Никольский М.В.
Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, e-mail: timnik2004@rambler.ru
Сегодняшняя образовательная среда, к сожалению, не имеет обязательной согласованности между различными уровнями обучения. Данное обстоятельство особенно негативно выражено при реализации программ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также – дизайна и архитектуры. Художественные школы, ВУЗы и ССузы региона зачастую стоят на разных эстетических позициях, вследствие данного обстоятельства наблюдается естественная несогласованность учебных программ, при отсутствии каких-либо противоречий в подходах к преподаванию изобразительного искусства (как правило, все основные кафедры и учебные заведения в российских регионах занимаются продвижением отечественных академических подходов в изобразительном искусстве).
Помимо субъективных причин существует объективное обстоятельство, которое заключается в разрыве последовательности обучения академическим дисциплинам на серединном этапе.
Как правило, для поступления в университеты на специальности архитектурного, художественного и дизайнерского профилей, необходимо рисование формы гипсовой античной головы, на что выделяется от 4 до 6 астрономических часов (формат А2). Программа художественной школы по рисунку (максимально) предлагает задание по рисованию формы черепа. Таким образом, если будущий абитуриент не обучался в средне-специальном учебном заведении соответствующего профиля, то формально он будет не готов к сдаче творческого испытания по изобразительному искусству. Также задание по композиции в каждом учебном заведении имеет весьма специфические особенности, которые принципиально отличаются друг от друга (сообразуясь лишь со сложившейся внутри вузовской школой и её ценностями).
Для ликвидации данного противоречия сложилась особая система довузовского обучения абитуриентов, направленная на реализацию программ подготовки абитуриентов, это:
- профориентационные классы художественных школ;
- отделения довузовской подготовки художественных школ;
- студии изобразительного искусства в ВУЗах;
- авторские студии изобразительного ис-кусства.
На сегодняшний день, подготовка посредством подобных форм осуществляется на платной основе, где есть свои достоинства и недостатки. Данные формы обучения, как никогда востребованы и актуальны и не только для поступления в ВУЗ, но и для последующего обучения. Программы подготовки бакалавров, к сожалению, имеют минимальное количество учебных часов по академическим художественным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция и т.д.), но требования к соответствующему профилю не изменились. Опыт работы в художественной школе и в ВУЗе показывает, что помимо создания довузовской системы подготовки по изобразительному искусству необходимы своеобразные диалоговые площадки для обмена творческими и педагогическими методами работы в системе художественного образования.
В различных регионах подобная работа организована по-разному.
В Тамбовском регионе хочется указать на такие площадки как:
– Международная научно-практическая конференция «Поленовские чтения» (существует с 2010 года) с недавним интерактивным наполнением;
– В 2014 году создано Тамбовское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации Союз педагогов-худож-ников, где состоят как преподаватели ВУЗов, так и художественных школ (реализуются 2 проекта: «Мир на палитре» и «Учитель и ученик»);
– Ежегодная выставка молодых художников «Молодые таланты», которую проводит Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова г. Тамбова и Тамбовское объединение молодых художников.
В некоторых регионах РФ функции методических площадок берёт на себя Союз художников России и другие творческие союзы.
Особая ценность методических площадок заключается в возможности адресного обсуждения проблем художественного образования. Зачастую сегодняшние круглые столы и конференции превращаются в своеобразные творческие отчёты о достижениях того или иного художника-педа-гога. Данная тенденция не представляется правильной в силу того, что происходит своеобразное «сглаживание» проблем, которые необходимо решать и обсуждать немедленно (например, активный отказ преподавателей художественных школ от работы с юными художниками акварельными красками).
Сущность методической площадки в системе методики обучения изобразительному искусству заключается в возможности объективного диалога между художниками-педагогами и специалистами смежных профессий. Для выработки корректных методически верных и актуальных подходов, используемых в организации многоуровневой (и многоплановой) системы художественного образования.
Методические площадки способны объединить не только различные образовательные уровни, но и различные номенклатурные единицы,
а также выстроить единую качественную и современную систему художественного образо-вания, начиная от юного художника и заканчивая квалифицированным магистром в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры.