К вопросу об эволюции гарнитуры наборного пояса при жизни его владельца у среднецнинской мордвы VIII-XI вв. (по материалам крюковско-кужновского могильника)

Д.В. Селюн

Военно-исторический клуб «Средневековье», г. Тамбов selun_dv@rambler.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос эволюции воинского пояса при жизни владельца у древней мордвы в 8-11 вв. Используются неопубликованные материалы Крюковско-Кужновского могильника, хранящиеся в Тамбовском  областном государственном учреждении культуры (ТОГУК) «Моршанский историко-художественный музей».  Анализ инвентаря погребений позволил установить, каким образом продвижение внутри воинской иерархии отражалось на гарнитуре наборного пояса.

Ключевые слова: Крюковско-Кужновский могильник, древняя мордва, наборный пояс, костюм воина.

Прежде чем говорить о роли пояса в системе комплекса одежды и вооружения, необходимо затронуть тему социального устройства у среднецнинской мордвы в 8-11 вв. Этот вопрос в свою очередь тесно связан с тем мощнейшим влиянием, которое испытывали мордовские племена со стороны южных и восточных соседей.

Начиная с конца 8 — начала 9 вв.,  и вплоть до первой половины 11 в.  мордовские племена были вовлечены в торгово-культурный обмен со степными соседями – Хазарским каганатом и Волжской Булгарией. Многие предметы вооружения и аксессуары мужского мордовского костюма, прежде всего поясные наборы, имеют прямые аналогии с подобными предметами, происходящими из аланских и венгерских могильников [1, с. 19-21].

Изучая материалы погребений  салтово-маяцкой культуры, учёные установили, что структура данного сообщества была  неоднородной.  Среди массы общинников выделяются воины. Внутри воинского сословия также имело место определённое расслоение. Предводители и наиболее экипированные воины составляли главенствующее меньшинство. Менее экипированные – основную массу воинов-ополченцев [2, с. 161-164; 3, с. 141-142].

При этом наличие или отсутствие наборного ременного пояса являлось важнейшим показателем принадлежности к воинской среде, а количество и качество ременной гарнитуры указывало на место, которое занимал владелец внутри воинской иерархии [4, с. 16]. В среде древнемордовских племён 9-10 вв. также наблюдается зарождение подобного расслоения [5, с. 158].

Итак, мы видим в раннесредневековом обществе определённую воинскую общность, внутри которой существует своя иерархия. При этом одежда субъекта и прежде всего наборный пояс наглядно указывают  на его положение внутри этой иерархии. Но ведь жизнь человека – это динамический процесс, и его положение внутри иерархии с течением времени может измениться. Логично предположить, что это также должно отражаться на гарнитуре наборного пояса. Плетнёва С.А., основываясь на находках поясных гарнитур салтово-маяцкой культуры, считает, что продвижение по воинской иерархии отражалось на поясе посредством простого добавления накладок и наконечника [2, с. 166].

Казалось бы, всё однозначно. При воинском посвящении юноша получает пояс с пряжкой или с пряжкой и наконечником, а потом на этот пояс просто постепенно устанавливаются накладки. Но при внимательном исследовании поясных наборов мордвы возникает множество вопросов. 1. Длина многих наборных поясов у среднецнинской мордвы намного больше обхвата пояса человека.  Так, например, пояс из погребения 505 Крюковско-Кужновского могильника имеет длину 170 см [6, с. 53]. Зачем делать такой длинный бытовой пояс и, главное, как предусмотреть длину будущего наборного пояса? Ведь неизвестно, насколько в будущем продвинется тот или иной человек в воинской иерархии. 2. Ширина накладок многих мордовских наборных поясов шире просвета рамки пряжки. 3. На ременных основах мордовских поясов отсутствуют отверстия под шпенёк пряжки.

Рис. 1. Пояс из погребения 519 Крюковско-Кужновского могильника. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото автора).

Эти и другие моменты указывают на то, что процесс эволюции наборного пояса при жизни владельца был несколько иным, чем простое добавление накладок и наконечников на бытовые пояса.

Мурашева В.В., исследовавшая древнерусские наборные пояса,  выделяет три  типа  поясов: I бытовой (только с пряжкой), II – с пряжкой и наконечником,   III – наборный пояс. При этом наборный пояс имеет отличную от бытового конструкцию. У наборного пояса через рамку пряжки продевается не сам ремень, а дополнительный более узкий ремешок, закреплённый на внутренней стороне ременной основы, которая покрывается накладками целиком. Для такого рода поясов было принято условное название «пояс венгерского типа». Данный тип пояса бытовал у тюркских народностей и у племён, входивших в ареал их влияния, в том числе и у древней мордвы  [7, с. 70-75].

Опубликованные наборные пояса из Гнёздово, Шестовицы, Бирки и других центров дружинной культуры не дают ответа на вопрос, каким образом отражалось на поясах продвижение их владельцев внутри воинской иерархии. На момент совершения погребения пояса представляли собой уже сформированное единство, не позволяющее судить об эволюции наборной гарнитуры. Детально изученный пояс из погребения 505 Крюковско-Кужновского могильника также не даёт ответа на этот вопрос. Выяснено, это было штучное изделие, изготовленное по специальному заказу для лица, обладавшего очень высоким социальным статусом [6, с. 60-61].

Ответ на вопрос о возможной эволюции наборного пояса при жизни владельца получить довольно тяжело. Ведь для получения хоть сколько-то объективных данных необходимо соблюсти довольно много условий. Попытаемся их определить.

  1. Прежде всего, изучаемые пояса должны происходить из одной этнической группы, желательно из одного могильника, чтобы минимизировать возможное влияние местных особенностей изготовления и сборки.
  2. Пояса должны быть в хорошей сохранности, как минимум не должна быть нарушена комплектность гарнитуры.
  3. Гарнитура исследуемых поясов должна быть близка по форме, орнаменту и материалу.
  4. Должна иметься возможность анализа и сравнения костяков погребённых, а также инвентаря их захоронений.

Такую возможность нам предоставляют материалы  Крюковско-Кужновского могильника. Этнический состав могильника практически однороден – это среднецнинская мордва, что обеспечивает нам выполнение первого условия [8, с. 98]. Материалы могильника с момента раскопок сохраняются в фондах Моршанского историко-художественного краеведческого музея, что обеспечило хорошую сохранность поясов. Кроме того, автором раскопок Ивановым П.П. был составлен подробный дневник раскопок, позволяющий изучать инвентарь погребений. Наборные пояса в Крюковско-Кужновском могильнике зафиксированы в 149 погребениях из 220 мужских и являются, можно сказать, характерной особенностью мужского костюма [6, с. 52]. Всё это позволяет выбрать из массы поясов наиболее близкие друг другу в плане вида и комплектности наборной гарнитуры и провести необходимый анализ.

На настоящий момент автор располагает материалами двух погребений Крюковско-Кужновского могильника, отвечающими вышеуказанным требованиям. Это погребения №  159 и №  460.

Погребение № 159 определено Ивановым П.П., автором раскопок, как принадлежащее мужчине молодого возраста. Длина костяка 163 см.   Инвентарь: на груди  три сюльгамы; на поясничной части остатки ременного пояса с  пряжкой,  наконечником и накладками двух видов. С левой стороны к поясу была привешена многосоставная привеска-амулет. Также к поясу был привешен нож длиной 7 см. В головах с правой стороны находилось копьё [9, погр. 159].

Гарнитура пояса состоит из пряжки с неподвижным щитком, наконечника, накладок в виде подтреугольных розеток с подвижным колечком и накладок подтреугольной формы без колечек. Накладок с колечком насчитывается 21 штука. Накладок без колечек насчитывается 7 штук. Ременная основа состоит из полосы кожи толщиной порядка 3 мм и шириной порядка 14-15 мм, немного шире высоты накладки с колечком. Сохранился фрагмент пояса с остатками дополнительного фиксирующего ремешка, который был закреплён кожаным шнуром. Это указывает, что данный пояс конструктивно принадлежал к поясам венгерского типа.

Рис. 2. Гарнитура пояса из погребения 159 Крюковско-Кужновского могильника. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото Степанова А.Ю.).
Рис. 3. Фрагмент пояса с остатками дополнительного фиксирующего ремешка на внутренней стороне. Погребение 159 Крюковско-Кужновского могильника. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото Степанова А.Ю.).

Погребение № 460 определено  Ивановым П.П. как мужское. Возраст погребённого не указывается. Длина костяка – 168 см. Инвентарь: у виска находилась бронзовая серьга.  На поясничной части остатки ременного пояса с  пряжкой, накладками двух видов, с двумя впереди висящими концами с наконечниками. К поясу были с трёх сторон приклёпаны привески из плоских колец.  С левой стороны к поясу была привешена двухсоставная привеска-амулет. Рядом с привеской находились остатки от кожаной сумочки. В сумочке лежал кремень-огниво. Также к поясу был привешен нож. В головах находилось копьё. С правой стороны у поясничной части лежал втульчатый топор-кельт. На правой руке был бронзовый браслет  [9, погр. 460].

Гарнитура пояса состоит из пряжки с неподвижным щитком, двух наконечников, накладок в виде подтреугольных розеток с подвижным колечком, и накладок подтреугольной формы без колечек. Накладок с колечком насчитывается 24 штуки. Накладок без колечек насчитывается 41 штука. Ременная основа состоит из полосы кожи толщиной порядка 4 мм и шириной порядка 14-15 мм, несколько шире высоты накладки с колечком. Ременная основа сохранилась намного лучше, чем в предыдущем погребении. Сохранились значительные фрагменты двух концов с накладками и наконечниками на каждом. Имеются два фрагменты пояса с приклёпанными подвесками в виде плоских колец. Сохранился фрагмент пояса с остатками дополнительного фиксирующего ремешка, который был закреплён кожаным шнуром и, очевидно, одновременно шпеньками накладки. На это указывает след от крепежа накладки с колечком на лицевой стороне данного фрагмента. Третья кольцевидная подвеска не сохранилась.

Рис. 4. Часть инвентаря погребения 460 Крюковско-Кужновского могильника. Подтреугольнгые накладки с подвижными колечками, серьга, амулет-привеска, нож в ножнах. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото автора).
Рис. 5. Фрагменты концов пояса с накладами и наконечниками из погребения 460 Крюковско-Кужновского могильника. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото автора).
Рис. 6. Фрагменты пояса с привесками из погребения 460 Крюковско-Кужновского могильника. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото автора).
Рис. 7. Фрагмент пояса с остатками дополнительного фиксирующего ремешка на внутренней стороне. Погребение 460 Крюковско-Кужновского могильника. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото автора).
Рис. 8. Пряжка пояса. Погребение 460 Крюковско-Кужновского могильника. Фонды Моршанского историко-художественного музея (фото автора).

Так же, как и в предыдущем случае, наличие дополнительного фиксирующего ремешка указывает на то, что данный пояс конструктивно принадлежал к поясам венгерского типа. Однако по сохранившимся фрагментам ременной основы пояса видно, что конструкция его несколько отличалась от обычной, т.к. он имел не один свисающий конец, как обычно, а два.

Прорисовка погребения в совокупности с сохранившимися фрагментами пояса позволяет прояснить этот момент и достоверно восстановить внешний вид и манеру ношения наборного пояса из погребения 460 Крюковско-Кужновского могильника. Пояс состоял из длинной ременной основы, на которой были закреплены накладки двух видов. Накладки располагались плотно, почти впритык друг к другу. На одном конце пояса была пряжка, на другом – наконечник.  Начиная от пряжки, были расположены 24 накладки с колечками. Далее и вплоть до наконечника шли накладки без колечек. При одевании пояса накладки с колечками располагались вокруг поясницы, а накладки без колечек с наконечником образовывали свободновисящий хвост, который, очевидно, затыкался за  пояс и свисал справа. Между накладок с колечками были приклёпаны кольцевидные привески. Две были закреплены так, чтобы при одевании пояса располагаться справа и слева от пряжки. Расположение третьей неизвестно. На левой привеске был закреплён ещё один свободновисящий хвост с наконечником.  Тяжело точно сказать, какой из сохранившихся фрагментов пояса с накладками без колечек был подвешен к кольцу. Можно предположить, что это был тот, который сохранился целиком  вместе с накладкой. На это косвенно указывает то, что накладки на нём расположены в иной манере, несколько реже, чем на остальных фрагментах. Таким образом, получается, что 29 накладок без колечек находились собственно на поясе  и 12 накладок — на отдельном конце.

Рис. 9. Прорисовка погребения 460 Крюковско-Кужновского могильника.
Рис. 9А Фрагмент прорисовки погребения 460 Крюковско-Кужновского могильника.

Перейдём к сравнению инвентаря погребений 159 и 460 Крюковско-Кужновского могильника.

Оба эти погребения принадлежали воинам. На это указывает наличие наборных поясов и присутствие оружия. По типологии Зеленцовой О.В и Сапрыкиной И.А. эти погребения входят во вторую, самую многочисленную группу погребений, содержащих в своём инвентаре наборные пояса из Крюковско-Кужновского могильника. Эта группа характеризуется поясами со средним  количеством накладок от 25 до 40 и наличием одного или двух видов оружия [10, с. 87].

Показательно, что эти два погребения  находятся рядом с  границами указанной группы. В 159-м погребении был один вид оружия (копьё), а гарнитура пояса включает в себя 28 накладок, т.е. данное погребение находится у нижней границы социальной группы.  В погребении 460 было два вида оружия (копьё и топор), а гарнитура пояса включает в себя 65 накладок, т.е. погребение 460 находится у верхней границы группы, не достигая при этом границ следующей группы, которая характеризуется присутствием трёх или более видов оружия и поясами со 120-ю и более накладками  [10, с. 87].   Высокий статус 460-го погребения подтверждается также наличием бронзовой серьги, что является важным дополнительным маркером принадлежности к воинской элите [1, с. 19].

Итак, перед нами два погребения воинов, которые находились в одной социальной группе древнемордовского общества, но сильно различались между собой по статусу внутри группы. При этом погребение 460 безусловно доминирует в плане наличия статусных маркеров.

Исходя из этих данных,  сравним поясные наборы погребений. Они фактически идентичны по размеру, форме, орнаменту и материалу наконечников и накладок, но сильно различаются по их количеству. При этом выявляется крайне интересный момент. Количество накладок с колечком, которые располагались вокруг поясницы, остаётся в обоих погребениях фактически неизменным – 21 штука в 159-м  и 24 штуки в 460-м. А вот накладки без колечек, находящиеся на свисающем конце пояса, очень сильно различаются количественно — 7 штук в 159-м погребении и 41 штука в 460-м. Также в погребении 460 имеется два хвостовика, а не один как в 159-м, что обусловлено наличием ещё одного, дополнительного свисающего конца пояса с накладками.

Всё вышеизложенное позволяет предположить, что при вхождении в социальную группу молодой воин получал наборный пояс, который представлял собой конструктивное и стилистическое единство – он оборачивался вокруг поясницы и фиксировался при помощи закреплённого на внутренней стороне  дополнительного ремешка, а также имел свисающий конец с наконечником. По всей длине ременной основы устанавливались накладки двух видов – вокруг пояса одни, на свисающем конце – другие. Невысокий статус внутри социальной группы выражался в небольшой длине свободного конца пояса и малом количестве накладок второго вида на нём.  По мере повышения социального статуса количество накладок, расположенных вокруг пояса, остаётся неизменным. Количество накладок на свисающем конце, напротив, увеличивается. При этом длина этой части пояса также растёт.

Пояс из погребения 460 Крюковско-Кужновского могильника демонстрирует нам нетипичный для поясов венгерского типа способ удлинения свисающего конца – установку второго конца с накладками и наконечником на кольцевидную привеску, закреплённую на ременной основе. Обычно пояса венгерского типа имели один свисающий конец. Каким же образом в таком случае мог решаться вопрос удлинения ременной основы для размещения дополнительных накладок?

На этот вопрос мы также можем ответить, используя материалы Крюковско-Кужновского могильника. Сохранность некоторых поясов этого могильника можно назвать уникальной, поскольку они дошли до нашего времени практически целиком и позволяют проследить конструктивные особенности ременных кожаных основ, которые обычно не сохраняются.

На данный момент автор располагает данными о двух поясах с уцелевшими кожаными основами, на которых фиксируются способы наращивания ременной основы.

Рис. 10. Пояса № 1 и № 2 на витрине экспозиции выставки «Тамбовские древности», 2009 г. (фото Степанова А.Ю.).
  1. Пояс из погребения № 206 Крюковско-Кужновского могильника. Фото пояса были сделаны на выставочной экспозиции «Тамбовские древности» (место проведения – Музейно-выставочный комплекс Тамбовского областного краеведческого музея, время проведения – март-апрель 2009 года).

Длина ременной основы составляет около 2,2 метров. Толщина – 4-5мм. Ширина ременной основы – около 2см, соответствует ширине накладок.

Пояс состоит из нескольких полос кожи. Зафиксировано два вида соединения полос между собой. В первом случае полосы накладываются на несколько сантиметров друг на друга и прошиваются насквозь нитками, которые, судя по остаткам, были изготовлены из растительных волокон – льна или конопли. Во втором случае полосы накладываются друг на друга и скрепляются накладками, шпеньки которых проходят сквозь обе полосы. В обоих случаях концы полос, накладывающиеся друг на друга, имеют на этом участке диагональный срез по толщине, так что на участке наложения концов друг на друга толщина ремня практически не увеличивается.

Рис. 11. Деталь пояса № 1 на витрине экспозиции выставки «Тамбовские древности», 2009 г. Следы прошивания ременной основы (фото Степанова А.Ю.).
Рис. 12. Деталь пояса № 1 на витрине экспозиции выставки «Тамбовские древности», 2009 г. Скрепление ременной основы при помощи накладок (фото Степанова А.Ю.).
  1. На выставочной экспозиции «Тамбовские древности» демонстрировался ещё один пояс с целиком уцелевшей кожаной основой. К сожалению, автор не смог определить, из какого погребения и какого могильника он происходит. Однозначно можно утверждать только, что это один из находящихся на территории Тамбовской области мордовских могильников, предметы из которых и составляли экспозицию.

Длина ременной основы данного пояса также составляет около 2,2 метра. Толщина заметно меньше – 1,5-2 мм. Ширина ременной основы  немного меньше – около 1,5 см, соответствует ширине накладок. Как и предыдущий, данный пояс состоит из нескольких полос кожи. Зафиксированы те же способы соединения полос. Концы полос кожи, заходящие друг на друга, также имеют косой срез по толщине. Сохранность ременной основы позволяет определить шов, которым сшиты две её части – это прямой шов в «две иголки».

Рис. 13. Деталь пояса № 2 на витрине экспозиции выставки «Тамбовские древности», 2009 г. Фиксирующий шов частей ременной основы (фото Степанова А.Ю.).
Рис. 14. Деталь пояса № 2 на витрине экспозиции выставки «Тамбовские древности», 2009 г. Скрепление ременной основы при помощи накладок (фото Степанова А.Ю.).

На обоих поясах накладки уставлены очень плотно, отверстия для шпенька пряжки отсутствуют. Судя по всему, для застёгивания поясов применялся дополнительный ремешок, т.е. оба пояса принадлежат к поясам венгерского типа.

Итак, на обоих поясах мы видим по два разрыва – один около поясницы, другой на свисающем конце. Разрыв на пояснице сшит, разрыв на свисающем конце – скреплён накладками. При этом на участке пояса между разрывами находятся накладки двух видов.

Это позволяет предположить следующую возможную схему увеличения длины ременной основы в случае необходимости: на границе расположения накладок двух видов делался разрез, куда вставлялся новый отрезок ременной основы с накладками обоих типов, соответствующих по форме и материалу имеющимся. При этом разрез на пояснице сшивается, что обеспечивает необходимую прочность скрепления на участке, который подвергается нагрузке. А разрез на свисающем конце – скрепляется шпеньками накладок, что делает место фиксации на значимом участке пояса наименее заметным.

В заключение стоит сказать, что для получения точных данных по рассмотренному вопросу анализа четырёх наборных поясов, безусловно, недостаточно. Относительно объективную информацию можно получить только после всестороннего исследования всех погребений с наборными поясами того или иного древнемордовского могильника. Своей задачей автор видел скорее постановку проблемы и обозначение направления необходимой работы.

Автор выражает благодарность руководству и сотрудникам Моршанского историко-художественного музея за предоставленную возможность изучения материалов Крюковско-Кужновского могильника.

 

Список использованных источников

  1. Ахмедов И.Р., Зеленцова О.В. Мордва в эпоху Ибн Фадлана// Материалы круглого стола, посвящённого книге Ибн Фадлана, его эпохе и археологическим коллекциям. Сборник статей. Под ред. Хакимова Р.С., Валеевой З.Р., Гайнановой М.Р. Институт истории им. Ш.Маршани Ан РТ -2016.
  2. Плетнёва С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. Изд-во «Наука». Москва. — 1967.
  3. Афанасьев Г.Е. Система социально-маркирующих предметов в мужских погребальных комплексах донских алан // РA. № 4.-1993.
  4. Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН. — 2001.
  5. Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века: Коллективная монография. Отв. ред. М.Г. Иванова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН. — 1999.
  6. Зеленцова О.В., Митоян Р.А., Сапрыкина И.А. поясной набор с позолотой из Крюковско-Кужновского могильника средневековой мордвы. // РA. № 2.- 2012.
  7. Мурашева В.В. Древнерусские ременные наборные украшения (10-13 вв.). Издательство «Эдитореал УРСС». Москва. — 2000.
  8. Воронина Р.Ф. Южные и степные влияния в культуре среднецнинской мордвы 8-11вв. //КСИА вып. 218. — 2005.
  9. Иванов П.П. Дневник исследования на песчаной дюне у Крюковско-кужновского кордона, в 1 версте от с. Крюково Моршанского района Тамбовского округа ЦЧО в 1929-1936 гг. // Фонды Моршанского историко-художественного краеведческого музея.
  10. 10. Зеленцова О.В., Сапрыкина И.А. Критерии выделения статусных погребений на основе комплексного анализа поясных наборов 8-11 вв. По материалам мордовских могильников //КСИА вып. 229. -2013.