Развитие живописи в Тамбове конца XIX – начала XX века

Никольская А.М.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, e-mail: super.nusya2014@yandex.ru

Конец XIX – нач. XX вв. – время, когда во всей культуре страны стало меняться самосознание. Появляется ощущение больших перемен. Все, казалось, замерло в ожидании изменений в общественно-политической жизни России. Такие чувства не могли не отразиться на мысли деятелей культуры, в том числе и художников.

Возникают новые стили, например, такие как модерн и символизм. В самом конце XIX века началось серьезное изучение русской старины. Опубликовано шести томное собрание «Древности Российского государства», где были собраны различные рисунки церковной утвари, национальных костюмов, оружия. Данным собранием активно пользовались в Строгановском художественном училище, мастера фирмы Фаберже, многие живописцы.

С течением времени, уже в самом начале XX века изысканный стиль модерн начинает искореняться новым бунтарским искусством авангарда, на который повлияли начавшиеся революционные события.

В 1910 году состоялась выставка работ представителей художественного течения «Бубновый валет». Это была новая организация московский художников, избравших путь постимпрессионизма. Саму выставку помогали организовывать поэты-авангар-дисты братья Бурлюки. Работы русских художников походили на европейский кубизм. В отчете с выставки А.Н. Бенуа впервые употребил термин «авангард». Картины будто бы ломились от изобилия красок, широких живых мазков, необычных ракурсов и фантазий художников. Чувствовалось, что молодые новаторы хотели свободы творчества, отхода от академизма и классических философских знаний.

Что же происходило в это время на Тамбовской земле в мыслях художников-живописцев?

Еще в дореволюционной Тамбовской губернии имеет значимое место деятельность А.Ф. Надеждина. С него и принято считать начало развития художественного образования в Тамбове. До революции этот человек создал одну из первых художественных школ.

В самом Тамбове уже в конце XIX века существовала мастерская В. Гладышева, где учился С.И. Криволуцкий.

Сергей Иванович Криволуцкий в 1896 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После он учился у профессора В.Е. Маковского, знаменитого художника-передвижника,
в его мастерской при Академии художеств. Он создает свою первую картину «У деревенского художника». За картину «Семья и искусство» награжден золотой медалью, ему присваивается звание художника и право поехать за границу в командировку.

В 1901 году Криволуцкий открывает школу в г. Козлове и начинает там свою просветительскую и педагогическую деятельность. Занятия в этой школе носили больше студийный характер, в отличии от классического учебного заведения. Среди первых его учеников были A.M. Герасимов, С.С. Варсонофьев, И.Я. Копров, Д.Р. Панин,
Т. Романов-Скороходов.

В 1906 школа была закрыта из-за тяжелого материального положения.

Позже с Тамбовом была связана деятельность таких довольно знаменитых художников как И.И. Гладышева (1860), преподававшего здесь в мужской гимназии, П.П. Соколова, акварелиста и мастера русской графики.

Некоторые знаменитые художники также посещали город, например, такие как В.Д. Поленов. Многие его работы были написаны именно на Тамбовской земле в имении его дяди Леонида Алексеевича Воейкова в селе Ольшанка Уваровского района. Именно здесь он проявил себя как художник-пейзажист. Известно пребывание на Тамбовской земле Федора Васильева (1869) и Валентина Серова (1903).

Творческий путь знаменитого живописца А.П. Рябушкина, известен зрителю исторической темой своих работ. До Октябрьской революции он был одним из организаторов «Тамбовского общества любителей художеств».

Это общество было создано в 1907 году. В него входили преподаватели рисования различных учебных заведений города, архитекторы, профессиональные художники, такие как Н.И. Фрейман, П. Феодоровский.

229

Рис. 1. В.Д. Поленов «Солнечный день. Мельница. Ольшанка»

230

Рис. 2. А.П. Рябушкин Эскиз «Воскресенье в деревне» (1892)

Главным направлением и основной целью «Тамбовского общества…» было становление и развитие изобразительного искусства в городе, а также его вхождение в массы. Это обстоятельство проявлялось в том, что устраивались беседы на тему искусства, организовывались выставки, творческие экскурсии, устраивались студии, где преподавали художники-профессионалы. Во всем этом мог поучаствовать любой желающий. На выставки оргкомитетом приглашались москвичи, художники-передвижники, например В.Д. Поленов, А.М. Васнецов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов, С.Ю. Жуковский, А.С. Степанов и другие. На одной из таких выставок однажды показали свои работы молодые тамбовские художники В.Г. Белоцветов и А.Н. Нестеров, которые внесли значительный вклад в развитие культуры и живописи уже после Октябрьской революции на Тамбовщине.

Тематика картин у художников и выставок в целом, как правило, посвящалась быту простых людей, их образу жизни, окружающей действительности и, конечно же, красоте родного края – природе Тамбовской губернии.

Издавалось немало публицистических книг на художественную тематику, каталоги выставок и альбомы рисунков. Председателем общества был И.М. Потапов. В его квартире под руководством художника Н.М. Шевченко проводились первые студийные занятия общества. Там же готовились искусствоведческие доклады и лекции.

231

Рис. 3. Н.М. Шевченко «Набережная Тамбова»

Было установлено тесное сотрудничество с художниками города Козлова, ведь общество стремилось к объединению всех творческих людей и людей, интересующихся искусством по всей Тамбовской губернии.

Последняя выставка «Тамбовского общества любителей художеств» состоялась в 1915 году.

Говоря о развитии живописи в Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века, можно сделать вывод, что тамбовские художники, деятели культуры и те, кто ценит и понимает значение живописи в жизни каждого человека, постарались сделать осуществимым многие задумки в этом направлении. Мы видим, что тамбовские живописцы достигли немалых успехов не только в родном крае, но также и по всей стране. Развитию этой отрасли культуры поспособствовало и пребывание на нашей земле знаменитых художников. В некотором роде, благодаря их участию в художественной жизни Тамбова, молодые таланты нашего края проникались живописью великих, тем самым обогащаясь и перенимая большой опыт, что очень важно для дальнейшего развития. Также простым обывателям и любителям искусства удалось увидеть столичные работы, что повлияло на общий уровень культурного развития населения всей губернии.

На сегодняшний момент в Тамбовской областной картинной галерее хранятся многие подлинные работы художников-передвижников, а также работы других известных мастеров вышеназванного периода. Эти картины представлены в постоянной экспозиции.

Литература

  1. URL: http://window.edu.ru [Тамбовская художественная культура: Учебное пособие. Долженкова М.И., Толмачев Ю.А.]
  2. URL: http://shr-tambov.ru [Творчество тамбовских художников 1917-1945 гг. Михайлов Владимир Иванович]
  3. URL: http://www.tambovart.ru [Русское искусство XIX – нач. XX вв.]
  4. URL: http://izosfera.ru [Развитие живописи в России конца XIX – начала XX века]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *