Из истории художественного образования в Тамбовском крае

Булычева И.И., Фалеев А.В.

ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова», pk2@tmb.ru

Термин «художественное образование» означает и подразумевает систему подготовки мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитекторов.

На Руси художественное образование первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских.

Это были люди разных возрастов и различного социального происхождения, сочетавшие в себе природные художественные способности и знания традиций народного искусства. Они работали в тесном общении друг с другом, и именно поэтому рождались памятники искусства, удивляющие нас и сегодня гармоничным сочетанием храмовой архитектуры, живописи и декоративно-приклад-ного искусства.

В XVII веке центром иконописного и резного мастерства стала Оружейная палата в Москве.

Положительную роль в развитии художественного образования в России в XVIII веке сыграло создание Петром I в 1711 году Рисовальной школы при Петербургской типографии. В школе не только копировали с образцов, но и рисовали с натуры. Крупной художественной школой в первой половине XVIII века стала так называемая живописная команда «Канцелярии от строений». В ней работали и учились многие в последующем известные русские мастера живописи, такие как А.П. Антропов, И.Я. Вишняков и др.

В середине XVIII века возникла Рисовальная школа при Академии наук, а также классы художеств при разночинном отделении гимназии Московского университета.

Крупнейшим центром художественного образования в России стала основанная в 1757 году в Петербурге Академия художеств, сыгравшая прогрессивную роль в развитии русского изобразительного искусства.

Однако в большинстве случаев отсутствие систематического образования не позволяло мастеру подняться до профессионального уровня мастерства.

Потребность в профессионально грамотных художниках вызвала появление в конце XVIII века частных провинциальных школ, куда был открыт доступ и крепостным.

Большую роль в художественном образовании сыграла школа, созданная в 20-е годы XIX века Алексеем Гавриловичем Венециановым в Сафонково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.

В основу своего педагогического метода Венецианов положил изучение действительности «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника».

01

А.Г. Венецианов. Автопортрет, 1811

Данный метод и методика его педагогической деятельности являлась основополагающей для его учеников, среди которых С.К. Зарянко – впоследствии профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Г.В. Сорока, автор произведений: «Рыбаки. Вид на озеро Молдино» (1810, Русский музей), «Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии» (1840, Тверская картинная галерея).

02

Александр Васильевич Ступин. Портрет работы И.К. Макарова

Особое место в системе профессионального образования занимает Арзамасская школа, основанная в 1802 году академиком Александром Васильевичем Ступиным. В школе был принят академический метод преподавания. Первые работы учеников школы, привезенные в 1809 году в Петербург, поразили преподавательский состав Академии своим профессионализмом. С этого момента Арзамасская школа была принята под ее покровительство.

Выпускниками Арзамасской школы были В.Т. Перов, в дальнейшем великий русский живописец, автор портретов Ф.М. Достоевского, С.Т. Аксакова, В.И. Даля, знаменитых «Охотников на привале» и Афанасий Дмитриевич Надежин, академик, основатель художественного образования на Тамбовщине.

Афанасий Дмитриевич Надежин родился в 1799 году в селе Аннинском Суздальского уезда Владимирской губернии. Родители его были крепостными княгини А. Долгоруковой.

Древний Суздаль – один из основных центров русской иконописи. Надежин Афанасий, обучаясь ремеслу иконописи и обладая прирожденными художественными способностями, скоро выделился из среды местных иконописцев. С 14-летнего возраста начинает учиться в школе А.В. Ступина в Арзамасе, которую закончил в 1825 году.

Школа А. Ступина, как и многие другие, находилась под покровительством Петербургской Академии художеств. Уставом Академии предусматривалось ежегодное присуждение наград за лучшие работы, присланные на конкурс. В год окончания учебы в школе Ступина, Афанасию Надежину академический совет присудил серебряную медаль за его ученические работы. Эту медаль Надежин получил лишь через десять лет, когда освободился от крепостной зависимости.

В Москве, в 1825 году Надежин знакомится с Иваном Машковым, приехавшим сюда из г. Козлова набирать мастеров-иконописцев. Ему удалось уговорить Надежина поехать вместе с ним.

Так г. Козлов стал художнику А. Надежину второй родиной. Здесь он прожил всю свою творчески насыщенную долгую жизнь, оставив значительный след в культурной и художественной жизни города.

Общественный характер Афанасия Дмитриевича наиболее ярко и полно проявился в осуществлении его мечты – организации, открытии и деятельности художественной школы 1832 года в городе Козлове.

Вывеска над входом в школу гласила: «Покровительствуемая Императорской Академией художеств учрежденная художником Надежиным школа рисования и живописи». В 1836 году Академия взяла школу Надежина под свое покровительство и относилась очень сочувственно как к школе, так и к ее учредителю, поэтому в 1840 г. постановила: «во уважение услуг свободного художника Надежина на пользу художеств в России заведением, на собственное иждивение, художественной школы в Козлове и по его известным Академии живописным работам, признав его назначенным, задать на звание академика программу – написать с натуры групп: две поколенные фигуры учителя с учеником, которую и исполнить на месте жительства его» [1].

Преподавание в школе было методически обоснованным, и включало в себя рисование с гипсов, оригиналов, линейную перспективу, живопись масляными красками, работу с натуры. В педагогической деятельности Надежин опирался на опыт своего учителя А.В. Ступина.

Курс обучения у Надежина занимал в общей сложности шесть лет. Занималось в школе одновременно около полутора десятка учеников. Учитель желал, чтобы питомцы его школы посвятили бы в дальнейшем свою жизнь служению высокому настоящему искусству, и добился в этом положительных результатов. Дмитрий Захаров и Гавриил Крылов, впоследствии успешно закончили Академию художеств, причем Захарову было присвоено в 1858 году, звание академика исторической и портретной живописи.

В городе Козлове в середине XIX века жил и трудился целый ряд выпускников школы: Петр Завитаев, Степан Киреев, Никита Михайлов, Рафаил Мошков, Лев Орлов, Яков Свешников, Сергей Степанов. В одной из сельских школ Козловского уезда уроки рисования вела дочь Надежина Екатерина Афанасьева, в замужестве Демидова. В Тамбове преподавал один из наиболее способных учеников художника – педагога Алексей Васильев.

Педагогическая и творческая деятельность шли бок о бок. В 1834 году Афанасий Дмитриевич получает звание неклассного (свободного) художника. Оценивая по заслугам созданные художником произведения, Петербургская Академия художеств присвоила Надежину в 1855 году звание академика исторической и портретной живописи. В 1867 году он получает орден Святой Анны III степени.

В июне 1862 году А.Д. Надежин ходатайствует перед Академией художеств о разрешении перевода школы в Тамбов. Возражений не было, но назначенный переезд, к сожалению, не состоялся, у художника-педагога уже не хватало ни духовной, ни физической энергии, с которой он брался когда-то за осуществление своих идей и замыслов.

Наконец, огромный пожар 1865 года уничтожил две трети строений г. Козлова, невосполнимый ущерб понесла и школа Надежина. В огне погибли лучшие ученические работы методического и выставочного фонда, сгорели и произведения самого Афанасия Дмитриевича. Спасти удалось немногое. В 1871 году прекратился прием новых учеников и на следующий год школа закрылась.
В 1879 году художник умер.

За сорок лет существования в г. Козлове школы А.Д. Надежин отдал любимому детищу свои духовные силы, свое профессиональное мастерство, свой педагогический талант. К сожалению, никто из его питомцев не нашел в себе на тот момент необходимой решительности, чтобы продолжить дело учителя, наставника, художника.

В ГТГ хранится одна акварельная работа А.Д. Надежина – «Портрет княжны Л.А. Путятиной» 1810.

Здесь можно было бы поставить точку. Но….

03

Семейная пара тамбовских коллекционеров – Носкова Екатерина Николаевна и Носков Юрий Николаевич в буклете «Возрожденный шедевр» сообщают: «После долгих скитаний по рукам коллекционеров еще одно сохранившееся до наших дней произведение художника, написанное в соавторстве со своей дочерью, попало к нам. Состояние ее было плачевно. Требовалась срочная реставрация. Недолго думая, мы отвезли ее в Москву в реставрационный центр им. И.Э. Грабаря.

Работу выполнила Егорова Надежда Валентиновна, художник-реставратор 1-ой категории, длилась работа полтора года. В экспертном заключении от 2 июля 2015 года значилась информация, обнаруженная на дублировочном холсте: «Съ Агафьи, писала Екатерина Надежина под смотрением отца. 1860 г., г. Козлов».

04

На «Портрете Агафьи» изображена молодая женщина в праздничном крестьянском костюме Тамбовской губернии. Произведение имеет антикварно-коллекционное и историко-культурное значение. Представляет музейный интерес как редкий образец школы живописи А.Д. Надежина».

С закрытием школы Афанасия Дмитриевича Надежина художественная жизнь в г. Козлове продолжалась, хотя в несколько других форматах.

На рубеже 70-х годов XIX века в городе открылась художественно-иконописное заведение одного из учеников Надежина М.Ф. Юрьева. Заведение Юрьева было известно далеко за пределами города и губернии.

В мастерской М.Ф. Юрьева насчитывалось около ста человек, кроме того, здесь работало более пятидесяти резчиков по дереву и двадцать позолотчиков.

В начале XX века в г. Козлове развернулась активная педагогическая и творческая деятельность художника Криволуцкого Сергея Ивановича.

05

Криволуцкий Сергей Иванович (10.10.1869-27.07.1922 г.)

Криволуцкий родился в 1869 году в селе Курдюки (в архивных документах оно значится под названием Киприяново) Кирсановского уезда в семье дьякона. Желая направить сына по стопам отца, родители определили мальчика в тамбовское духовное училище где он начал брать уроки живописи у местного художника И.И. Гладышева, а затем перебрался в г. Козлов в мастерскую Юрьева. В 1891 году, осуществляя давнишнюю мечту, Криволуцкий поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил через пять лет. В том же 1896 году он переехал в Петербург и был зачислен вольноприходящим в Высшее художественное училище при Академии художеств в мастерскую профессора В.Е. Маковского.

Этот год знаменателен для начинающего автора созданием его первой значительной картины «У деревенского художника» (1896 Калининская картинная галерея).

Изображенная на полотне сцена происходит в небольшой светлой комнате с развешенными кое-где по стенам несколькими этюдами и литографиями. Двое посетителей обстоятельно, с видом «знатоков» (характерной деталью являются в данном случае скатанные из бумаги «зрительные трубки») рассматривают стоящую перед ними на мольберте небольшую картину. Однако если кого действительно глубоко тронуло знакомство с искусством, так это подростка, который, склоняясь к самому холсту, с неподдельным вниманием рассматривает что-то вблизи. Сам же скромно одетый художник с палитрой и кистями в руках молчаливо стоит в глубине комнаты, занятый своими мыслями.

Размышление о нелегкой, а порой и горестной судьбе художника нашли отображение в наиболее известной картине Криволуцкого «Семья и искусство» (1899 год, Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР. Ленинград), за которую он в ноябре 1899 года был удостоен Академией звания художника и права на заграничную командировку.

После непродолжительной поездки за границу Криволуцкий возвращается на родину в Тамбовскую губернию и несколько месяцев преподает в церковно-учительской семинарии в селе Новиково Козловского уезда, переехав затем в г. Козлов.

В октябре 1900 года, посоветовавшись с близкими знакомыми, Криволуцкий открыл в городе бесплатные вечерние классы рисования, которые переполнились вскоре желающими обучаться изобразительному искусству. Это побудило художника взяться за организацию в городе настоящей, официально оформленной художественной школы. Ее образец Криволуцкий отчетливо представил себе из рассказов местных старожилов, хорошо помнящих Афанасия Надежина, но с первых же шагов самостоятельной деятельности художника начали подстерегать различные непредвиденные трудности. В частности, совет Академии художеств, который, по мысли Криволуцкого, мог оказать школе, не говоря о материальной, чисто методическую помощь, ответил на его письмо отказом.

Это, однако, нисколько не охладило энтузиазма художника, и в ноябре 1901 года занятия в новой школе начались. С горячим увлечением стремился Криволуцкий передать учащимся знания, полученные им самим за годы академической учебы. В письме в Академию, написанном весной следующего года, художник сообщил, что его учебное заведение посещает 31 человек. Далее не без чувства гордости Криволуцкий пишет об интересе, который вызвала школа в местном обществе, в связи с чем первую выставку ученических работ, проведенную в течение одного дня 25 марта
1902 года, «без печатных о том объявлений» посетило 375 человек. На следующей выставке, организованной в 1903 году, число зрителей перешло уже за тысячу.

Ободренный первыми успехами, художник начал даже вести разговоры о строительстве для школы и будущего музея специального здания, хотя в глубине души отчетливо понимал всю беспочвенность подобных проектов.

Деньги на содержание школы приходилось выкраивать из собственных весьма ограниченных средств (с бедных учеников Криволуцкий не брал за обучение ни копейки). Не удивительно, что материальное положение художника становилось год от году все труднее, тем более что на его попечении находилась собственная семья с малолетними детьми. Все же он сумел кое-как продержаться до 1906 года, когда вынужден был закрыть свое заведение.

В отличие от надежинской, школа Криволуцкого не была упорядоченным учебным заведением, занятия в ней носили свободный студийный характер, хотя она и прививала учащимся ряд ценных профессиональных навыков. Отдельные из ее воспитанников продолжили свое образование в различных художественных училищах. Среди них был и А.М. Герасимов. Долгие годы работали на Тамбовщине такие воспитанники Криволуцкого как С.С. Варсонофьев, И.Я. Копров, Г.Т. Романов- Скороходов, Д.Р. Панин.

Одновременно с учебными занятиями в школе Криволуцкий занимался творческой деятельностью. Во время проживания в г. Козлове им был написан ряд живописных работ, среди которых центральное место занимает картина «В ночлежке» (1906, Тамбовский краеведческий музей).

Переехав вместе с семьей в 1909 году из
г. Козлова в Москву и испытывая значительные материальные трудности в устройстве на новом месте, Криволуцкий в какой-то мере отошел от активной творческой деятельности, занимаясь выполнением случайных, нередко чисто ремесленных заказов. В 1919 году он вновь вернулся на Тамбовщину, поселившись на родине в Курдюках (современный Инжавинский район Тамбовской области). Криволуцкий впервые в этот период попробовал свои силы в качестве декоратора, оформив в Кирсановском городском народном театре спектакль по пьесе М. Горького «На дне». Работать художнику пришлось, к сожалению, совсем недолго: летом 1922 г. он скончался в Курдюках.

Таким образом, идея создания школ рисования и живописи, охватывала едва ли не все губернии, в том числе и Тамбовщину, и отвечала требованию необходимости в систематической профессиональной подготовке мастеров, приобретением знаний по рисунку, живописи, композиции, т.е. всего того, из чего складывается определенный профессиональный уровень обучающихся.

Художественные школы, возникшие в различных местах России в начале XIX века и увеличивавшиеся с годами, доказывало, что их педагогические опыты выражали основные тенденции развития национального искусства на данном историческом отрезке времени.

Провинциальные художественные школы отличались по подготовке и одаренности их руководителей, по своей организации, по принципам преподавания, по контингенту учеников – все это и многое другое определяло для каждого художника-педагога необходимость быть самостоятельным в своей деятельности, искать эффективные и легко усваиваемые формы, методы и приемы подготовки мастеров-художников.

Вместе с этим школы осуществляли планомерное обучение по четким программам под опекой Академии заключавшейся в очень обстоятельном профессиональном просмотре присылаемых на ее рассмотрение учебных ученических рам, с рекомендациями для руководителей, которые всегда исходили преимущественно из опыта своего обучения в профессиональных учебных заведениях и из академических методических рекомендаций.

В ответ на отчет А.Д. Надежина за 1838 год. Совет Академии сообщает ему: «…. имея покровительство заведению вашему, по долгу и обязанности своей предлагает вам придерживать учеников ваших к верному и правильному рисунку тела человеческого, сначала с хороших образцовых рисунков и останков,  потом с гипсов и, наконец, с натуры…».

Ознакомившись в определенной степени с методикой провинциальных школ и школ Надежина А.Д., Криволуцкого С.И. следует отметить, что в ней нашли живое отражение требования, предъявляемые к искусству тех лет в развитии ведущих положений академической системы, с тенденцией к более точной, профессиональной передаче реальных качеств натуры, окружающей действительности.

В середине 1880-х в начале 1890-х годов в культурную жизнь России входит ряд новых, помимо школ рисунка и живописи, очень важных общественных начинаний. Создаются различные любительские общества: литературные, музыкальные, художественные.

В Тамбове подобное объединение, получившее название общества любителей художеств, возникло в 1907 году. Его организовала группа местной интеллигенции в составе более двадцати человек, среди которых были художники М.А. Антонов, П.П. Мошков, П.Д. Мягков, И.П. Фрейман.

Уставом общества предусматривалась организация в Тамбове студии и мастерских для художников, проведения различных выставок, чтение публичных лекций по вопросам искусства, создания картинной галереи или художественного музея.

Не все это воплотилось в жизнь, но и то, что удалось осуществить, сыграло определенную роль в культурной жизни губернского центра, в художественном образовании общества.

На квартире общественного деятеля И. Потапова под руководством художника Н.М. Шевченко начались занятия художественной студии. Была налажена связь с художниками, работавшими в г. Козлове. С.И. Криволуцкий был членом жюри по отбору художественных произведений на первую художественную выставку общества. Она открылась в октябре 1907 года, в местной типографии был отпечатан каталог. За две недели, работы выставки ее посетило 1100 человек.

Подобные выставки стали ежегодными, последняя из них состоялась в 1915 году.

Наряду с опытными живописцами на выставке представили произведения и начинающие свой путь в искусстве молодые художники В.Г. Белоцветов, А.Н. Нестеров и другие.

В годы начавшейся империалистической войны художественно-общественная деятельность в обществе любителей художеств приходит в упадок и, в конце 1916 года оно окончательно прекратило свое существование.

В период второй половины XIX – начала XX века на Тамбовщине сложилась самостоятельная художественная школа, опирающаяся на Академические принципы русского национального искусства.

Провинциальная школа как художественный центр являлся по существу направляющим художественную жизнь Тамбовщины. Лучшие ее достижения  являлись основой дальнейшего продолжения традиций художественного образования их качественного совершенствования.

В 20-е годы XX века в г. Тамбове создается товарищество художников. Двумя года ранее в г. Козлове организуется самодеятельная художественная организация Коммуна творческих художников в г. Козлове.

С 1 октября 1918 года начались занятия в Тамбовской губернской рисовальной школе, в которой работали преподавателями художники Ф.А. Маслов, П.Ф. Мягков, М.С. Иванов. В начале 1919 года на базе этой школы организовались Тамбовские свободные государственные художественные мастерские, существовавшие, до 1923 года и были довольно солидным учебным заведением. Занятиями руководили художники Н.М. Шевченко, С.П. Акимов, А.Н. Арженников. Наиболее одаренные студенты направлялись для профессионального художественного образования во ВХУТЕМАС в Москву. В число этих студентов входил известный впоследствии живописец Ф.В. Антонов, а также С.И. Канин и В.П. Проскуряков – художники, приехавшие после окончания учебы работать в Тамбов.

В нашем городе была организованна студия изобразительного искусства, начавшая свою творческую деятельность в январе 1919 года. Возглавил студию художник А.В. Фонвизин, преподавателями были художники В.Г. Белоцветов, Г.А. Васильев, А.Н. Нестеров.

В 1922 году в Москве создается творческая организация – Ассоциация художников революционной России (АХРР), тамбовский филиал АХРР был образован в 1925 году, инициатором его создания был художник А.В. Фонвизин. Вместе с ним активное участие в организации местного филиала приняли художники В.Г. Белоцветов, А.Н. Нестеров, Н.А. Отнякин. При тамбовском филиале начала свою работу художественная студия, преобразованная затем в художественные курсы, существовавшие до 1930 года.

Возвратимся в бывший город Козлов, ныне – Мичуринск, где художники Надежин А.Д. организовал художественную школу, где начался творческий и педагогический путь многих и многих преподавателей Афанасия Дмитриевича.

Итак, город Мичуринск, детская художественная школа, школа Платицина Аркадия Васильевича.

06

Родился А.В. Платицин в 1923 году в г. Козлове в семье музыкантов-педагогов, где искусство одухотворяло весь семейный уклад Платициных.

Первым его учителем и наставником в рисунке, живописи был Н.Н. Беляев, художник-живописец, живший и работавший в городе в 30-х годах XX века.

Работы Платицина были замечены и оценены А.М. Герасимовым, его земляком, учеником А. Архипова и К. Коровина создавшего в 30-40-х годах лучшие свои произведения – «Мокрая терасса», «После дождя», «Портрет О. Лепешинской», «Групповой портрет старейших советских художников И. Павлова, В. Бакшеева, В. Бялыницкого-Бируля, В. Мошкова», (все в Третьяковской галерее). Он рекомендовал ему учиться в профессиональном учебном заведении у больших мастеров изобразительного искусства. Но начавшаяся Великая отечественная война помешала этому.

Фронтовой путь авиационного стрелка-радис-та Платицина А.В. – завершился 9 мая 1945 года в Берлине.

После демобилизации учеба в Московском художественно-графическом педагогическом училище, по завершении учебы – работа учителем рисования в родном Мичуринске. Затем, с 1953 года, создание кружка изобразительного искусства при Доме пионеров и работа в нем. В 1966 году А.В. Платицин возглавил открывшуюся в городе детскую художественную школу, носящую ныне имя А.М. Герасимова.

Талантливый педагог, замечательный художник главным делом жизни которого являлось создание художественной школы, школы А.В. Платицина.

Выпускники школы – это практически все учителя рисования школ города и района, это и замечательные художники – В. Хабаров, лауреат крупных художественных премий, В. Попов, живущий и работающий ныне во Франции, известные плакатисты В. Шестяков, А. Солопов, это Василий Аркадьевич Платицин – продолжатель и последователь идей отца. Работы учеников школы экспонировались в Германии, США, Англии, Норвегии, Франции, Болгарии, Японии.

Не все выпускники школы стали большими художниками. Школа и не ставила перед собой такой цели, важнее всего было приобщить молодое поколение к большому искусству, к постижению прекрасного, к высокому духовному миру изобразительного искусства.

Общность систем художественного образования прошлого и настоящего в России базируется на классическом академическом принципе реалистического изображения окружающей действительности.

Реалистическое искусство, сохраняя и преумножая опыт художественного образования прошлых веков, должно являться высоким художественным средством познания жизни во всем ее многообразии и единстве.

По прошествии веков, жизнь диктует современному художнику свои правила и законы, тем не менее, знание законов, основ ремесла и его составляющих – рисунка, живописи, композиции, является фундаментальным в дальнейшем построении высокого изобразительного искусства.

Реализм неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь. Искусство своими специфическими формами обязано не разрушать, а созидать, но созидать уважая опыт всех поколений, совершенствуя и развивая художественно начало новых поколений.

 Список использованных источников:

  1. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств, т. II. СПб., 1865 г.; Отчеты Императорской Академии Художеств 1862-1863, 1879-1880 года.
  2. Михайлов В. Художники Тамбовского края. Исторический очерк развития изобразительного искусства на Тамбовщине. Ленинград: Художник РСФСР, 1976. 160 с.
  3. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М: Искусство, 1963. 408 с., цв. ил.+прил.
  4. Мызникова Е., автор вступительной статьи. Каталог произведений художника Алексея Ивановича Лёвшина. Тамбов, 1974.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *