Покровский собор как символ духовной защиты города Тамбова

Протоиерей Виктор Лисюнин

Духовная семинария, ovli09@mail.ru

Если обратиться к истории Покровского собора города Тамбова и его прихода, то слова акафиста Покрова Пресвятой Богородицы: «Сила Вышняго осеняет с верою и благоговением прибегающих к Твоему Всечестному Покрову…» (икос 3) – очень ясно будут характеризовать то основное предназначение, которое этот древний собор и его приход осуществляли веками. На Руси в честь важных событий, определяющих судьбы людей, всегда возводили храмы, которые были призваны сохранять, в том числе, и благодарную историческую память людей. Первостроители будущего города Тамбова видели смысл в Преображении окраины России, именуемой «диким полем», в цветущий сад, дающий благодатный плод.

Поэтому и назван был первый храм крепости Тамбов, заложенный на праздник Святой Пасхи Господней, – Преображенским. Именно он с этого времени стал олицетворением сердца города Тамбова. А 1 (14) октября 1637 года, через год после начала градостроительных работ, в день Покрова Пресвятой Богородицы, новый город был освящен [1]. И эта дата была выбрана не случайно. Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы был связан с чудом, когда Божия Матерь защитила от набега врагов своим Покровом столицу мира – Царь-град Константинополь, сохранив тем самым престол Вселенского Константинопольского Патриарха, и защитила символ твердыни Православной веры. Этот праздник получил большое почитание в России, где в городах обязательно стали строить храмы Покрова, которые и становились символами защиты от набегов иноверцев. Яркими примерами тому могут являться Покровский собор на реке Нерли и Покровский собор на Красной Площади
в Москве, более известный как собор Василия Блаженного.

История убеждает в том, что храмы Покрова строились в ознаменование особых событий и становились символами и памятниками городов, областей, а иногда и целого государства. В то же время Покров Пресвятой Богородицы не только воплощал в себе религиозное сознание, но и являлся ожиданием реальной помощи и живого участия Господа в трудной судьбе пограничных городов. Подобные чаяния были связаны и с историей Покровского собора города Тамбова, который, видимо, был возведен в память освящения города. Как известно, в православной традиции днем святого Ангела для человека является день его крещения, говоря же о целом городе, можно сказать, что днем его духовного рождения является день освящения. Видимым же символом небесной защиты города Тамбова стал построенный Покровский храм. Интересным подтверждением сказанному является и то, что храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тамбове был построен с южной стороны крепости, откуда чаще всего и шла опасность нападения врагов. Историческая память тамбовчан сохранила красивую легенду, из которой следует, что первым жителям Тамбова явилась Божия Матерь и повелела именно на этом месте построить церковь во имя Ее Покрова. Впоследствии в Тамбове не раз устное предание фиксировало явление над Покровским собором Божией Матери, держащей в своих руках небесного цвета пелену. Свидетелями становились, в том числе, и скептики в советское атеистическое время, которые лично лицезрели подобное явление.

В последующие века, когда исчезла реальная военная угроза и Тамбов стал мирным городом, у храма Покрова появились новые функции.
В XVII-XIX веках расширение Тамбова в основном шло на юг, вдоль реки Цны, при этом храм Покрова становился главной строительной доминантой и центром общественной жизни данной части города. Это подтверждает тот факт, что, вместо старого сгоревшего деревянного храма, в 1763 году был заложен каменный Покровский храм. Его строительство велось при известном Тамбовском архиерее – епископе Пахомии (Симанском, на Тамбовской кафедре 1758-1766 гг.) [2]. Именно он один из первых начал привносить в Тамбов новые стилевые архитектурные веяния, которые и стали оформлять лицо города как губернского центра. Храм Покрова является отражением данного интересного процесса, а стилевые приемы, воплощенные впервые в Покровском соборе, и сегодня являют нам эту особую воздушность, придающую храму образ корабля, парящего над городом.

По сути, этот храм стал первой в городе приходской церковью, построенной в камне и до сегодняшнего дня сохранившей свои основные стилевые особенности. Как известно, Преображенский кафедральный собор, намного раньше заложенный святителем Питиримом в камне, долгое время строился и на протяжении нескольких веков претерпевал изменения и перестройки.

О том, что в Тамбове каменный Покровский храм всегда считали одним из самых древних, свидетельствует и празднование в 1898 году 200-летия со дня кончины святителя Питирима, когда была отслужена праздничная литургия специально в Старо-Покровской церкви как одной из ближайших церквей по времени существования к периоду жизни святителя Питирима [3].

Со времени основания города Тамбова население в нем распределялось по роду занятий. Здесь жили казаки, стрельцы, пушкари, кузнецы, ямщики и «тяглые жилецкие люди». Все они были расселены в слободах, которые размещались за крепостными стенами: в Пушкарской, Полковой, Панской, Стрелецкой и Покровской слободах [4]. В таком интересном распределении названий Тамбовских предместий видна даже некая символичность: четыре части города по названию олицетворяли земную (воинскую) защиту, а четвертая часть – защиту Небесную. Так в названиях отразилась особенность мышления первостроителей и жителей города, освященного в день Покрова Пресвятой Богородицы.

О значении, которое придавали Покровскому храму в городе, говорит и то, что в честь него издревле была названа  не только Покровская слобода, но и Покровская улица и площадь, а также село Покрово-Пригородное, куда в середине XIX века и были переселены крестьяне Покровской слободы, а также названы учебные заведения: первое в Тамбове Покровское сельское училище и Покровская церковно-приходская школа.

Появление учебных заведений в Покровском приходе явилось следствием активных процессов демократизации в русле подготовки крестьянской реформы (1861), когда появилась насущная потребность в создании системы народного образования. В дальнейшем на территории, относящейся к Покровскому храму, в самой близи от него строится здание приходских училищ города Тамбова имени известного мецената – купца, прихожанина Покровского храма А.И. Толмачева [5]. Во всех этих учебных заведениях, а также в Тамбовской Духовной семинарии, которая была построена с северной стороны от храма Покрова, в первом и втором Духовных училищах состояли преподавателями священники и диаконы Покровского прихода.

Говоря о Покровской церковно-приходской школе, основанной в 1885 г., надо заметить, что она была открыта одной из первых в Тамбове. Эта школа славна именами многих даровитых людей. В конце XIX – начале XX вв. три настоятеля Покровского прихода – протоиереи отец Иоанн Новочадов, отец Иоанн Милованов и отец Александр Савостьянов – являлись главными организаторами и руководителями этой школы. Школа имела особый статус среди подобных учебных заведений, в ней преподавали самоотверженные педагоги епархии: дочери протоиерея Иоанна Новочадова – Мария и Софья Ивановны Новочадовы, регент Покровского храма Константин Петрович Магнитский [6]. Именно эти люди создали известный во всей епархии детский хор, а также были талантливыми организаторами различных учебных и праздничных мероприятий, в том числе и во время канонизации преподобного Серафима Саровского (1903) и канонизации святителя Питирима Тамбовского (1914) [7].

С середины XIX века наблюдается значительный рост города, при этом расширяется и Покровский приход. С 1846 года рядом с Покровским храмом началось строительство нового большого каменного трехпрестольного храма, посвященного празднику Покрова. Возрастая количественно, приход преображался и качественно. Внутри него сформировалась крепкая община, на основе которой в 1908-1909 годах было организовано Покровское церковное братство. В него входили многие именитые люди, активные меценаты и благотворители: родовитые дворяне – Нарышкины, Палеологи, купцы – Толмачевы, Аносовы, Яковлевы [8].

Братство проводило благотворительные акции: выдавало беднейшим из прихожан денежные пособия, организовывало благотворительные лекции и концерты. С начала XX века при приходе существовала, опекаемая Покровским Братством, и женская богадельня имени госпожи Масловой [9].

К 1903 г. Тамбовским отделом С.-Петербург-ского общества детских развлечений были устроены первые в Тамбове игровые площадки. Одна у Покровского храма в сквере Покровской площади для детей от 1 года до 15 лет, другая на Варваринской площади, вблизи женского епархиального училища, для детей 15-20 лет. Упор делался на атлетические игры, например, «американская лапта». Игры проводились по средам и воскресениям с 4 до 7, или с 5 до 8 ч. вечера под управлением опытных руководителей. Здесь же был создан первый бесплатный зимний каток, также проводились бесплатные спектакли и чтения для учащихся, которые состояли из научно-популярной и литературной части [10]. Отрадно видеть, что сегодня неподалеку от Покровского собора вновь возрождены детские площадки, и каждый год, как и прежде, зимой со склона берега дети катаются на санках, продолжая традицию своих предков, которые, в прямом смысле, возрастали духовно и телесно у стен Покровского храма. В наши дни площадь у Покровского собора снова является излюбленным местом отдыха для горожан, где устроен красивый сквер с фонтаном и несколькими скульптурными памятниками, свидетельствующими об истории Тамбовского края.

Прихожанами Покровского храма были многие именитые люди не только Тамбовщины, но и всей России. Близ Покровского храма долгое время проживал известный церковный краевед протоиерей Стефан Березнеговский, другой же церковный краевед, протоиерей Георгий Хитров, служил в Покровском храме, где говорил удивительные проповеди о Божьей Матери [11]. Бывал здесь и великий русский композитор С.В. Рахманинов. На углу улицы Большой (Советской) и улицы Покровской (Кронштадской) проживали аристократические семейства Нарышкиных и Чичериных, а на улице Лермонтовской, напротив Покровских храмов, жил известный ученый, изобретатель лампочки накаливания А.Н. Лодыгин.

С начала русско-японской войны (1904) древнему Покровскому храму возвращалось его прежнее назначение: быть символом защиты и покровительства Божией Матери перед лицом надвигающихся опасностей, войн и революций. В 1903-1904 гг. храм был передан в пользование военного ведомству, 7-ому запасному кавалерийскому полку, и в народе стал называться «Солдатской церковью», при этом один из престолов храма временно (после ремонта) был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери. С этого времени, вплоть до революции 1917 года, Старо-Покровский храм, а также Покровский приход, для которого оставлен был Ново-Покровский храм, активно участвовали в сборе пожертвований на нужды армии [12]. В 1908 г., когда в городе Тамбове губернатором Н.П. Муратовым было положено начало проведения Георгиевского праздника в честь кавалеров ордена святого Георгия, именно от стен Покровской Солдатской церкви прошел первый парад, в котором приняли участие все георгиевские кавалеры губернии [13].

Революция 1917 года перечеркнула весь прежний ход истории. Особенно безжалостна она была к главному светильнику Отечества – Церкви, которая в глубинах своих духовных сокровищниц веками сохраняла и приумножала традиции и силы всего русского народа. Местью за Антоновское крестьянское восстание со стороны новых властей были не только жестокие репрессии, но и разрушение храмов Тамбовщины. Чудом сохранившаяся, Старо-Покровская церковь стала единственным неразрушенным приходским храмом в Тамбове. Хотя этот храм и был закрыт как Солдатская церковь и в течение 35 лет использовался в качестве заводского общежития и склада, именно ему, Храму-воину, вновь предстояло возродить к жизни церковное служение на Тамбовской земле. Потребность в церковном служении появилась сразу же с началом Великой Отечественной войны.
В 1943 году 13-14 октября на праздник Покрова и был открыт Покровский храм. Несмотря на сложную ситуацию, в которой этому храму приходилось существовать в годы советской власти, создавалась приходская община, находились силы, способные сохранить храм от разрушений. Так было, например, в годы хрущевского правления, когда многие храмы подверглись разрушению. Именно в это время Покровский собор, несмотря даже на то что он являлся действующим православным храмом, стараниями многих верующих людей был признан памятником архитектуры республиканского значения [14].

Всегда в наиболее тревожные и важные для государства моменты истории появляются высокодуховные личности, олицетворяющие созидательное начало эпохи. Такими значимыми личностями, освятившими рубежи 50-летнего кафедрального служения Покровского собора (1943-1993), явились архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий, на Тамбовской кафедре 1944-1946) и архиепископ Евгений (Ждан, 1987-†2002).

Символичен тот факт, что Покровский храм вновь был открыт на праздник Покрова Божией Матери в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны. Именно владыке Луке (1944-1946 гг.) пришлось возрождать в годы войны Покровский храм и приход. При нем храм получает статус кафедрального собора. Будучи святителем и хирургом-целителем душ и телес страждущих, владыка Лука стремился вернуть тамбовчанам их утраченные традиции, их историческую память о Великом прошлом. Следуя этому принципу, владыка освятил нижний храм собора в честь преподобного Серафима Саровского – первого всероссийски прославленного Тамбовского святого. При владыке Луке возрождается почитание Тамбовской иконы Божией Матери, собираются образы почитаемых Тамбовских святых и сведения об утраченных святынях Тамбовщины. По благословению архиепископа Луки в Покровском соборе начали работать над созданием великолепных резных иконостасов искусные мастера – Емельян Александрович Сычев и священник Иоанн Аверин [15].

Новым этапом не только в истории страны, но и Церкви явились 90-е годы XX века. Это время в Тамбовской епархии обозначено благодатным служением архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, который, продолжая дело владыки Луки, всемерно старался возродить лучшие традиции Тамбовской епархии. Владыкой Евгением вновь были обретены мощи заступника Тамбовской земли святителя Питирима, которые в забвении долгие годы сохранялись в Тамбовском областном краеведческом музее, а теперь уже в Покровском соборе были возвращены к почитанию. Здесь мощи святителя Питирима находились пять лет (1988-1993).

В рамках подготовки к юбилею 1000-летия Крещения Руси в 1988 году был полностью реконструирован Покровский собор: покрыты росписью стены и сусальным золотом главки собора. В честь новопрославленного Тамбовского святого – святителя Феофана Затворника Вышенского – был наречен крестильный храм Покровского собора. Именно в Покровском соборе в год 1000-летия Крещения Руси в епархии вновь после почти векового запрета появилась первая церковная школа, когда по благословению архиепископа Евгения в помещениях храма стали собираться дети и взрослые по воскресным дням для изучения Закона Божия.

Приезд в Тамбов в 1993 году Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II обозначил завершение кафедрального служения Покровского собора. В это время мощи святителя Питирима, а вместе с тем и статус кафедрального собора были перенесены в Спасо-Преображенский собор, который в своем прежнем качестве был возвращен Тамбовской епархии. За Покровским же собором, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, сохранилось почетное право называться соборным храмом города.

Своеобразным отражением значения Покровского собора в истории Тамбовщины является сегодня и заложенная в 1992 г. традиция ежегодно совершать от Покровского собора праздничный Пасхальный крестный ход по городу. Этот крестный ход является видимым напоминанием того недавнего прошлого, когда из стен Покровского храма пошло возрождение всей Тамбовской епархии. Закономерность совершения городского Пасхального крестного хода из Покровского собора обусловлена старинной традицией, ведь первые крестные ходы, установленные в Тамбове святителем Питиримом, были, видимо, проведены именно к Покровскому храму, престольный праздник которого является праздником духовного рождения города, его сохранения и защиты [16].

Примером особого служения Покровского собора в годы гонений могут служить судьбы многих священнослужителей, которые в этом маленьком, единственном на всю округу храме продолжили благородное дело своих предков, служа Богу, своему народу и отечеству. Среди многочисленных имен подвижников – священнослужителей Покровского собора необходимо вспомнить таких, как: протоиерей Николай Степанов (†15.07.2008), протоиерей Иоанн Есенников (†28.03.2008) и протоиерей Борис Жабин. За плечами каждого из них, в той или иной мере, почти полвека священнослужения в Тамбовской епархии. Все они в числе первых пошли учиться во вновь открывшиеся после войны духовные школы и, не побоявшись испытаний, вернулись на свою малую Родину для церковного служения в Покровском соборе. В свою очередь, протоиерей Николай Степанов, будучи долгие годы настоятелем Покровского собора и особенно усердно участвуя в духовном возрождении Тамбовского края, в последние годы своей жизни продолжил традицию, в соответствии с которой до революции (1917) настоятели и священнослужители этого древнего городского храма являлись активными и талантливыми организаторами и делателями на ниве духовного просвещения. Знаком признания заслуг настоятеля Покровского собора протоиерея Николая Степанова перед городом Тамбовом и его жителями стало присвоение ему
9 июня 2007 года звания Почетного гражданина города [17].

Закономерным и символичным продолжением традиций Покровской слободы, житницы крепости Тамбов, является организация Международной Покровской ярмарки, которая с 2011 года стала ярким событием культурной и экономической жизни города и области.

На современном этапе истории Покровского прихода Высокопреосвященнейшим Феодосием, митрополитом Тамбовским и Рассказовским, многое делается для его развития. По благословению Владыки благоустройством Покровского собора и прилегающих к нему территорий занимается настоятель собора протоиерей Владимир Сергунин, священно- и церковнослужители прихода, многочисленные прихожане и благотворители.

Летом 2011 г. по благословению Владыки Феодосия на территории Покровского прихода были «проведены археологические раскопки у западной стены старого Покровского храма, в результате которых в нескольких метрах от нее удалось обнаружить фундамент нового Покровского храма. В течение 2011 года археологи очистили от грунта две трети фундамента, а именно: больше половины восточной, всю северную и часть западной сторон, основания опорных столбов в главной части храма». По благословению Владыки также была организована исследовательская работа в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), где были обнаружены документы, свидетельствующие об истории основания и строительства Ново-Покровского храма. Владыка Феодосий инициировал проведение переговоров с администрацией города, благодаря которым было «достигнуто соглашение о возвращении земельного участка, на котором находился новый Покровский храм, о включении в соборную территорию здания бывшей церковно-покровской школы, переданного в 2010 году в собственность епархии. С территории храма выведены сараи, установлено ограждение вокруг возвращенного участка, восстановлен центральный вход к храму со стороны улицы Кронштадтской. 14 октября 2011 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Тамбове прошли торжества, посвященные 375-летию со времени основания города. В этот день после Божественной Литургии в старом Покровском соборе состоялись крестный ход и молебен на площади перед собором, где управляющий Тамбовской епархией в присутствии главы города Тамбова А.В. Кондратьева и главы администрации города Тамбова А.Ф. Боброва при большом стечении молящихся освятил (символическое изображение герба города Тамбова – о. В.Л.) и трехметровый деревянный крест на сохранившемся фундаменте алтарной части нового Покровского храма. Это положило начало работам по воссозданию храма на прежнем месте, что является важнейшей перспективной задачей Тамбовской епархии по сохранению духовного и культурного наследия Тамбовского края» [18].

Таким образом, особый статус Покровского собора, его роль в истории и культуре города Тамбова вновь осознаются общественностью и обретают высокое символическое значение, а значит, постепенно начинает возвращаться историческая память, свидетельствующая о великом служении Церкви не только на благо отдельного города, но и всей России.

 Список использованных источников

  1. Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов. 1918. Вып. 58. С. 148-151.
  2. Хитров Г.В., протоиерей. Историко-статисти-ческое описание Тамбовской епархии. Тамбов. 1861. С. 276.
  3. Покровская в г. Тамбове церковно-приходская школа: исторический очерк за 20 лет ее существования / Сост. М.И. Новочадова. Тамбов. 1906. С. 15.
  4. Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов. 1961. С. 30.
  5. Тамбовские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1900. № 42. С. 1070.
  6. Покровская в г. Тамбове церковно-приходская школа: исторический очерк за 20 лет ее существования / Сост. М.И. Новочадова. Тамбов. 1906. С. 28-30.
  7. ТЕВ. 1914. № 7. С. 240-242.
  8. ТЕВ. 1913. №7-8. С. 81.
  9. Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1913 год. Тамбов. 1913. С. 79.
  10. Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов. 1903. С. 123-124.
  11. Кученкова В.А. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы г. Тамбова // Тамбовские епархиальные вести. 1994. № 10. С. 3.
  12. ТЕВ. 1904. № 10. С. 259.
  13. Муратов Н.П. Записки тамбовского губернатора. Тамбова. 2007. С. 88-92.
  14. Государственный архив Тамбовской области. Ф.Р. 5220. Оп. 1. Д. 164 (960). С. 13.
  15. Лисюнин В.Ф. История Покровского собора города Тамбова. Тамбов. 2001. С. 83; Лисюнин В.Ф., иерей. Подвиг архипастырского служения на Тамбовской земле святителя-исповедника Луки (Войно-Ясенец-кого) // Тамбовские епархиальные вести. 2008. № 1. С. 34-47; Лисюнин В.Ф., иерей. Тамбовская Голгофа святителя Луки: (по свидетельству очевидцев). Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. 540 с.
  16. Лисюнин В.Ф. История Покровского собора города Тамбова. Тамбов. 2001. С.
  17. Лисюнин В.Ф., иерей. 50-летие священнослужения настоятеля Покровского собора города Тамбова протоиерея Николая Степанова // Тамбовские епархиальные вести. 2008. № 1. С. 8-9.
  18. Лисюнин В.Ф., иерей. Покровский собор города Тамбова и православные традиции. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013.432 с.

Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. Ново-Покровский храм города Тамбова: история основания и перспективы воссоздания. ТЕВ. 2012. №10 (58). С. 32-44. 30 ноября 2012 г. в Администрации города Тамбова Владыкой Феодосием был сделан доклад, в котором рассказывалось о проведенных исследованиях истории строительства Ново-Покровского собора и о перспективе его воссоздания. Доклад прозвучал на научной-практи-ческой конференции «Тамбов. Исторический портрет российского города», посвященной Году российской истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *