Оборы в костюмном комплексе среднецнинской мордвы VIII-XI веков (по материалам крюковско-кужновского могильника)

Д.В. Селюн

Военно-исторический клуб «Средневековье», selun_dv@rambler.ru

Одним из характерных элементов древнемордовского костюма являются оборы – длинные узкие ремни, которыми обматывались голени. Функционально оборы необходимы для фиксации верхнего края онучей – полос ткани, которыми обматывалась нога [1, с. 104]. Без обор онучи при ходьбе быстро разматываются и спадают.

Подобного рода онучи  известны по этнографическим данным мордвы. Они представляют собой полосы льняной или шерстяной ткани шириной 43-45 см и длиной до полутора метров. Онучи наматывались на стопу и голень. Сверху онучи обматывались лыковыми, нитяными или кожаными оборами [2, с. 36]. Оборы в мордовском крестьянском костюме наматывались крест-накрест, от щиколотки до колена [2, табл. II].

Воронина Р.Ф. указывает на сходное использование обор и в древнемордовском костюме. Она считает, что оборы представляли собой два узких ремешка, которые крепились к заднику кожаной обуви и обматывали ногу от щиколотки до колена [3, с. 38]. Аналогичный способ намотки обор приводят авторы статьи о мордве в сборнике «Финно-угры и балты в эпоху средневековья». Там же указывается, что оборы застёгивались пряжкой [1, с. 104].

32

Рис. 1. Эрзянка в национальном костюме. Худ. Семашкевич М.Р. (по Белицер В.Н.)

На музейных реконструкциях и иллюстрациях на тему древней мордвы оборы как элемент женского костюма присутствует почти всегда. Этот эффектный и необычный для эпохи раннего средневековья костюмный аксессуар подчёркивает оригинальность и самобытность древнемордовской одежды. При этом художники и авторы реконструкций пользуются обычно приведёнными выше данными и аналогиями с этнографическим костюмом мордовских крестьян, наматывая оборы крест-накрест от щиколотки до колена.

33

Рис. 2. Реконструкция древнемордовского костюма в Тамбовском областном краеведческом музее (Фото с официального сайта музея)

Иное расположение и способ намотки обор указывает Алихова А.Е. Во введении к изданию дневников раскопок Елизавет-Михайловского и Пановского могильников она пишет, что узкий ремешок оборы обвивает нижнюю часть ноги по спирали в 4-8 оборотов. При этом способ фиксации концов обор автор не указывает [4, с. 11].

Итак, мы видим две различные точки зрения. Так как же наматывать оборы, чтобы реконструкция соответствовала своему прототипу? И каким образом фиксировались оборы на ноге?

С этой целью был исследован рукописный дневник раскопок Крюковско-Кужновского могильника, содержащий прорисовки каждого погребения. А также была проведена работа с инвентарём погребений в фондах Моршанского историко-художественного музея.

Автор раскопок Иванов П.П. на рисунках в рукописном дневнике всегда передаёт расположение обор как спиральную намотку на нижнюю часть голени [5, погр. 215, 335, 564].

В погребениях №№ 83, 335 Крюковско-Куж-новского могильника сохранившиеся почти целиком оборы демонстрируют тот же способ намотки – по спирали, плотно, виток к витку.

34

Рис. 3. Прорисовка погребения № 215

35

Рис. 4. Прорисовка погребения № 335

36

Рис. 5. Прорисовка погребения № 564

37

Рис. 6. Оборы в погребении № 83. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото автора)

38

Рис. 7. Обора в погребении № 335. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото автора)

Таким образом, мы видим, что намотка обор по аналогии с этнографическим костюмом мордвы (крест-накрест, от щиколотки до колена) не соответствует археологическим данным. Оборы наматывались на нижнюю часть голени по спирали, плотно, виток к витку.

Каким же образом при таком способе намотки оборы крепились на ноге?

В погребении № 55 Крюковско-Кужновского могильника сохранились оборы, находящиеся в составе погребального женского дара. Т.к. оборы находились в стороне от основного очага тления, а также по причине того, что они были обмотаны серебряной проволокой, их кожаная основа сохранилась целиком. Каждая обора представляет со-бой единый отдельный узкий ремень, а не два ремешка, крепившихся к заднику обуви, как указывает Р.Ф. Воронина.

Сохранившийся край одного из обор демонстрирует и способ крепления на ноге. В кожаной основе, на краю, сделан небольшой разрез. В разрез был пропущен узкий шнур из более тонкой кожи и завязан узлом. Подобный способ скрепления кожаных ремней и шнуров хорошо известен по материалам раскопок в Старой Ладоге [6, с. 51], а также в г. Хедебю (Дания) [7, taf. 19] и, очевидно, был широко распространён в эпоху раннего средневековья.

39

Рис. 8. Обора в погребении № 55. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото автора)

40

Рис. 9. Край оборы в погребении № 55. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото автора)

41

Рис. 10. Скрепление двух ремней при помощи прорезей. По Оятевой Е.Н.

Суммируя вышеизложенное, сами оборы, а также процесс их намотки можно реконструировать следующим образом.

Оборы представляют собой два отдельных, не связанных с обувью, узких (шириной около 10-12 мм), ремня такой длины, чтобы хватило на 5-9 оборотов вокруг голени.

Сначала на стопу и нижнюю часть голени наматываются онучи из полос ткани. Затем надеваются башмаки, которые фиксируются узкими ремешками, продетыми в прорези, расположенные вдоль верхнего края обуви [8, с. 218]. После этого тонкий кожаный шнур, закреплённый на краю оборы, завязывается вокруг щиколотки и закрепляет тем самым один конец оборы на ноге. Затем обора наматывается вверх по спирали. Намотка ведётся очень плотно, виток к витку. Когда обора намотана целиком, вокруг голени завязывается второй кожаный шнур, который закрепляет конец оборы на ноге.

42

Рис. 11. Реконструкция процесса намотки обор. На правой ноге кожаным шнуром закреплено начало оборы. На левой ноге обора намотана полностью (реконструкция и фото автора)

43

Рис. 12. Реконструкция процесса намотки обор. На правой ноге оборы намотана наполовину. На левой ноге обора намотана полностью (реконструкция и фото автора)

44

Рис. 13. Оборы в составе реконструкции комплекса женского костюма среднецнинской мордвы (реконструкция автора, фото Степанова А.Ю.)

Список использованных источников

  1. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Отв. ред. В.В. Седов. М., 1987.
  2. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М., 1973.
  3. Воронина Р.Ф. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы 8-11 вв. // КСИА. Вып. 140, 1974.
  4. Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928 гг. Саранск, 1969.
  5. Иванов П.П. Дневник исследования на песчаной дюне у Кужновского-Крюковского кордона, в 1 версте от с. Крюково Моршанского района Тамбовского округа ЦЧО в 1929-1936 гг. // Фонды Моршанского историко-художественного музея.
  6. Оятева Е.Н. Обувь и другие кожаные изделия земляного городища Старой Ладоги. // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Ленинград-Москва, 1965.
  7. Willy Groenman-van Waateringe. Die Lederfunde von Haithabu. 1984.
  8. Селюн Д.В. К вопросу о реконструкции некоторых видов обуви среднецнинской мордвы 8-11 вв. (по материалам Крюковско-Кужновского могильника) // VI Поленовские чтения. Система ценностей в современном художественном образовании. Материалы международной научно-практической конференции. Тамбов, 2015.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *