непосредственному чувствованию. Автор как будто бросает зрителю вызов, спрашивая что же сможет создать зритель в своем сознании из этого загадочного хаоса. Этот хаос так похож на хаос самой жизни, из которого человек извлекает или не извлекает драгоценное единство смысла.
Хаос воспринимается автором современного искусства как источник обновления и новых возможностей.
При создании и восприятии современного искусства происходит стирание границ между искусством и жизнью. Множество предметов повседневности приобретают роль ярких метафор в создании коллажей, перформансов, хепенингов. Жажда глубокого взаимодействия между реальностью и искусством, зрителем и произведением вызвана потребностью в новом восприятии самой жизни человека как акта творчества. Изобразительное искусство прошлого, изолированное от реальности рамой картины, приводило к возникновению чувственных переживаний в результате контакта с заменителями объективной действительности. Таким же образом заменителями действительности выступают современные виртуальные реальности интернета, миры, создаваемые киноиндустрией, при всей своей глубине и яркости порой все дальше уводящие человека от событий и выборов собственной жизни, реальности «здесь и сейчас».
Итак, создание единства объективной реальности и мира искусства в арт-объектах современного искусства, перформансах и хеппенингах стало ответом на засилие призраков вещей, замещающие реальность из опыта людей.
Следует отметить еще два качества, привносимые автором современного искусства в свои творения.
Ирония. Отсутствие претензии на владение единственно верным смыслом, ключом к разгадке тайн и источником спасения привносят оттенок иронии и самоиронии автора во многие произведения современного искусства. За этой иронией может сквозить как горечь утраты смысла и разочарование, так и вера в невыразимое неподвластное логике счастье человеческой жизни.
Цитатность. Создавая арт-абъект, художник актуального искусства вступает в диалог с множеством эпох и стилей, личностей и идей. В результате такого диалога арт-объект может содержать в себе отзвуки образов и идей других произведений. Глубина и яркость этого диалога зависит от богатства интеллектуального и духовного мира автора. Путешествуя по созданному автором пространству смыслов и форм, зритель становится вовлеченным в глубокую беседу художника с миром искусства, смысл которой открыт для зрителя настолько, насколько разнообразен его собственный интеллектуальный и духовный опыт.
Следует отметить, что порой за претензией на такую многомерность скрывается плагиат либо простое отсутствие собственных идей автора произведения. Чем более тонкая сфера становится открытой для отображения искусством, тем меньше возможности ясно различить подлинную и фальшивую глубину и уникальность произведения искусства на уровне разума. Только интуиция и наличие либо отсутствие душевного отклика на произведение может достаточно ясно руководить предпочтениями зрителя современного искусства.
Современное искусство требует от зрителя участия, взаимодействия. Оно содержит протест против подавления творческой природы человека, погрязшего в стихии стереотипного стандартного мышления. Потому современное искусство создает проблемную ситуацию, содержащую в себе ключи к пониманию произведению, но не его готовую однозначную трактовку.
Таким образом, арт-объект выхватывает человека из сферы стереотипных форм, из зоны привычного, из душевного комфорта, и переносит в пространство поиска смысла.
Преодолевая односторонний оценочный взгляд на искусство и действительность, зритель, если желает того, стремится осмыслить многоголосное произведение и наделить его собственным смыслом, возникающим из ассоциаций и размышлений по поводу данного арт-объекта.
Смысл произведения становится плодом сотворчества автора и зрителя. Без активной позиции зрителя произведение современного искусства зачастую является лишь разнородным хаосом идей и форм. Взаимодействие множества точек зрения, представленное в многоголосном арт-объекте, дает зрителю толчок не искать смысл в искусстве и жизни, но учиться наделять искусство и вслед за ним жизнь неповторимым смыслом, осознанно выбирать наиболее созвучную ему «мелодию» в представленном многоголосье, вносить свою идею, выбирать свою позицию в восприятии объекта искусства и также в собственной жизни.
Творческий потенциал современного искусства способен обогатить зрителя возможностью истинного сотворчества с автором, осмысления жизни, поиска точек зрения, с которых открывается более глубокое постижение феноменов и явлений действительности, а также собственной сущности.
Итак, мы обозначили богатые возможности современного искусства, для взаимодействия с которым требуется творческая активность зрителя и его готовность выйти за рамки привычного, одаривая окружающее пространство форм собственной интерпретацией и смыслом.
Надо сказать, что такие возможности современного искусства не всегда реализуются в произведениях, и им еще предстоит проявить себя в полную силу в искусстве будущего, если направленность современного искусства будет созвучна созидательному потенциалу человеческой культуры.
Взаимозависимость между направленностью искусства и его потенциалом осмыслена неординарным ярким художником, искателем духовных основ и смысла искусства Василием Кандинским: «…Да, искусство есть дитя своего времени. Но такое искусство способно лишь художественно повторить то, чем уже ясно заполнена современная атмосфера. Искусство, не таящее в себе возможностей для будущего, искусство, которое есть только дитя твоего времени и которое никогда не станет матерью будущего, является искусством выхолощенным. Оно кратковременно; оно морально умирает в тот момент, когда изменяется создавшая его атмосфера» [2].
Искусство, способное к дальнейшему развитию, также имеет корни в своей духовной эпохе, но оно является не только отзвуком и зеркалом последней, а обладает пробуждающей пророческой силой, способной действовать глубоко и на большом протяжении.
Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь. Все созидательные направления искусства в своей основе имеют смысл, особую роль в развитии культуры и уникальный потенциал. Не заменяя, не вытесняя удивительный мир классического искусства, но исследуя новые возможности творческого поиска, современное искусство способно привести художника и зрителя к новой откровенности и новой глубине взаимодействия и сотворчества.
Список использованных источников
- Лавринова Н.Н. Флеш моб как форма коммуникации в современном культурном пространстве // Традиции и инновации в пространстве современной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Липецк: Изд-во ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», 2016. С. 37-40.
- Леванова Е.Ф. современное искусство и его многомерность. URL: http://cyberleninka.ru/journal/n/vest-nik-tomskogo-gosudarstvennogo-universiteta-kulturologiya-i-iskusstvovedenie (дата обращения: 20.01.2017).
- Научная сеть для ученых, аспирантов и студентов: [сайт]. URL: http://scipeople.ru/group/1827/discus-sions/(дата обращения: 16.01.2017).