Применение народных росписей в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Корчагина-Мокеева А.Г.

Тюменский педагогический колледж, e-mail: nusya8@mail.ru

В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, проблема эстетического воспитания ребенка приобретает общественную значимость. В содержании эстетического воспитания на первое место выходят проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка, приобщение его к эстетическим ценностям в процессе художественной деятельности.

По мнению Т.С. Комаровой, народное искусство должно быть в основе развития различных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, что является методологической основой формирования начал эстетического отношения к действительности у дошкольников. Деятельность с помощью средств народного искусства способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положи-тельное отношение к объектам эстетического содержания [1, с. 138].

В своих исследованиях Р.М. Чумичева доказывает возможность формирования полноценного художественного восприятия у старших дошкольников. Основой для этого служит, по ее мнению, высокий уровень познавательных процессов у детей, эмоциональная отзывчивость и интерес. С ее точки зрения, дети старшего дошкольного возраста способны выделить эстетическую, познавательную и нравственную ценность произведения искусства, при условии поэтапной и последовательной работы педагога по ознакомлению ребенка с народным искусством на протяжении всего периода дошкольного детства. На этапе старшего дошкольного возраста ребенок способен воспринимать сюжет произведения, проводить связи и определять отношения между предметами и явлениями, изображенными в произведении, понимать позицию автора и вырабатывать свою собственную позицию в отношении произведения искусства [2, с. 433].

Специфика эстетического воспитания состоит
в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируется познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение [3, с. 57].

В статье представлена программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с народными росписями, включающая цель, задачи и характеристику тематических блоков.

Ведущее место в программе отведено творческому развитию личности ребенка, что предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа. Поэтому при знакомстве с народными росписями дети должны сознательно овладевать приемами художественной деятельности на основе понимания образов, мотивов, сюжетов и основных принципов – повтора, вариации, импровизации.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять детям, развитие у них с первых занятий не только технических навыков, но и творческого начала. Важным периодом является копирование образцов элементов народной росписи. Зарисовки, созданные во время копирования, рассматриваются как основа для создания детьми собственных творческих композиций.

Развитие эстетических знаний и художественно-графических умений, творческого опыта идет во взаимосвязи с изучением главных отличительных признаков видов народной росписи. Особенности орнаментального строя, которые включают
в себя форму, цвет, ритм, изучаются детьми через приемы работы кистью, применяемые в различных видах росписи.

Цель программы заключается в приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям через развитие исторической памяти, развитие навыков художественно-творческой деятельности, ознакомление с наследием народного искусства.

Программа имеет следующие задачи:

  • научить основам теории и практики росписи (хохломской, городецкой, мезенской, полховско-майданской), по представлению, по образцам, по памяти, изучить форму, композицию, пропорции;
  • способствовать развитию зрительной памяти, фантазии, художественных способностей, особых качеств эстетического сознания, раскрывать особенности национального народного искусства;
  • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности с различными материалами.

Содержание программы по ознакомлению
с народными росписями детей старшего дошкольного возраста представлено в виде взаимосвязанных блоков.

Обозначенные направления работы обеспечивают воздействие на личность ребенка через восприятие народного искусства и строятся на следующих принципах организации творческой деятельности:

  • художественно-эстетический принцип определяет стратегию материала, средств, форм и способов общения, взаимодействия с детьми. Обращение к различным видам искусства, открытие и постижение художественной формы, художественного образа мира, дает целостное эстетическое представление о явлении, благодаря чему ребенок учится открывать человеческую красоту, открывать прекрасное в самом себе;
  • принцип целостности и системности указывает на необходимость учета целостности личности ребенка, единства эффективного и интеллектуального, рационального и иррационального в природе развивающегося человека. Это становится возможным при условии формирования целостной картины мира посредством открытия эстетических ценностей и отношений [4, с. 35];
  • краеведческий принцип позволяет предметно, опираясь на опыт ребенка и расширяя его, показать красоту родного края, научить видеть прекрасное вокруг себя, наслаждаться этой красотой и создавать новую.

 

Тематические блоки Краткая характеристика Цели Задачи
Основы

изобразительной

деятельности

Включает эстетические знания и художественно-графические умения и навыки, необходимые для приобщения к художественной культуре Освоение средств художественной выразительности (цвет, линия, ритм, форма, пропорции, композиция).

 

– наблюдение, передача выразительных особенностей формы и размера;

– формирование умения полностью использовать площадь бумаги листа, навыков работы карандашом, кистью.

Орнамент

в искусстве народов

разных стран

Знакомит детей с художественной культурой народов разных стран, демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента Знакомство с характерными особенностями орнаментов народов мира, с особенностями декоративного преобразования растительных форм, геометрических фигур Построение орнаментальной композиции, подчинение изобразительных мотивов законам симметрии и ритмам повторов
Народные

художественные

росписи

Предусматривает знакомство с художественными росписями России, овладение техническими навыками, знаниями цветовой палитры в каждом виде росписи Знакомство с народными художественными росписями, их характерными цветовыми сочетаниями, построением композиции, с техникой выполнения элементов Формирование навыков выполнения кистью элементов росписи, последовательности их нанесения, использовании цветов, развитие умений составления композиции на основе изученных правил ее построения в народной художественной росписи

В результате изучения основ изобразительной деятельности и народного искусства, обучающиеся должны знать:

  • отличительные признаки видов народной росписи (хохломской, городецкой, полховско-майданской и т.д.);
  • традиционные композиции;
  • элементарные средства выразительности рисунка (композиционное решение на листе, цветовое сочетание и т.д.);
  • отличительные особенности кистевых росписей;
  • элементы народных росписей.

В результате изучения основ изобразительной деятельности и народного искусства, обучающиеся должны уметь:

  • анализировать изображаемые предметы, их конструктивное решение;
  • пользоваться схемами построения рисунка;
  • стилизовать животных, птиц, растений в техниках народных росписей;
  • владеть приемами кистевой росписи;
  • создавать собственные композиции;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;
  • реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.

Последовательность тематических блоков объясняется тем, что при ознакомлении с народными росписями, необходимо осуществлять упор на полученные ранее знания и умения. Изучение народной росписи предполагает умения работать кистью, находить элементарные цветовые оттенки, знать особенности орнаментального и композиционного построения, опуская эти немаловажные этапы, ребенок будет испытывать затруднения в изобразительной деятельности, тем самым будет наблюдаться эмоциональная бедность, снижения интереса.

Первый тематический блок «Основы изобразительной деятельности» предполагает освоение средств художественной выразительности – цвет, линия, пропорции, пятно, композиция. Так как основой, не только народного декоративно-приклад-ного искусства, но и изобразительного, является рисунок, то ребенку дошкольного возраста необходимо получить первоначальные изобразительные навыки.

Первая серия упражнений направлена на развитие навыков работы с графическими материалами. Как можно выразить линиями, пятнами, точками ощущение плавного, резкого. Умение увидеть разнообразные линии, выделять линии в окружающей действительности, осмысливать линию как сильное средство создания образа, характеристики изображаемого. Выделять линии ломанные, плавные, волнистые, прямые, зигзагообразные, применение их в рисунке.

Вторая серия упражнений направлена на изучении композиционно строя. Использование графических материалов. Компонуем три геометрические фигуры: круг треугольник и прямоугольник. Формирование умения полностью использовать площадь бумаги листа, изображать предметы крупно.

Следующим этапом становится знакомство
с основными и составными цветами. Эффект теплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика. Использование цвета в соответствии
с эмоциональным содержанием рисунка. Наблюдение и передача выразительных особенностей формы и размера предмета (большой, маленький, широкий, узкий). Выразительные возможности цвета: свободное смешение трех гуашевых красок (синий, желтый, красный), смешение с белым, получение светлых оттенков. Развиваем чувство композиции, выбираем формат, соответствующий изображению, или работаем над изображением
в заданном формате. Рассматриваем композицию, в которой изображение как бы заполняет собой формат: вся поверхность декоративно организована, формат и изображение проработаны соответственно друг другу. Показываем и другие подходы
к компоновке изображения: по краям, центру,
в углу (платок, скатерть, салфетка).

В результате, должны получить следующие знания: правильно пользоваться кистью, красками, палитрой. Научиться полностью, использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно; учитывать взаимное расположение предметов на рисунке; передавать выразительные особенности формы и размера предмета (большой, маленький, узкий, широкий); смешивать гуашевые краски, получать разнообразные цвета в соответствии с настроением, передаваемым в работе; сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания рисунка; различать и передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы (ближе – ниже, дальше – выше).

Второй тематический блок «Орнамент в искусстве народов разных стран» направлен на изучение орнамента, особенности его построения, знакомство с понятием «ритм» (чередование, повторение), схемой построения орнамента в полосе, круге и квадрате. Изучение орнаментального строя протекает с постепенным усложнением, вначале учащиеся знакомятся с геометрическими формами, затем с растительными, и в заключении с зооморфными мотивами, которые встречаются в искусстве народов разных стран. Полученные знания способствует усвоению народной росписи, с помощью элементарных знаний построения декоративной композиции, адаптированных для восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Орнамент – широкая область художественной культуры народов разных стран; демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента: геометрические и природные формы, изображение растений, животных.

Геометрический орнамент состоит из различных фигур – кругов, треугольников, ромбов, и линий (ломаной в виде зигзага или спирали), а также из более сложных элементов, полученных путем их симметричных преобразований. Основные знаки – символы: круг, квадрат или ромб (солнце); прямые горизонтальные линии (земля) и т.д. Многообразие знаков-символов в орнаменте разных народов мира. Изображение солнца в виде круга, в виде шара с множеством простертых лучей. Применение круговых мотивов. Применение в орнаменте иных геометрических фигур. Квадрат в орнаментальном искусстве – символ земли. Треугольник в орнаментах народов мира. Зооморфный орнамент состоит из реальных и фантастических зверей и птиц. Элементы и мотивы растительного орнамента – листья, цветы, ягоды, ветки, деревья [4, с. 58].

В результате восприятия и освоения выразительных особенностей орнамента в творчестве мастеров разных стран, обучающиеся должны получить знания о применении орнамента в жизни, иметь первоначальное преставление о связи орнаментального ритма, о значении слов, таких как орнамент, симметрия, ритм, линейный орнамент, растительный и геометрический. Об отличиях линейного орнамента от замкнутого орнамента,
о значении таких понятий как орнамент в круге, орнамент на прямоугольной форме, умения рисовать фигуры геометрического и растительного орнамента с простейшим применением симметрии и ритма повтора. При анализе произведений народного искусства выделять линейный орнамент, орнамент симметричный, называть примеры геометрического, растительного орнамента, рисовать кистью элементы геометрического орнамента (точку, круг, прямую и волнистую линию, клетку), рисовать фигуры геометрического и растительного орнамента, применяя симметрию и ритмы повтора на прямоугольной форме, на круге. При анализе произведений народного декоративно-прикладного искусства выделять линейный и замкнутый орнаменты (на прямоугольной форме, на круге).

Третий тематический блок «Народные художественные росписи» предполагает развитие эстетических знаний, художественно-графических умений и творческого опыта, который осуществляется в связи с изучением главных отличительных признаков художественных народных промыслов.

В данном тематическом блоке изучение начинается со знакомства с народной росписью – Полхов-Майдан, так как она отличается простотой исполнения, преобладанием ярких цветов в сочетании с контрастной обводкой, что придает выразительность данной росписи [5, с. 98]. Затем идет знакомство с мезенской росписью, она проста и графична, здесь у детей появляется прекрасная возможность рисовать птиц и животных, при использовании двух цветов, дети работают кончиком кисти. Изучение городецкой росписи предполагает смешение цветов (закрепление навыков полученных на занятиях первого тематического блока), знакомство с новыми техническими приемами.
В заключении дети знакомятся с хохломой, так как она отличается сложностью линий, элементов.
В этом блоке дети используют все полученные ранее знания и навыки, учатся видеть красоту
в простых вещах, что доставляет им эстетическое наслаждение.

Система художественно-творческих задач на повтор, вариации, импровизацию построена с таким расчетом, чтобы обеспечить решение задач всех типов в каждом из изучаемых видов народного орнамента. Это исключает возможность выработки штампов в решении задач. Роспись по дереву в произведениях городецких и хохломских мастеров. Листок, «розан», травка с присущими им цветовыми сочетаниями служат отличительными особенностями растительного орнамента росписи по дереву городецких и хохломских мастеров.

62 63

Рис. 1. Детские работы на тему «Выполнение эскиза росписи разделочной доски в технике мезенской росписи»

В результате изучения народной художественной росписи дети старшего дошкольного возраста получат следующие знания: решение художественно-творческих задач на повтор, вариации, импровизацию по мотивам росписи по дереву; рисование кистью элементы росписи. При анализе произведений народных мастеров находить главные отличительные элементы орнамента (по форме, цвету, ритму) в народной росписи; о главных отличительных элементах орнамента в росписи полхов-майданской, городецкой, мезенской и хохломской. Знания по изучению росписи деревянной полхов-майданской игрушки, изображению цветов, ягод, листьев, выполненных в контрастном сочетании и холодных цветах (малиновый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). Умения сравнивать общее и различное в орнаментальных мотивах различных видов народного творчества.

Народное искусство как вид творческой работы детей дошкольного возраста позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности и эстетический вкус, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народных росписей, быть готовым вести диалог культуры разных эпох и народов мира.

Литература

  1. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  2. Иванец И.И. Искусство как средство развития речевых коммуникаций у старших дошкольников [Электронный ресурс] // «Исследовано в России», 2012. URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/03.
  3. Доронова Т.Н. Развитие эстетического восприятия у дошкольников // Ребенок в детском саду. 2002.
    № 2. С. 56-62.
  4. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  5. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. М.: «Изобразительно искусство», 1970.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *