Шахматы через века

Э.В. Мхоян

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, edw-artr@mail.ru

 

 Жизнь – это партия в шахматы

М. Сервантес

 

«Весь этот мир – шахматы». – Так сказал английский писатель Льюис Кэррол словами своего героя в детской книге «Алиса в Зазеркалье». И каждый из нас разыгрывает свою партию на поле жизни.

Никто с точностью не может сказать, кто придумал шахматную игру, что послужило толчком для создания этой мудрой, с бесконечными вариантами ходов, замысловатыми перипетиями игры. Точно также неизвестно, когда и где оно впервые появилось. Мифов и легенд на эту тему существует довольно много. С большой степенью вероятности можно утверждать, что возникла эта игра в Индии. Письменным документом, подтверждающим этот факт, является поэма персидского поэта Фирдоуси, в которой описывается доселе никому не известная игра с фигурами на клеточной доске, подаренная царю Персии представителями народа Индии.

Это было первое упоминание о шахматной игре в литературном источнике. И дату написания этой поэмы, 570 г. нашей эры, считают годом появления этой интересной игры.

Шахматы, всегда были притягательны для людей, а для художников, ремесленников и резчиков являлись и источником вдохновения, и средством самовыражения. Создавая те или иные шахматные наборы, мастера пытались выразить в них дух и культуру своего народа, и его мировоззрение.

С художественной точки зрения шахматная фигура – это миниатюрная скульптура, а шахматная доска с установленными на ней фигурами – это художественно организованное пространство.

Именно поэтому красивые шахматные фигуры – уже сами по себе являются настоящими произведениями искусства, которые к тому же, должны иметь еще и прикладное значение. Одновременно с этим, фигуры должны быть узнаваемы, понятны с первого взгляда и удобны в изготовлении в любом материале.

Эволюция шахмат, история их развития – это постоянный поиск ответа на вопрос – должны ли шахматы быть типовыми, однообразными по форме, или они могут являться неким акцентом в интерьере, его красивой деталью.

Эта статья не претендует на аналитический разбор шахматных композиций и философские размышления на эту тему. Мы уже коснулись совсем немного истории появления на свет самих шахмат. Теперь попытаемся показать шахматные наборы разных эпохи народов, выполненных в различных материалах: от очень красивых и сложных, до очень простых и незатейливых. Рассмотрим, как каждый мастер пытался для себя определить и выразить в своих работах «Золотую» середину между функциональностью, красотой и образностью.

Древний город Самарканд. Когда-то он назывался Афрасиаб. Именно здесь во время раскопок были найдены самые древние, дошедшие до наших дней, шахматные фигуры. И относятся они к VII в. нашей эры. Всего-навсего 7 фигур: шах, визирь, колесница, слон, два всадника и пешка, сделанные из слоновой кости и размером от 2 до 4 см. Перед нами совершенно великолепные образцы скульптуры, исполненные искусными мастерами – резчиками того времени. Поражает степень чистоты обработки, лаконичность и ясность силуэтов всех фигур при их максимальном обобщении. В тоже время как мастерски поданы мельчайшие детали одеяний и вооружения каждой фигуры! И кроме всего найденные фигуры дают нам вполне себе достоверные сведения о составе армии некоторых центрально-азиатских государств.

Уверен, никто не станет отрицать тот факт, что самаркандские фигуры являют собой прекраснейшие образцы миниатюрной пластики (рис. 1).

82

Большой интерес для историков, специалистов и, конечно же, художников имеет другой набор, сделанный во время средневековья. Это, так называемые, шахматы Карла Великого. По времени они приписываются к ХI в. и изготовили их мастера Южной Италии. К сожалению, до нас дошли всего 6 фигур: король, королева, слон, рыцарь и пешка. Но этого вполне достаточно, чтобы убедиться, что перед нами очень искусно выполненные итальянскими мастерами образцы мелкой пластики – шахматной скульптуры. При общей целостности фигур, наряду с обобщением отдельных их частей мастера резчики очень красиво наполнили их вполне декоративными мельчайшими деталями. Фигура короля являет собой многочисленную, очень грамотно организованную композицию. Ее центром является восседающий на троне король (это император Алексей Комнин) с двумя фигурами слуг, стоящими по обе стороны (рис. 2).

83

Совершенно очевидно, что это образец великолепно исполненного плоскостного, многопланового рельефного решения. И скорее всего, это единственное подобное сложное решение фигуры короля.

Говоря об эпохе раннего средневековья, нельзя не вспомнить еще одну композицию. Это поистине шедевр шахматного искусства и миниатюрной пластики! Мы говорим о фигурах, найденных на острове Льюис, что недалеко от Шотландии. Изготовлены они были между 1150-1200 гг. и это был период экономического, интеллектуального и культурного расцвета многих стран Европы. Всего было найдено 78 фигур и почти все они дошли до нас в хорошем состоянии. Мы видим шахматы, имеющие прекрасные функциональные и декоративные качества. Это несомненное произведение искусства: фигуры изготовлены как скульптуры малых форм, и имеют столь выразительные детали, что вполне могут быть изготовлены и в гораздо большем размере из твердого материала и при этом они приобретут новое звучание и красоту (рис. 3).

84

Рис. 3. Шахматы с острова Льюис

Выполненные в романском стиле фигурки представляют образы правителей, воинов и духовенство в одежде начала ХII столетия со всеми присущими общественному положению каждого персонала атрибутами. Вырезанные из моржового клыка, и некогда окрашенные в красный цвет, приземистые, статичные статуэтки изображают короля и королеву, восседающих на тронах, епископа с посохом в руке, вооруженного копьем рыцаря на коне и пешего воина с мечем и щитом.

Фигуры решены компактно, они очень устойчивы, так как центр тяжести расположен очень низко. Их легко передвигать по доске и сложно уронить. Это то, что касается функциональных качеств.

С художественной точки зрения они великолепны. Продуманы композиционные и пластические решения всех фигур, вплоть до каждой детали. Основой выразительности является предельно скупой язык изображения.  Замечательно решены пропорции самих фигур. Все они сделаны большеголовыми, что придает им большее эмоциональное очарование, а широко открытые глаза делают их печально задумчивыми. Очень красиво найдены пропорциональные отношения фигур относительно друг друга: от короля – самой высокой и тяжелой фигуры до самой маленькой и легкой – пешки.

Надо уточнить, что в этих шахматах и в шахматах Карла Великого впервые появляется королева, успешно заменившая азиатского визиря.

Пришедшая на смену средневековья, эпоха Возрождения приносит изменения в общественные отношения и в жизни людей. Меняются и сами шахматы. Вместе с новыми правилами приходят новые формы и названия. Примером может служить шахматный набор, изготовленный мастером из Флоренции Балдассаре Эмбриачи, который придумал свой способ подготовки животной кости.
И после этого ее можно было обрабатывать как обычную слоновую кость. Хорошо сохранившаяся шахматная доска этого мастера представляет собой сложное по исполнению и восприятию произведение. Самих шахматных фигур того времени, как ни странно, сохранилось совсем немного. Шахматные фигуры Эмбриачи имеют редкий для того времени внешний вид. Они узкие и устремлены вверх.

Интересен шахматный набор, изготовленный по заказу одного из членов семейства Медичи.
О принадлежности его этой фамилии свидетельствует непревзойденная техника изготовления и точности в исполнении особенностей каждой фигуры. Король и королева представлены в виде бюстов, головы которых венчают короны, а сверху уже головные уборы по моде аристократии того времени. В фигурах пешки и знаменосца мы видим явные отголоски скульптуры «Давида» Донателло. Ладья, сделанная в виде слона с башней наверху.
И эта башня (замок) на многие столетия становится символом традиционных европейских шахмат. Конь предстает вздыбленным в резком движении. Но это не мешает воспринимать весь комплект как единую, целостную композицию (рис. 4).

85

Рис. 4. Шахматы семейства Медичи

В 17 в. появляется новый внешний вид шахматных фигур. Их формы более условны, конструкции – более совершенны, силуэты – понятны. Изначально они обрабатываются на токарном станке (слоновая кость и тем более дерево позволяет это сделать), а потом дорабатывались вручную. Ладья уже походит на замок или башню, король – с тремя коронами, у слона верхняя деталь напоминает раздвоенную митру епископа. А вместо рыцаря мы видим голову коня.

Уже к середине 18 в. шахматы приобретают в целом почти тот вид, который существует и сегодня. Все они имеют фигуры короля и королевы в коронах, епископа в митре, коня и пешку, башню (замок). И все они кажутся вышедшими из одной мастерской и сделанными одними мастерами.

Отдельно надо упомянуть о «стаунтоновских» шахматах. Созданы они были по эскизам Натаниеля Кука и зарегистрированы специальным актом 1 марта 1849 г. Но в документ внесли имя Говарда Стаунтона, и с тех пор этот набор носит его имя. Король и королева получают корону и диадему, рыцарь превращается в голову античного коня, башня получает очень спокойный, четкий силуэт. Пешка напоминает форму балясины того времени. За простоту, ясность и предельную функциональность именно этот шахматный комплект всемирная шахматная федерация в 1924 г. выбирает для игры на международных турнирах (рис. 5).

86

Рис. 5. Стаунтоновские шахматы

С определенной точностью невозможно утверждать, когда именно в России появились шахматы. Но понятно, что пришли они к нам из Ирана и Северной Индии благодаря торговым отношениям с этими странами.

Русские мастера из селения Холмогоры, что близ города Архангельска, уже в ХVII столетии начали создавать очень интересные, изобразительного вида, шахматы. Их тема – тема боевых действий России с Турцией. В итоге появился двухмачтовый военный корабль – это ладья на стороне русских. А одномачтовый военный галеон – это ладья турков. Один король, восседающий на троне – русский царь, на противоположной стороне – турецкий султан. Наши пешки одеты в стилизованные, почти «античные» одежды, турецкие – в узнаваемые мусульманские наряды и тюрбаны. Технически фигуры выполнены мастерски. Во всем соблюдены мера и такт. В изображении отдельных фигур детали показаны с почти документальной достоверностью, что не лишает их красоты и художественной привлекательности (рис. 6).

87Рис. 6. Холмогорские шахматы

Очень часто русские мастера изготавливали наборы, которые позже стали называть «шахматы с личиками». Изначально они вытачивались на токарном станке и дорабатывались вручную. Нижние части имели относительно условную форму, верхние – завершались резными головками. Чаще всего этот ход использовали холмогорские резчики. Ладья имела форму цилиндра с мачтой в центре. Морды коней всегда делали по-разному, но они всегда были узнаваемы. И часто походили на конные деревянные игрушки того времени.

После Октябрьской революции, когда коммунистическое правительство, поддерживая изобразительное искусство, поставило его себе на службу, художники вынуждены были пропагандировать новую политическую систему и ее идеалы. На Ломоносовском заводе в Ленинграде по эскизам знаменитой художницы – керамистки Натальи Данько были изготовлены два «агитационных» набора шахмат. «Город и деревня» – так назывался её первый набор. Белый король с королевой – это колхозник с колхозницей со снопами сена, ладья выполнена в виде силосной башни, а пешки – деревенские дети. Черный король с королевой – рабочие, пешки – их дети, одетые в противогазы. Рабочие и колхозники соревнуются друг с другом в деле построения социализма.

Но самый известный набор Натальи Данько носит название «Красные и Белые». Это по – истине замечательное произведение декоративно – прикладного искусства, олицетворяющие борьбу рабочего класса и капиталистов. Со стороны «красных» – рабочие, избавившиеся от рабского труда. Они счастливые и смелые. На другой стороне «Белые» – капиталисты. Их король – это олицетворение зла, смерти и разложения, а королева – воплощение алчности и ненависти. Их пешки –
это порабощенные женщины, закованные в цепи, а у «красных» пешки – свободные женщины с колосьями в руках (рис. 7).

89

88

Рис. 7. Шахматы «Красные и белые» Н. Данько

По образности, цветовому колориту, эмоциональной насыщенности эти шахматы действительно являются прекрасным образцом агитационного искусства того времени, и создать их мог очень талантливый художник, искренне веривший в светлое будущее человечества!

У Натальи Данько нашлись приемники. Её дело в 80-х гг. двадцатого века продолжала замечательная художница – керамистка Эльвира Еропкина.

Ещё один шахматный набор с агитационной тематикой делался в городе Вятка и вырезали его из дерева – капа корня. И опять перед нами две противостоящие силы – буржуи и рабочие. Часовня у белых – это ладьи, у красных вместо часовен – молот и наковальня (рис. 8).

90

Рис. 8. Вятские шахматы

Есть ещё одна работа, о которой надо упомянуть. Это шахматный стол, который является великолепным образцом русского конструктивизма. Изготовлен он по проекту Александра Родченко (рис. 9).

Но шахматы не только отражают исторические события, они ещё и свидетели невероятной силы человеческого духа. Это шахматный набор из ГУЛАГа, сделанный из проволоки, и набор блокадного Ленинграда – склеенные из картона кубики с нарисованными фигурами (рис. 10, 11).

В 1970 г. были изобретены «космические» шахматы для игры в невесомости (рис. 12).

91

Рис. 9. Стол А. Родченко

92

Рис. 10. Шахматы из ГУЛАГа

93

Рис. 11. Блокадные шахматы

94

Рис. 12. Космические шахматы

В этой статье мы рассмотрели лишь незначительную часть шахматных наборов. Этот ряд можно ещё продолжать довольно долго. Но надо сказать, что кроме того, что шахматы сами по себе произведения искусства, они ещё нашли свое достойное отражение в других видах искусства: в кино, в литературе, в живописи, в скульптуре.

Список использованных источников

  1. Вильямс Г. Шахматы. История. Фигуры. Игроки. 2004.
  2. Линдер И.М. Шахматы на Руси. М.: Наука, 1975.
  3. ChessPro/Энциклопедия.
  4. George Dean Chess Masterpiecec One thousand years of extraordinaru chess gets. Abraws. New York

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *