Мурлыкина М.А.
Тамбовская областная картинная галерея, e-mail: kma007.83@mail.ru
Икона Тихвинской Божьей Матери – одна из самых почитаемых русских святынь. Начало ее почитания, как чудотворной, связано с народным устным преданием о ее чудесном шествии по воздуху и явлении народу. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина в 1383 году. С тех пор с иконы делались многочисленные списки и распространялись по Руси.
Одним из таких списков является икона Тихвинской Богоматери из Моршанского историко-художественного музея, находящаяся на временном хранении в Тамбовской областной картинной галерее (рис. 1). Результаты исследования иконографии иконы будут представлены в данном сообщении.
Рис.1. Икона Тихвинской Богоматери. Середина XVIII века. Дерево, масло. 213×180
Сложность изучения заключается в плохой сохранности иконы. В связи с потемнением и частичной утратой живописного слоя, большинство надписей читается с трудом, некоторые утрачены вовсе. Но будем надеяться, что все эти трудности не помешают разгадать главный смысл иконы, зашифрованный в символах и клеймах.
На иконе Тихвинской Богоматери из Моршанска ковчега нет, но присутствуют поля. На оливковом фоне в центре иконы изображены Богоматерь с младенцем. По контуру фигур виднеются следы от гвоздей, которыми, по всей видимости, прикреплялся оклад. Но икона, вероятнее всего, писалась не под оклад. Об этом свидетельствует и богато орнаментированная одежда Богоматери, и написанные на фоне изображения облака. Это бы не имело смысла, если бы художник задумывал закрывать икону окладом. В таком случае он бы тщательно выписал только лики, руки Богородицы, ручки и ножки Спасителя.
В верхней части иконы, по сторонам от лика Богоматери, находится два интересных клейма: Архангел Михаил и Собор Архангелов. Интересны также изображения луны и солнца, также представленные в верхней части иконы. Все эти изображения имеют символическое значение, прочтение которых, возможно, поможет дальнейшему изучению и атрибуции памятника. В нижней части справа и слева тексты, окруженные орнаментированными полями. На иконе много надписей сопровождающих изображения. Анализ этих текстов говорит о том, что они имеют общий источник – Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова.
Тихвинская Богоматерь относится к иконографическому типу икон Богородицы, носящему название Одигитрия (Путеводительница). На иконе представлены, склоняющиеся друг к другу, Богоматерь и Сын Иисус Христос. Изображение Богоматери поясное, Иисус сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и его правая стопа находится под левой так, что предстоящему видна пяточка – это отличительная черта Тихвинской иконы. В левой руке Иисус держит свиток – знак своего божественного достоинства, правой благословляет. Правая рука Богоматери обращена к Спасу в жесте моления. Над ликом Христа монограмма IC XC (Иисус Христос). В верхнем левом и правом углах монограмма Богородицы – MP OY (Божья Мать).
Рядом с Богородицей надпись, представленная на рисунке 2.
Рис. 2. Надпись на иконе рядом с Богородицей
Прочитать надпись удалось следующим образом: «Истинное изображение с чудотворного образа Пресвятой Богородицы Тихвинской».
Над ликом Божьей Матери представлен парящий голубь в сиянии. Голубь является символом Святого Духа, о чем говорит и надпись «Дух Святый».
Обратимся к клейму с изображением Архангела Михаила в левой части иконы. Архангел Михаил предстает всадником с золотыми крыльями на огненно-красном коне. Над ним надпись, прочитанная частично: «Грозной силой Архангела Михаила изгони … грозной силы воеводы». Архистратиг изображен трубящим в трубу, возвещая о втором пришествии Христа. Об этом говорит сопутствующая пояснительная надпись: «От трубы изыде глас образует второе Пришествие Господне на землю, гром и молнии» (От трубы раздался голос возвещающий второе Пришествие Господне на землю, гром и молнии).
«И седьмый Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Отк. 11, 15).
Иконография святого Архангела Михаила в образе апокалиптического всадника на летящем огненном коне, повергающего с небес демона, чаще всего встречается в XVII-XIX веках. Распространение этого сюжета связано со старообрядческой средой и с теми центрами, где приверженцы старой веры оказывали значительное влияние на духовные традиции местного населения.
Над нимбом Архангела дуга в виде широкой полосы. По внешнему и внутреннему краю дуги написан текст из Послания к евреям: «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя огонь палящь» (Евр. 1:7) (Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь). В левой руке Архистратиг держит кадило и орудия страстей Господних, правой возносит к престолу Евангелие. Атрибуты, которыми наделен на иконе Архангел, имеют пояснительные надписи.
Рядом с кадилом надпись: «От кадила изыде благоухание по всей вселеней» (Изыде от кадила благоухание по всей вселенной). О наличии кадила, о драгоценном приношении перед Господом и знамении Второго Пришествия прямо говорится в текстах Апокалипсиса: «И пришел иный Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Отк. 8, 3-5).
Рядом с евангелием надпись, прочитанная частично: «Изыде слово…» (Вышло слово…). Евангелие воплощает в себе главную миссию Церкви – благовестие, свидетельство о Христе всему миру.
Рядом с копием читаем: «Жезл твой. Жезл старости. Жезл царствия твоего». (Пс. 44, 7) (Жезл твой, жезл правоты, жезл царства Твоего). Копием Архангел попирает в бездну падшего ангела.
Как бы в пояснение этой иконографии на нижнем поле изображения написано: «Море вскипевшу врагу оскудневшу оружие в конец и грады разрушил еси погибе память его с шумом». Этот текст, по-видимому, соединяет седьмой стих девятого псалма с пророчеством Исайи: «А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязь» (Ис. 57, 20). С морем взволнованным сравниваются нечестивые. Море в Псалтыри близко к пониманию бездны, то есть полчищ неверных, которые приведены в смятение явлением Христа и восстали против Церкви.
Обратим внимание на еще одну интересную деталь в клейме «Архангел Михаил». В верхнем углу иконы изображен окруженный красным полукругом Христос Эммануил за престолом, стоящем на облаках. Над ним надпись: «Престол твой Господний Божий на небеси» (Престол твой Господний Божий на небе).
В византийском и древнерусском искусстве сложилась устойчивая иконография Престола Уготованного. Престол Уготованный, или Этимасия (от греч. Готовность) – богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мертвых. Само сидение на престоле означает открытие Суда Божия.
Обратимся к тексту Откровения св. Иоанна: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий, видом подобный камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Отк. 4. 1-4). Святой тайновидец зрит престол на небеси и Бога, сидящего на нем. «Сидящий на престоле – видом подобный камню яспису и сардису» – это образное обозначение изображения Христа Эммануила в ангельском зерцале. В христианской иконографии зерцало из камня и ясписа – символ наибольшей приближенности ангельского мира престолу Божиему, указывающий на возможность ангелов видеть Бога, воспринимать Божественный свет и вечно пребывать в этом свете Божественной благодати.
На престоле просматриваются две чаши – потир и дискос. Над чашами надпись плохой сохранности. Разобрать удалось только первое слово: «Уготован…».
Обычно на престоле, помимо потира и дискоса располагаются орудия страстей (копие и трость) и Евангелие (воспринимаемое в данной иконографии как символ книги Откровения Иоанна Богослова). На иконе Тихвинской Богоматери эти святыни на престоле отсутствуют. Они сосредоточены в руках Архангела Михаила, что указывает на его особую миссию как хранителя и защитника Славы Божией и близость к престолу Царя Небесного. Ангел полагает святыни на престол, завершая последние приготовления перед Страшным Судом. Таким образом, эта деталь заключает в себе главный смысл данной иконографии, заостряя внимание на необходимости постоянной готовности христианской души к Судному дню.
В правой части иконы находится клеймо «Собор Архангелов и прочих Небесных Сил бесплотных», где представлены семь Архангелов, Спас Эммануил и два херувима. Надпись наверху поясняет, что здесь изображена ангельская свита. У представленных семи Архангелов на нимбах надписи с именами (Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил).
О видении Семи Архангелов также упоминается в откровении Иоанна: «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия» (15.1).
Как Архистратиги небесного воинства, ангелы изображены в воинских одеждах – в плаще и хитоне, у каждого в руках кресты. Архангелы Михаил и Гавриил поддерживают перед собой круглый щиток с изображением Спаса Эммануила. Один из Архангелов возлагает на голову Христа царский венец.
Спас Эммануил (с древнееврейского «с нами Бог») – один из иконографических типов изображения Христа, представляющего Его в отроческом возрасте. Название иконографии основано на тексте ветхозаветного пророчества Исайи, которое исполнилось в Рождестве Христовом: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7: 14). Иконография Эммануила относится к символическим изображениям Спасителя и представляет Его как жертвенного агнца. В данной трактовке Спас Эммануил представляется как напоминание о страданиях, которые принял Христос за искупление человеческих грехов.
Под клеймом «Собор Архангелов» приводится текст из богослужения одноименного праздника, представленный на рисунке 3.
Рис. 3. Текст из богослужения одноименного праздника под клеймом «Собор Архангелов»
«Тропарь общий бесплотны ангелам. Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крыл невещественныявашея славы, сохраняющее ны припадающим прилежно и вопиющим: отведи и избавите ны бед чиноначальницы высших сил» (Тропарь святым бесплотным силам. Небесных воинств архистратиги (начальники)! Мы, недостойные, непрестанно умоляем вас: защитите нас своими молитвами, охраняя покровом крыльев невещественной вашей славы усердно к вам припадающих и взывающих: «Вожди небесных сил, избавьте нас от бед!»)
Слева и справа от лика Тихвинской Богоматери мы замечаем символические изображения луны и солнца. Иконографические формы их в памятниках христианского искусства довольно разнообразны. На моршанской иконе солнце и луна имеют вид кругов с признаками человеческих лиц.
При изображении луны и солнца иконописцы, по всей вероятности, обращались мыслью к событиям второго пришествия Христа и Страшного суда. Читаем отрывки из святых источников: «Как во время суда над Вавилоном, предызображающий Страшный суд, не дают света ни звезды, не Орион (ненастное созвездие), ни луна, и меркнет солнце» (Ис. XIII, 10), «Так и в день последнего суда солнце померкнет и луна не даст света» (Мф. XXIV, 29; Мк. XIII, 24; Лк. XXI, 25). Есть об этом событие упоминании и в Апокалипсисе: «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Отк 6.12). Такая ассоциация представлений встречается во многих памятниках древней письменности и искусства.
Итак, Луна и Солнце, Архангел Михаил и тема Небесной Литургии, Собор Архангелов – все эти изображения являются намеком на наступление Страшного Суда. Эти образы часто встречаются у старообрядцев, для которых характерен особый интерес к Апокалипсису. В середине XVII века церковная реформа и породила в обществе ощущение наступления «последних времен». Так, конец света ожидался в 1666 году (7174 – 5508 = 1666), потом, с учетом 33-х лет земной жизни Христа в 1699 году. Как бы в подтверждение ожиданиям, начались реформы Петра I. Апокалипсис стал одной из главных книг русского старообрядчества. Через его толкование рассматривались события российской истории Нового времени. Многие надписи, сопровождающие изображения на моршанской иконе, воспроизводили тексты из этой книги. Эти надписи помогли уточнить смысловые особенности содержания образов. Все они намекают на ожидание второго пришествия Христа. Тихвинская Богородица, в данном прочтении предстает заступницей праведных душ перед лицом Божьего суда. Так в иконе соединились присущее эпохе мистическое понимание истории, сокровенное, личное, осознанный трепет о вечной участи своей бессмертной души и осмысление вселенского будущего.
Литература
- Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М., 1993.
- Бусева-Давыдова И. Роль иконографии в экспертизе произведений иконописи // Антиквариат. 2011. № 4 (85).
- Остапенко С. Царское моление Ангелу Грозному // Антиквариат. 2011. № 3 (84).
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.
- URL: http://azbyka.ru/biblia