Черемисин В.В., Томилин В.Ф.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: arxwladi@mail.ru
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, e-mail: 561315v@mail.ru
Не понимаю, зачем люди нанимают архитекторов, а затем говорят им, что делать.
Фрэнк Гери
В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, и нужно ей дать волю развиться и расцвести.
Максим Горький
Развитие городов, увеличение в них численности населения требует комфортную городскую среду обитания, включающую в себя как эстетику архитектурно-художественных характеристик, так и функциональность процессов, связанных с жизнедеятельностью горожан. Неоднозначное отношение к урбанизации как отечественных, так и зарубежных ученых, тем не менее не умоляет значения и последствий, приносящих данным этапом развития городов обществу.
Примером растущего урбанизированного экономического пространства может послужить г. Тамбов, основанный в 1636 году на слиянии двух рек Цны и Студенца, как южный оборонительный рубеж Московского государства. На начало XIX века в городе насчитывалось около 17 000 жителей, в начале XX века – 70 800 горожан, в середине двадцатого столетия численность выросла до двухсот тысяч (в 1967 г. – 211 000 человек), а к рубежу двадцатого и двадцать первого столетий насчитывалось уже более трехсот тысяч (1997 г. – 317 000).
По данным Федеральной службы государственной статистики в городе Тамбове находилось к 2015 г. 286 900 человек, занимая 68 место среди 1114 российских городов.
В такой обширной теме как взаимодействие горожан с городом, крайне необходимо выявлять глубинные причины того или иного проявления поведения горожан. На наш взгляд, данную тему необходимо рассматривать с точки зрения понимающей социологии Макса Вебера. Социолог как «врач» общества, ставящий диагноз, но понимающий глубинные причины происходящего и предлагающий свой курс исправления процессов. Наша гипотеза о наличии элементов градостроительной культуры у жителей городов, подтверждена нами эмпирическими данными полевого социологического исследования в г. Тамбове.
В социологическом исследовании нас интересовало отражение градостроительной ситуации, городской среды города Тамбова в целом в сознании горожан, их мнение о положительных и отрицательных чертах городского пространства. И так же мы изучили мнение респондентов о причинах благоприятных и негативных явлений городской жизни и возможных компромиссах на пути создания благоприятной городской среды, наличие у горожан градостроительной культуры.
Изучая градостроительное мировоззрение, мы исходили из того, что мировоззрение вообще – это наиболее общее представление человека об устройстве мира, а градостроительное – наиболее общее представление об устройстве города. Что же касается градостроительного сознания – его мы понимаем как процесс отражения в мышлении горожан объективно существующей городской среды обитания, ее градостроительных проблем и соображений по путям ее оптимизации.
Градостроительная культура – совокупность восприятия горожанами предметно-пространст-венной среды города, осознания архитектурно-художественных характеристик и градостроительных процессов, поведения в общественной среде обитания ее жителей.
Результаты пилотажного исследования подтвердили гипотезу авторов о заинтересованности горожан градостроительными проблемами и качественными характеристиками городской среды.
Наличие градостроительного мировоззрения, сознания и культуры у потребителей средового городского интерьера подтолкнула нас к мысли о необходимости культивирования архитектурно-дизайнер-ской грамотности горожан. По нашему мнению, эту задачу в образовательном процессе по силам изменить в сторону ответственного потребления среды ее жителями архитектурно-дизайнерским студиям, школам, отделениям, с возможным введением подобных занятий в общеобразовательных школах.
Современное образование в России претерпевает продолжительный процесс реформирования, вызывающий как положительные так и негативные явления. Одним из положительных проявлений реформирования является возникновение новых направлений подготовки, необходимых для жизнедеятельности общества и развития её различных сфер. Одной из таких сфер – это организация предметно-пространственной среды обитания общества. Архитектура и дизайн две области деятельности эстета-проектировщика с весьма глобальным объемом проектирования. Российское архитектурное образование, имеющее многовековую историю, можно рассматривать как место активного зарождения в нем дизайн-образования. Но современные реалии констатируют необходимость совершенствования методик преподавания дизайна, так как существуют заметные отличия дизайн-образования в нашей стране и за рубежом. Если опустить смысловую нагрузку термина «дизайн» и сравнить только области применения дизайн-проектирования, тогда главное отличие методик обучения дизайна заключается в вопросе: «Достаточно ли уметь дизайнеру только рисовать и визуализировать свои идеи?». По нашему мнению дизайнер должен иметь право не только уметь активно генерировать, но и воплощать свои авторские проектные идеи.
Формирование проектного мышления в системе образования в настоящее время является актуальным аспектом учебного процесса в различных студиях, художественных школах и школах искусств, профильных классов общеобразовательных школ. Включение в сознание детей элементов проектного мышления в процессе выполнения архитектурных и дизайнерских задач, позволяет не только определять компетенции будущих специалистов, но и, прежде всего, генерировать ряд компетенций, необходимых для активных, деятельных участников городских сообществ.
В Великобритании считают, что задача обучения детей основам дизайна – не просто овладение элементами проектирования, но высвобождение таящихся в ребенке способностей, которые в обычных условиях остаются невостребованными. Легко и естественно ребенок при этом усваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к природе и окружающей среде. Он учится ставить задачи и решать их. Как правило, при работе над проектами у ребенка выявляется особая эстетика, которую можно обозначить как эстетику человечности.
Правительством Финляндии предусмотрено вокруг Университета искусства и дизайна в г. Хельсинки создать новый город – «Город искусства, дизайна и средств коммуникации», в котором будут проживать 15 тыс. жителей, располагаться административные здания 200 фирм, музей дизайна и СМИ, два политехникума.
Так, к примеру, в Мосгордуме выступили с инициативой по расширению школьной программы образования уроками дизайна и архитектуры. Предлагается внедрить узконаправленный проект учащихся, который бы помог им самостоятельно принимать участие в преобразовании облика учебных заведений.
Разрозненные попытки обучению архитектурно-дизайнерской грамоты делаются и в нашей стране. Появилась программа обучения в ФГОС для детей. На занятиях отделения «дизайн» учащиеся изучают: способы построения геометрических фигур, используют элементарные формулы расчета величин геометрических фигур и тел (площадь, длина окружности), способы построения разверток, эргономические особенности бытовых и общественных пространств, количество и размер ступеней в марше интерьера или ландшафта, определяют общие габариты помещения, дворовых территорий. Осуществляют свою проектную деятельность учащиеся с использованием ортогональных и перспективных изображений, гармонизируя между собой геометрические формы. Дети творят материально-пространственную среду, формируя проектное мышление, осознавая свою роль и ответственность в результате проектирования.
В рамках детского проектного процесса развиваются следующие способности:
– абстрактного мышления, неординарного решения проектных задач;
– объёмно-пространственного мышления;
– технологические: учет и использование функциональных процессов;
– коммуникативные: обсуждение дизайн-кон-цепций учащимися, их защита, выявление плюсов и недостатков;
– технико-математические: расчет и измерение, масштаб.
При этом важен факт прикладного использования академических общеобразовательных дисциплин: математики, геометрии, физики, безопасной жизнедеятельности в совокупностью с академическими художественными дисциплинами (рисунком, живописью, историей искусств).
Проектное мышление – процесс глубокого всестороннего анализа проектной задачи, направленный на комплексное решение проектной ситуации с учетом требований, предъявляемых к конечному результату деятельности – модели предметно-пространственной среды обитания. Термин проект используется многими специалистами различных областей деятельности человека. Мы же используем данный термин в рамках проектной деятельности эстетов-проектировщиков различной деятельности: архитекторов, дизайнеров, конструкторов и других. Обучения на основе проектной деятельности, направленной на выполнение проектов предметов мебели, быта, малых архитектурных форм, интерьера и экстерьера зданий и сооружений, организацию среды городских пространств, позволяют формировать проектные компетенции обучаемых, в том числе в области функционирования городской среды.
Интерес вызывают дефиниции «проектное мышление». Так, в своей работе К.В. Сосновская определяет проектное мышление как «особый тип отношения к действительности, суть которого заключается в исследовании возможностей, способов и средств «переустройства» некоторого фрагмента реальности с целью приведения его в соответствие с «некой идеей», идеалом» [1].
Взаимодействие жителей поселений с окружающим материальным миром рассматривается многими специалистами: градостроителями, экономистами, экологами, социологами и др. Результаты нашего эмпирического социологического исследования «Благоприятная городская среда г. Тамбова», направленного на изучение градостроительного сознания горожан и их взаимодействия со средой обитания, позволяют сделать выводы о наличии градостроительных компетенций у жителей своих городов.
Использование человеческого потенциала является важной частью совершенствования российского общества. Оно, как и другие общества, американское или германское, имеет свои особенности, плюсы и недостатки. Но любая часть общества имеет свой ареал жизнедеятельности: квартира, дом, двор, микрорайон, район, город. Формирование активного человека – задача любого общества, стремящегося к самосовершенствованию. Проявляем свою солидарность к позиции В.Л. Глазычева: «Пока они (жители, горожане) живут в чем-то, что составлено из домов, дорог, уличных знаков, вывесок присутственных мест. Но это не город. Город возникает, когда возникает городское сообщество. В Средние века городское сообщество могло вырастать из ремесленничества, в наше время оно может вырасти только из зоны интеллектуального труда, втягивающего внутрь себя и сферу услуг» [2], об условиях развития городов посредством развития человеческого потенциала городских сообществ, мы считаем важным аспектом формирование проектного мышления и градостроительных компетенций у подрастающего поколения горожан.
А.В. Деревицкая утверждает: «Дизайн сегодня это школа и методология «проектного мышления», формирование которого становится актуальной задачей современного профессионального образования», и предлагает рассматривать «дизайн-деятельность как теоретико-методологическое направление и средство позитивного реформирования системы профессионального образования на основе проектного творчества» [3]. Такое широкое определение понятию «дизайн» показывает на актуальность данной области деятельности в различных ракурсах. Мы же понимаем дизайн как вид эстетно-проектной деятельности, направленной на решение проектных задач материальной или виртуальной (утопической) среды. И, безусловно, выполнение алгоритма проектирования формирует проектное мышление. Дизайн в широком смысле слова – это «искусство» организации исполнения задачи в педагогике, производстве, торговле и жизнеустройстве и пр. Дизайн, как сфера профессиональной проектной деятельности, вид художественно-проектной деятельности, направленной на результат – объект дизайнера. В практических реалиях художественно-проектная деятельность распределяется на генератора, исполнителя, визуализатора идей. Материальная реализация проектной деятельности учащихся с архитектурно-дизайнер-ской грамотностью воплотиться в активное вовлечение данных горожан в процесс проектирования и использования объекта проектирования.
Формирование проектного мышления в рамках эстетическо-проектной деятельности в архитектуре и дизайне позволит повысить градостроительные компетенции будущих деятельных горожан, членов городских сообществ. Градостроительные компетенции поселян повысят их качественное соучастие в вопросах формирования благоприятной городской среды обитания, что гарантирует обоюдное взаимодействие человека и среды.
Реализация предпрофессиональных программ эстетического проектирования в области архитектуры и дизайна для детей школьного возраста обеспечит не только повышение качества будущих профессионалов в области архитектуры и дизайна, но и позволит сформировать градостроительные компетенции будущих профессиональных горожан с градостроительным сознанием, необходимым для формирования и функционирования человекоозабоченной городской среды обитания городских сообществ.
Городские сообщества для своего существования обязаны активно принимать участие во всех вопросах функционирования благоприятной городской среды, так как общество потребления не сможет содержать общество исполнителей сферы услуг. Стремление к самодостаточному обществу – хорошая общенациональная идея.
Литература
- Сосновская К.В. Проектное мышление в бытии человека: автореф. дис. … канд. филос. наук. [Электрон-ный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/79/292/27892.php
- В.Л. Глазычев. [Электронный ресурс]. URL: http://www.glazychev.ru/publications/interviews/20040409_interview_goroda_net_poka_net_gorodskogo_soobshestva.htm
- Деревицкая А.В. Проектное творчество студентов как средство позитивного реформирования профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: http://research-journal.org/pedagogy/proektnoe-tvorchestvo-studentov-kak-sredstvo-pozitivnogo-refrmirovaniya-profes-sionalnogo-obrazovaniya/