Грошева Г.А.
Воскресная школа Троицкого храма города Тамбова, e-mail: galinasama210707@yandex.ru
Икона Пресвятой Богородицы Равенсбрюкская – одна из многих Богородичных икон, которая имеет свою особую историю. Прежде обратимся к иконографии Богородицы.
В православном календаре почти каждый день почитается какая-либо икона Божией Матери. Это связано, в первую очередь, с той Божественной благодатью и помощью, которую являет через иконы Заступница рода христианского.
«Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству» [1] – молитвенно просят православные христиане свою Хадатаицу за весь род человеческий пред Сыном Своим. «Проси, Мати Моя, ибо не отвращуся от Тебе. Но исполню вся прошения Твоя» – звучит Сыновний ответ [2].
По Священному Преданию, первые несколько икон Богородицы были написаны святым апостолом и евангелистом Лукой. В этих иконах были переданы подлинные черты внешности Богородицы. «…Ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон. писанных когда-то евангелистом.» – свидетельствует Леонид Александрович Успенский [3]. Можно сказать апостол Лука положил начало иконописи, определил ее основные принципы.
Вопрос об авторстве в иконописи деликатный. С одной стороны, у нас не принято подписывать иконы, так как они принадлежат не одному человеку, а всей Церкви, и свидетельствуют о ее многовековой истории, отражая традиции. «Рождаясь из Литургии, икона является ее продолжением и живет она только в богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура.» [4]. С другой стороны, всем известны такие иконописцы, как преподобный Андрей Рублев, Дионисий. Есть иконы, чье появление связанно с определенными людьми, иконы написаны ими или по их благословению. Например, Боголюбская икона Божией Матери, почитаемая Русской Православной Церковью. Эта икона Богородицы написана в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Матери Божией. Она относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными [5].
Рис. 1. Икона Богородицы Боголюбская
По благословению святого преподобного Амвросия Оптинского была написана икона Спорительница хлебов, с необычной иконографией, изображающей Богородицу над созревшей хлебной нивой [6].
Рис. 2. Икона Богородицы Спорительница хлебов
Эти иконы со временем дали новые изводы [7]. По словам Павла Флоренского: «… Это различие нескольких повторений одной и той же первоявленной иконы указывает вовсе не на субъективность изображаемого, не на иконописный произвол, а как раз наоборот – на живую реальность, которая, и оставаясь сама собою, может являться по-разному и которую по-разному, в зависимости от обстоятельств духовной жизни, воспринимает иконописец.» [8].
Итак, перейдем к «живой реальности» авторского восприятия и вспомним об иконе Равенсбрюкская и о монахине Марии (Скобцовой), создавшей эту икону.
«Мать Мария – святая наших дней и для наших дней, женщина из плоти и крови, получившая Любовь Бога, которая бесстрашно смотрела в лицо проблемам нашего века <…> ее духовное значение будет для нас все возрастать по мере того, как и мы начнем понимать последний смысл Любви воплощенной и распятой» – эти слова о монахине Марии сказал Антоний (Блум), митрополит Сурожский [9].
Жизнь этой женщины настолько была насыщена событиями, а дарования столь многогранны, что могли бы вместиться в несколько книжных томов.
У нее было несколько имен: Елизавета Пиленко – по рождению, Елизавета Кузьмина-Караваева – по первому браку, Елизавета Скобцова – по второму браку, мать Мария – в монашестве.
Первая женщина, окончившая Санкт-Петер-бургскую духовную академию (заочно), поэтесса, художник, член партии эсеров, городской глова города Анапы, эмигрантка в Париже, мать троих детей, монахиня, основатель благотворительной и культурно-просветительной организации помощи русским эмигрантам «Православное дело», организатор общежития для обедневших русских эмигрантов на улице Лурмель в Париже, активный борец Сопротивления, спасшая многих евреев от смерти, узница женского концлагеря Равенсбрюк, святая, прославленная Священным Синодом Константинопольского патриархата [10].
Наверное, не случайно, родившись 8 декабря (по старому стилю), в день памяти Анфисы Римской, мать Мария, как и святая Анфиса Римская, мученически погибла – была сожжена. Пророчески предвидя свою смерть, мать Мария напишет в одном своем стихотворении:
Я знаю, зажгутся костры
Спокойной рукою сестры,
А братья пойдут за дровами,
И даже добрейший из всех
Про путь мой, который лишь грех,
Недобрыми скажет словами.
Не будет гореть мой костёр
Под песнопенье сестёр,
Под сладостный звон колокольный,
На месте на Лобном, в Кремле,
Иль здесь, на чужой мне земле,
Везде, где есть люд богомольный.
От хвороста тянет дымок,
Огонь показался у ног
И громче напев погребальный.
И мгла не мертва, не пуста,
И в ней начертанье креста –
Конец мой! Конец огнепальный!
17 июля 1938 г. Париж [11].
Рис. 4. Святая мученица Анфиса
На Руси святую мученицу Анфису почитали как покровительницу рукоделия, и мать Мария вышивала иконы, ризы, плащаницы, облачения священников.
Рис. 5. Вышитая икона с образом ангела
Ирина Языкова писала: «Художественных работ матери Марии сохранилось немного, в основном это вышивки, в них чувствуется большой талант автора и в то же время верность канонам и традициям древнего лицевого шитья. Наиболее интересна шитая икона с образом ангела с кадилом (хранится в церкви Покрова и св. Серафима Саровского на улице Лекурб в Париже, куда ее перенесли после сноса Лурмельского храма). Это Ангел Откровения, изображенный как дьякон, исполняющий служение в Небесной литургии.
Сохранилась вышитая икона «Тайная вечеря», в которой особенно трогательны центральные образы – Христос, благословляющий чашу, и юный Иоанн, склонивший голову на грудь Спасителю. В этом единении сердец выражен глубинный смысл евхаристии, таинства любви, побеждающей смерть. Вышивала она, по свидетельству современников, без подготовительного рисунка, словно рисуя иглой и нитками прямо по белой поверхности ткани.» [12].
Рис. 6. Вышитая икона «Тайная вечеря»
Вышивала она и в последние дни своей жизни. «…За несколько недель до гибели в немецком концлагере Равенсбрюк в 1945 г. стала вышивать очень необычную икону – Божию Матерь, обнимающую Младенца Христа, уже распятого на кресте. Она и раньше делала вышивки, которые обменивала на хлеб или дарила. Теперь же, как ни просили соузницы у матушки эту икону, когда она будет закончена, она никому не хотела ее отдавать. «Вернемся в Париж,– говорила она,– я ее даром отдам, подарю, но не здесь. Если я успею ее закончить, она мне поможет выйти живой отсюда, а не успею – значит, умру». Она не успела ее закончить…» – вспоминала Елена Аржаковская-Клепинина [13].
Рис. 7. Икона Равенсбрюкская, восстановленная по описанию
Предыстория появления этой иконы такова. За год до своего пострига, в 1931 году будущая мать Мария, во время миссионерской поездки по Франции, посетила Тулузу и зашла в Католический институт, где строилась церковь. Там она увидела огромную (90 кв. метров) фреску художника Марселя Ленуара. На фреске изображалась «Божия матерь во славе». Внимание Матери Марии было привлечено к Деве Марии, которая держит в руках Богомладенца с распростертыми руками, за которыми явно просматривается очертание креста.
Рис. 8. Фреска Марселя Ленуара
Это положение Младенца на кресте впечатлило мать Марию настолько, что впоследствии она отобразит это в своей последней иконе.
Нужно сказать о том, что иногда иконописцы переносят в новые изводы, прежде виденные черты или элементы древних икон. А иногда, списки православных икон ведут свое начало от католических и наоборот, католиками почитаются иконы, пришедшие из православия.
Например, икона Богородицы Ченстоховская принесена в Галицкую Русь из Византии в 12 веке; в конце 14 столетия после присоединения русских земель к Польше стала святыней католического Ясногорского монастыря в Ченстохове. Этот образ был преподнесён поляками российским казакам в 1813 году при захвате русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.
Рис. 9. Икона Богородица Ченстоховская
За многие годы появились изводы Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы, значительно отличающиеся друг от друга. Существует совершенно отличный извод Ченстоховской иконы, который впоследствии стал считаться изводом другой иконы – иконы «Умягчение Злых Сердец» [14].
В католичество «уходит корнями» православный образ Богородицы Прибавление ума. Фигуры Богородицы и Богомладенца покрыты колоколоподобным одеянием с крестами в качестве орнамента, что символизирует скорбь и прославление. На Пресвятой Деве Марии и Спасителе царские венцы. Господь в левой руке держит царскую державу, правой – благословляет молящихся. Короны и необычность иконографии иконы указывают на ее западное происхождение. Русский исследователь и этнограф Андрей Титов в начале XX века выявил связь этой иконы со статуей Мадонны Лорето, той, что установлена в алтаре восточной части «Святого Домика» [15].
Рис. 10. Икона Богородицы Прибавление ума
Рис. 11. Статуя Мадонна Лорето
Вернемся к иконе Равенсбрюкской. В своей статье «Затяжной прыжок любви» Ирина Языкова пишет: «Лагерная вышивка матери Марии была посвящена крестным страданиям Христа (…) Ее материнское сердце подсказывало: несомненно, Божья Мать предчувствовала страдания Сына, пророчество Симеона об оружии, что пройдет Ее душу, сопровождало Богородицу всю жизнь. Да и часто православные иконы изображают ласкание Богородицы и Христа как оплакивание, не случайно иконографическое сходство иконографии Умиление с образом «Не рыдай Мене Мати» [16].
Рис. 12. Образ «Не рыдай Мене Мати»
Вслед за Ириной Константиновной Языковой хочется продолжить ряд Богородичных икон, иконография которых связана с переживанием Божией Матери крестных страданий Сына.
Икона Богородицы «Страстная Липецкая. Справа от Богородицы изображен крест, а перед Ней орудия страданий Христовых. Икона находится в Христорождественском соборе города Липецка [17].
Рис. 13. Икона Богородицы «Страстная Липецкая»
Ахтырская икона, обретенная 2 июля 1739 года священником Покровской церкви Василием Даниловым в городке Ахтырка Харьковской губернии. На этой иконе Богородица смотрит на распятого Сына [18].
Рис. 14. Икона Богородицы «Ахтырская»
Икона Панагия Ту Хару или, как ее еще называют Богородица Смерти. Необычный образ, считавшийся единственным в своем роде (до появления Равенсбрюкской иконы).
Рис. 15. Икона Богородицы «Панагия Ту Хару»
Богородица держит на руках крест с распятым на нем Спасителем. Икона находится в Греции, в скромной византийской церкви, построенной в Липсус в 1600 году монахами с острова Патмос. Необычна икона еще и тем, что раз в год, на праздник Успения Пресвятой Богородицы высохшие лилии под стеклом иконы вновь расцветают [19].
Конечно, крестные страдания, переживаемые Богородицей, были близки и самой монахине Марии «Когда мать Мария попала в лагерь, – продолжает Ирина Языкова, – она молилась, прежде всего, за своего сына, ведь Юру арестовали у нее на глазах, отправили в концлагерь вместе с о. Димитрием Клепининым, служившим в их храме. Последняя ночь их прощания на пересылке очень напоминала Гефсиманию. И вот она в лагере. Сначала тяжелые изнурительные работы, затем истощение и болезнь. Но при любых условиях мать Мария старалась не унывать, не терять связи с Богом. И снова ее молитвой стало творчество: она вышивала иконы, хотя немыслимо представить, как ей это удавалось в условиях концлагеря. Именно здесь сюжет с распятым младенцем Христом – жертвенным Агнцем – оказался наиболее созвучным ее душе. Здесь перед ней открывалась реальность Голгофы.» [20].
Рис. 16. Юрий Скобцов
Вспоминает сокамерница матери Марии, С.В. Носович: «В феврале меня, больную, эвакуировали в Матгаузен, а мать Мария, тоже больная, осталась в лагере Равенсбрюк, где потом погибла; и трагически она до конца осталась свободной духом, и не поддалась рабской ненависти. Все те, кто ее знал или соприкасался с ней в тюрьме или лагере, надолго сохранят ее яркий, незабываемый и столь редкий образ, интеллигентной русской женщины, ставшей по-настоящему деятельной христианкой, расточавшей вс’амые горькие минуты духовную помощь и поддержку всем, кто только к ней приходил за ними» [21].
Из барака ее увезли в страстную пятницу, 30 марта 1945. Она не дожила до победы двух месяцев, погибла в печах концлагеря Равенсбрюк накануне Пасхи, по одной из версий, войдя в газовую камеру вместо другой женщины.
Вышитая икона «Равенсбрюкская дошла до нас только по описаниям Софьи Носович, соузницы матери Марии. «…Следов вышивки найти не удалось, однако все же этот необычный, как и многое в жизни матери Марии, образ сохранился. Он был выстрадан ею, поэтому не мог погибнуть совсем, уйти в небытие, он остался как свидетельство и пророчество. Образ, известный по описанию очевидцев-соузниц матери Марии, восстановили близкие ей люди: сестра Иоанна (Рейтлингер) в росписи, Софья Раевская-Оцуп в иконописи, Елена Аржаковская в вышивке. И теперь он прочно вошел в православную иконографию и получил наименование Равенсбрюкская икона Богоматери» [22].
Совсем недавно этот образ был написан Татьяной Никоновой, иконописцем Тамбовского объединения «К Свету». Икона была написана для храма скита Свято-Пафнутиево Боровского монастыря.
Духовным заветом матери Марии стали ее слова: «В духовной жизни нет случая и нет удачных и неудачных эпох, а есть знаки, которые надо понимать, и пути, по которым надо идти…»
Я силу много раз еще утрачу;
Я вновь умру, и я воскресну вновь;
Переживу потерю, неудачу,
Рожденье, смерть, любовь.
И каждый раз, в свершенья круг вступая,
Я буду помнить о тебе, земля;
Всех спутников случайных, степь без края,
Движение стебля.
Но только помнить; путь мой снова в гору;
Теперь мне вестник ближе протрубил;
И виден явственно земному взору
Размах широких крыл.
И знаю: будет долгая разлука;
Неузнанной вернусь еще я к вам.
Так; верю: не услышите вы стука
И не поверите словам.
Но будет час; когда? – еще не знаю;
И я приду, чтоб дать живым ответ,
Чтоб вновь вам указать дорогу к раю,
Сказать, что боли нет… [23].
Литература
- Православный молитвослов. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, песнь 3. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009.
- Полный акафистник Пресвятой Богородице (в 2-х книгах). Акафист Покрову Пресвятой Богородице, икос 8. Издательство: Родное пепелище. Нижний Новгород, 2014.
- Успенский Л.А Богословие иконы Православной церкви, М., 1989. с. 29.
- URL: http://mindraw.web.ru/bibl15_Z.htm
- URL: http://pravicon.com/icon-34
- URL: http://www.optina.ru/pub/p16/
- Извод – несколько видоизмененное, но в допустимых пределах, повторение установленного образца конкретной иконы; С.Алексеев. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. Сатисъ. Держава. Санкт-Петербург 2008г.
- Флоренский Павел. Иконостас, М.,1994, с. 103
- URL: http://mere-marie.com/
- URL: http://fictionbook.ru/static/trials/07/23/52/07 235260.a4.pdf
- URL: http://www.odinblago.ru/khud_literatura/mat_ mariya_skobcova/skobcova5/
- URL: http://iknigi.net/avtor-irina-yazykova/91713-so-tvorenie-obraza-bogoslovie-ikony-irina-yazykova/read/ page-17.html
- URL: http://mere-marie.com/creation/v-poiskah-pos-ledney-vyishivki/
- URL: http://www.vidania.ru/icony/icon_cheston-hovskaya.htm
- URL: http://pravicon.com/icon-183
- URL: http://www.doroga-vmeste.ru/2010/2010_1_ Zatjazhnoj_pryzhok_ljubvi.shtml
- URL: http://pravicon.com/icon-460
- URL: http://www.miljkov-manastir.info/jezici/rus-ki/ikona.htm
- URL: http://pravicon.com/icon-511
- URL: http://mere-marie.com/fate/vstrecha-s-mate-ryu-mariey
- URL: http://mere-marie.com/fate/vstrecha-s-mate-ryu-mariey
- URL: http://www.doroga vmeste.ru/2010/2010_1_ Zatjazhnoj_pryzhok_ljubvi.shtml
- Кривошеина Ксения. Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней: Эксмо; М.; 2015, с. 91