Вострикова Ю.В.
Ухтинский государственный технический университет, e-mail: vostriyuliya@yandex.ru
Архитектурный пленэр занимает важное место в структуре образовательной программы студента-архитектора. Пленэрные зарисовки и этюды могут включаться как отдельные задания по курсу академического рисунка и живописи, так и составлять основной объём работы студента на пленэрно-строительных ознакомительных практиках по окончании 2-го и 3-его курса обучения. Для формирования профессиональной компетентности студента-архитектора пленэрные практики рекомендуется проводить выездными, объектами практики мо-гут служить города, имеющие уникальные исто-рические архитектурные сооружения, современ-ные ансамбли, природные достопримечательности (гг. Москва, Санкт-Петербург и т.п.).
Тематика архитектурного пленэра в рамках выездных практик может быть достаточно широка – от зарисовок небольших архитектурных элементов в среде до изображения монументальных архитектурных ансамблей.
Программные темы архитектурного пленэра в этом диапазоне могут быть следующими:
- зарисовки и этюды архитектурных элементов различных исторических стилей, их ритмы и пластика (формат А3-А4);
- зарисовки и этюды малых архитектурных форм (формат А4-А3);
- перспективные зарисовки и этюды городских улиц (формат А3-А2);
- ритм и метр в городской среде (формат А3-А2);
- контраст и нюанс в городской среде (формат А3-А2);
- доминанта в архитектурном пространстве (формат А3-А2);
- архитектурный объект в природной среде (архитектура и природа) (формат А3-А2);
- динамика городского пространства (формат А3-А2);
- состояние городского пространства как световой среды (формат А3-А2);
- городская панорама (формат А2);
- архитектурный ансамбль (формат А2).
Приведём несколько примеров архитектурных пленэрных работ различной тематики с их анализом.
При выполнении зарисовок и этюдов архитектурных элементов в среде можно порекомендовать поискать сюжет в исторической части города, где можно найти очень интересные с художественной точки зрения архитектурные элементы: фактурные арки, колонны с капителями, атланты, ворота, балконы, входные группы и пр. Так же, как и в любой другой теме архитектурного пленэра, большое значение в этих работах имеет выбор выразительного ракурса, грамотное построение с учётом линейной перспективы. В изображении малых архитектурных форм (скульптур, небольших мостиков, павильонов, ротонд, лестниц и пр.) задание усложняется необходимостью выбора соотношения изображаемого неба, поверхности земли, природного окружения архитектурного объекта. При изображении архитектурных элементов и малых архитектурных форм большое внимание уделяется детальной проработке рисунка или этюда, передаче фактуры материала с учётом естественного природного освещения.
В приведённой ниже работе на рисунке 1 акцент сделан на скульптурном обрамлении Банковского моста – статуях грифонов, являющихся композиционным центром изображения. В этюде хорошо передана пластика фигур грифонов, контрастная фактура материалов – золото крыльев и сдержанная теплота гранита. Второй план изображается достаточно условно; активное пятно неба и солнечное освещение наполняют пространство воздухом.
Рис. 1. Этюд малой архитектурной формы. «Грифоны Банковского моста» (г. Санкт-Петербург), гуашь, 21х30. Работа Ксении Мечетиной, студентки гр. АРХ-12б УГТУ
При выполнении перспективных зарисовок и этюдов городских улиц можно совмещать эту тему с темами передачи динамики архитектурного пространства, выделения пространственной доминанты. При выполнении перспективных зарисовок городских улиц предпочтительно построение рисунка во фронтальной линейной перспективе с одной точкой схода на линии горизонта. В композиции зарисовки необходимо выбрать правильное соотношение изображаемого неба, поверхности земли, определить наиболее выразительную точку зрения (высокий или низкий горизонт), определить место сюжетно-смыслового центра композиции. При выполнении перспективных зарисовок также можно применять угловую линейную перспективу, в этом случае необходимо тщательно выбирать сюжет зарисовки, искать интересную уличную развязку.
В приведённой на рисунке 2 перспективной зарисовке канала Грибоедова купола собора Спаса-на-Крови являются архитектурными доминантами изображения.
Рис. 2. Перспективная зарисовка с выделением архитектурной доминанты. «Перспектива канала Грибоедова с видом на храм Спаса-на-Крови» (г. Санкт-Петербург), тонированная бумага, чёрная ручка, 30х21. Работа Ксении Мечетиной, студентки гр. АРХ-12б УГТУ
Зарисовка выстроена во фронтальной перспективе, точка схода лежит на листе. В работе грамотно выбрано соотношение основных масс земли, воды, неба, массы архитектурного объекта, смещённого от главной вертикали листа вправо и уравновешенного пятном водной глади канала слева.
Тема «Ритм и метр в городской среде» также может быть раскрыта очень широко – всё архитектурное пространство ритмично по своей сути, ритм присутствует и в городских улицах, и в отдельных архитектурных сооружениях, и в их составных архитектурных элементах. Ритм может быть задан чередованием линий, светотеневых и цветовых пятен, архитектурных объёмов. Ритм по структуре может быть простым (метрическим) и сложным. Метр, как частный случай ритма, является простым ритмическим повтором одного и того же композиционного мотива (окна одного ряда здания, прутья ограды и пр.).
В архитектурных зарисовках ритм передаётся за счёт чередования различных величин и направлений движений композиции (например, чередование вертикалей и горизонталей в изображении архитектурного объекта). В приведённом на рисунке 3 этюде Невских ворот Петропавловской крепости сложный ритм создаёт чередование вертикалей колонн входа, опор моста с горизонталями крепостной стены и моста.
В приведённой на рисунке 4 зарисовке Чесменской церкви простой метрический ритм создаётся ажурным белокаменным орнаментом со стрельчатыми арками на фасаде и зубчатым парапетом;
в сложном ритме изображены остроконечные башенки-пинакли, купола с миниатюрными шпилями, завершающиеся декоративным архитектурным элементом – яблоком с изящным ажурным крестом.
В теме «Архитектурный объект в природной среде» важно найти слитный образ архитектуры и природы, её окружающей.
В приведённом на рисунке 5 этюде павильона в Екатерининском парке архитектурный объект органично вписывается в окружающую его среду и гармонично ею дополняется – белоснежные стены с ажурными холодными тенями оттеняются кружевной зеленью, входная группа завершается лестницей, плавно спускающейся и переходящей в водную гладь водоёма. В этюде хорошо уравновешены массы самого объекта и окружающей его среды – массы неба, зелени деревьев, земли и воды.
Рис. 3. Ритм и метр в городской среде. «Невские ворота Петропавловской крепости» (г. Санкт-Петербург), бумага, акварель, 30х40. Работа Ксении Мечетиной, студентки гр. АРХ-12б УГТУ |
Рис. 4. Ритм и метр в городской среде. «Чесменская церковь» (г. Санкт-Петербург), тон. бумага, акварель, гуашь, чёрная ручка, 30х40. Работа Ксении Мечетиной, студентки гр. АРХ-12б УГТУ |
Рис. 5. Архитектурный объект в природной среде. «Этюд павильона в Екатерининском парке» (г. Пушкин), акварель, бумага, 30х21. Работа Надежды Муравьёвой, студентки гр. АРХ-13б УГТУ |
Детально и углублённо прорабатывая тему пленэра для студентов, понимаю, что автор очень в жатой форме, своими словами передал содержание учебного пособия для ВУЗОВ г.Ухта Л.А. Масловой «Пленэр для архитекторов» http://diss.seluk.ru/m-tehnicheskie/752060-1-la-maslova-plener-dlya-arhitektorov-uchebnoe-posobie-dopuscheno-uchebno-metodicheskim-obedineniem-vuzov-arhitekturnomu-obrazovaniyu-k.php
Можно было бы сказать на здоровье, и хорошо, что в такой сжатой форме, легче воспринимается информация, правда без подробного рассмотрения так называемых тем, особенностей их исполнения, можно прочитать и у неё. Интересно, почему нет ссылки на непосредственного автора. Я с полной ответственностью за свои слова уверяю, что представленный материал имеет непосредственное отношение к указанной работе! Было бы справедливо напечатать все работы участников сборника. Потому что все авторы проверяли свой текст на антиплагиат, и моя работа, например, не содержание какого либо учебника, и возможно кому-то была бы интересна моя тема, как и я заинтересовалась данной статьёй, предварительно изучив работу Масловой.