Керамика как этно-культурный маркер. Частная коллекция в музейном пространстве

К.А. Рындина

46ТОГБУК «Тамбовская областная картинная галерея», kira_ryndina@mail.ru

Собрание керамики от неолита до наших дней Тамбовского коллекционера, общественного деятеля Михаила Семёнова может явиться поводом к размышлению о людях, культурах, эпохах…

Наверное, можно признать, что высокая цель коллекционирования – это просветительство, подвижничество. И выставочная деятельность призвана придать особый смысл собирательству. Именно, в процесс экспонирования коллекция оживает, каждый предмет начинает звучать объемно и знакомство с коллекцией становиться настоящим путешествием во времени и пространстве.

В 2016 году часть собрания керамики И.М. Семёнова была представлена в Тамбовской областной картинной галерее.

 На выставке было представлено около пятисот экспонатов, которые могут составить представление о большом пласте человеческой культуры, в широком  понимании.

Присутствовали предметы быта от древних времен и до произведений ХХI века. Здесь требуется небольшой экскурс в историю. В соответствии с основным представлением современных людей об этапах развития цивилизации, надо вспомнить, что когда человек начинал осознавать себя и окружающие реалии, совершенствуя своё пространство, он стал использовать природные ресурсы, достигая определенного комфорта. Очевидно, глина была, наиболее, подходящим материалом, которое и могла составить необходимое удобство быта. Но, говоря о, некой «вынужденности», использования глины и определенных предметов из нее, нельзя забывать о том, что древние люди часто наделяли природные элементы, предметы значительными смыслами.

В процессе создания экспозиции была поставлена задача: не просто констатировать наличие значительной экспонатуры в коллекции, но попытаться передать органичное бытование этих вещей – создать образ дома со своей, гармоничной атмосферой. Экспозиция выставки была построена таким образом, что, заходя в выставочный зал, мы будто попадали в теплый дом, осененный иконой, необычной керамической иконой новгородского образца, двумя очаровательными ангелами, авторской работы, в обрамлении нарядных полотенец, где рядом располагаются рукомои (урыльники), горшки всех мастей и яркие игрушки.

У основания этого «дома» входящих встречал символический ваятель – керамист, у которого в руках глина оживает и дает начало всему сущему. Глядя на эту яркую красочную выставку, можно говорить о многом. Живо представляются картины старинной деревенской жизни, тепло людей, согревающих эти предметы и, одновременно, получающих тепло от этой природной и рукотворной красоты. Здесь будто настоящие и сундук, и печка, и полки, накрытые домоткаными ковриками, с заботливо расставленной посудой. В удивительном ритме линий, дополняя друг друга, расположились горшки крутобокие и не очень, кувшины, глиняная сковорода. Изумили зрителей формы, ушедшие из современного быта: подойники, кюхли, жбаны крынки и бочонки.

Здесь надо оговориться, что понимать под словом горшок: в традиционной русской культуре  это собирательное название очень разных, чаще низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом разных размеров и назначения. Ограниченность выразительных средств в декорировании не сводит их к однообразию. Каждый из сосудов  неповторим. Каждый наполнен сердечным теплом мастера его самобытной выдумкой. Все они восхищают гармоничным сочетанием назначения предмета и его конструктивных особенностей.

Над ними «летали» глиняные птички, к которым в далёком прошлом было особое отношение – они наделялись сакральными качествами. Этим замечательным предметам, иногда, несколько сотен лет.

Особо надо упомянуть о важном направлении в коллекции Михаила Семёнова – это предметы древности. В выставочном зале они занимали отдельную витрину и, как бы, приглашали нас заглянуть в глубину веков. «Возглавила эту вереницу вещей «пришедших» из давних времен, конечно же, женщина – статуэтка Трипольской культуры
III тысячелетия до нашей эры. Мордовская погремушка Х века, Кавказские (Кобанские) горшки ХII века, Золотоордынские богато орнаментированные «сфероконусы» ХIII века, Московские и Владимирские кубышки ХV и ХVII веков и многое другое, пробуждают воображение о далеком бытовании этих артефактов. Их формы и декор, характер обработки поверхности могут дать представление о многогранных процессах жизнедеятельности  того или иного этноса.

В названиях предметов заключены глубокие значения, которые доносят до нас мудрость и духовное богатство нашего народа. Звучание этих слов передает красоту и символичность славянского языка. Например, братина… Просто и сложно… И от слова – брать, то есть из сосуда брать пищу. Или другое значение – братская трапеза. Часто их еще ласково называют «утица», так как напоминают фигуру утки: «держатели» – это условные голова и хвост птицы, а округлая центральная часть – тело. Поверхность братины-утицы, представленной на выставке, неглазурована декорирована  многорядными поясками, нанесенными деревянными полочками, как это часто бывало.

Тему древностей продолжили, реплики, то есть современные авторские повторения старинных горшков.

Среди современных работ, произведения художников старинных русских культурных центров Владимира, Суздаля, изделия мастеров западной Украины, которые всегда славились гончарным искусством. Коричневые глины Украины давали возможность мастерам продолжать давние традиции. Хочется привести пример современного прочтения давно сложившихся форм горшков: среди других экспонатов присутствует галушница. Это воз, запряженный волами, – композиция из двух горшков несколько разных размеров – большая предназначена для галушек, меньшая – для сметаны, а над ними возвышается замечательная задорная семейка малороссов в ярких национальных костюмах.

Есть и огромный горшок, отличающийся необычной узорчатостью, которая создана точечным «выщипыванием» глины, создавая низкий рельеф, вопреки вышеупомянутой сдержанности в обработке поверхности. Усложненностью формы выделяется и высокий амфоровидный сосуд, навеянный стилистикой Средиземноморья. Богат юг России культурным разнообразием и греческие амфоры являются неотъемлемой частью нашей культуры. Также отражены они были и в данной экспозиции.

«Преданья старины глубокой…», повлияли на появление авторских школ и коллективов керамистов нового и новейшего времени. Этому явлению органичного развития древних традиций была посвящена большая часть выставки.

В центре зала на подиуме была создана композиция из масштабных величественных вазонов, горшков, которые восходят к культуре неолита с изображением фигур животных, напоминающих наскальные рисунки, в интереснейшем цветовом решении.

Коллекция поражает разнообразием керамических произведений. От русской глиняной игрушки, во всем ее богатстве: колорита, пластики, остроумия старинных и современных мастеров до средневековой и современной керамики Южной Америки, которую коллекционер приобретает во время многочисленных путешествий по Латинской Америке.

От образа русского дома, с домоткаными дорожками, полотенцами фотографиями женщин в праздничных одеждах прошлого и позапрошлого века до кровавых ритуалов индейцев Перу и Бразилии, чьи ритуальные предметы составили палитру артефактов выставочного  пространства.

Выставочное пространство было активно: проходили творческие встречи М. Семенова, мастер-классы художников-керамистов А. Щербакова, Е. Каллас для очень разных посетителей.

Керамика может дать представление о верованиях и экономике разных народов и эпох. А собиратель М.И. Семёнов, будучи историком, высокообразованным человеком, смог поднять на качественно новый уровень экспонирование частной коллекции, и совместно с сотрудниками Тамбовской картинной галереи создать просветительский, коммуникативный центр изучения культурных эпох.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *