Опыт проведения I Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества детей «Традиции и современность»: идеи, цели, результаты

М.В. Никольский

49МБОУ ДО «ДХШ № 2 ПДИ имени В.Д. Поленова», timnik2004@rambler.ru

 

 

 

 

Р.Е. Иванников

65МБОУ ДО «ДХШ №2 ПДИ имени В.Д. Поленова», roman-iart@yandex.ru

 

 

 

 

Современный запрос общества на возрождение исконных национальных традиций, где отражены ценности того или иного народа, во многом объясняет активное развитие декоративно-прикладных традиций в Российской Федерации. Данное обстоятельство определяет процесс формирования соответствующих методик обучения на всех уровнях художественного образования.

66

Эмблема конкурса

Система дополнительного предпрофессионального и общеэстетического художественного образования уже не одно десятилетие уделяет особое внимание подготовке юных художников по различным декоративно-прикладным направлениям.

Созданы художественные школы декоративно-прикладной направленности, отделения при школах искусств, а также спецкурсы и профориентационные классы. Зачастую в регионах сама система декоративно-прикладной подготовки юных художников становится единственной базой для сохранения и развития местного старинного (или даже древнего) промысла, бытовавшего на этой территории. Также обучение местным декоративно-прикладным традициям происходит в тесной взаимосвязи с художественно-производственными мастерскими, учи-лищами и отдельными мастерами – носителями промысла, что дает возможность подрастающему поколению соприкоснуться с аутентичной традицией и создать свои качественные и точные детские декоративно-прикладные произведения.

За десятилетия работы учреждений, имеющих в своих программах декоративно-прикладную наполняемость накоплен богатейший фонд детских прикладных изделий, это керамика, батик, резьба по дереву, ковроткачество, роспись по дереву, вышивка, народных костюм и так далее. Но, к сожалению, все эти произведения редко покидают свои регионы (их не видят в других регионах) по двум причинам: во-первых, пересылка изделий сопряжена с техническими трудностями (хрупкость, громоздкость и тому подобное), во-вторых, в России отсутствует система выставок именно декоративно-прикладной направленности в детском творчестве.

67

Экспозиция I Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества детей «Традиции и современность»

Также за последние десятилетия в России наметилась негативная тенденция глубокой путаницы в различных социальных группах между декоративно-прикладным искусством и различными вариантами детского досугового творчества типа поделок, сувениров, инсталляций и так далее. В образовательных организациях эта тенденция объясняется необходимостью поднятия статуса детской поделки для последующего формирования рейтинга (учреждения, учащегося или педагога). Таким образом «размывается» суть декоративно-прикладных направлений в искусстве, которые формировались веками, где заложены глубокие духовно-эстетические ценности наших благочестивых предков.

Указанные противоречия и обстоятельства выявили необходимость проведения конкурса декоративно-прикладного творчества, который мог бы продемонстрировать сегодняшнее состояние художественного уровня детских работ по соответствующим видам ДПИ.

Первый региональный конкурс определил возможные проблемы, особенности и структуру будущего Всероссийского конкурса.

Первый Всероссийский конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Традиции и современность» прошел на базе МБОУ ДО Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова города Тамбова. Рассылка информационного письма по ДХШ и ДШИ состоялась осенью 2015 г. Организаторами конкурса стали Институт развития образования в сфере культуры и искусства (г. Москва); Информационно-аналитический центр культуры и туризма Управления культуры и архивного дела Тамбовской области; Комитет культуры администрации города Тамбова; МБОУ ДО Детская художественная школа №2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова; при содействии Тамбовского регионального отделения Союза педагогов-художников и Тамбовского отделения Союза художников России.

68

Во время работы жюри конкурса

69

Тарасова Вера. Реконструкция: праздничный комплекс Спасского уезда Тамбовской губернии. г. Тамбов

На первый этап (на электронную почту конкурса) 36 регионов Российской Федерации из 65 учреждений различного юридического статуса прислали 801 работу. Из них:

  • керамика – 249;
  • батик – 204;
  • ковроткачество – 47;
  • роспись по дереву – 101;
  • резьба по дереву – 43;
  • вышивка – 47;
  • костюм и кукла – 110 детских работ.

70

Турбина Регина. Эрика. Г. Йошкар-Ола

71

В результате работы жюри во второй тур прошло 319 работ, из которых 222 работы были присланы в экспозицию конкурса, которая разместилась в выставочном зале МБОУ ДО ДХШ № 2 ПДИ имени В.Д. Поленова г. Тамбова. Представленные работы были из 31 региона (44 учреждения), выполненные детьми в возрасте:

  • 10-12 лет – 73 работы;
  • 13-15 лет – 121 работа;
  • 16-18 лет – 28 работ.

Это:

  • керамика – 79 работ;
  • батик – 45 работ;
  • роспись по дереву – 25 работ;
  • ковроткачество – 11 работ;
  • резьба по дереву – 17 работ;
  • вышивка – 21 работа;
  • костюм, кукла – 24 работы.

Прием работ, присланных по почте, осуществлялся до 1 мая 2016 года. 27 марта 2016 года на базе МБОУ ДО ДХШ №2 ПДИ имени В.Д. Поленова открыла свою работу Международная научно-практическая конференция VII Поленовские чтения с названием «Парадигма художественного творчества в современном образовательном пространстве», и здесь же были представлены работы, присланные к этому времени на конкурс. Окончательная экспозиция выставки сложилась к 1 мая 2016 г.

72

Скопинская керамика

73

Безродная Анастасия. Тревожный Набат. г. Омск

74

Миллер Виктория. Дом в цветах. г. Омск

Заключительный третий этап конкурса состоялся 23 мая 2016 года.

На экспозиции конкурса работало жюри в следующем составе:

Председатель жюри

  • Никольский Михаил Викторович.

к.п.н., профессор и заведующий кафедрой дизайна ТГУ имени Г.Р. Державина, директор МБОУ ДО ДХШ №2 ПДИ имени В.Д. Поленова, член Союза художников РФ, член МОА «Союз дизайнеров», председатель Тамбовского областного отделения Союз педагогов-художников, лауреат Премии ЦФО в области литературы и искусства.

Члены жюри:

  • Ловцова Ирина Владимировна, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства г. Москва
  • Мильченко Николай Леонтьевич, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников России, преподаватель высшей категории (резьба по дереву) МБОУ ДО ДХШ № 2 ПДИ имени В.Д. Поленова, лауреат Премии

С.М. Герасимова.

  • Пугачева Ирина Ивановна, член Союза художников России, зам. директора по учебной работе ДХШ №2 ПДИ имени В.Д. Поленова, преподаватель высшей категории (батик), победитель Второй Российской триеннале современного гобелена.
  • Пискунова Тамара Алексеевна, член Союза художников России, член Союза педагогов-художников, зам. директора по воспитательной и выставочной работе МБОУ ДО ДХШ №2 ПДИ имени В.Д. Поленова, преподаватель высшей категории (рисунок, живопись)
  • Деренговская Галина Александровна, начальник организационно-методического отдела Информационно-аналитического центра культуры и туризма Тамбовской области
  • Евдокимова Юлия Борисовна, начальник отдела культурного наследия и просвещения Комитета культуры администрации города Тамбова
  • Воробьева Наталия Михайловна, дипломант Премии ЦФО в области литературы и искусства, преподаватель высшей категории (дизайн костюма) МБОУ ДО ДХШ №2 ПДИ име-

ни В.Д. Поленова

Секретарь конкурса

  • Иванников Роман Евгеньевич, заместитель председателя Тамбовского областного отделения Союза педагогов-художников, преподаватель первой категории (резьба по дереву) МБОУ ДО ДХШ № 2 ПДИ имени В.Д. Поленова, победитель Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» в номинации декоративно-прикладное искусство, дипломант X Молодежных Дельфийских игр России.

В результате работы жюри 1 место получили 25 работ, 2 место – 22 работы, 3 место – 24 работы и авторы 12 работ признаны лауреатами конкурса – это учащиеся 29 учреждений из 23 регионов. Все победители и лауреаты отмечены дипломами конкурса, их работы будут опубликованы в каталоге. Наиболее активные учреждения (их 14) получили благодарственные письма конкурса.

Особо выделяются своим профессионализмом некоторые работы конкурса, такие как:

  • «Северные олени», Болдышкин Владимир, Кайгородова Светлана, ДХШ № 3 имени Е.В. Гурова, г. Омск, керамика;
  • «Реплика на инжавинскую игрушку «Инжавинье», Чулюкин Даниил, Жердевская ДШИ, Тамбовская область, керамика;
  • «Рога и копыта», Фролова М., Сидорова Я., Дручинина Е., Мартынова М., ДХШ № 1 имени Л. Горда, г. Сургут, батик;
  • «Тревожный набат», Безродная Анастасия, ДХШ № 3 имени Е.В. Гурова, г. Омск, батик;
  • «Дорожка по мотивам орнамента мордвы», Малафеева Наталия, ДХШ № 2, г. Саранск, вышивка.

75

Чулюкин Даниил. Реплика на инжавинскую игрушку (коллекция из 7 предметов). г. Жердевка, Тамбовская обл.

76

Хортова Татьяна. Совы. г. Тамбов

В рамках работы конкурса состоялся областной научно-методический семинар, посвященный вопросам подготовки и участия детей в конкурсах детского художественного творчества на различных уровнях.

В результате анализа организации конкурса и детских творческих работ мы выяснили, что:

  • весьма богата география конкурса, фактически представлена вся страна такими регионами как: республики Башкортостан, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха-Якутия, Удмуртия, Астраханская, Архангельская, Белгородская, Брянская, Влади-мирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Липецкая, Омская, Орловская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская, Тюменская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тульская, ТЯрославская области, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский края, Ханты-мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Санкт-Петербург.
  • более всего представлена вторая возрастная группа детей – 13-15 лет.
  • достаточно высокий уровень конкурса в силу качества и аутентичности присланных работ.
  • имеется точное попадание в сущность того или иного декоративно-прикладного направления, что говорит о профессионализме педагогов ДПИ в регионах РФ.
  • наблюдается бережное отношение к художественному материалу, что встраивается в идею сохранения традиций декоративно-прикладного искусства.
  • наиболее динамичным и вариативным остаются искусства батика и керамики; произведения этих направлений представлены в наибольшем количестве.
  • резьба и роспись по дереву сохраняют свой традиционный консерватизм.

77

Анохина Влада. Птица Сирин. г. Орел

По мнению Ирины Владимировны Ловцовой (Институт РОСКИ, г. Москва) существует необходимость расширить номинации конкурса за счет таких направлений, как лозоплетение и художественная обработка бересты, – с чем были единодушно согласны все члены жюри конкурса.

Жюри конкурса принято решение проводить подобный конкурс 1 раз в два года (по принципу биеннале). Все работы, присланные на конкурс, станут основой Галереи детского декоративно-прикладного искусства, о чем всем авторам работ будут высланы по почте соответствующие сертификаты.

78

Адылшина Илона. Мой край. Республика Башкортостан

79

Крылов Владислав. Господь Вседержитель. Богородица (диптих). г. Тамбов

80

Фролова М. Сидорова Я. Дручинина Е. Мартынова М. Рога и копыта. г. Сургут

81

Таким образом, выставка продемонстрировала не только уровень современного состояния детского декоративно-прикладного творчества в Российской Федерации, но и стала своеобразной точкой отсчета для современного развития различных видов ДПИ в системе дополнительного (предпрофессионального и общеразвивающего) художественного образования в целом.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *