Урсула Кюпперс Ursula Küppers
заместитель председателя комитета Восточной Европы в Евангелическом церковном округе, г. Вецлар, Германия
Удо Кюпперс Udo Küppers
священник Евангелической Церкви, г. Вецлар, Германия
«В разделенном христианстве никому из нас невозможно быть действительно христианином, даже если он находится во всей полноте христианской веры; потому что никто не имеет разрешения, освободить себя от ответственности за другого.
У каждого есть одновременно страшное и прекрасное поручение, быть хранителем брата своего. Христианская разобщенность – это открытая кровоточивая рана на теле Христа» [1, с. 225].
Этой цитатой великого русского теолога Георгия Флоровского 1948-го года по поводу основания Всемирного Совета Церквей в Амстердаме митрополит Германии Августин, председатель православного собрания в Германии, открыл 11 апреля 2013 богословские беседы «Тюбинген II». Через 65 лет после Амстердама и через 432 года после последнего ответа тюбингским теологам Константинопольского патриарха Иеремии II наша разобщенность по-прежнему существует. И поэтому в самом начале необходимо разобраться с вопросом о том, как нам в сегодняшней ситуации XXI века суметь выработать ту заповеданную память о брате своем.
В 2017 году протестанты всего мира отмечают 500-летие реформаторской мысли. 31 октября 1517 года на дверях Дворцовой Церкви в Виттенберге появились доступные для всех так называемые 95 тезисов. Мартин Лютер, Августинский монах и профессор теологии, обратился с этими тезисами против продажи индульгенций Католической Церкви и потребовал радикального переосмысления.
В период своего Вартбурского плена он обнаружил не карающего, непримиримого Бога, а, согласно Новому Завету, благого Бога, Который открывается как милосердный Господь во Иисусе Христе, как дверь спасения. У отдельного человека это было нацелено на веру в спасение, исполняемое «только через благодать», свидетельствуемое «только через Писание» и приходящее «только во Христе».
Это открытие было для него настолько велико, что он перевел Библию на немецкий язык, так что каждый теперь мог её прочитать. Это подводило к новому времени общество, в те столетия уже находящееся в переломном состоянии. Лютер не стремился к разделению Церкви, совсем наоборот. Но время для вопроса «как я получу милосердного Бога» и для вытекающего из него ответа о свободе христиан еще не наступило. Твёрдо укоренившиеся догматы католической Церкви и не стремящаяся ко спасению душ практика отпущения грехов среди её служителей, для которых из чтения Библии некоторыми верующими следовала возрастающая угроза потери их собственного авторитета, не могли сделать ничего другого, как изгнать Лютера. Но эта история требует особого доклада.
За 500 лет многое изменилось. Протестантская и Католическая Церкви работают вместе на решающих уровнях в осознании, что насущные вопросы времени можно решить только совместно во все больше христианизирующемся обществе. Обе Церкви знают ценность веры и традиций другой Церкви и исполнения их богослужений. Дело доходит до приглашений представителя другой веры на Евхаристию или Причащение. Потому что здесь считается: приглашает Христос, а не священник, не пастор или Церковь. Современные сборники псалмов содержат множество песнопений и молитв, отмеченные буквой ö (нем. ökumenisch – всемирный): это значит, что здесь идет речь об участии иной Церкви. Протестантская и, между тем, также Католическая Церковь располагают богатым сокровищем песнопений. В них выражена вся традиция веры и религиозного опыта. Особенно впечатляюще переживаются церковные соборы Протестантской и Католической Церквей, на которых собираются сотни тысяч верующих. Так будет также в 2017 году. Центрами стали Берлин и Виттенберг. И эти 500 лет Реформации совместно празднуются обеими Церквами. Потому что и здесь считается: Христос – это Тот, Кто нас объединяет, дает нам власть.
Лично для меня большой радостью стало содружество с живущими в Германии 2 миллионами представителей братской Православной Церкви. Это показала Православная Конференция епископов (нем. Orthodoxe Bischofskonferenz) в Германии.
И таким образом, я приступаю к непосредственной теме моего доклада. Что подвигло меня, нас (Александру, Барбару, Кристела, Эрнста, Рольфа и Вольфганга) в июне 2016 года изучать в мастерской профессора Михаила Никольского создание иконы?
Юбилею реформации предшествовала начавшиеся в 2008 десять лет празднования. У каждого года была своя основная задача: 2016 – «Широта действия – реформация и Единый мир» (нем. Weite wirkt – Reformation und die Eine Welt); 2015 – Образ и Библия – через её образ мы познаем Спасение (нем. Bild und Bibel – durch sein Bild bekennen wir die Erlösung). Комиссия восточной Европы, как и все общины, и церковные объединения Протестантской Церкви в Германии, призывала работать под соответствующим девизом. Поскольку с 1992 года нас объединяют дружеская совместная работа с Тамбовской Епархией и другими Тамбовскими организациями, моя идея, изучить создание иконы, была охотно поддержана. Михаил Никольский не был, однако, чужим в Вецларе: в 2009 году он выставлял свои иконы в рамках юбилея «50 лет диалогам Протестантской Церкви Германии и Православной Церкви в России» и 20 участников могли поинтересоваться написанием икон в мастерской. Кроме того, он регулярно участвует во встречах с молодежью.
Но от идеи к её исполнению прошел путь, отличный от задуманного. Если для меня единство Образа и Библии было само собой разумеющимся, что обуславливало, таким образом, создание икон (Библия же сама является книгой, полной образов), то для других эта мысль была вовсе не предполагаемой. Первая заповедь «Не сотвори себе кумира» в некоторых головах остается неизменной. И наше предложение и желание отклонили. Должна также обосновать, почему протестанты предпочитают иной подход к «Евангелию в цвете». И здесь недостаточно указать на состоявшийся в 787 году Седьмой Вселенский Собор в Никее, установивший, что нужно почитать святые Образы, но не покланяться им.
В год юбилея Реформации во многих церквях и концертных залах снова были исполнены «Страсти по Матфею» И.С. Баха.
В них, а также в нашей Псалтири хорал «О Главо, обагренная кровью и ранами» (нем. O Haupt voll Blut und Wunden) является наиболее часто исполняемым Великим постом. «Предстань мне образом, утешением в моей смерти. И позволь мне увидеть твой образ в Твоей смертной тоске. Кто так умирает, тот умирает красиво». Так звучит одна строфа. Мартин Илерт, глава верховного Совета Евангелистской Церкви в Германии говорит так: «Образы становятся понятными как язык грядущего мира. Они – картина будущего. Как история Тайной Вечери Христа на Богослужении направляет мысли верующих не только к Тайной Вечери, произошедшей 2000 лет назад, но и к Трапезе последних времен в Вечной жизни, так и образы Восточной Церкви показывают на Грядущего Христа последних времен там, где зримо будет наставлять прошедшая Евангельская история: Неслучайно на каждом куполе православного храма видно изображение Христа. Там Тот, Кто «грядет, чтобы судить живых и мертвых», как об этом говорит вера. Иконы принадлежат Небу, которое сошло на Землю; это язык последних времен, который рассказывает о возрождении и врачевании человека через Христа» [1, с. 198]. Лучше охватить словами свои собственные побуждения я не могу.
Христос единый – Solus Christus: с 1 февраля до 30 апреля 2017 у всех общин и комитетов Ветцларского церковного круга есть задача, рассмотреть эти слова Мартина Лютера. Они стоят рядом с иными его высказываниями: «Только писание – Sola scriptura, только верой Sola fide, только благодатью Sola gratia». После опубликования этой постановки задачи отцу Удо Кюпперс, как его ласково называла матушка Нина Торопцева, председателю восточноевропейского комитета и нашей главе теологии, стало ясно, что вопрос стоит только
в одной иконе: Преображения Христа. И сейчас Удо работает над программой богослужения. Все глубже и глубже погружается он в текст Евангелия, и оно раскрывает в наших повседневных беседах настоящую вселенную. Речь идет о следующем: Обнаружение совместного языка образов в Православной Церкви и западной традиции. Что нас объединяет, что давно заповедано Христом. Выражение этого находит общее в хвалебных, благодарственных, молебных песнопениях, молитвах, чтениях, размышлениях, рассуждениях. У каждого участника богослужения в программе есть последование службы. Программу можно забрать домой для отдельного рассмотрения. Пока я пишу свой доклад, моя подруга разрабатывает макет программы. Содержание наблюдений и размышлений в настоящее время разрабатываются Удо Кюпперсом и предоставляются Вам в программе.
Сделаем всё, что в наших силах, для единства во Христе! Будем молиться об этом ежедневно, каждый в своей традиции, по своим возможностям. Не зависть и ненависть, ссора и насилие, ложь и злословие должны одержать в этом победу – да войдем же мы в свет преображенного Христа и одарим себя новым восприятием.
Уполномоченная епископа Евангелистской Церкви в центральной Германии, Ильза Юнкерманн, Виттенбергский благочинный, член комиссии диалогов с РПЦ, совместной деятельности в «Петербургский диалогах» выразила эту мысль так: «Не разделение является нормальным, и сближение требует основания, но утверждено единство. За разделение мы должны дать отчет. Поэтому во взгляде на взаимное содружество разных Церквей не стоит вопрос о том, хотим мы этого или нет, считаем ли мы переговоры важными или нет.
Вопрос лишь в том, следуем ли мы молению Иисуса, «ибо все вы одно во Христе Иисусе», верим ли мы другие Церкви как часть единой Святой Церкви Иисуса Христа или нет».
Список использованных источников
1. Im Dialog mit der Orthodoxie, Beihefte zur Ökumenischen Rundschau 104, EVZ 2016.