Свадебная мода: история и современность

Коновальцева А.И.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: anna_konovalceva@rambler.ru

Свадебная мода – это не только мода в прямом понимании данного термина: основные направления и тенденции формирования образа, но и система глубоких символических значений, которые определяют отличительные черты свадебного платья. История его формирования насчитывает многие столетия: от древнейших времен до наших дней. Несмотря на то, что свадебное платье в его традиционной форме и цвете появилось лишь в середине XIX века, оно всегда отличалось от повседневных и других праздничных платьев своей особой торжественностью, богатством и цветом тканей, символичностью украшений. Прежде чем выделиться в самостоятельную ассортиментную группу свадебное платье прошло долгий путь формирования его традиций и канонов.

Современная свадебная мода отличается многообразием форм и силуэтов, цветовых вариаций и аксессуаров, но, одновременно с этим, представляет собой особую систему традиционных ценностей образа невесты, которые оказывают значительное влияние на формирование тенденций подвенечных ансамблей. Система особых отличительных черт свадебного платья начинает складываться еще в Античности и, претерпевая неоднократные изменения, становится сегодня доминантой в формировании современных тенденций подвенечной моды.

До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало – издавна девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать, тем самым подчеркивая знатность и богатство своего рода. Так в Древней Греции и Риме в связи с культом богини Афродиты (Венеры), которая считалась покровительницей невест, основу подвенечного ансамбля составлял пеплос (в Древнем Риме – тога) – белое накладное платье. Дополнения костюма в виде застежек своей красотой и богатством рассказывали о состоятельности невесты. Золотая накидка, завершающая костюм, служила олицетворением солнца и счастья. Украшали голову венками из цветов и покрывалом, которое символизировало любовь и невинность [1]. Анализируя свадебные ансамбли Античности, можно сказать о том, что именно в это время формируется праобраз современной фаты – покрывало, и праобраз привычного белого свадебного платья, цвет которого на протяжении многих столетий будет постоянно меняться.

Средневековый европейский свадебный женский костюм Романики подчинялся византийским традициям и, также как и любой другой ансамбль этого периода, представлял собой монументальный, цельный, лаконичный, построенный на прямых вертикальных линиях, скрывающих естественные формы тела силуэт. Он был многослойным и состоял из нижнего платья – рубахи с узкими рукавами к запястьям – и верхнего платья (телогреи) из дорогой парчовой ткани, богато украшенной золотым и серебряным шитьем и жемчугом. Важными декоративными элементами, которые служили дополнениями к подвенечному ансамблю, были оплечье, обильно украшенное вышивкой; венцы (рясны) с височными жемчужными подвесками; поручи, выделенная за счет декора центральная передняя линия в костюме, так называемый тяж. Весить весь свадебный наряд невесты мог больше 15 килограмм, не считая головного убора, который представлял собой кокошник высотой до 50 сантиметров обильно украшенный драгоценными камнями и покрывало, которое сохраняло на протяжении всего времени свой сакральный смысл (рис. 1).

190Рис. 1. Русский боярский свадебный костюм

Следующий этап развития свадебной моды приходится на позднее Средневековье с господствующим готическим стилем. В этот период общество стало более светским, одежда – более облегающей, с корсетом, завышенной талией, V-образ-ным глубоким вырезом и длинными рукавами. Еще одной необычной частью конструкции готического свадебного платья становится небольшая подушечка, которую и в повседневном, и в нарядном платье девушки подкладывали под складки юбки платья спереди, создавая тем самым впечатление беременности. Эта традиция была, прежде всего, связана с тем, что в Средневековье огромное число мужчин погибало в крестовых походах и войнах, а большее количество европейских городов было охвачено эпидемией чумы. Поэтому женщина «в положении» пользовалась особым уважением: она была источником новой жизни. В эту эпоху, как, впрочем, и ранее, невесты непременно надевали на свадьбу новое платье, которое раньше еще никто не видел. Оно обязательно должно было быть богаче и роскошнее всех остальных нарядов девушки. Возможно, для средневековой невесты красивое платье было единственной радостью от замужества, так как браки в то время заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью предписаний – было сказано, из какой ткани оно должно быть сшито (обычно использовали бархат или парчу), как украшено. При этом цветовая гамма наряда могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным, так как чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род. Голову невесты венчал тяжелый достигающий почти метра высотой головной убор в виде башни – энен. Чтобы удержать его, девушки всегда смотрели вниз и опускали голову. Энен обязательно украшала фата до пола из натурального шелка, которая защищала невесту от посторонних взоров [2].

Эпоха Возрождения полностью меняет каноны красоты и силуэт платья. Свадебный женский наряд итальянского Ренессанса теперь не деформирует женскую фигуру, он учитывает пропорции и естественные изгибы тела. Лиф с округлым вырезом плотно облегает тело, а юбка от талии к низу расходится легкими складками. К тому же в это время по причине проведения модных «белых балов», вновь становится популярным свадебное платье нежных пастельных оттенков. Первой в Европе подвенечный наряд белого цвета продемонстрировала королева Маргарита Валуа (рис. 2). С этого момента традиционное для нашего понимания белое платье было на протяжении двух столетий основополагающей частью свадебного ансамбля.

191

Рис. 2. Маргарита Валуа в свадебном платье

На смену традициям Ренессансной эстетики подвенечных нарядов приходит эпоха Барокко, которая коренным образом изменила силуэт свадебных платьев. Теперь костюм невесты подчиняется моде на платья с пышными юбками на кринолинах, объемными рукавами и многочисленными отделками в виде рюш и бантов. На смену белому цвету свадебных ансамблей пришел золотистый, зеленый, розовый, коралловый и даже черный, последний из которых был основным для вдов и символизировал память о первом супруге. Дополнениями к костюму были жемчужные ожерелья и браслеты, широкие отложные, полностью из кружев, воротники, которые свободно ниспадали с плеч и традиционная фата. Важным также становится тот факт, что теперь платье невесты, которое раньше надевалось всего один раз в жизни, после церемонии венчания становилось одним из праздничных платьев женщины, и она еще не раз могла использовать его для светских приемов.

Свадебная мода XVIII века вновь претерпела изменения под влиянием стиля Рококо. Платье этого периода, в том числе и подвенечное, отличалось своей необыкновенной пышностью за счет конструкции нижнего платья «панье», когда при больших объемах юбки корсет лифа был очень узким, с очень глубоким декольте, которое к этому времени уже не считалось вульгарным, а скорее модным (рис. 3). Непременным атрибутом свадебного платья был шлейф – его длина определяла статус невесты. В моду вошли и напудренные парики, и высокие прически. Цвета свадебных платьев вновь становятся пастельными и нежными.

Мода на платья светлых оттенков продолжила свое развитие в XIX веке, в первой половине которого преобладал Неоклассицизм, а затем Ампир. Этому способствовало возрождение Античных силуэтов, связанных с новым культом Древнегреческой и Римской цивилизаций.

192

Рис. 3. Свадебное платье в эпоху Рококо

В прошлом остались все излишества в костюме – пудреные парики, платья с корсетами и панье, высокие каблуки и туфли с пряжками. Идеалам того времени служили античные образцы, поэтому одежда должна была получить форму, соответствующую анатомическому строению тела. Для достижения этой цели женщины отказались от очень узких корсетов, жестких юбок, высоких причесок, благодаря чему костюм этого периода стал ярким контрастом костюмам предыдущих эпох, деформирующих естественный силуэт женской фигуры. Модные дамы стремились выглядеть как античные богини в легких платьях-рубашках и сандалиях [3]. Эти перемены отразились и в свадебном наряде. Стиль Ампир диктует моду на платья из тонкой струящейся ткани с завышенной талией, глубоким вырезом, короткими рукавами и длинными перчатками (рис. 4). Вновь цветом подвенечного платья становится белый, моду на который ввела французская невеста Мюра, которая венчалась в белом атласном платье с кружевом.

193

Рис. 4. Свадебное платье Ампир

В конце первой трети XIX века для декора свадебного костюма стали популярны шелковые кружева «блонды» янтарно-золотистого цвета. Недостатком этого материала была его чрезмерная хрупкость. Кружева быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Поэтому его использовали лишь как элемент костюма, и только фата невесты могла быть полностью соткана из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, однако обильное украшение платьев указывало на дальнейшую реформу женского свадебного костюма.

В эпоху Бидермайер (20-30-е годы XIX века) линия талии опускается до естественных пропорций женской фигуры, декольте становится еще более глубоким, рукава объемными, возвращается корсет, а юбка вновь пышная – в моду возвращается кринолин. Однако цвет свадебного платья по-прежнему белый. Отличительной чертой подвенечного ансамбля этого времени стал головной убор из цветов апельсина – флер-д’оранж, который надолго закрепился в свадебной моде и стал символом невесты.

Начиная с середины XIX века свадебная мода стала меняться чаще, чем в предыдущие эпохи. К 90-м годам XIX века размер юбки свадебного платья заметно уменьшился, исчез обильный декор бантами и рюшами, а рукава-жиго наоборот стали еще объемнее и пышнее. С наступлением эпохи Модерна в начале XX века очень объемные юбки платьев окончательно вышли из моды. Подвенечный ансамбль стал более скромным и закрытым, глубокое декольте сменил воротник-стойка, однако корсет все еще присутствовал и моделировал женскую фигуру в соответствии с модой этого времени, важной отличительной чертой которой было наличие тюрнюра, превращавшего женское тело в S-образный силуэт, характерный именно для этого времени (рис. 5). Неизменным оставался по-прежнему цвет – белый, и такое дополнение, как фата, которое на протяжении всех столетий сопровождало невест к алтарю.

194

Рис. 5. Свадебное платье в эпоху Модерн

Большие перемены произошли в женском костюме в период Первой мировой войны, когда корсет утратил главенствующую роль в формообразовании женского тела, вследствие чего изменилась форма свадебного платья. Кроме того с началом войны Дома мод были закрыты, и женщины сами направляли движение моды. Именно в этот период сложился костюм, который женщины будут носить в XX в.: укоротились юбки, исчезли сложные прически и большие шляпы. Женщины коротко отстригли волосы и перестали носить кринолины. В связи с этим кардинально изменился и силуэт свадебного платья. В начале XX века под влиянием всемирной эмансипации женщин подвенечное платье значительно укоротилось (длина 7/8), линия талия опустилась на бедра, а силуэт стал прямым. Такое свадебное платье отличалось от повседневного лишь цветом (оно по-прежнему оставалось белым) и наличием фаты, которая иногда заменялась украшением для волос в виде перьев (рис. 6).

195

Рис. 6. Свадебное платье начала XX века

В течение всего XX века женская мода, в том числе и свадебная, претерпевала неоднократные изменения, модифицируясь под влиянием социально-экономических, политических и культурных событий. Так к 30-м годам свадебное платье обязательно включало в себя корсет, за отсутствие которого так долго вели борьбу женщины и врачи. Вернулась в моду и пышная юбка, которая нередко комплектовалась с коротким жакетом с «плечиками». В 50-х годах свадебное платье находилось под влиянием стиля «new look», который ввел в моду Кристиан Диор. Глубокий вырез-лодочка, узкая талия и пышная юбка представляли собой классический пример белого свадебного платья того периода (рис. 7). Следующее десятилетие диктовало свои каноны красоты. Подвенечный наряд теперь нередко длины мини, но по-прежнему традиционного цвета. Женственность, предложенная Диором, утратила свою актуальность и вернется в моду лишь к 80-м годам XX века, когда длинные платья с романтичным декором из кружева, рюш и вышивки вновь станут популярны среди невест [4].

196

Рис. 7. Свадебное платье в стиле «new look»

К началу XXI века свадебная мода представляет собой синтез модных форм и традиций, накопленных на протяжении многих столетий. В ней объединились и смешались различные стили и направления: от пышных форм Ренессанса и Барокко до минимализма «шестидесятых» (рис. 8).

197

Рис. 8. Современное свадебное платье

Каждый современный Дом моды предлагает нам свое прочтение, свой взгляд на то, каким должен быть подвенечный наряд. Как правило, оно формируется в рамках стиля, который характерен для того или иного брэнда, и включается в качестве завершающего ансамбля коллекций preat-a-porter либо целого блока в показах haute couture. Так, например, Дом моды «CHANEL», отличительной чертой которого является безупречный крой, многообразие отделки различными кантами, металлическими пуговицами, обилие аксессуаров, и, одновременно с этим, утонченность и элегантность, предлагает варианты подвенечных платьев, выдержанных в этой же концепции – лаконичные, сдержанные, но в то же время с многочисленными дополнениями в виде нитей жемчуга, брошей, головных уборов и перчаток. В коллекциях preat-a-porter и haute couture брэнда «VALENTINO» представлены нежные и воздушные свадебные платья с отделкой кружевом, органзой, бисером и пайетками, что создает образ очень трогательной и изысканной невесты. В работах Elie Saab прослеживается тенденция к выбору подвенечного ансамбля с обилием вышивки, рюш, воланов, кружева, пышной юбки и длинного шлейфа. Напротив, в коллекциях Дома моды «CHRISTIAN DIOR» можно увидеть минималистичные свадебные платья лаконичного кроя с отделкой в виде кружева или бисера [5]. Анализируя подвенечные наряды, представленные в современной индустрии моды, можно судить об их стилевом многообразии, но, несмотря на это, неизменным остается цвет – белый, и другие пастельные оттенки, которые и сегодня считаются традиционными для свадебных платьев. Однако философия современной моды не отрицает подвенечных нарядов альтернативных белому цветов: сегодня это выбор каждой невесты. Фата, история которой началась много веков назад, сопровождает девушку в этот важный день и в наше время. Только уже не в качестве части обряда и оберега, а как аксессуар к свадебному платью. Цветы, будь то букет невесты или венок, или рисунок кружева – остались одним из символов невесты [6].

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что свадебная мода зародилась еще в Античности и прошла долгий путь развития, чтобы в настоящее время представлять собой многообразие стилевых, цветовых и силуэтных решений. Начиная с древности, свадебное платье было нечто большим, чем просто одежда. Это символ невесты, показатель ее трудолюбия, знатности рода, оберег от недобрых взглядов и злых духов. Изменяясь под влиянием различных факторов, современное свадебное платье – это квинтэссенция лучших традиций разных эпох. Легкие белые платья Античности, которые привнесли в современный свадебный ансамбль греческий стиль с его ассиметричным кроем, сменили аскетичные наряды Средневековья, отличавшиеся богатством своего декора и тканей. Пышные, объемные и цветные платья эпохи Возрождения, Барокко, Рококо, Классицизма и Романтизма, наполненные декоративными элементами в виде рюш, бантов и кружева, заложили основу формирования романтического направления в современном свадебном платье. Упрощение женского костюма, начавшееся в XIX веке, когда господствовал стиль Ампир, привнесло композицию подвенечного платья новый прямой силуэт и такой элемент, как перчатки. На сегодняшний день данное направление свадебной моды стоит в числе одного из самого востребованного. Последующая трансформация подвенечного платья изменялась под влиянием ряда факторов таких, как эмансипация, революции и войны. Его силуэт, от прямого до «песочных часов» и трапеции, изменялся на протяжении всего столетия и воплощал в себе представление идеала женской красоты. Свадебные платья разных эпох – это и неизменный творческий источник для современных кутюрье, которые работают над созданием нарядов для невест: они вдохновляют, восхищают и завораживают.

 Литература

  1. Васильев А. Европейская мода. Три века. М.:Слово, 2006. 348 с.
  2. Ермилова Д.Ю. История домов моды. М.: Академия, 2003. 278с.
  3. Коммисаржевский Ф. История костюма. М.: 1999. 336 с.
  4. Современная энциклопедия Мода и стиль. М.: Аванта+, 2002. 406 с.
  5. International Textiles: информ.-аналит. Журн. / учредитель ЗАО «Эдипресс-Конлига». 2015, март-июнь. М.: Эдипресс-Конлига, 2015, №2 (46)
  6. Коллезиони: информ.-аналит. Журн. / учредитель ООО «Юнайтед Пресс». 2015, март. М.: Юнайтед Пресс, 2015, №3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *