Храм Христа спасителя в Ольшанке имении Воейковой В.Н., бабушки В.Д. Поленова

Мосолова Н.В.

Детская школа искусств г. Уварово, e-mail: dshi-uvar@mail.ru

Может быть, не всегда сознавая, но все мы создатели, летописцы истории, и жизнь современная заставляет, обязывает каждого из нас относиться к этому чрезвычайно ответственно, так как наши места являются родиной известных инженеров, строителей, ученых, академиков, писателей, врачей, адмиралов и генералов, славных защитников Родины.

Населенный пункт Уварово возник на рубеже XVII-XVIII веков. В XVIII веке появилось село Ольшанка. В Ольшанке рядом с церковью на берегу пруда стоял усадебный дом помещиков Воейковых.

Алексей Васильевич Воейков (1778-1725 гг.) военный деятель, генерал, поэт, переводчик. Участник Отечественной войны 1812 года. В 1799 году вместе с Суворовым переходил Альпы. Адъютант Барклая де Толли. В 1810 году создал Секретную экспедицию, положившую начало военной разведке, возглавлял ее. В 1814 году в заграничном походе был ранен, потерял руку, вышел в отставку. Увлекался поэзией.

Женился в 1812 году на Вериньке (так звал ее дядя Г.Р. Державин) Львовой. Дочери известного архитектора А.А. Львова и Марии Алексеевны Дьяковой, дочери сенатора. Львов был близким другом Г.Р. Державина, входил в кружок литераторов, друзей Державина. Вторая жена Гавриила Романовича, Дарья Алексеевна была родной сестрой Марии. Своих детей у них не было. После смерти Львова и его жены, сестры Львовы воспитывались в доме Державиных. Были ему помощницами в его литературных делах «секретарями».

После отставки купил имение Ольшанку и оформил его на жену, там у Воейковых родилось 3-е детей: Мария, Леонид и Алексей. Десять счастливых лет прожила семья в Ольшанке. Вера растила детей, занималась усадьбой, садом. В 1825 году Алексей Воейков умирает, Вера уезжает с детьми в Петербург. Она прилагает все свои силы и средства к образованию детей. Приглашает хороших педагогов для занятий. Заметив склонность к рисованию, она пригласила академика А.К. Молдавского для занятий с детьми.

В 1843 году в селе Ольшанка Вера Николаевна Воейкова закладывает церковь в память о муже. Это уникальный памятник храмовой архитектуры. Имеет во многом необычную планировку и нестандартные инженерно-строительные решения, разработанные благодаря тесному сотрудничеству художника К.А. Молдавского и архитектора Р.Н. Кузьмина.

Посвящение церкви Воскресению Христа, предопределило его конфигурацию, восходящую к планировочной структуре Главного Храма Христианского миро – Иерусалимской ротонды Воскресения, воздвигнутой над Гробом Господним.

Шестигранник – главный элемент композиции церкви восходит к первым векам Христианской истории и является геометрической стилизацией хризмы (скрещенных между собой первых букв имени XPИСTOС – XuP). Наибольшее распространение получил шестиугольный вариант обведенный кругом. Таким образом, планировочный центр храма символизирует имя Христово. Применение шестиугольника для построения основного объема церкви – редкое явление в мировой практике.

Оригинальная компактная композиция церкви имеет структуру трехлистника. Двенадцатигранный световой барабан, прорезан шестью арочными окнами. Число граней особо символично и обозначает 12 апостолов, но в случае с этим храмом – памятником герою Отечественной войны 1812 года, может обозначать и год знаменательный для российской истории. Следует отметить, что одним из первых архитекторов, применивших двенадцатигранный барабан в новейшей истории был Н.А. Львов. Купол на широком барабане, как и в Иерусалимском Храме, перекрывает все центральное пространство и является основным источником света в центральной части Храма. Световые проемы были оформлены рамами – решетками с разноцветными стеклами, что создавало особые световые эффекты в освещении Храма.

Нижний этаж перекрыт сводами, покоившимися на шести массивных опорах, и столбе, расположенном в геометрическом центре шестиугольника.

В цокольном этаже церкви Воскресения в Ольшанке, как и в усадьбе Храма Львовых в Никольском – Черенчицах, находилась фамильная усыпальница (склепы были поставлены в обходной галерее у внешних стен). В центральной части располагалась редкая система отопления, которая позволяла поднимать горячий воздух по керамическим трубам – воздуховодам, встроенным в несущие столбы. Убранство фасадов сочетает декоративные приемы русской архитектуры.

Строительство продолжалось 17 лет.

Расписывали церковь К.А. Молдавский и, тогда еще студент Академии Художеств, Чистяков. Освещение проводил епископ Тамбовской епархии Феофан Говоров, впоследствии Затворник Вышенский. В последние до закрытия годы в церкви служил племянник Феофана Затворника Вышенского.

В настоящее время все росписи утрачены, и многое разрушено, например, купол над алтарной частью, разрушена кровля, выбиты окна. От усадебного дома нет даже фундамента.

В Третьяковской галерее есть картины В.Д. Поленова запечатлевшего эти строения. Василий Дмитриевич и его сестра Елена частые гости у бабушки в Ольшанке. Свою картину «Бабушкин сад» Поленов писал в Ольшанке, на ней изображен уголок старой Москвы, в картине «Московский дворик» за забором виден дом и береза – это дом «Бабушкиного сада».

Василий и Елена – дети Марии Воейковой. Брат Марии Алексей Воейков умер рано, как и отец похоронен в Трегуляе. Леонид Воейков прожил всю жизнь в Ольшанке и сделал имение образцовым. Занимался исследованием Тамбовского края. Свою библиотеку, собрание картин и гравюр завещал Тамбову. Похоронен на территории Казанского монастыря.

Унаследовала Ольшанку Елена Поленова. По согласию с родными Ольшанку продали, а деньги поделили между родственниками. В годы революции имение разрушили.

С 2000 года начались работы по восстановлению церкви. Нашлись люди, супруги Васильевы, которые взялись за это дело. Очень медленно идет реставрация. Супруги Васильевы после пенсии поселились в Ольшанке, чтобы быть ближе к восстанавливаемому Храму. Владимир Васильев принял священнический сан, но пока служит в Уварово в кафедральном соборе.

В Ольшанке проводятся фестивали «Кадетская симфония» и православный фестиваль «Радуга». Летом 2015 года проводился пленер с детьми школ Уваровского района, приезжают художники, артисты.

Рядом с Храмом восстановлен небольшой хозяйственный домик, где теперь располагается музей. В нем все об Ольшанке, документы, репродукции картин и рисунков Василия и Елены Поленовых, Вышеславцева – родственника Воейковых.

Мы часто говорим о преемственности поколений, но чтобы слова претворялись в реальные дела, необходимо знать, чем жили эти поколения. Помнить их. Не прерывать эстафету памяти.

Все, что я знаю, расскажу внукам. Это будет мой скромный вклад в укрепление эстафеты исторической памяти. Придет их время, и они передадут все своим детям. Так и продолжится многовековая нить памяти.

Литература

  1. Дипломный проект «Реставрация храма Воскресения Христа Спасителя в с. Старая Ольшанка» студентки Воронежского архитектурного института Лях Анны.
  2. «Епархиальные ведомости» журнал Тамбовской Епархии за 2002 г. № 8.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *