Использование монументальной живописи в России на современном этапе в дизайне интерьера

Евсеева Н.А.

ТГУ имени Г.Р. Державина

e-mail: cosmonavt_natasha1993@mail.ru

В истории видов искусства разных веков монументальная живопись всегда занимала особое положение, т.к. выполняла значительную идеологическую функцию, участвовала в формировании стилевых процессов архитектуры, пространственных концепций интерьеров и, наконец, в целом, – художественного языка изобразительного искусства того или иного периода.

С древнейших времен человек наблюдал за тем, что происходит вокруг него, будь то природное явление, животный мир или какой-либо момент из жизни. Все эти эмоции, которые испытывал человек, остаются в памяти, а затем материализуются в рассказы, истории, сказания. Но время скоротечно, и спустя какой-то промежуток времени все претерпевает метаморфозы: изменяется язык, культура угасает, исчезают целые эпохи, народы, империи. Но неизменным в веках остается то монументальное, что человек запечатлевает и воздвигает на земле. Одной из таких вех, которая прочной нитью прошивает века и эпохи, несомненно, является наскальный рисунок, а в последствии монументальная живопись. Именно по этим первым крупицам творчества можно узнать, как люди много тысяч лет назад видели, чувствовали, воспринимали окружающий мир. Прослеживается эволюция искусства и то, что было важно в той или иной эпохе для человека.

С  древнейших  времен  человек  наблюдал  за тем, что происходит вокруг него, будь то природное  явление,  животный  мир  или  какой-либо  момент из жизни. Все эти эмоции, которые испытывал человек, остаются в памяти, а затем материализуются  в  рассказы,  истории,  сказания.  Но  время скоротечно, и спустя какой-то промежуток времени  все  претерпевает  метаморфозы:  изменяется язык, культура угасает, исчезают целые эпохи, народы, империи. Но неизменным в веках остается то монументальное, что человек запечатлевает и воздвигает  на  земле.  Одной  из  таких  вех,  которая прочной  нитью  прошивает  века  и  эпохи,  несомненно, является наскальный рисунок, а в последствии монументальная живопись. Именно по этим  первым  крупицам  творчества  можно  узнать,  как люди много тысяч лет назад видели, чувствовали, воспринимали  окружающий  мир.  Прослеживается эволюция  искусства  и  то,  что  было  важно  в  той или иной эпохе для человека.

Монументальная  живопись  –  разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Она является древнейшим видом живописи и известна с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). С течением времени примитивные  образные  наскальные  рисунки  стали  превращаться в произведения искусства монументальной живописи.  Но  само  слово  монументальность  подразумевает что-то большое, величественное, мощное,  занимающее  большую  площадь,  однако  не всегда художник может оперировать такими объемами  творческого  плана.  Связано  это  с  тем,  что с  течением  времени  среда,  в  которой  существует человек,  его  окружение,  жилище  уменьшаются в размерах. В соответствии с этим монументальная живопись приняла новый облик более компактный и доступный, но вместе с тем сохранила свою самобытность.

Благодаря  стационарности  и  долговечности произведений  монументальной  живописи  многочисленные  ее  образцы  остались  практически  от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас  служат  единственным  видом  сохранившихся живописных произведений эпохи. К монументальной  живописи  относятся  произведения, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – фреска (буонфреско, фреско а секко), энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре. Монументальная живопись приобретает цельность и законченность лишь во взаимодействии  со  всеми  составляющими  архитектурного ансамбля.  Именно  взаимосвязь  с  архитектурой, с  экстерьером  и  интерьером  сооружения,  вышеупомянутое  органичное  единство  позволяет с уверенностью подчеркнуть тот факт, что монументальная  живопись  и  все  ее  проявления  являются  неотъемлемой  частью  архитектурных  и  дизайнерских проектных решений.

Монументальную  живопись  называют  также монументально-декоративной  живописью,  или живописным декором, что подчеркивает специальное  декоративное  назначение  росписей.  В  зависимости  от  своей  функции  произведения  монументальной живописи решаются в объемно-пространственном  или  плоскостно-декоративном  ключе. Декоративность  –  совокупность  художественных свойств,  усиливающих  эмоциональную  выразительность и художественно-организационную роль произведений  пластических  искусств  в  окружающей человека предметной среде. Художественные приемы,  обусловливающие  декоративность  живописного  произведения,  богаты,  многообразны  и специфичны для каждого вида искусства. Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют декор (в том числе орнамент или его детали),  выразительность  природной  фактуры  материалов  и  присущих  им  особенностей  пластической  формы,  композиции,  организация  линейных ритмов,  пластических  объемов  и  цветовых  пятен, интенсивность  звучания  цвета,  выразительность  и фактура  красочного  мазка  и  др.  Декоративность является  одним  из  главных  художественных средств  произведений  декоративно-прикладного искусства.  Она  присуща  и произведениям  изобразительного искусства, как станковым, так и монументальным  (скульптура,  настенная  живопись, мозаика и т.д.), вступающим во взаимосвязь с архитектурой  и  образующим  художественный  ансамбль. В этом случае декоративность часто играет подчиненную  роль  и  выступает  в  органичном единстве  с  идейно-художественным  содержанием и  образным  строем  произведения  или  художественного комплекса [1].

Сегодня в России для монументальной живописи  сформировались  новые  условия  развития. Существенно  расширился  типологический  круг общественных  зданий,  большинство  из  которых не имело аналогов в советском зодчестве. Новые здания  преимущественно  представляют  собой крупномасштабные  многофункциональные  комплексы  со  сложными  объемно-планировочными решениями,  составом  помещений  и  приемами пространственной  композиции  интерьеров.  Вне зависимости  от  стилевой  принадлежности,  в  них распространились  асимметричные  композиции с разновысокими объемами, угловыми акцентами и  использованием  венчающих  элементов.  В  планировочных  композициях  появились  помещения разнообразной  конфигурации,  в  пространственных характеристиках интерьеров – приемы динамичного  перетекания  пространства.  В  архитектурном  облике  немаловажную  роль  играет  применение  новых  конструкций,  технологий  и  материалов,  которые  участвуют  в  формировании  архитектурных характеристик интерьеров [3].

В  нашей  стране  сопоставление  современной монументальной живописи, при всем ее разнообразии,  с  традициями  советской  монументальной школы,  позволяет  выявить  преемственность  ряда из них. Наиболее актуальными оказались художественные концепции 70-80-х годов, в которых обозначилось  несколько  направлений,  отражавших отношения между  архитектурой  интерьеров  и  монументальными композициями. Одно из них было основано на признании ведущей роли архитектурных  элементов  интерьеров,  которые  диктовали росписям  свои  законы.  Другое,  противоположное по  принципам,  ставило  целью  подчинение  архитектурных  элементов  интерьера,  его  пространственных  характеристик  живописным  композициям. В 1980-е года с появлением живописных рельефов преобразование  архитектуры  интерьеров  усилилось.  Выделилось  пластически-живописное  направление,  в  котором  монументальные  композиции  формировали  свободное  от  архитектуры  условное  пространство.  Анализ  современной  монументальной  живописи  показал,  что  композиционные приемы всех основных направлений советской школы присутствуют в ней в различных сочетаниях и способах выстраивания отношений с архитектурой интерьеров.

Как  показывает  анализ  современных  монументальных  проектов,  неизменным  следствием изменений в архитектуре, типологии и композиционно-пространственных  характеристиках  общественных  интерьеров  стало  изменение  языка  монументально-декоративного искусства, в том числе, и появление его принципиально новых форм. За последние  десятилетия  здесь  сложилась  пестрая, многостилевая картина, вобравшая в себя как опыт искусства  Запада,  так  и  ряд  традиций  советской монументалистики.
В настоящее время интерьерная монументальная  живопись  способна  воплотить  самые  взыскательные  желания  заказчика  и  дизайнера  в  реальность.  Она  передает  всю  индивидуальность  и  выражает  чувства,  которые  нельзя  описать  словами. Т.е.,  современная  монументальная  живопись  применима  там,  где  существует  мечта  озарить  жизнь чем-то новым и показать окружающим свою неповторимость.

Наиболее  популярными  техниками  исполнения современной монументальной живописи в дизайн-проектах интерьеров являются: роспись акрилом,  аэрография,  граффити-оформление.  Рассмотрим их подробнее.

Интерьерная  монументальная  живопись  акриловыми красками самая распространенная технология, поскольку такие краски быстро высыхают, просты в использовании и позволяют создать уникальные  картины  различных  сюжетов  и  жанров. Этот тип ручной техники живописи накладывает огромную ответственность на автора работы-художника.  Она  позволяет  выполнять  сложнейшие  композиции  или  достаточно  простые  узоры. В  итоге  вместе  с  работой  интерьер  получает  не только акцент, но и частицу души автора, так как каждый штрих и мазок выполнен вручную и несет в себе авторский взгляд на мир. Можно отметить, что такая  интерьерная  живопись  уникальна, ведь даже к одинаковым задачам у каждого художника свой подход. Кроме того изображения могут быть выполнены  по  индивидуальному  эскизу.  Также стоит  сказать,  что  живопись  в  интерьере  может быть представлена как в виде картин, так и в виде декоративной  росписи  стен.  Таким  образом,  живопись на стенах не имеет границ фантазии. Благодаря настенной росписи можно оказаться в любимой  эпохе  или  на  просторах  космоса,  создать волшебный  несуществующий  мир  или  просто перевернуть  все  вверх  ногами.  Главное,  чтобы в  изображенном  пространстве  было  комфортно находиться.

Монументальная  живопись  аэрографом  является  самой  востребованной  техникой  создания изображения.  Этот  прием  позволяет  создавать сложные  и  утонченные  сюжеты,  обладающие  повышенной пластичностью, объемностью, а главное долговечностью.  С  помощью  аэрографии  можно оформить  помещение  любой  функциональности  – от жилого до коммерческого.

Граффити-оформление  позволяет  создать  самые  разнообразные  картины  невероятного  масштаба  за  весьма  короткий  промежуток  времени. Рисунок  может  быть  расположен  на  любой  поверхности, даже внутри бассейна. А при использовании  флуоресцентных  красок  изображение  будет видно при отсутствии освещения.
Современная  монументальная  живопись  отлично подходит для украшения любой комнаты в жилом помещении, будь то детская, гостиная или спальня.  Например,  в  гостиной  комнате  можно использовать  египетские  мотивы,  а  в  спальне  – римские орнаменты или «наскальную» живопись. Использование  настенной  живописи  в  интерьере детских комнат – самый подходящий способ создания особенного мира ребенка, со всеми его фантазиями и любимыми героями. А если объединить росписью потолок, стены и пол, то получится абсолютно неожиданный эффект появления нового пространства.

Кроме того, живопись на стенах стала отличным вариантом оформления не только домашнего пространства, но и бизнес-помещения. Особенно это актуально, когда успешность бизнеса целиком и полностью зависит от создания необходимой атмосферы. Сюда относятся рестораны, кафе, бары, клубы и подобные заведения.

Изменения в типологии архитектуры общественных зданий закономерно обусловили изменения в общественных интерьерах, что привело к существенному увеличению их функциональных разновидностей. Главным в этом процессе сложения новой типологической картины интерьеров является формирование новых пространственно-планировочных концепций, от которых напрямую зависят место и формы монументальной живописи.

Но, к сожалению, в большинстве интерьеров современных общественных зданий со сложным составом и планировочной композицией помещений, крупными габаритами, роль монументально-декоративной живописи заметно уменьшилась. В немалой степени этому способствовало обращение к богатому арсеналу собственных художественных средств архитектуры. Течения постмодернизма вернули в современные интерьеры ордер и архитектурный декор, неомодернизм — выразительные возможности языка геометрических форм и структур, цветовую палитру живописи авангарда.

В России ведущие позиции монументальная живопись сохраняет в определенной категории общественных интерьеров — типовых, советского происхождения, и современных, переоборудуемых для новых функций. Изначально они характеризуются нейтральностью и безакцентностью архитектурного решения. Как правило, монументальная живопись самостоятельно либо наряду с другими художественно-архитектурными средствами формирует образно-декоративное решение подобных интерьеров.

Таким образом, в архитектуре общественных зданий современного периода сложилась новая стилистическая картина. Преобладание в ней получили постмодернистские направления, что подтверждено значительным числом объектов. Для них характерно обращение к различным историческим периодам и стилям мирового и отечественного зодчества. В качестве первоисточников используются русский модерн, советская «неоклассика», весь спектр классических стилей, наконец, набирающий силу эклектизм.
Немного хотелось бы остановиться на рассмотрении приемов монументальной живописи. Выбирая тему и сюжет росписи очень важно определиться, для чего именно она нужна. Если основной задачей стенописи будет трансформация пространства помещения, то лучше всего выбрать перспективную роспись. Если же стоит задача украсить живописными изображениями стены и потолок чтобы придать им больше выразительности, то подойдет абсолютно любой вид настенной живописи: плоскостная, трафаретная или объемная.
Нередко настенную роспись применяют для визуального расширения пространства. Для этого чаще всего применяют пейзажные мотивы, которые разрушая плоскость стены, создают иллюзию пространства уходящего вдаль. Благодаря такому нехитрому приему пространство визуально значительно увеличивается, теряя ограничение расписанной стены. Прописанная со всей реалистичностью природа, наполняет интерьер свежестью.

В интерьерах, которые созданы по стилевым принципам эпох, будут уместны росписи, имитирующие жанровые сценки или пейзажи, популярные именно в то время. Например, стиль барокко буквально напрашивается на использование в нем античных руин или итальянских пейзажей. Готический интерьер допускает использование росписей, которые имитируют сводчатые потолки и каменную кладку стен средневековых замков. В интерьерах, стилизованных под модерн, можно использовать реалистичную растительную или декоративную роспись.

Необходимо знать о том, что декоративность цвета может иметь очень большой диапазон применения — от незначительного форсирования цвета в станковых по своему характеру решениях, то есть в живописи, в которой сохраняется полноценная трактовка пространства, до декоративных решений, где сам декоративный эффект может строиться на нескольких пятнах открытых цветов с полным отсутствием сложной цветовой среды [2].

Более широкими возможностями организации пространства монументальная живопись располагает в интерьерах с простой геометрией. Зрительное движение архитектурных форм и увеличение пространства в них достигается средствами иллюзорной живописи, которая находит здесь широкое применение. Живопись решает и проблему целостности архитектуры интерьеров.

В отношения между архитектурной средой интерьеров и монументальной живописью существенные коррективы вносят их новые характеристики. Некоторые из них ограничивают выбор видов монументальных композиций. Так, большие площади остекления в качестве контраста требуют плоскостного решения монументальных композиций, «укрепляющих» материальность и тектонику глухих стен. Сложное архитектурное пространство исключает «ковровый» принцип заполнения живописью всех архитектурных элементов интерьера — стен, потолков, обрамления проемов и пр. Хотелось бы кратко рассмотреть варианты их заполнения.

Главным объектом большинства монументальных проектов является композиционное оформление стены. По богатству композиционных приемов, способов архитектурного членения, использования стилевых форм живописи стена доминирует в системе художественного убранства интерьеров. Существует несколько вариантов основных отношений стенописи с архитектурными элементами членения стены. Один из них — использование крупномасштабных ордерных деталей в членениях стены, которые оставляют для росписи лишь заключенные между ними фрагменты ее плоскости. К этому же варианту относится применение ложных архитектурных элементов — схематизированных рельефов в виде упрощенных лопаток, фронтонов, филенок, играющих роль геометрического обрамления для стенописи. Второй вариант основан на формообразующих возможностях иллюзорной живописи — ее способности трансформировать стену, либо «растворить» ее применением глубоких живописных перспектив, стереть границу между реальным и изображенным пространством. Еще один вариант основан на живописной трактовке плоскости стены как единого поля для целостной живописной композиции, в которой традиционные горизонтальные членения стены — цоколь, фриз и карниз — отсутствуют.

Вторым по значимости архитектурным элементом интерьера, связанным с монументальной живописью, остается плоскость потолка, либо иное, более сложное решение свода. Ряд современных монументальных проектов раскрывает стремление художников особо акцентировать потолок средствами живописи, создать контраст его оформления с декоративной системой интерьера. Одним из способов является асимметричное положение росписи относительно центра потолка, другим — деконструкция его плоскости росписью, состоящей из «рваных» живописных фрагментов разного масштаба и показанных в разных ракурсах. Также используется прием гипертрофии размеров круглых потолочных плафонов с росписями, занимающих почти всю потолочную плоскость. Осуществляется перенос архитектурных деталей, исторически закрепленных за стеной, на потолок (стеновые панели с филенками). Обобщение новых найденных приемов рельефно-живописных композиций потолков обозначает усиление его самостоятельной роли в интерьере.

Итак, независимо от стиля интерьера, монументальная живопись способна передать собой именно тот сюжет, который станет органичным дополнением общего оформления пространства. Настенная живопись в интерьере превратит любое помещение — бар, кафе, квартиру, салон красоты и многие другие в галерею изящных искусств, вызывающие восхищение окружающих. В России на современном этапе направления неомодерна характеризуются отказом от традиционных форм монументальной живописи и вытеснением их из композиции интерьеров. В интерьерах появляются элементы и приемы, призванные взять на себя функцию стиле-образования и декорирования пространства, традиционно выполняемую средствами монументального искусства. К ним относятся приемы переведения живописи в объемно-пространственную среду, либо переведение произведений станковой живописи в организацию интерьера средствами монументального искусства, с использованием композиций абстракционизма и супрематизма в организации пространственной композиции интерьера.

Литература

1.    Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: учебное пособие. М.: Учебная литература, 1998.
2.    Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей. Минск: Беларусь, 2003.
3.    Чурсин Д.В.Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий: дис. … канд. архитектуры. Екатеринбург, 2006.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *