Организационно-педагогические условия образовательного процесса на основе деятельностного подхода

Миронова Е.И.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: ekaterinaimironova@gmail.com

Педагогический процесс – это целостная педагогическая система, все элементы которой соединены, взаимосвязаны и совокупны. Для обеспечения действенного и успешного процесса профессионального художественного обучения необходимо создание комплекса таких условий, которые будут отвечать задачам и требованиям модульно-компетентностного подхода. Именно учет всех условий, которые определяют формирование профессиональных компетенций будущего специалиста позволяет создать действенную модель формирования и развития будущего специалиста, которая обусловит качество его профессиональных компетенций, соответствующих нормативам ФГОС и требованиям работодателей.

В психологии под деятельностным подходом подразумевается формирование и развитие личности связанные с практическим освоением чего-либо, как особой формы психической активности. Таким образом, развитие личности обуславливается разнообразием форм деятельности, в которых непосредственно участвует человек в окружающей его действительности, и теми личностными мотивами и смысловыми ориентировками, которыми он руководствуется при выполнении этих действий процессе деятельности. В деятельностном подходе акцентирующим моментом является сущностные социальные характеристики личности. То есть личность человека, обучающегося, представляется как система социальных свойств и качеств. Такая «социальная система» в человеке формируется посредством приобретения этих свойств и качеств в какой-либо специальной деятельности, лучше всего – в общественно-значимой. Таким образом, социальная среда выступает источником социализации личности через общественно-значимую деятельность [1].

Сущность деятельностного подхода в образовании и процессе формирования современного специалиста состоит в определенном образе организованной учебной и познавательной деятельности участников образовательного процесса. Такой процесс требует большей активности обучаемых. В таком процессе они уже не являются просто принимающей стороной готовой теоретической и описательной информации, а сами активно интегрируются в учебный процесс. Комплекс подобранных и разработанных педагогических условий гарант эффективности формирования модели профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе обучения. На сегодняшний момент динамичного развития национальной системы образования в стране определены вариации организационно-педагогических условий формирования компетентностной модели специалиста.

Процесс обучения всегда направлен на становление гармонично развитой личности будущего специалиста, а деятельностный подход обладает большим потенциалом в развитии его профессиональных компетенций практического значения.

Организационно-педагогические условия обучения в деятельностном подходе строятся по определенным принципам, которые обозначаются исходя из следующей основной цели образования: формирование умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений специалиста в условиях современной действительности.

При этом реализация деятельностного подхода в образовании имеет собственные особенности:

  1. Освоение программного материала профессиональной дисциплины начинается с усвоения общего алгоритма и способов действий для решения ряда задач, в последующем задачи и способы конкретезируются. При этом, освоение способов действий должно быть построено не как сообщение информации о них, а как учебная практико-ориентированная деятельность, в том числе и самостоятельная. Однако, деятельностный подход не подразумевает абсолютного исключения из процесса обучения получения студентами фактических теоретических знаний или знаний, добытых в процессе самостоятельной работы.
  2. Право самостоятельно строить траекторию формирования своих профессиональных компетенций через выбор содержания, технологий и форм обучения в рамках образовательной программы. Важность данного положения обусловлена все взрастающей конкурентностью на рынке труда, появлением новых специальностей, связанных со все поступающим развитием научно-технического прогресса и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, и как следствие – расширение разнообразия образовательных программ. При этом необходим переход на организацию образовательного процесса по нелинейной схеме с учетом личностно-ориенти-рованных технологий в обучении (учет познавательных интересов обучаемого по выбранной специальности). Нелинейная система обучения, представленная дистанционным, внеклассно-курсовым и обучением в открытых студиях, позволяет в полной мере осуществлять проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
  3. Помимо нелинейной, разветвленной системы, в современную структуру организационно-педагогических условий формирования компетентностноймодели современного специалиста на основе деятельностного подхода входят приемы модульного и вариативно-модульного обучения. Образовательные модули – совокупность программных блоков в единой программной системе. При таком построении собственной траектории профессионального развития студент имеет право изучать наравне с обязательными программными модулями другие, самостоятельно избранные, входящие в сферу его профессиональных интересов. Важный аспект модульных структур образования – это повышение гибкости программ образования, что позволяет оперативное подстраивание образовательных и квалификационных целей под динамично происходящие социальные изменения.
  4. Информационный практикум. Информационный практикум основан на организации работ с информационным пространством, ресурсами, в том числе и It-ресурсами, при этом деятельность может осуществляться как в групповом, так и в индивидуальном режиме, в зависимости от поставленных задач. Такая работа, если она используется в рамках личностно-ориентированного обучения позволяет студентам-будущим специалистам формировать свое информационное поле, и через индивидуальное целеполагание в процессе все возрастающей мотивации к осознанному обучению достигать поставленные задачи, реализовывать креативные идеи, осуществлять поиск и анализ информационных материалов, предшествующего опыта.
  5. Деятельные, «процессуальные» включают в себя самостоятельную работу над реализацией продуктов обучения.
  6. Помимо самостоятельной индивидуальной работы, в систему организационно-педагогических условий входят и консультативные занятия, так же как подвид практикумов, происходящие под руководством преподавателя, тьютора, взаимообмена студентами полученной информацией и консультирование ими друг друга.
  7. Другим важным видом практикума является проектирование. Этот вид работы помогает создавать как совершенно новые продукты, так и знакомиться с процессом создания продукта другими специалистами. При этом студенты могут сами выбирать свое направление работы, дифференцированное для них по сложности и важное по актуальности. Это также способствует успешности в приобретении и формировании различных элементов компетентностной модели специалиста [2].

Автор А.В. Качалов предлагает комплекс педагогических условий, способствующий повышению коэффициента эффективности формирования компетентностой модели будущего специалиста, через развитие его самостоятельности. Для этого он подразумевает такой способ организации образовательной среды, которая будет наиболее комфортной и мотивирующей на введение студентов в деятельностную среду.

Исходя из этого, проектируемые организационно-педагогические условия формирования компетентностной модели современного специалиста должны направляться на стремление к оптимальному уровню осознанности получения знаний, их высокий уровень информативности, на активизацию стремления самообразования в избранной профессиональной деятельности.

Давая характеристику деятельностному подходу необходимо упомянуть часто применяемую в вузовском образовании практику, обозначенную как задачный подход. Задачный подход характеризуется широким содержанием предметно-учебных задач в обучении. Это такие задачи как:

–     задачи, подразумевающие процесс осознания студентами конкретной учебной проблемы или комплексы проблем, обозначенных преподавателем;

–     последовательность задач, то есть систему этапов, на которых реализуется последовательно, поэтапное разрешение проблемной ситуации, под руководством научного руководителя, консультанта, тьютора, преподавателя;

–     без консалтинговые, т.е. самостоятельно решаемые обучающимися задачи исследовательского характера, как части курсовых, дипломных работ, проектов;

–     трениногвые задачи, имеющие цель практическое закрепление теоретических знаний и проверку полученной теоретической информации.

То или иное сочетание представленных форм организации учебно-познавательной деятельности студентов реализует основную идею деятельностного подхода: самостоятельное добывание знания студентом, активное участие студента в его усвоении.

Таким образом деятельностный подход в обучении – это не просто система организационных и педагогических технологий, это парадигма современного образования, его философия. Деятельностный подход позволяет отойти от привычного, и на данном этапе социо-культурного и экономического развития страны, устаревшего, репродуктивного подхода обучения. В деятельностной педагогике утверждается приоритетная ценность наличия у специалиста такой формы знаний и умений, которые позволят ему решать сложные, новые, нестандартные ситуации в профессиональной деятельности, соответственно быть востребованным и успешным в своей сфере деятельности и активности [3].

Литература

  1. Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы. М.: МЭИ, 2010. 240.
  2. Фролова Н.В. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов управленческих специальностей // Вестник удмуртского университета. №3 [Электронный ресурс].
  3. Качалов А.В. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. 2009.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *