Протоиерей В.Ф. Лисюнин
Тамбовская епархия, Тамбовская духовная семинария, e-mail: ovli09@mail.ru
Роль Церкви как института, ответственного за воспитание и поддержание духовного здоровья паствы, изначально присуща историко-культурно-му контексту, парадигме формирования и развития русской и российской государственности. Динамичное нарастание модернистских тенденций, расколовшее традиционное русское общество ко второй половине XIX века, закономерно привело к необходимости системных изменений диалога Церкви с обществом, к неотвратимости выбора между реформами и консервативной моделью бытия. Философская доктрина Н.Ф. Фёдорова, объединяющая храм, музей, школу, была в то время одним из компонентов общественного поиска путей развития, который должен «дать священное направление мысли человеческой и ставит себе целью собирание всех людей в общий отеческий дом, в музей, в дом Отца Небесного, Бога всех земных отцов, в дом, который, будучи музеем, есть в то же время и храм» [1].Опасность деградации общества, «порчи нравов», таящуюся в недрах реформ, уводящих от воцерковленного образа жизни, хорошо осознавали церковные и государственные власти, единодушно признававшие неразрывную связь между религиозностью и нравственностью.
14 июля 1864 года Александром II было одобрено «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в училищах «следовало обучать и воспитывать детей на религиозных и нравственных основах», отмечалось, что это возможно лишь тогда, когда во всём учебном процессе в качестве учителей и надзирателей будут заняты православные клирики. Все школы имели одинаковую учебную программу, обучали Закону Божию, чтению церковных и гражданских книг, письму, арифметике и церковному пению. Предметы преподавали либо клирики (священники, диаконы), либо псаломщики или лица, закончившие семинарии [2]. К примеру, в Тамбовском уезде к 1863 году было образовано 9 училищ, из них в Тамбове в 1860 году образовано сельское приходское училище для детей государственных крестьян. Это училище стало называться Покровским. В 1871 году оно было реорганизовано в начальное народное училище и разместилось в Покровской пригородной слободе. Большая часть наставников училища состояла из духовенства. В 1872 году учителем здесь состоял и Феодосий Муравьёв, диакон Покровской церкви [3].
Последняя четверть XIX века ознаменовала себя значительным расширением системы образования, большая часть которой могла распространяться лишь благодаря активной церковной деятельности, через её разветвлённую сеть церковных приходов, где организовывались церковно-приходские и воскресные школы. Примером сказанному является история появления и деятельности церковно-приходской школы в Покровском приходе. Школа была открыта 19 декабря 1885 года в подвальном помещении под главным входом в Ново-Покров-скую церковь, где до этого было помещение сторожки, а с 1883 года размещалась певческая комната. Начиналась школа с пятерых детей из беднейших семейств прихода. Священник Иоанн Новочадов, первый заведующий школой, после общей молитвы перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы сказал детям: «Отныне да будет Покров Царицы Небесной над вами…», с этими словами школа и начала свой великий образовательный труд. Но это благое начинание в Покровском приходе было делом довольно трудным. Внешний вид школы был невзрачным: небольшие окна с железными решётками, асфальтовый пол, теснота помещения, скудость классной обстановки – всё это производило тяжелое впечатление [4]. На 10 рублей, пожертвованных церковным старостой С.И. Даниловым, было приобретено три парты и одна классная доска. Надо сказать, что крупных пожертвований в первые годы существования школы не было. С 1887 года Покровская школа стала считаться женской, так как все ученики-мальчики были переведены в новооткрытую образцовую школу при Тамбовской духовной семинарии. 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому – день открытия школы, – считался школьным праздником. Этим днём заканчивалось учение перед праздником Рождества Христова, и у детей начинались каникулы [5].
Особыми днями, активизирующими образовательную жизнь на приходах, были юбилейные и торжественные дни, обилие и важность которых в последней четверти XIX века обязывали встречать их с особой подготовкой. В 1888 году таким событием для школы и всей губернии было празднование 900-летия Крещения Руси. Церемония празднования, разработанная консисторией, начиналась в Вознесенском монастыре за сутки до дня памяти равноапостольной великой княгини Ольги, когда епископом Виталием (Иосифовым) освящалось здание новой образцовой школы. Накануне же дня памяти равноапостольного великого князя Владимира во всех храмах города шли торжественные службы, а 15 июля торжества разлились по всем приходским храмам, площадям и улицами. Жители города с колокольным звоном и крестными ходами направились к Казанскому монастырю, откуда после водоосвящения общий крестный ход направился к новому зданию образцовой школы, находившейся во дворе семинарии, для его освящения. Все прилегающие площади и, главным образом, Покровская площадь вместе с Набережной были заполнены народом, войсками для парада и военными оркестрами. Весь день после этого малиновый звон плыл над городом [6]. Проведение праздника вблизи Покровского храма не оставило без внимания и Покровскую школу, ученики которой, будучи у ранней литургии своего храма, потом собрались в школе, где заведующий школой священник Иоанн Новочадов, рассказав о св. Владимире, преподнёс им книжки и иконы святого равноапостольного князя Владимира, после чего дети могли наблюдать торжественный парад, проходивший по ул. Набережной.
До 1896 года церковно-приходские школы города Тамбова жили как бы отдельной жизнью одна от другой. Между ними не было никакого общения. Случавшиеся тогда праздники и торжественные дни отмечались каждою школою самостоятельно. В 1896 году церковные школы города Тамбова в первый раз объединяются для общего празднования Святого Коронования их Величества (14 мая). Все школы были собраны в Кирилло-Мифодиевскую церковь на Покровской площади при духовной семинарии. Наряду с другими школами и Покровская участвовала в общем пении Литургии и благодарственного молебна.
В 1889 году церковные школы города Тамбова торжественно праздновали столетний юбилей со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Предварительно, перед днём празднования, было проведено несколько спевок учащихся школ в зале семинарии. 26 мая в Кафедральном Соборе, Преосвященным Епископом Георгием (Орловым) была отслужена панихида при пении учащихся всех школ, после чего в здании Нарышкинской читальни прошёл торжественный акт. Были прочитаны биографические сведения об А.С. Пушкине, пелись и читались его стихотворения: «Песньо Вещем Олеге», «Буря мглою», «Узник», «Сквозь волнистые туманы». Стихотворения читались учащимися всех школ. Ученицами же Покровской школы Поздняковой, Четвертаковой и Вязовой была прочитана наизусть «Сказка о рыбаке и рыбке». Праздник закончился раздачею книг и гостинцев детям.
По временам Покровская школа являлась для пения за молебнами и панихидами к чтимым святыням: в Богородичную церковь – к Тамбовской иконе Божией Матери, в Спасо-Преображенский кафедральный собор – к могиле святителя Питирима. Такого рода церковно-певческая активность не оставалась без внимания не только у епархиального начальства, но и в прессе, где неоднократно появлялись доброжелательные отзывы [7].
28 июля (ст. ст.) 1898 года праздновалось 200-летие со дня кончины святителя Питирима. Покровская школа в этот день пела позднюю Литургию в своем приходском храме, а по окончании – панихиду о приснопоминаемом святителе. В этот день отслужена была Покровским духовенством Литургия и в Старо-Покровской церкви, как одной из ближайших церквей по времени существования к периоду жизни святителя Питирима [8].
Наступивший XX век был интересен активизацией образовательной жизни в Тамбовской епархии. В апреле 1901 года в «Церковных Ведомостях» было опубликовано определение св. Синода о торжественном праздновании церковными школами дня святых первоучителей славян. При участии учителей церковных школ епархиальным наблюдателем А.И. Левочским была составлена программа празднования. На торжественном акте в Нарышкинской читальне учащихся было до 800 человек. После рассказа о равноапостольных Кирилле и Мефодии следовало пение детьми гимнов и патриотических песен, которые чередовались с чтением стихотворений. Из Покровской школы ученицы Воинова и Антонова читали стихотворение Плещеева «Дети и птичка», а ученицею Богоявленскою – стихотворение Жуковского «Утренняя звезда». С этого времени день 11 мая ежегодно стал праздноваться при общем участии всех церковных школ города Тамбова [9].
В 1902 году празднование 11 мая (ст. ст.) имело ту особенность, что вместе с тем соединено было празднование 50-летнего юбилея русских писателей В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя, поэтому вслед за Литургией и молебном святым Кириллу и Мефодию 11 мая следовало и служение панихиды по В.А. Жуковскому и Н.В. Гоголю. На праздничном акте звучали преимущественно произведения этих писателей. От Покровской школы читала П. Курточкина стихотворение Жуковского «Выбор Креста» [10]. 11 мая 1904 года учащиеся церковных школ Тамбова пели при служении Литургии Преосвященным Нафанаилом (Троицким), викарным епископом Козловским. Интересно то, что пение учащихся за богослужением и на бывшем в этот день вечером акте, выполнялось под управлением регента Покровского церковного хора и учителя Покровской церковно-приходской школы Константина Петровича Магнитского. Так как накануне, в 1903 году, было прославление преподобного Серафима Саровского, в конце акта все учащиеся получили из рук правящего архиерея образки с изображением преподобного Серафима и картинки с изображением событий из его жизни. Здесь же, на акте, ученицею Покровской школы П. Курточкиной было прочитано стихотворение «Святой Старец» о преподобном Серафиме:
Любовью чистою сияя, блаженный старец Серафим
И на земле был житель рая Христом Спасителем храним,
Его любовь границ не знала, как сын родной, он Русь любил,
И за неё он слез не мало в молитвах пламенных пролил.
И кто бы только за советом к нему в пустынку ни ходил.
Радушным, дружеским приветом он души скорбные живил.
И ныне Бог его прославил. Сам Царь с державною Семьей
В его пустыню путь направил с молитвою пламенной, святой.
И сколько там чудотворений Господь пред всеми проявил,
Немых, хромых, с потухшим зрением, как много там он исцелил! [11].
5 июня 1904 года Тамбов посетил Государь Император Николай II. По распоряжению Епархиального начальства все церковные школы города должны были присутствовать при встрече Императора. Школам было назначено стоять по обеим сторонам большой улицы при проезде царственного Гостя. Напротив здания Присутственных мест на одной стороне были установлены городские начальные школы, а на другой – церковные. Учащиеся удостоились видеть Царя при следовании Его Величества мимо здания Присутственных мест к кафедральному собору [12].
В 1914 году в России отмечалось 100-летие со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Учебные заведения активно принимали участие в проведении означенных торжеств. Тамбовское женское училище Д.А. Пташник, где законоучителями и духовниками многие годы были священнослужители Покровского прихода города Тамбова, специально для празднования юбилея заказало издание Похвального листа, в декорированной раме которого было изображение поэта и сюжеты его известных литературных произведений. На Похвальном листе имеется указание места издания: «Изд. Бланкоиздательства М. Шпенцера, Одесса». Подобным листом награждались в конце учебного года лучшие ученицы училища «за примерное поведение и… успехи, оказанные… в истекшем учебном году» [13].
Говоря о памятных юбилейных днях, отмечаемых в церковных школах, необходимо заметить, что каждое событие или персонаж праздника рассматривался с нравственной стороны, как назидательный образец, на примере которого можно было рассмотреть мировоззренческие нравственные вопросы. Об этом свидетельствует и сохранившийся в г. Тамбове Похвальный лист к 100-ле-тию М.Ю. Лермонтова. Картуш Похвального листа символически украшен изображениями по мотивам прозаических и поэтических произведений М.Ю. Лермонтова. Погрудный портрет поэта представляет собою форму овального памятного медальона с надписью «М.Ю. Лермонтов 1814-1841». Под портретом поэта расположена фигура метущегося демона со склонённой головой, печально смотрящего на горнюю долину, внизу изображения идёт подпись – «Место дуэли Лермонтова», рядом изображение и подпись – «Грот Лермонтова в Пятигорске». Чуть ниже – в круге, в углу, изображён дом Лермонтова в Пятигорске. Необходимо отметить, что сам портрет, исполненный в двухцветной технике, отражает траурную печаль, как бы говоря о трагических нотах жизни поэта. В этой связи не случайным видится расположение над портретом Ангела с ребёнком на руках. Фигура спящего ребёнка символически изображает собой душу поэта, которую Ангел Божий возносит к Горним Обителям. Примечательно то, что крыло Ангела обнимает портрет поэта и тем самым отделяет его от фигуры демона. Данная композиция расположения изображений небесных сил вокруг портрета М.Ю. Лермонтова имеет знаковый смысл, отображающий борьбу добра и зла и мятущийся дух поэта, противоречивость и трагичность его жизни. На изображении Ангел, несущий душу, взором устремлён в Горний Мир, эта фигура изображена по мотивам известного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Над Ангелом среди звёзд идёт текст из этого произведения с нотной записью – «По небу в полуночи Ангел летел…». Данное стихотворение вошло в программу проведения рождественских праздников и литературно-музыкальных композиций в церковно-приходских и земских школах. В этой связи интересен и факт отображения на Похвальном листе музыкальных нот, использующихся для учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.
Сверху в центре грамоты изображён корабль, путешествующий по безбрежной глади моря и одинокая фигура Наполеона, смотрящего в морскую даль. Над этим изображением приводится поэтическая строка – «По синим волнам океана…» и ноты музыки по мотивам поэтического произведения. Не менее символичным являются изображения с противоположной – правой стороны Похвального листа. Здесь внизу грамоты изображён вид усадьбы Лермонтовых и надпись – «село Тарханы». Изображение обрамлено ветвью лавровых листьев, сверху изображения в переплетениях лавровых и пальмовых ветвей помещена икона и изображён интерьер избы с женщиной, которая под колыбельную песнь укачивает своё дитя. Здесь же приводится первая строка текста колыбельной песни и ноты – «Спи, младенец мой прелестный, баюшки баю…». Примечательно, что икона изображена в основании устремившейся ввысь пальмы. Это знаковое сочетание изображения родовой усадьбы, иконы, материнской колыбельной молитвы под сенью пальмового оазиса символизирует собой мотивы райского сада, которым для поэта были Тарханы – колыбель его детства и отрочества. Трагические ноты просматриваются в помещённом рядом в круге изображении Бородинского поля, а также чуть выше, у пальмы, Кавказского пленника. Здесь же помещена надпись «Мцыри» и изображён Кавказский ландшафт с девушкой, по горной дороге несущей в кувшине воду. Внизу грамоты в центре между изображением усадьбы Тарханы и грота Лермонтова в Пятигорске дан драматический сюжет из «Песни про купца Калашникова». Кроме перечисленных изображений на раме Похвального листа в углах наверху даны женские портреты: слева – «Тамара», справа – «Бэла» и идёт перечисление произведений поэта слева направо – Демон, Княжна Мери, Герой нашего времени, Корсар, Вадим, Боярин Орша.
Свидетельствами использования творчества известных отечественных поэтов в духовно-воспи-тательном процессе учебных заведений являются и издаваемые учебные пособия с произведениями авторов, а также часто выпускаемая к означенным юбилеям и по особым случаям специальная литература. Примером тому является сохранённый в Тамбове сборник историко-литературных ста-тей, составленный В. Покровским под названием «Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения» [14]. Во втором дополненном издании этого сборника, вышедшем в Москве в 1908 году, были помещены следующие новые статьи – Петухова «Мужские и женские лица Лермонтовской поэзии» и Дашкевича «Нравственный облик Лермонтова». Кроме того, в издании публиковались статьи, касающиеся нравственной стороны личности: Котляревского «Личность Лермонтова»; Боденштедта «Личность и поэзия Лермонтова»; Морозова «Идеалы Лермонтова»; Бороздина «Условия жизни, способствующие преобладанию протестующего характера поэзии Лермонтова против несовершенства жизни» и «Мотивы поэзии Лермонтова, вносившие успокоение в его разочарованную душу».
Особым событием начала XX века было прославление в 1914 году в лике святых святителя Питирима. При подготовке к торжествам прославления святителя Питирима в Тамбове проводился конкурс по составлению исторических работ и очерков о жизни святителя. Преподаватель Покровской Церковно-приходской школы М.И. Новочадова также приняла деятельное участие в составлении жизнеописания святителя, но, так как уже были написаны и писались достаточно серьёзные труды по этому поводу, она поставила перед собой задачу составить такое жизнеописание святителя, которое по своему содержанию было бы доступным детскому восприятию. По всей видимости, эту задачу она выполнила, так как уже в 1913 году её книга «Великий светильник церкви Тамбовской, святитель Питирим, чтение для школ и народа» была не просто выпущена в типографии П.С. Москалёва, но имела гриф – «Издание Тамбовского Кафедрального Собора». Для подготовки учащихся церковных школ города Тамбова к достойной встрече ожидаемого праздника, епархиальным наблюдателем А.Е. Андриевским была предложена программа ознакомления детей с жизнью и чудесами святителя Питирима путём чтений о нём в школах, раздачи брошюр о его жизни и икон с его изображением, а также устройства общего чтения для всех церковных школ Тамбова в Нарышкинской читальне с показом световых картин, после чего планировалось провести службу у гробницы святителя Питирима. Данная программа проходила 8 февраля 1914 года, в день поминовения всех усопших. В 11 часов в здании читальни, под руководством епархиального наблюдателя, дети пропели тропарь «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…», после чего началось чтение. «О жизни и деятельности святителя Питирима и готовящемся его прославлении читала учительница Покровской школы М.И. Новочадова по составленной ею брошюре…». В перерывах хор из учащихся трёх школ (Св. Ольгинской, Покровской и Христорождественской) под управлением диакона Стельмаха стройно исполнил: «Коль славен…»; Гимн святителю Питириму «Хоть 215 лет миновало…» (слова Ларина, соло пели три ученицы Покровской школы); Наша Заступница (слова Цветкова); «У нас под сводами собора…» (слова Новочадовой). Последние три пьесы были положены на музыку Марии Ивановны Новочадовой. Чтение закончилось пением гимна «Боже, Царя Храни!». Из читальни дети стройными рядами направились в кафедральный собор. Здесь председатель епархиального Совета епископ Зиновий обратился к учащимся с назидательным словом, прося их помолиться о приснопамятном епископе Питириме. После чего у гробницы святителя была совершена панихида. По окончанию панихиды дети прикладывались к гробнице святителя Питирима, а владыка Зиновий каждого школьника одарил изображением святителя, которые были пожертвованы специально к этому случаю Марией Ивановной Новочадовой [15]. Как видно, в программе чествования памяти святителя Питирима Мария Ивановна приняла самое деятельное участие. При этом епархиальное начальство, зная её как неутомимого педагога, способного создать незаурядные методические разработки с применением стихотворных, музыкальных и литературных произведений собственного сочинения, отводило ей не последнюю роль в реализации разнообразных мероприятий епархии.
Не случайно, в годичных «Отчётах о состоянии церковных школ…» её фамилию не раз можно встретить в первых рядах списков «лиц наиболее потрудившихся». Известен и факт её награждения Библией от Училищного Совета при Священном Синоде. Подобные признания способностей Марии Ивановны Новочадовой свидетельствуют и о высоком уровне образовательного дела в Покровском приходе, начатого её отцом, протоиереем Иоанном Новочадовым, и в то же время о признании трудов всех тех законоучителей и прихожан, которые под Покровом своей Небесной Заступницы, трудясь на ниве духовного просвещения в учебных заведениях епархии, до конца отдали себя этому поистине благородному «стремлению к Горним селениям».
Примеры высокого уровня эффективности локальной традиции духовно-нравственного воспитания и образования вполне органичны многовековой просветительской православной традиции, заложенной первыми веками христианской Руси и поддержанной подвижничеством представителей высоких и рядовых статусов в иерархической системе духовно-нравственного образования и воспитания.
Литература
- Фёдоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение.// Н.Ф. Фёдоров. Из философского наследия (Музей и культура). М., 1995. С. 53.
- История Русской Церкви в 9 кн.: Кн. 8. Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917. Ч. 2. М., 1997. С. 102.
- Известия Тамбовской учёной архивной комиссии. Вып. № 54.Тамбов, 1896. С. 165-173.
- Новочадова М.И. Покровская в г. Тамбове церковно-приходская школа: исторический очерк за 20-ле-тие существования. Тамбов, 1906. С. 33.
- Новочадова М.И. … С. 6.
- Кученкова В.А. Житие Архиереев Тамбовских. Тамбов, 1998. С. 28.
- Лисюнин В.Ф. История Покровского собора города Тамбова. Тамбов, 2001. С. 28.
- Новочадова М.И. С. 15.
- Лисюнин В.Ф. Покровский собор города Тамбова и православные традиции. Тамбов, 2013. С. 34.
- Новочадова М.И. С. 21.
- Тамбовские епархиальные ведомости, № 22, 1904. С. 573-583.
- Лисюнин В.Ф. История Покровского собора… С. 35.
- В 2014 г. Похвальный лист Тамбовского женского училища Д.А. Пташникк 100-летию М.Ю. Лермонтова экспонировался на юбилейной выставке «М.Ю. Лермонтов: Петергоф, поэт, эпоха» в ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей».
- Собрание протоиерея Виктора Лисюнина.
- Тамбовские епархиальные ведомости. № 7. 1914. С. 240-242.