Изучаем традиционную керамику Тамбовщины

Е. С. Каллас

МБОУ ДОД «ДХШ № 2 ПДИ имени В.Д.Поленова»

e-mail: kallasekaterina@mail.ru

 

«Это ведь не скоро разберёшь, где старое кончается, где новое начинается. Иное будто вчера делано, а думка от дедов-прадедов пришла. Не разделишь концы-то»

П. П. Бажов, повесть «Старых гор подаренье»

 

Декоративно-прикладное искусство неотъемлемой частью любой национальной культуры. Важным эстетическим камертоном для современного декоративного искусства является связь с народными художественными промыслами.

Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.

К сожалению, без должного внимания и бережного изучения эти родники самобытной культуры рискуют уйти в небытие.

Осознание необходимости обращения к местной традиционной культуре в работе с керамикой и в преподавании керамики воспитанникам ДХШ определило наш интерес к гончарным промыслам Тамбовской области.

Начало сбору материалов о традиционной самобытной керамике нашего края положило изучение публикаций на эту тему исследователей народного искусства. Очень полезны и интересны оказались материал Русского музея, обладающего богатейшим материалом, особенно статьи И.А. Колобковой, занимающейся непосредственно темой народной игрушки России.

Ценны оказались немногочисленные публикации о местных промыслах тамбовских искусствоведов — А. П. Федотовой ( Тамбовская областная картинная гплерея), Е.Н. Ладыгиной, И. И. Алпацкого, Е. И. Григорьвой, — а также архивных источников.

К сожалению, сведений об исконных керамических промыслах Тамбовщины чрезвычайно мало. Но и этой скупой информации стало достаточно для того, чтобы сделать выводы о богатых традициях тамбовского гончарства, о наличии на территории нескольких исторических мест бытования керамических промыслов.

Самым привлекательным для изучения на данный момент является промысел деревни Федоровка (Зайцево) Бондарского района Тамбовской области.

Промысел просуществовал дольше остальных ( до начала 90-х годов двадцатого века), керамика Федоровки отличается самобытным оригинальным стилем, который можно проследить и в неповторимой игрушке и в оригинальном декоре посуды.

К счастью, живы еще некоторые мастера — носители традиции, которые могут многое рассказать и показать приемы работы.

Жители деревни охотно делятся информацией об истории своей малой родины и технологии знакомого им с детства промысла.

Поистине бесценные сведения из первых рук нам удалось получить в результате поездок, организованных тамбовской ДХШ ПДИ №2 им. Поленова на место бытования промысла. Приобретена небольшая коллекция аутентичной посуды, образцы игрушек, — работы мастеров Иванова, Павлова, Попкова и других, а также подлинный ручной гончарный круг.

Нам удалось встретиться и поговорить со старейшим мастером промысла П. Я. Попковым, расспросить его о приемах работы на гончарном круге и лепки традиционной игрушки, а также способах декорирования керамики, характерных для работ федоровских мастеров.

Деревня Федоровка Бондарского района Тамбовской области расположена в живописной местности недалеко от Кривополянского сельского совета. Быстрая незамерзающая речка, обиталище бобров и водоплавающих птиц, заливные луга, лесистые невысокие холмы, где живут лоси, кабаны и зайцы — и сейчас природа в этой местности великолепно сохранилась, что дает возможность составить представление о среде, окружающей промысел, на тот момент, когда он еще бытовал ( до 90-х годов двадцатого века).

Федоровские мастера жили и творили в тесной связи с природой, из которой черпали и вдохновение и сюжеты, и материалы.

Изображения животных и людей отражают повседневную жизнь деревни. «Гончар за работой», «Доярка с коровой» мастера Г. С. Иванова, фигурки лосей, зайцев, собак, кошек, коней, драконов, волков, лис, разнообразных птиц, выполненные Попковым, Павловым и другими мастерами промысла лаконично-выразительны и одновременно трогательны в неожиданных деталях. Все они, в том числе и фантазийные дракончики, очень убедительны по пластике и настолько выразительны, что не нуждаются в декоративной росписи, как большинство глиняных игрушек других самобытных промыслов.

Декорированы Федоровские фигурки очень скупо, — фактурные штрихи, нанесенные острым предметом, в большинстве случаев в виде орнамента «древо жизни». Прозрачная свинцовая глазурь подчеркивает природный терракотовый цвет глины. Отсутствие яркой раскраски делает игрушку более простой и строгой по содержанию, отчего она, на наш взгляд, только выигрывает.

В ряде случаев, особенно это касается работ Г. С. Иванова, пластические образы фигурок настолько виртуозно решены, что из разряда игрушек переходят в категорию декоративной скульптуры. Мелкая пластика Иванова соединяет в себе мощную выразительность приемов лепки с нежной лиричностью образов. Мастер свободно соединяет различные приемы декорирования, превращая утилитарные предметы в произведения декоративно-прикладного искусства. Например, сюжет, украшающий копилку — орел, клюющий убитого зайца, — поражает своей натуралистичностью. Сцены из жизни животных и человека широко используются в декоративных налепах федоровских мастеров. Излюбленным сюжетом, украшающим многочисленные сосуды — кувшины, горшки, крынки — являются сцены охоты. На многих из них с поразительной точностью в деталях ( козырек фуражки, сапоги с отворотами, куртка с погонами, охотничья сумка, ремень и даже мушка на ружье, иногда висящий за спиной трофей — подстреленный заяц или птица) изображена фигурка охотника, преследующего добычу. Это могут быть летящие по небу гуси, удирающий лис, волк, заяц или даже огромная рыбина. Часто охотника сопровождает собака, опущенные уши и стройные ноги которой указывают на ее охотничью породу. Лесной ландшафт вокруг изображался лаконично-условно вылепленными деревьями, очень напоминающими славянский символ Древо жизни. Расстановка деревьев задает ритм всей композиции, расположенной, как правило, по тулову сосуда. Налепы выполнены уверенными приемами, с четким понимание правил композиции и возможностей материала.

Особенно хороши фигурки птиц и животных, где буквально несколько небольших кусочков глины рождают величаво летящего по небу гуся или грациозно удирающего зайца.

Зайцы изображаются в сюжетах чаще других животных (возможно, второе название деревни — Зайцево, — не случайно?). В трактовке можно уловить теплое отношение художника к этому образу. Мягким юмором пронизаны это глиняные истории. Вот налепной заяц убегает от погони, а другой крадется за спиной охотника на двух ногах. А вот окаринка — зайчик, удивительно плавной законченной формы, с прижатыми к телу ушками, очаровывает изысканной простотой.

В поисках образцов федоровской керамики мы обращались за помощью к различным музеям и частным собирателям.

В Тамбовском областном краеведческом музее нам довелось поработать с образцами гончарной посуды из фондов музея. Кувшины, декоративные кашпо ( в Федоровке их называют «банки»), горшки украшены характерными для промысла налепами со сложными сюжетными композициями.

В Липецком музее ДПИ хранятся изделия федоровской керамики, приобретенные из натюрмортного фонда тамбовской художницы Н. С. Балагуровой.

В Московском Музее ДПИ мы обнаружили 19 экспонатов федоровской керамики, из них 11 игрушек и 8 единиц посуды с налепами, работы мастеров Иванова и Павлова. В сюжетах налепов встречаются как традиционные — охота, растения, животные и птицы, так и довольно редкие — игра в футбол, серп и молот.

Федоровская керамика хранится в собраниях и других музеев страны.

Много полезного мы почерпнули обращаясь к частным коллекциям.

Очень интересной оказалась коллекция тамбовского собирателя художника-прикладника Ю. В. Доморева, в которой присутствуют и самобытные игрушки разных федоровских мастеров, и уникальная мелкая пластика Г. С. Иванова ( в т. ч. знаменитый « Гончар за работой», принесший автору звание народного мастера СССР), и гончарные сосуды различных техник декорирования: терракотовые, с налепами, поливные, чернолощеные.

Собрание тамбовского коллекционера М. И. Семенова, историка по образованию, исключительно интересно не только археологическими артефактами. В созданной им антологии керамики достойное место занимают и работы федоровских мастеров.

В личном собрании мичуринской художницы Е. Н. Агафоновой оказалось несколько самобытных федоровских произведений, часть из них Елена Николаевна передала в методический фонд нашей школы.

Другой мичуринский художник, Н. К. Андросов, работавший в начале 90-х в жанре глиняной игрушки, подарил школе несколько своих работ.

Очень ценные работы Г. С. Иванова подарила нам искусствовед А. П. Федотова.

Таким образом, собирая по крупицам разрозненные сведения, мы получили возможность обобщить полученный материал, и создать представление об утраченном (есть надежда что не безвозвратно!) ярком самобытном тамбовском промысле.

На основе изученного материала начала создаваться методику изготовления и преподавания традиционной федоровской игрушки.

В прошлом учебном году учащимися были созданы работы по мотивам тамбовских промыслов, которые в марте 2013 представляли Тамбовскую область в региональной Выставке «Древние образы в народной игрушке», в этом учебном году мы участвовали в межрегиональном фестивале «Поет игрушка Романушка» в Троицком Липецкой области. Впервые за многие годы Тамбовская область была представлена традиционной игрушкой.

На занятиях отделения керамики, открытом в этом году в ДХШ №2 ПДИ им. Поленова, учащиеся изучают традиции тамбовской керамики на примерах аутентичных образцов.

Лепке и зарисовке с натуры музейных образцов федоровской керамики были посвящены несколько занятий, проведенное в стенах Тамбовского областного краеведческого музея. В сотрудничестве с музеем было проведено два мастер класса по тамбовской игрушке, выставка работ учащихся нашей ДХШ, в число которых вошли работы учащихся отделения керамики на тему федоровской игрушки.

Совершенно очевидно, что народная керамика Тамбовского края заслуживает не только всестороннего изучения, но и возрождения ее традиций в современном декоративно-прикладном искусстве.

Особый интерес на данном этапе привлекает федоровский промысел, но это не означает, что на карте Тамбовской области отсутствуют и другие интересные очаги самобытной культуры, связанные с гончарством.

Необходимо выявить и исследовать как можно больше мест бытования, что даст возможность впоследствии говорить об общем стиле, характерном для Тамбовщины.

Феномен Федоровской игрушки далеко не исследован и обещает еще много открытий и находок. Но уже сейчас можно говорить об его ценности для культуры Тамбовщины. Введение региональной народной игрушки в образовательный процесс помогает воспитывать чувство национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, традиционному народному искусству. Осваивая пластический язык традиционной игрушки, учащиеся развивают художественно-творческие способности, фантазию, воображение, навыки работы с материалом.

Рис. 1. Мастер П. Я Попков начало 80-х годов. Тамбов.
Рис. 1. Мастер П. Я Попков начало 80-х годов. Тамбов.
Рис. 2. В гостях у П. Я Попкова. Май 2013.
Рис. 2. В гостях у П. Я Попкова. Май 2013.
Рис.3. Кашпо с налепами. Из фондов ТОКМ.
Рис.3. Кашпо с налепами. Из фондов ТОКМ.
Рис. 4. Свистулька «заяц» мастер Г. С. Иванов. Из коллекции Ю. В. Домарева.
Рис. 4. Свистулька «заяц» мастер Г. С. Иванов. Из коллекции Ю. В. Домарева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *