Мамугина В.П.
Тамбовский государственный технический университет, e-mail: mamugina@mail.ru
Формированию духовной культуры ребенка в системе общего образования важное место отводится дисциплинам художественного цикла. Особые возможности предмета «Изобразительное искусство» определяются тем, что искусство вводит ребенка в мир природы, в историю, в мир красоты и нравственности, в мир характеров окружающих его людей. Общение с искусством позволяет знакомиться с опытом поколений и тем самым обогатить личный индивидуальный опыт.
Личность, как известно, складывается не только исходя из генетических возможностей, способностей, но и из опыта других людей. В процессе сотворчества учителя и ученика на уроках изобразительного искусства необходимы знания, опыт деятельности (опыт чувств, переживаний, эмоций, творческой деятельности) становятся знаниями и опытом детей.
Обновление, освобождение от излишнего рационализма в школьной программе по изобразительному искусству открывает возможности для духовного обогащения её содержания и решения задач художественного развития.
Художественное обучение протекает в условиях воздействия на ребенка действительности и искусства. Эффективность процесса формирования художественной культуры, как части духовной, обеспечивается, как показывает опыт обучения детей, через следующие направления:
- развитие художественного восприятия действительности и искусства;
- формирование художественного образа;
- знакомство с языком изобразительного искусства;
- художественно-образное отображение действительности.
Формирование восприятия у детей, во время занятий изобразительным искусством, должно быть связано не только с получением информации о физической сущности объектов действительности, а и эстетической. Важно работать над тем, чтобы оно развивалось в сторону видения мира сквозь призму искусства, переводилось на его художественный язык. Осуществление зрительно-изобразительного обобщения увиденного способствует перерастанию восприятия эстетического в художественное. Следует стремиться к достижению в процессе обучения эстетико-образного уровня, в котором соединяются эстетико-образные и познавательные элементы.
Уровень эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира (пропорций, конструкции и т.д.) связан с умением определять их эстетические особенности. Учитель должен познакомить с ними детей и направлять процесс восприятия на познание конкретных сторон объектов. В процессе восприятия следует учитывать не только конкретно-чувственные условия отражения предмета, а и способность логически обосновать видимое эстетическое содержание. Субъективные впечатления должны анализироваться объективными знаниями предмета изображения.
Глубина эстетического восприятия объектов действительности зависит от умения выделять в объектах эстетические качества. Этому способствует, прежде всего, привлекательность, интересность самих объектов: выразительные повороты, движения, пропорции, цветовые и тоновые отношения и т д.
Важное место в эстетическом восприятии имеет также образно-словестная формулировка учителем задачи, направляющей процесс восприятия на познание сторон объекта. Например, что можно сказать об эстетических особенностях конструктивного строения формы (логичность, ясность, ритмичность или нелогичность, неясность, неритмичность и др.); каковы эстетические особенности пропорций (гармония или дисгармония, уравновешенное соотношение между основной формой и деталями или неуравновешенное); каковы эстетические особенности формообразующих линий (пластичность или угловатость, четкость или неясность и др.); какой характер движения модели (скованный или свободный и др.); какая форма по характеру (легкая, динамичная или тяжелая, статичная и др.).
Для процесса развития восприятия следует учитывать не только конкретно-чувственные условия отражения предмета, но и осуществлять обучение логически обосновывать видимое эстетическое содержание. Субъективные впечатления должны анализироваться объективными знаниями, как предмета изображения, так и изобразительно-выразительных средств. Поэтому, формирование познания эстетического в объектах изображения невозможно без обучения знанию того, что определяет красоту. Вначале следует учить детей быстрому и точному словесному определению той или иной эстетической характеристики формы. Словесный анализ должен охватывать основные элементы натуры: фору, пропорции, движение, конструкцию, формообразующие линии.
При анализе воспринимаемых объектов перед детьми следует ставить вопросы, направленные на активизацию процесса переработки видимого эстетического содержания через изобразительно-выразительные средства: при помощи каких графических средств можно передать такие черты образа восприятия, как грациозность, изящество, стройность; какими изобразительными средствами лучше передать, например, образ, который имеет характеристики – массивный, тяжеловесный; какие композиционные приемы, какой формат, цвет, фактуру бумаги использовать для создания образа спокойствия, умиротворенности и т.д.
Обучение восприятию красивого и умению перерабатывать видимое эстетическое содержание сквозь призму изобразительного искусства следует также на основе восприятия произведений искусства. Анализ работ мастеров позволяет лучше увидеть художественно-выразительные возможности средств языка в изобразительном решении воспринимаемых объектов, на конкретных объектах убедиться в возможных вариантах изобразительного решения образа. Вместе с тем общение с произведениями искусства способствует усвоению социального опыта, накопленного человечеством: знание о мире; опыт способов деятельности; опыт творческой деятельности и эмоционально-ценност-ного отношения к миру.
Развитие восприятия связано с формированием художественного образа. Образное воспроизведение предполагает отображение главных, характерных особенностей объектов наблюдения. Образная оценка, образное изображение основываются на синтезе эмоциональных и рациональных начал. В ходе восприятия происходит осмысление увиденного. Анализ основывается на выделении отдельных сторон предмета с последующим определение того, что является в нем главным. Умение выделять образную суть модели является высоким уровнем развития восприятия. Процесс формирования у школьников художественного образа представляет собой единство развития художественно-образного мышления и обучения созданию увиденного и осмысленного в объекте через изображение [1].
Акцент на развитие эстетического восприятия делается в начальном образовательном звене. Это основа формирования эмоциональной отзывчивости, способности давать эмоциональную оценку чувственно воспринимаемых образов. С развитием аналитических способностей в среднем и мировоззренческих позиций в старшем школьном возрасте познавательный процесс направляется на изучение отдельных видов искусства.
Создание выразительного изображения невозможно без знания художественных средств языка искусства. Художественно-выразительные средства являются той структурой и приемами, которые служат для воплощения зрительно-ассоциативной работы по образному воспроизведению мира. Изучение его художественно-организаторских (формат, характер расположения объектов и др.) и изобразительно-выразительных (контраст, нюанс, ритм, симметрия и др.) элементов способствуют достижению детьми соответствия между образом восприятия и его изобразительным решением. В процессе знакомства с художественно-выразительны-ми средствами они также постигают их функции, сущность которых заключается в следующем: охвате признаков вещей и явлений; выражении того, что нас наиболее привлекает; эффекте собственного воздействия изобразительно-выразитель-ных средств.
Художественно-образное отображение реальной действительности будет достигнуто, если учитель в подготовке школьников сочетает обучение изобразительности и выразительности [2].
Изобразительность в искусстве рассматривается как свойство художественного отражения, которое проявляется в сходстве отражения и отображаемого, свидетельствующее об истинности отражения. Выразительность же является свойством художественного отображения в виде образного решения. Изобразительность и выразительность достигается на основе правил и приемов изображения. Совокупность правил и приемов входит в понятие «изобразительная грамота». Она является одним из элементов художественного изображения. Сама по себе она не может создавать художественные изображения, а лишь правдоподобие предмета изображения.
Отражение действительности в художественном произведении осуществляется в единстве изобразительности и выразительности [3, c. 164]. Это вытекает из сути художественного познания. Обучение созданию правдивого изображения на основе правил и законов изобразительной грамоты без обучения выражению идеи, образа приводит к выполнению работ изобразительных, но не выразительных. По характеру они ближе к познавательным работам, художественности в них недостаточно. Художественное же изображение основывается на переработке впечатлений действительности и выражении реальной действительности в форме художественного образа.
Ребенок, которого с детства учат видению и пониманию красоты в действительности и в искусстве, знанию художественно-выразительных возможностей языка искусства, умению применять накопленный опыт в собственном художественно-изобразительном творчестве духовно обогащается. Участие ребёнка в художественной деятельности приобщает его к духовной культуре, делает его мир более содержательным и наполненным красотой.
Литература
- Мамугина В.П. Проблема восприятия изобразительного искусства в начальных классах // Гаудеамус. Тамбов, 2002. № 1. С. 191-194.
- Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф. Овсянникова. М., 1983.
- Кузин В.С. Психология. М., 1982.