Память о святых благоверных князьях Борисе и Глебе как духовный посыл в будущее

В.В. Горшкова

МБУК БГО «Борисоглебский историко-художественный музей», заведующая отделом изобразительного искусства –  картинная галерея им. П.И. Шолохова gorchkova08@mail.ru

Аннотация: статья представляет собой размышление о важности сохранения памяти о первых русских канонизированных святых Борисе и Глебе, о воспитании подрастающего поколения на примере жизнедеятельности святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Ключевые слова: святое имя г. Борисоглебска, сохранение памяти о первых русских канонизированных святых Борисе и Глебе.

За свою более чем 300-летнюю историю г. Борисоглебск несколько раз переименовывали, но большую часть своей истории город связан с именами святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (в святом крещении Романа и Давида).

До середины XVII века территория, на которой сегодня располагается Борисоглебск, была окраиной Московского государства, абсолютно незаселенной местностью, куда люди приходили, чтобы добыть дичь в Теллермановском лесу и рыбу в реках Хопер и Ворона, но жить постоянно опасались, так как сторож и засек здесь не было и лихой люд бесчинствовал.

Военно-политическая обстановка на юге России коренным образом изменилась в 90-е годы XVII века: при правлении Петра I началось заселение и хозяйственное освоение земель.

Борисоглебск появился благодаря удачному географическому положению участка, не оставшегося без внимания императора Петра Великого. Именно по его указу весной 1698 года, к празднику святых Бориса и Глеба, на возвышенном выступе берега реки Вороны, впадающей неподалеку в реку Хопер, появилась Новопавловская крепость. Она-то и стала прародительницей Борисоглебска.

Крепостной городок представлял собой обычный для того времени оборонительный центр. По периметру крепость была невелика: в ширину — около 150 метров, в длину — около 225 метров. Высокие крепостные стены 6 — 8 метров, сторожевые башни. На нескольких ярусах стен и башен перед амбразурами располагались защитники крепости. Вокруг крепости был вал и ров, заполненный водой. Дополнительными оборонительными сооружениями были нагорный лес и реки Ворона и Хопер [1].

В разные исторические периоды Борисоглебск относился к разным губерниям: с 1708 года был приписан к Азовской губернии, в 1719 году вошел в Тамбовскую провинцию, в 1732 году –в Воронежскую губернию, в 1779 году – в Тамбовское наместничество, в 1796 году – в Тамбовскую губернию.

Первый план города Борисоглебска был составлен в 1723 г. инженером Петром Сумароцким. Согласно ему, крепость находилась на территории нынешнего городского парка культуры и отдыха (это исторический центр г. Борисоглебска). В 60-х годах XX в. на его территории были случайно найдены небольшая сигнальная чугунная пушка и бердыш, которые ныне хранятся в фондах Борисоглебского историко-художественного музея.

Недалеко от крепости в 1700 году вскоре будет заложена верфь. Ее надобность состояла в заготовке леса и дров в Теллермановской дубовой роще для постройки подсобного флота (струг, будар, галер), что включило наш край в систему военно-промышленной базы Азовского флота с центром в городе Воронеже [1].

Начиная с XVII века, освоение огромных территорий становится не только геополитической, но и духовно-нравственной задачей: крепостная граница укрепляется размещением церквей — форпостами православной веры.

Стараниями первых поселенцев и по указу Петра I в первые годы существования рядом с крепостью, в Солдатской слободе, будут поставлены 2 церкви в честь Николая Чудотворца как покровителя служилого люда.

В самой крепости в 1704 году построена и освящена деревянная Cоборная церковь во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, особо почитаемых русской православной церковью как символ братской любви и остановления войн, как призыв к единению и прекращению усобиц. От вышеназванного храма крепостное поселение при слиянии рек Вороны и Хопра стало именоваться городом Борисоглебском [1].

К тому же, по древнему благочестивому обыкновению при вратах Новопавловской крепости была поставлена икона святых князей Бориса и Глеба, которая внушала всем непоколебимую веру в их могущественное и божественное покровительство.

Несколько лет спустя Петр I прислал в дар городу колокол весом 15 пудов 15 фунтов, 2 иконы, 3 богослужебные книги (триод постная, триод цветная и минея праздничная), на которых значилась надпись: «По указу Великого государя в новопостроенный город Борисоглебск, в Соборную церковь из приказа Казанского дворца, а подписал сию книгу подьячий Иван Суровцев» [1].

В 1706 году Cоборная церковь Бориса и Глеба сгорела, и вместо нее был построен деревянный собор, простоявший до 1784 г. В этом же году на средства прихожан было начато строительство нового кирпичного здания храма, сохранившегося доныне.

Соборная часть храма с приделом святых Бориса и Глеба была выстроена «тщанием прихожан» в 1792 г., освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня и трапезная были построены в начале XIX века [2].

В 1937 году храм был закрыт, церковная утварь была разграблена, а здание превращено в склад стройматериалов. Колокольня и купол были снесены, а окна заложены кирпичом. Обезображенное здание Успенского храмам было сокрыто от взоров горожан высоким дощатым забором.

В начале 90-х годов ХХ века по инициативе главы администрации г. Борисоглебска и района В.А. Лебедева началось восстановление храма: здание было переведено в разряд объектов исторического и культурного наследия областного значения (решение облисполкома № 246 от 21 апреля 1983 года (код памятника 3600141000) и постановление администрации Воронежской области от 14.08.95 г. № 850); отстроен алтарь, накрыта кровлей трапезная часть и начато строительство колокольни.

15 мая 1998 года состоялся первый крестный ход вокруг стен возрождающегося храма.

В 2004 году здание храма было передано Борисоглебскому Благочинию. Первым настоятелем был священник Андрей Черницын, при котором частично оштукатурили трапезную часть и смонтировали временное отопление.

Затем настоятелем был назначен протоиерей Стефан Домусчи. При нем была достроена колокольня и забетонирован пол.

С мая 2009 года настоятелем был назначен иерей Игорь Семёнов, который молодым рабочим еще в 90-е годы принимал активное участие в восстановлении храма.

6 августа 2009 года была совершена первая Божественная Литургия в восстановленном правом приделе в честь Успения Божьей Матери. До первой Божественной литургии в храме каждые выходные читались акафисты святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу и совершались водосвятные молебны [2].

Сейчас в храме восстановлены исторические три придела: центральный в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба, правый – в честь Успения Пресвятой Богородицы и левый – в честь великомученика Дмитрия Солунского. В храме хранятся святыни: чтимая икона благоверных князей Российских Бориса и Глеба, икона Божией Матери «Казанская Вышинская».

Святые великомученики князья Борис и Глеб во все времена были особо почитаемы за особую чистоту их душ, отсутствие даже малой тени злобы или коварства по отношению к врагам, и их именами называли города, монастыри, улицы. Так, Борисоглебском с 1656 года по 1667 год назывался Динабург, нынешний Даугавпилс; с 1777 года по 1882 год так называлась правобережная часть города Тутаев; в России есть два Борисоглебских монастыря (вблизи Ростова Великого и в Торжке); частым гостем Марины Цветаевой в Москве, в Борисоглебском переулке, был князь, внук декабриста С.Г. Волконского С.М. Волконский, чья жизнь более 30 лет была связана с Борисоглебском [3].

Спустя почти 230 лет, в 30-е годы ХХ века, некоторые административные работники неоднократно выступали с предложениями о переименовании города. В 1930 году предлагали город Борисоглебск назвать Сталинском, Авангардом и Колхозградом, отдавая дань уважения новому советскому строю, в 1934 году — Каманиным в честь выдающегося летчика, учившегося в Борисоглебской летной школе. Но все эти идеи развития не получили. И вот уже 319 лет город продолжает жить с благозвучным и мелодичным названием под защитой сразу двух святых Бориса и Глеба.

В настоящее время Борисоглебск – один на всю страну город с этим именем (есть поселки, города с двойным наименованием, но вот в сочетании «город Борисоглебск» – единственный) [4].

Какими были Борис и Глеб как люди, как правители, мы узнаем из первых памятников древнерусской литературы «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба», «Съказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба».

Как выглядели Борис и Глеб, мы можем видеть на иконах, где святые Борис и Глеб изображались либо пешими в полный рост, либо сидящими на конях.

С 2000 года посетители отдела изобразительного искусства Борисоглебского историко-художественного музея могли видеть картину В.П. Криворучко «Борис и Глеб» из цикла «Борисоглебск изначальный», на которой изображение князей, хотя несколько и отличается от канонического (один из братьев изображен сидящим на коне, другой – стоящий рядом), но художник, имея право на свое видение исторических персонажей, в честь которых был назван город Борисоглебском, своей работой дал очень хорошую возможность говорить о жизненном пути, о духовных качествах, о подвиге святых страстотерпцев, сопровождая это мастерски выполненным изображением Бориса и Глеба[1], что для посетителей создавало и создает дополнительные условия качественного[2] усвоения материала экскурсии об исторических периодах, так далеко отстоящих от современности.

[1] В методике экскурсионной работы очень эффективным приемом является сопровождение теоретического материала видеорядом. В процессе внестационарной экскурсии, например, обзорной или тематической экскурсии по городу, научные сотрудники как дополнение к рассказу и показу объектов на местности, как правило, используют «портфель экскурсовода», состоящий из газетных вырезок, копий документов, ксерокопий портретов исторических лиц и т.д. В ходе стационарной экскурсии, делая упор на исторические даты, события, процессы, обращаем внимание на музейные экспонаты, инсталляции, тексты, на новые формы подачи материала (звуковое сопровождение, световое выделение главных объектов, интерактивные витрины), которые составляют экспозиции музея; на изображение исторических событий, персонажей, выполненных профессиональными художниками.

[2] Очень часто посетители, особенно дети, допускают неточности в процессе усвоения информации о ранней истории г. Борисоглебска, считая, что Борис и Глеб либо родились, либо жили на территории нынешнего Борисоглебска. В процессе экскурсии научные сотрудники всегда обращают внимание посетителей, что святые благоверные князья Борис и Глеб в нашей местности никогда не были и никогда не жили, и погибли задолго, как был основан наш город, но это настолько популярные (в хорошем смысле) исторические персонажи, что в честь них называли населенные пункты, храмы, монастыри. И святое имя нашего города – не исключение из этого правила.

С 15 мая 2017 года в г. Борисоглебске образ святых-страстотерпцев Бориса и Глеба еще и визуализирован в виде памятника, что можно рассматривать как духовный посыл будущим поколениям не только борисоглебцев, но и россиян в целом.

Идея установки памятника Борису и Глебу в Борисоглебском городском округе возникла около 10 лет назад.

В июле 2011 года в Борисоглебске было создано общественное движение «Памятнику — быть!».

В 2012 году прошел открытый конкурс на лучший проект памятника, и специально созданная конкурсная комиссия из нескольких эскизных вариантов отобрала проект московского скульптора С.Г. Полегаева.

Но только в 2016 году, когда финансирование работ по установке памятника взяло на себя крупнейшее предприятие Борисоглебского городского округа — завод «Борхиммаш», проект стал обретать реальные черты.

По проекту С.Г. Полегаева, памятник представляет собой две пешие фигуры Бориса и Глеба, которые с копьями в руках, с мечами на поясе застыли как стражи над Русской землей. Но, несмотря на их военную амуницию, образы Бориса и Глеба очень миролюбивы. Ведь недаром реальные исторические персонажи — князья Борис и Глеб, сыновья киевского князя Владимира, — не просто порядочные люди, которые не захотели разжигания междоусобной вражды, а еще и Герои, совершившие подвиг христианской любви, незлобливости и терпения к врагам по образу самого Христа.

Одним из сложных моментов в работе над проектом был выбор территории для установки памятника. После долгих споров и обсуждений таким местом стала площадка, располагающаяся перед храмом Бориса и Глеба (ранее — Старособорная площадь).

Автором проекта благоустройства территории стал борисоглебский архитектор Е.С. Степыгин, по задумке которого памятник занимает центральную часть территории, прилегающей к храму, что подчёркивается цветовой гаммой мощения в форме кольца. Площадь пересечена четырьмя дорожками, которые ориентированы по сторонам света и сходятся в центре территории, образуя крест.

В южной части площадки располагается каплица с иконой святых князей, с северной и восточной сторон имеются входные ворота, по периметру территории установлены кованые решётки, многоуровневое освещение, высажены деревья и декоративные кустарники. Арка, раскинувшаяся над центральной частью композиции, является своеобразным общим для Бориса и Глеба нимбом [5].

Идут года… Продолжая славные традиции, нынешние жители Борисоглебска чтят историю города и славят его культурное наследие:

— г. Борисоглебск стал родиной первого Всероссийского фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба»;

— уникальным местом г. Борисоглебска является музейная экспозиция под открытым небом «По главной улице…», разместившаяся на территории городского парка (историческом центре города) и на улице Советской, повествующая о 319-летней истории Борисоглебска;

— открываются памятные доски выдающимся землякам;

— устанавливаются памятные знаки утраченным в годы гонений храмам г. Борисоглебска…

Очень хочется надеяться, что установка памятника небесным заступникам русской земли Борису и Глебу в городе, носящем их имена, станет новым витком не только в сохранении памяти о первых русских канонизированных святых, но и даст новый толчок к воспитанию духовных качеств будущих поколений россиян.

Икона Бориса и Глеба, из фондов БИХМ
Макет благоустройства Старособорной площади
Памятник Борису и Глебу в Борисоглебске
Площадка, на которой установлен памятник
Храм Бориса и Глеба. Начало 20 века

Список использованных источников:

  1. Апальков Ю.А., Голованов В.М. Крепость на Хопре. — Борисоглебск, 1997.
  2. Материалы историко-архивной комиссии Борисоглебской епархии Воронежской митрополии Московского Патриархата.
  3. Интернет-ресурс: poezda.net/articles/borisoglebsk.shtml
  4. Список местностей России по алфавиту: http://www.ruspostindex.ru/city/goroda-rossii-b.html
  5. Интернет-ресурс: htpp://studio47.ru