Символика как средство выражения художественного образа в станковой живописи

С.В. Караваева, В.Ю. Колонтаев

ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова»

Создание художественного образа в живописи является результатом и идеальной формой отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека средствами символики.

Этот процесс начинается с чувственной ступени познания, ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления — понятия, суждения, умозаключения. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает предмет.

Особенность изобразительного искусства заключается в том, что ее образ передается посредством изображения, а это означает наличие некоторого визуального материала, которым художник манипулируют для создания материального подобия какого-либо предмета или явления.

Наиболее гибкими выразительными средствами в этом отношении обладает живопись, производная которой — картина представляет собой самостоятельно существующий художественный мир, с чрезвычайной полнотой воссоздающий свойства реальности.

Но вместе с тем живопись, как никакой другой вид изобразительного искусства, позволяет не только одновременно отображать и обычные объекты, и символы, но и совмещать их в едином изобразительном пространстве, где предметы и символы могут взаимодействовать друг с другом как сущности одного порядка.

Средствами живописи можно передать не только мир природы, развернутые повествования и разнообразные сюжеты, но и внутренний мир человека.

Выразительные возможности живописного образа основаны на том, что в самой жизни мы постоянно, намеренно или незаметно, для самих себя, ищем, разгадываем под внешностью внутреннее, недоступное прямому взгляду. По облику человека мы судим о его характере, по блеску глаз угадываем его настроение, мы постоянно говорим о выражении лица, фигуры, жеста человека, потому что в наружных приметах проявляется внутренняя духовная жизнь.

Живописный образ основывается также на тех ассоциативных связях, которые возникают в нашем восприятии между изображением и нашим предшествующим жизненным опытом. Жизнь каждого человека проходит в общении с другими людьми, среди природы, вещей, и все многообразное окружение в той или иной мере закрепляется в нашем сознании не только как знание о мире, но и как эмоциональное переживание, как наш чувственный опыт. Воспринимая картину, мы не просто смотрим на то, что в ней изображено, в нас возгораются воспоминания, разбуженные этой картиной, и мы видим не одну внешность изображенного, но и его внутреннюю выразительность.

Передать художественный образ в живописном произведении позволяют средства выразительности. Основными средствами выразительности в живописи являются: колорит – цветовая, живописная согласованность; рисунок – изображение форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностей; композиция – организация картины, составление, сочетание в ней элементов в единое целое, вычленение главного. От композиции зависит общее впечатление, последовательность восприятия произведения. Эти средства выразительности в любой художественной картине органично связаны, нерасторжимы, но в различных жанрах живописи они могут использоваться художником по-разному.

Огромное значение в создании образа имеет символика. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего, т.е. зрителя. Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться», а чтобы это сделать — символ необходимо знать. Существует родство между символом и мифом; символ и есть миф, он унаследовал его социальные и коммуникативные функции. Изучая символ, мы не только разбираем и рассматриваем его как объект, но одновременно позволяем его создателю апеллировать к нам: так художник не только вызывает чувства в зрителе, но и делает его сопричастным к происходящему на картине.

Символы — это распознаваемые элементы, которые передают конкретное значение, идеи, понятия — служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах и особенно в живописи. Возникновение символов можно объяснить общими психологическими и культурными причинами, например, символ солнца — в виде колеса. Символы передаются путем культурного взаимодействия людей, через культурные и торговые связи, монетное обращение, религиозные представления.

Символ обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации и часто зависит от эпохи, религии, культуры народа. Если же символ многозначен, то надо брать то из его значений, которое соответствует эпохе, времени, общему строю, духу картины — не противоречит ему и не разрушает его. Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов); синий цвет (цвет неба) — символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну — символ божественного совершенства. Другая группа символов — предметы, явления, или действия, а также художественные образы, воплощающие какую-либо идею. Например, свет — символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга (встреча Неба с Землей) — символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов, гора — символизирует путь человека к Богу. Ткачество символизирует создание вселенной, мира, определение судеб всего сущего. Язык религиозной символики должен был передавать сложные и глубокие понятия духовной реальности, выраженные через цвета, жесты и изображаемые предметы.

Все живописцы прибегали к символике цвета красок, каждый цвет привносил своё значение и настроение: Золотой — цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые, принадлежащих к миру вечных ценностей; Белый – цвет, символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Черный — цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других — знак печали и смирения. Голубой — цвет, означал тоже чистоту и праведность. Синий — цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения. Красный — царский цвет, символ власти и могущества. Зеленый — символизировал вечную жизнь, вечное цветение, и цвет Духа Святого.

Особый символический смысл имела и жестикуляция, так как жест в религиозном искусстве передает определенный духовный импульс и несёт определенную духовную информацию: «Жест молитвы» представляет собой положение рук, при котором ладони и пальцы плотно сомкнуты между собой и подняты на уровень груди, лба или над головой.

Складывание рук в молитвенный жест практикуется в различных религиях. Смысл и назначение этого жеста заключается в том, что таким образом соединяются энергетические каналы в человеческом теле, и как от любого замыкания изменяется направление потока тока и открывает путь вглубь в сознание центра бытия, источника творчества и созидательных сил.

Обращение к символу в искусстве – один из древнейших способов воздействия визуальными средствами на сознание человека.

В Западной Европе интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу североевропейской культуры Возрождения. Одним из основоположников искусства Раннего северного Возрождения является выдающийся нидерландский живописец Ян Ван Эйк (род. ок. 1390 г. — ум. в 1441 г.) – он создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Художник впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке, без всякой связи с религиозным сюжетом или образами из Священного писания.

На полотне изображены купец Джованни Арнольфини из итальянского города Луки и его молодая жена. Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка — знак чистоты, четки — символ благочестия, выпуклое зеркало — глаз мира, апельсины — плоды райского сада и намекают на райское блаженство, а яблоко намекает на грехопадение. Понятной становится и зажженная в люстре днём одна свеча — символически-мистическое присутствие Святого духа, освящающего таинство, ведь с незапамятных времен во время свадебных шествий носили факелы и зажженные фонари.

Центральным связующим звеном композиции картины являются соединенные руки супругов – символ единства молодоженов в христианской традиции бракосочетаний. Линию рук подчеркивает изогнутая форма люстры.

Развитие символики в изобразительном искусстве Западной Европе шло не только в портретном, бытовом и мифологическом жанрах, но и в пейзажном жанре.

Пейзажный жанр в изобразительном искусстве был пронизан философскими идеями, своеобразными метафорами и символами. Мастером пейзажа с символами, в том числе христианскими, является художник Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840), один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве. На его полотнах древне-языческая и средневековая история проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной или рассветной дымкой.

На своей картине «Крест в горах» художник изобразил суровую скалу, на вершине которой стоит уходящее высоко вверх распятие. Оно увито плющом и окружено вечнозелеными елями. Солнце опустилось, но его лучи идут вверх и освещают распятие.

Символика образов картины довольно проста, но содержательна по сути, а композиционная организация христианской идеи становится художественным посланием художника. Заходящее солнце и освещенное с Иисусом распятие означают замену Ветхого завета Новым и связь учения Христа с Богом-Отцом. Крест на скале — символ крепкой веры, а зеленые во все времена ели — надежда на Христа. Символика образов рамы, которая специально заказывалась, дополняет значение символов картины. Колосья пшеницы и виноградные лозы указывают на хлеб и вино причастия. Лучистое божественное око на фоне треугольника — символ святой Троицы. Вальтер, современный немецкий исследователь творчества К. Д. Фридриха, в арочном изображении видит идею победы над смертью, умиротворение и справедливость. Сам Фридрих в комментарии к своей работе расшифровывал свою композиционную идею следующим образом: «С учением об Иисусе умер старый свет — время, когда Бог-Отец жил на земле. Больше нет времени, где дух Бога был бы понятен». Фридрих показал в своей картине, как осуществляется понятие Бога в символах, иероглифах природы. Пейзаж рассчитан на его внутреннее прочтение. Художник, используя язык христианских символов, делает возможным субъективное восприятие христианских откровений. Освободившись от всех жанровых ограничений, он попытался обозначить через ландшафт то трудноопределимое в понятии Бог, что было связано с идеей света, универсума и бесконечного.

Фридрих стремился через христианские и нехристианские сигнатуры отразить определенное эзотерическое послание миру.

Художник часто изображал горы, которые впервые увидел, будучи совсем молодым. С тех пор они стали частым мотивом его пейзажей, символом высот познания и духовной жизни, например: «Двое, созерцающие Луну».

Два человека стоят на каменистой дорожке — жизненном пути и всматриваются вдаль. Подле них — большой валун — камень веры и ель — символ вечной жизни. Луна — символ воскресения и Христа помещена в центре композиции и отделяет «живую» половину картины с валуном и зеленой елью от «мертвой» с засохшим деревом. Несколько сосен на скалистых вершинах напоминают нам о вечной жизни. Но на пути к ней нужно преодолеть ущелье, клубящееся туманом, — бездну греха, в которую человек рискует упасть каждую минуту своего земного пути.

На данных примерах работ художников западноевропейского искусства – очевидно, насколько символизм в искусстве является вечным источником вдохновения для художников всех времен и народов.

Художественный образ является сердцевиной всякого искусства, в том числе и станковой живописи, воплощая мысль художника-творца в зримый образ на картине. Использование символики как средства выражения художественного образа является важной составляющей для передачи смысла и содержания в произведении станковой живописи. Структура символа многогранна и рассчитана на активную внутреннюю работу зрителя, делая его сопричастным к происходящему на картине. Применение символов в изобразительном искусстве – придает произведению живописи глубокий, потаённый смысл, разгадать который, под силу не каждому.

Литература

  1. Романова С.И. Художественный образ в пространстве семиотических отношений. — Вестник МГУ. Серия 7. Философия — 2008. № 6 — С.28-38.
  2. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. — М.; СПб.: Университетская книга, 2002. — с.138.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.sigils.ru
  2. http://www.nearyou.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *