Жиркова Е.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, e-mail: zhirkova.e22@yandex.ru
Драматический ход истории России в двадцатом веке привел к нарушению преемственности религиозных традиций – множество церквей и монастырей было разрушено. Уцелевшие храмы передавались в ведомость других учреждений, часто они использовались под хозяйственные нужды – там устраивались мастерские, склады. Сравнительно недавно начался процесс возвращения Русской Православной Церкви храмов, без которых немыслим архитектурный облик городов и сел России. Так, например, в нашей области были проведены работы по восстановлению храмов, обладающих уникальной архитектурой – Никольской Мамонтовой Пустыни, Казанского монастыря, Спасо-Преображенского кафедрального собора, Знаменского монастыря в селе Сухотинка, Михайло-Архангельского скита в селе Царевка и многих других. Однако, множество церквей остаются разрушенными – Троицкая церковь в селе Караул, Никольская церковь в селе Алкужунские Борки, Алексеевская церковь в селе Байловка. Восстановление требуется и церкви Ахтырской иконы Божьей Матери Рассказовского района – архитектурной жемчужине Тамбовского края (рис. 1). Воссоздание необычной композиции храма, его лаконичного, строгого декора привлечет в Ахтырку не только верующих, но и всех людей, ценящих уникальную архитектуру, культуру и историю народа.
Рис. 1. Церковь Ахтырской иконы Божьей Матери
Расположенная в 53 километрах от Тамбова и в 22,2 километров от Рассказово, церковь Ахтырской иконы Божьей Матери была возведена в 1816 году на средства капитан-майора Н.И. Сатина – героя Отечественной войны 1812 года, ведущего свой род от князя Ивана Фёдоровича Шонура-Козельского,
в селе Кошелево, которое позже стали называть по названию приходской церкви Ахтыркой. В историко-статистическом описании Тамбовской Епархии есть запись о том, что в приход храма входили три деревни – Большая Ахтырка, в 60 дворов, Малая Ахтырка, в 35 дворов и Савинка, насчитывающая 21 двор (рис. 2). При церкви существовали церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство.
Рис. 2. Карта расположения села Ахтырки и сел, исторически входивших в приход церкови Ахтырской иконы Божьей Матери
У церкви Ахтырской иконы Божьей Матери существует прототип, что вполне отвечает духу русского архитектурного мышления XVII-XIX веков – одно из самых оригинальных произведений зрелого классицизма – церковь святых-бессереб-рянников Косьмы и Дамиана в Москве, построенная по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Данный храм послужил прототипом не только церкви Ахтырской иконы Божьей Матери, но и множеству других церквей России – церкви Спаса Нерукотворного в селе Протасьев Угол Рязанской области, церкви Дмитрия Солунского в Шимоново Московской области, Алексеевской церкви в селе Балабаново Тамбовской области и других.
Анализируя композицию Ахтырского храма, можно сделать вывод о том, что церковь, как и ее прототип, имеет вытянутую форму по направлению «запад-восток», и представляет собой мощный цилиндрический объем, усложненный с востока полукруглым алтарным выступом, с севера и юга – ротондами малых приделов в честь Дмитрия Ростовского и Николая Чудотворца, с западной – трапезной и колокольни, в отличии от московского храма, стоящей отдельно (рис. 3, 4).
Рис. 3. Северный фасад церкви Ахтырской иконы Божьей Матери
Рис. 4. Западный фасад церкви Ахтырской иконы Божьей Матери
Как и храм бессеребрянников Косьмы и Дамиана в Москве, Ахтырская церковь имела второй уровень, где, скорее всего, располагались хоры для певчих. Но есть и отличия: в московском храме вход на второй этаж из средней части храма по единственной винтовой лестнице, расположенная в объеме малого придела. Ахтырский же храм имел два выхода из трапезной на второй уровень с помощью двух винтовых лестниц, частично занимающих объем главного и малых приделов. В данный момент времени, храм сильно разрушен – полностью утрачены ротонды алтаря и малых приделов во имя Дмитрия Ростовского и Николая Чудотворца. Помимо основных объемов церковь потеряла и некоторые конструктивные элементы, части декора. Так главный придел лишился входного портала, окон, дверей. Уцелевший купол утерял навершие с крестом. Трапезная потеряла трехскатную крышу и два симметрично располагавшихся портика. Также были частично разрушены оконные проемы и винтовые лестницы, ведущие на второй уровень храма. Колокольня храма, как и главный придел, лишилась своего навершия.
Летом 2015 года инициативной группой, состоящей из студентов и преподавателей кафедры дизайна Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина были произведены обмеры сохранившихся частей и фрагментов храма Ахтырской иконы Божьей Матери – объемов внутреннего пространства в продольном, поперечном направлении и по высоте, а также замеры по внутренним и наружным стенам для уточнения размеров расположения оконных и дверных проемов, пилястров. Проведенные обмеры Ахтырского храма показали, что диаметр главного придела Ахтырского храма равен 10700 миллиметрам по наружному обмеру. Его довольно высокие стены (11200 миллиметров) порезаны четырьмя прямоугольными окнами нижнего света, высотой 1850 при ширине 1050 миллиметров. Придел церкви венчается полусферическим куполом, являющимся главной особенностью церкви. Несмотря на довольно большой диаметр – восемь метров у основания, он полностью выполнен из кирпича и не имеет перекрытий. Высота купола равна 4750 миллиметрам. Цилиндрический световой барабан, общая высота которого 3300 миллиметров, возвышающийся над куполом, имеет четыре арочных окна, шириной 600 миллиметров при высоте 1580.
Радиус малых приделов и алтаря, равный 3000 миллиметров, был найден благодаря применению некоторых технологий обмеров, в том числе, с помощью использования деревянных колышков и бечевки, посредством которых от сохранившихся выступов кирпичной кладки стен были очерчены линии, обозначающие его и окружность стен.
Стены алтаря и стены утраченных малых приделов Ахтырской церкви были равны стенам трапезной и предположительно имели высоту в шесть метров. Естественное освещение алтаря осуществлялось двумя окнами, а малых приделов – тремя, формой и размерами сходными с окнами нижнего света главного придела. Как и главный придел, ротонды малых приделов также были перекрыты куполами, высотой 3700 миллиметров, увенчанными небольшими декоративными главками.
Естественное освещение трапезной, внутренние размеры которой 13540 х 7430 миллиметров, представлено тремя окнами, окаймленными портиком, на южном и северном фасаде. Центральное окно на каждом фасаде – арочное, имеет высоту 2400 миллиметров, при ширине – 1008. Остальные окна трапезной – прямоугольные, шириной 430-450 миллиметров и высотой 2000 миллиметров. Крыша трапезной была трехскатная. Ее высота предположительно была равна 3600 миллиметрам. Колокольня храма Ахтырской иконы Божьей Матери – двухъярусная. Через нижний ярус, чья высота 6600 миллиметров, осуществляется вход
в церковь. Верхний ярус, высотой 8570 миллиметров, является ярусом звона. Второй уровень колокольни венчается барабаном, чья высота равна 2100 миллиметрам.
Особую выразительность Ахтырскому храму придает сочетание лаконичных форм и упрощенного декора, который все же богаче, чем у прототипа. Так, главный придел украшают пилястры, чья высота шесть метров, а ширина боковых граней 350, 545, 150 миллиметров. Пилястры поддерживали небольшую двухскатную крышу входных порталов (высотой 830 миллиметров), и карниз с напуском кирпичей, высотой 390 миллиметров, подчеркивающий купол. Кроме того, четыре окна нижнего света обрамлены полуциркульными сандриками, высотой 790 миллиметров, дверные проемы – архивольтом. Интересно декоративное убранство трапезной – как уже говорилось ранее, окна ее южного и северного фасадов, обрамлены портиком, точно таким же, как и портик главного придела. Перемычки окон прямоугольной формы выполнены рядовой кладкой. Перемычки центральных арочных окон – лучковой. Главным конструктивным, и одновременно с этим декоративным элементом этих окон является замковый камень. Богаче остальных архитектурных объемов украшена колокольня храма. Нижний ярус обработан прямоугольным рустом, чья высота 420 миллиметров. Входные проемы обрамлены архивольтом. Межэтажный карниз, чья высота 390 миллиметров, зрительно отделяет нижний ярус от яруса звона. Ярус звона украшен рельефной кладкой, карнизами с напуском кирпичей и аркатурно-колончатым поясом, представляющим собой ряд полуколон (высотой 4780 миллиметров, диаметром 680 миллиметров), соединенных арками.
Внутреннее пространство Ахтырского храма отражает центричность композиции и особенности структурного построения всего храма, легко читаемых снаружи. Из отделки Ахтырского храма хорошо сохранился кессонированный купол главного придела. В каждом кессоне на синем фоне штукатурки располагается изящный гипсовая розетка в виде цветка (рис. 5).
Рис. 5. Купол церкви Ахтырской иконы Божьей Матери
Штукатурка, сохранившаяся в некоторых местах на стенах, позволяет предположить, что основными цветами во внутреннем пространстве церкви были синий – цвет, согласно канону, символизирующий Богородицу; и желтый – цвет Истины. Кроме того в подкупольном пространстве и окнах верхнего света главного придела частично сохранился растительный орнамент, позволяющий восстановить себя в первоначальном виде (рис. 6, 7). В рамках проекта восстановления купол главного придела будет заново оштукатурен; а его гипсовая лепнина – отреставрирована. Так как в церкви не сохранились большие фрагменты фресок, дающие представление об архитектонике храмовой декорации, предполагается разработать новую систему росписей, основанную на канонах.
Рис. 6. Подкупольный орнамент в церкви Ахтырской иконы Божьей Матери
Рис. 7. Угол периметрального орнамента, ограничивающего фрески в церкви Ахтырской иконы Божьей Матери
Программа росписи храма будет включать в себя четыре цикла – так в алтаре разместятся фрески, раскрывающие смысл происходящего богослужения и запрестольный образ, представляющий Христа Спасителя на Царском Троне. На центральной апсиде храма планируется разместить изображение Оранты – Богоматери, стоящей в позе заступнической молитвы – с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу; на боковых – фрески, посвященные единоличным изображениям Анны и Иоакима – родителей Богородицы.
Следующие три цикла росписей будут расположены в главном приделе храма. Под сводом купола главного придела в простенках между окнами разместятся фрески с изображением ветхозаветных пророков – Моисея, Самуила, Аввакума, Захария, Иоанна Предтечи; и апостолов – Петра, Павла, Андрея, Иакова и Иоанна со свитками и священными предметами в руках. Декоративные арки из растительного орнамента, обрамляющие каждую композицию цикла, будут разграничивать их друг с другом, но объединять фрески и орнаментальные мотивы купола в единую декоративную систему.
Третий цикл росписей храма – праздничный, будет посвящен библейским сценам «Благовещения», «Рождества», «Сретения», «Крещения», «Преображения», «Воскрешения Лазаря», «Входа в Иерусалим», «Распятия», «Воскресения», «Вознесения», «Сошествия Святого Духа» и «Успения Богоматери». Также как и фрески подкупольного пространства, фрески праздничного цикла будут обрамлены рамками из растительного орнамента.
Фрески будут украшать и стены трапезной. Планируется, что они будут посвящены житию Богородицы – так будут написаны сцены Рождества Девы Марии, Введения во храм, Благовещения, Встречи Марии с Елизаветой и Рождества Христова. Основной цвет фресок синий – им выполнен фон, и золотой – им выполнены нимбы, одежда некоторых библейских персонажей. Также для написания фресок используются зеленый, пурпурный и красный цвета.
Особое внимание будет уделено иконостасу храма, отделяющему алтарь от основного храма – расположение икон будет соответствовать церковным канонам. Справа от иконы Спасителя поместится храмовая икона Ахтырской Божьей Матери, своей иконографией восходящая к образцам итало-грече-ского искусства. На иконе изображена скорбящая Богоматерь, сложившая в моленье руки, и Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. В настоящее время икона хранится в храме села Царевка.
Архитектурно-планировочное решение и отделка церкви Ахтырской иконы Божьей Матери, воссоздаваемые по нашему проекту, будут организованы с учетом основных церковных канонов и особенностей формирования архитектуры русских православных храмов.
Литература
- Православные храмы [Электронный ресурс]. М.: Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии АХЦ «АРХХРАМ», 2003. URL: http://www. infosait.ru/normadoc/41/41498/index.htm.
- Справочник православного человека. Право-славный храм [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka. ru/knigi/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-pravoslav-nyj-khram-all.shtml
- Стародубцев О. Символика православного храма [электрон. ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ 061214101726.htm