Квасникова Г.С.
Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: 24kgs48@mail.ru
От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям,
от красивых мыслей к красивой жизни
и от красивой жизни к абсолютной красоте
Платон
Созидание и развитие маленького человека – это процесс, важность которого, сложно переоценить. Заложенная у истоков жизни база интеллектуальных, эмоциональных, моральных способностей и качеств будет приносить свой плод на протяжении всей дальнейшей жизни человека. Эта база оказывает на сам характер человека, культивирует его. Кроме этого формирует систему ценностей.
Многие родители пеняют на своих детей за то, что те не соответствуют их желаниям, однако чья же в том вина? Ведь если в период наиболее подходящий для заполнения, в ребёнка вложили недостаточно, не привили тягу к полезному и прекрасному, или, ещё хуже, вложили недоброе – каких же плодов следует ожидать в дальнейшем?
Для обучения и развития детей существует множество способов. Один из важнейших из них – творчество.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Так растолковывает значение этого слова энциклопедия.
Творческая деятельность делает нашу повседневную жизнь более привлекательной, на творчестве держится искусство, без него невозможен прогресс математики и прочих наук. Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми.
Творчество – это мягкий, одновременно упругий инструмент для обучения и развития ребёнка – ведь при том, что оно заинтересовывает, приносит радость, оно также требует труда и старания. Благодаря таким характеристикам творчество становится незаменимым помощником в обучении и развитии детей.
Внутренний мир каждого человека необыкновенно сложен. Каждый из нас видит, слышит и чувствует по-разному. Мы часто слышим правильные, ставшие уже народными слова, однако родом из психологии о том, что к каждому нужен свой подход. Нужен особый подход. Чтобы обратится с просьбой, особый подход, чтобы попросить прощение, особый подход, чтобы разрешить конфликтную ситуацию. Многообразие и непохожесть выражается даже в механических движениях, да что там говорить, мы все даже посуду моем по-разному. И хотя бы, исходя из этих перечислений, напрашивается вывод, что и «образовываться» человек должен по-своему. Ведь ни для кого не секрет, человек приходит на этот свет со своими уникальными данными, возможно и одна из задач пребывания человека на земле – это как раз таки раскрытие и использование тех данных и талантов, что ему уже даны. «Воззрения и творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир… Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания творчество как уникального и неповторимого» [1].
Хотя, конечно же, все знания, полученные в процессе обучения, любой направленности принесут, хотя бы однажды свой плод и пользу, однако при обучении ребёнка важно не забывать об индивидуальности личности. О том, что в определённой мере необходимо разграничивать поток поступления знаний ребёнку, на основании уникальности его внутреннего устроения. Ведь из-за неграмотного подхода к огранке личности ребёнка, возможно, не рассмотреть то, на что совершенно необходимо было бы обратить внимание – как раз на те таланты, которые уже по умолчанию существуют. Или же сложными заданиями заглушить стремление ребёнка, или попросту не оставить времени, чтобы повернуться в ту сторону, куда зовёт его сердце.
С давних времён человек наблюдал за тем, что происходит вокруг него: это и природное явление, и животный мир, и быт человека. Все эти эмоции, которые получает ребёнок, остаются в памяти, а затем материализуются в рассказы, истории и изобразительные моменты.
Творческий подход, в свою очередь и даёт возможность полёта, той самой фантазии. Творчество даёт возможность выражения внутреннего мира, сочетания черт, которых в подобной совокупности никогда не существовало и никогда не повториться.
Подход к каждому ребёнку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научиться общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным ситуациям.
Для маленького человека что-то изобразить – очень важный процесс. Детский рисунок, подобно речи детей, – это способ изучения окружающего мира и взаимодействие с ним. Изображение что-то ребёнком на бумаге – это отражение его мыслей и чувств, особенно когда предлагается тема – домашние животные. С помощью ярких, впечатляющих образов мы можем увлечь ребёнка любой областью человеческих знаний, заинтересовать любой деятельностью. Учебный предмет «Работа в материале. Художественное ткачество» направлен на развитие творческих способностей детей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся. Поэтому на своих уроках художественного ковроткачества, особенно в первых и вторых классах, когда дети ещё не могут создавать сложные композиции и тем более, выполнить работу в технике ковроткачества, тема о животных близка детям и выполнима. И выполняя данную, придуманную им работу, они познают и выполняют разные техники ткачества, такие как полотняное плетение, ворсовое плетение, смена разных цветовых нитей пряжи и сохранения рисунка.
Рис. 1. Применение волнообразного ткачества
Рис. 2. Работы, выполненые в технике простого полотняного плетения со сменой разных цветов пряжи
Рис. 3. Работы с применением смены разных по цвету пряжи и плавного перехода одного цвета в другой и применение меланжа
Рис. 4. Работы с применением смешанной техники: на гладком полотне применяется ворсовое плетение
Рис. 5. Работы более сложные по композиции и по исполнению
Тем более ткачество не требует сложного оборудования и специального сырья. Здесь пригодится любая пряжа, даже самые короткие остатки. А выполненная работа радует ребёнка и вдохновляет его на другую более сложную работу и их работы экспонируются на выставках.
Литература
- Большая советская энциклопедия.
- Агафонова Т.А. Узорные ткани // Сборник «Добрых рук мастерство». Л.: «Искусство», 1981.
- Борисова И.И. Ковровщицы Орловщины: Новое в традиционном (народные мастера, традиции, школы). М., 1985.
- Дворкина И. Гобелен за десять вечеров. М.: «Культура и традиция», 1988.
- Канунникова Н.П. Ручное ковроделие // сборник «Основы художественного ремесла». М.: «Просвещение», 1971.