Учебный рисунок, рисование с натуры, как мастерская творчества юного художника детской художественной школы

Беляев А.С., Максимова А.А.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова

Тамбовский государственный технический университет, e-mail: maksimowa.anast@yandex.ru

Одними из задач детской художественной школы являются:

  1. Ознакомление юных художников с основными методами и техниками используемых в изобразительном искусстве.
  2. Научить правильно и грамотно использовать их в своей работе.
  3. Сформировать начальные профессиональные знания и умения в процессе освоения учащихся всех технологических процессов и свойств изобразительных материалов. Так как неумелое, пренебрежительное отношение к этой стороне дела будет существенно тормозить весь процесс учебного задания и не позволит доводить его до конца.

Важное место в обучении изобразительному искусству, рисование натюрморта, всегда занимало, и будет занимать большое значение. Натюрмортные постановки помогают понять и практически усвоить такие основы изобразительной грамоты, как перспектива, линейно – конструктивное построение формы на плоскости, а также законы распределения светотени на форме в зависимости от ее конструкции.

Рисование с натуры – это значит понимать и знать строение объемной формы и уметь изобразить эту форму как конструктивную на листе бумаги. Это значит изобразить, построить все видимые и невидимые грани, плоскости с учетом их положения в пространстве по отношению к рисующему. Передать точнее пропорции предмета в отдельности и по отношению ко всей группе изображаемых предметов. Важное место в рисовании натюрморта занимает величина изображения по отношению к выбранному формату, чтобы предметам было не «тесно»,
а с другой стороны, чтобы не были слишком маленькими, и не терялись в плоскости листа. Задача педагога научить, постоянно обращая на это внимание, учащийся при выполнении рисунка натюрморта. Соблюдать поэтапность ведения рисунка.

Основные этапы ведения рисунка:

  1. Композиционное размещение всей группы и отдельных предметов на плоскости листа.
  2. Конструктивное решение формы изображаемых предметов с учетом их пространственного положения.
  3. Светотеневое решение большой формы и установление основных тональных отношений.
  4. Детальная проработка формы тоном.
  5. Обобщающий этап работы над завершением рисунка.

Следует отметить следующее при работе над рисунком натюрмортом, это посильность задания, в процессе обучения рисованию. На начальном этапе 1-2 предмета на среднем 2-3 предмета и старшем 3-4 предмета и более. В основу изучения курса рисования натюрморта всегда положен принцип систематичности и последовательности обучения. То есть каждая новая задача должна быть подготовлена старой, отсюда основные типы натурных постановок в школе должны быть в такой последовательности:

  1. Постановки из гипсовых геометрических тел.
  2. Постановки из предметов быта, близких по форме к геометрическим телам.
  3. Постановки из предметов быта различной формы, цвета и материальности (тематический натюрморт).
  4. Постановки натюрморта в интерьере (тематический натюрморт).

Термин «тематический натюрморт» включает в себя предметы и аксессуары, подходящие по тематике. Например, искусство, география, медицина, химия, инструменты и т.д. Кроме того в такие натюрморты можно включать чучело птиц, животных, рыб, различные маски игрушки и многое другое дополняющее и обогащающее данную постановку, но с учетом подготовленности учащихся
к данному заданию.

В новых программах по предпрофессиональной подготовке учащихся достаточное время отводится для самостоятельной работы. С первых дней педагог должен приучить учащихся завести альбом для зарисовок и периодически проверять самостоятельную работу юных художников, давать те или иные советы. Постоянно вести с учениками творческий диалог, по поводу рисунков выполненных ими в своих альбомах при этом, давая им новые задания, ставить при этом новые цели и задачи по совершенствованию своего рисунка. В поддержку данного процесса хотел бы привести высказывание Ч. Ченнини в трактате о живописи из главы XXVIII. Построенное рисование с натуры и непрерывное в этом упражнения, важнее копирования произведений мастеров. («Заметь, что самый современный руководитель, ведущей через триумфальные врата к искусству, – это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке. Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе огромную пользу…»).

20Рис. 1. Выполнил А.С. Беляев

21

Рис. 2. Выполнил А.С. Беляев

 Мы художники – педагоги, обучающие юное дарование искусству рисунка, должны особенно развивать и воспитывать в нем чувство природы или иначе чувство правды. При изучении труда художников, особенно выдающихся художников, всегда видим свидетельства, что они никогда не тратили своего времени даром. Рост их славы служит лишь поводом для увеличения труда. Выполняя массу набросков, зарисовок этюдов с натуры. Подробные рисунки головы, рук, ног, одежды, аксессуаров и тому подобное. В области детского рисунка мы должны постепенно выводить ребенка из «игры». Изучение рисунка это не «игра», а долгая и трудная работа. Научит учащегося развивать в его уме критическое восприятие своего рисунка. Дети иногда рисуют своеобразно яркие, выразительные понятные рисунки. Но прежде чем похвалить автора такого рисунка, узнайте, а то ли мы видим в его рисунке, что он хотел изобразить сам. Педагог должен постоянно направлять, развивать детский ум на постижение сложного изобразительного процесса. Рисунок это реальные вещи, а не только линия, пятно, штрих, это изображенный предмет. Мы видим изображенное трехмерное пространство, хотя реальный лист бумаги плоский. В учебном процессе педагог должен и обязан помогать учащемуся, но и показать, и исправить, объясняя, почему изображение неверно, каким оно, должно быть, объяснить это ученику понятным ему языком. Давать копирование учащемуся работы мастеров я считаю нужно в старших класса, когда он уже понимает азы искусства, и обладает соответствующими навыками и умением, и осмысленно грамотно подходит к работе. В процессе рисования с натуры каждый ученик сталкивается с такими проблемами:

  1. Восприятие предмета, с которого он выполняет рисунок.
  2. Восприятие полученного рисунка с натуры.

Решение этих проблем, педагог должен научить ученика разнице этих восприятий, чтобы не подменять восприятие предмета, восприятием рисунка. Пониманию это необходимо воспитывать, а это требует большого совместного труда ученика и педагога.

22Рис. 3. Выполнил А.С. Беляев

23Рис. 4. Выполнил А.С. Беляев

 В рисунке характер изобразительных средств определяется не только, сюжетом, а самим способом освоения природы, окружающего мира. Изобразительные средства, конечно, зависят от особенностей изображаемого объекта и от свойств материала, но при этом штрихи и линии в различных рисунках одинаково свободны, открыты, не сливаются с изображаемым объектом, они зависят от того как художники создает конкретный образ, рисунок – быстро, бегло, стремительно или же неспешно обдуманно более основательно. В процессе обучения рисунку педагог должен показывать, работы мастеров рисунка, К. Брюллова, И.Е. Репина, И. Шишкина, А. Иванова, В. Серова, и наших земляков тамбовских художников А. Краснова, Е. Рябинского, Е. Соловьева и других. Репродукции их рисунков выполненные в различных материалах: бистром, сепией, чернилами, сангиной, мелом, тушью, цветными карандашами и их сочетаниями на белой, цветной, подсвеченной и другими видами бумаги. Для того чтобы юный художник-рисовальщик понял что мир рисунка даже без использования акварели, гуаши, постели уже оказывается богатым по цвету. Таким рисункам присущ особый специфический рисуночный колорит. А, работая с этими материалами, юный рисовальщик существенно обогатит свой опыт в работе с ними и станет по-другому относиться к сложному и замечательному искусству рисунка.

И в заключение приведу слова И.Е. Репина: «Непрестанно рисовать с натуры – вот школа самая высшая и верная». Это высказывание для учащегося ДХШ должен быть опорной точкой для достижения более новых важных целей в изучении искусства рисунка.

Литература

  1. Рисунок, живопись, композиция хрестоматия М.: Просвещение, 1989.
  2. Соловьева В.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989.
  3. Сенин В., Коваль О. школа рисунка карандашом, натюрморт, пейзаж, портрет. Белгород, 2009.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *