Комягина Е.В.
Тамбовский областной краеведческий музей nmo@mail.tambovmuseum.ru
Музей, как выражение всей души, возвратит нам мир душевный, лад внутренний, даст нам радость, которую чувствует отец при возвращении блудного сына. Н.Ф. Фёдоров [1, C. 21]
Музей, сохраняющий историко-культурное наследие, является транслятором духовных и материальных ценностей ушедших эпох, проецируя их в будущее, способствуя непрерывности и преемственности поколений. Современное переосмысление роли музеев в общественной и культурной жизни определяет всё более возрастающую роль этих специализированных учреждений культуры. Выполняя свои основные функции – собирание, хранение и просвещение, – музеи возвращают к жизни исторические памятники, углубляя наши знания и представления о прошлом, укрепляя нас в надежде на сохранение духовных и нравственных традиций.
После революционных событий 1917 года, периода национализации и многолетней борьбы с церковью, только музей имел возможность хранить и демонстрировать в своих экспозициях предметы, связанные с духовными традициями российского общества. Практика размещения краеведческих экспозиций в бывших храмах, имеющая безусловно идеологическую составляющую, тем не менее способствовала сохранению этих зданий и внутреннего убранства с достаточно щадящей реконструкцией. В ноябре 1929 года Тамбовским окрисполкомом было принято постановление о передаче уже закрытого к тому времени Спасо-Преображенского кафедрального собора в распоряжение горсовета для «приспособления его под музей», после чего были сняты кресты и побелены стены [2]. В пасхальные дни 1930 года на первом этаже бывшего Питиримовского собора, отныне – Тамбовского окружного краеведческого музея, была развёрнута большая антирелигиозная выставка, на которой были представлены мощи, фелонь и покров святителя Питирима, половецкие «каменные бабы» и церковные деревянные скульптуры XVIII-XIX веков [3]. Эта выставка вызвала огромный интерес у тамбовчан, приняв в музее за несколько дней почти половину жителей города [4, С. 279]. В фондах сохранилась фотография антипасхальной выставки с главными её лозунгами: «Вместо богов и мощей больше угля, чугуна, стали, машин! Больше тракторов в деревню! Религия – опиум для народа!» [4, С. 276]. В дальнейшем, в стационарной экспозиции областного краеведческого музея, рассказывающей о дореволюционной истории Тамбовского края, экспонировалась фелонь святителя Питирима XVII века, а мощи святого покровителя Тамбовского края несколько десятилетий тайно хранились в запасниках музея. Сохранённые православные реликвии обрели свою новую жизнь в родных стенах возрождённого Спасо-Преображенского собора в 1990-е годы, смытая побелка открыла верующим уникальные росписи в их первозданном виде, и ещё около трёхсот церковных музейных предметов, спасённых от «утраты, безжалостного варварского уничтожения, циничной продажи за рубеж», было переданы Епархии [5, С. 35].
В послевоенное время, когда при активном жилом строительстве и получении квартир в многоэтажке не считалось нужным сохранять «бабушкин» красный угол, семейные иконы и молитвословы нередко передавались в музей. Именно в экспозициях музея молодёжь могла впервые соприкоснуться с памятниками православной культуры, предметами церковного обихода, узнать трагические судьбы священнослужителей. Да и для взрослой аудитории примеры музеефикации религиозного прошлого уже не вызывали насильственно внедряемого многие годы отторжения и легковесности, постепенно приобщая к вдумчивому и чувственному восприятию этих памятников.
При возникновении районных и сельских музеев, местные жители несли туда не только домашние, но и чудом сохранившиеся храмовые иконы из разрушившихся церквей, тем самым формируя в музее с одной стороны историко-культурную коллекцию, с другой – островок духовности. Замечательным примером такого взаимопроникновения является сотрудничество государственного Музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Ивановка» с местными жителями, которые в выходные дни имеют возможность отслужить праздничный молебен в одном из экспозиционных залов, где размещены храмовые иконы из утраченной ивановской церкви.
Память о взорванной в 1950-е годы в селе Воронцовка церкви в честь иконы Казанской Божией Матери, построенной в 1802 году владельцем усадьбы А.И. Воронцовым, хранится в местном музее (филиале Знаменского районного краеведческого музея). Сохранённые в музее фотографии и предметы из храма были представлены в Тамбове на V областной музейной биеннале «Раритеты провинциальных музеев», где посетители впервые увидели аналойник с шитьём золотой нитью и покровцы для дискоса из Казанской церкви, вышитые монахиней Сухотинского монастыря Ворсофонией Белоконевой, книги «Апостол» и «Правило к Божественному причащению», принадлежавшие воронцовскому псаломщику В.И. Митропольскому, а также бронзовые подсвечники из семьи священников Березнеговских-Ламкиных. «Много было разграблено, поломано, но неравнодушные люди сумели забрать себе домой частичку от церкви, кто что смог. И спустя столько лет эти вещи обрели свой дом в музее» [6, С. 21].
Среди раритетов на музейной биеннале особое место занимали «образы прекрасные, служащие Богу, близкие по облику к людям…» — предметы из коллекции церковной полихромной деревянной скульптуры, собранной первым директором Моршанского историко-художественного музея П.П. Ивановым. Ещё с XVIII — до середины XIX веков, а тем более в начале XX столетия, деревянная скульптура подвергалась гонениям и уничтожалась, поэтому музейному подвижнику Петру Петровичу Иванову нужно было приложить титанические усилия, чтобы сохранить для нас и наших потомков уникальное явление русского традиционного искусства, сделав моршанскую коллекцию одной из пяти самых весомых в России [7]. Такие коллекции «отражают мощь и глубину историко-культурного наследия Тамбовщины, богатые духовные традиции, показывают красоту произведений русского церковного искусства, а также высокое значение музеев в жизни общества как собирателей и хранителей реликвий для будущих поколений» [6, С. 15].
Особенная роль музеям была предопределена в 1990-х годах значительно выросшим интересом людей к своим историческим истокам, поиском нравственных основ и ценностных ориентиров. Жители населённых пунктов, в которых храмы были разрушены, именно в местных краеведческих музеях пытались восстановить утраченные духовные традиции. Эту возможность предоставляли практически все краеведческие экспозиции, в том числе сельских школ и библиотек, где была собрана разнообразная этнографическая коллекция, представленная в исторической реконструкции фрагмента крестьянской избы. Основу этой реконструкции составляет «красный угол», главный предмет которого – икона. Под иконой мог стоять стол с лавками, в другом углу печка с домашней утварью, но из-за недостатка экспозиционных площадей в «красном углу» музейного дома чаще всего экспонировалась вся этнографическая коллекция, включающая предметы домашнего обихода и орудия труда. Такая излишняя предметная наполняемость музейного интерьера не давала полноценного представления не только о бытовом, но и о сакральном значении этого места, где человек с первых и до последних дней своей жизни каждый день произносил молитву, обретая духовную связь и душевное равновесие. Для посетителей в современном музее очень важна правильная эмоциональная атмосфера восприятия, поэтому обращение музейщиков к предметам православной культуры как к «святыням» требует более бережного отношения, по сравнению с бытовыми предметами.
В данном ракурсе тема религиозных традиций новая для музея, охват проблемы более широкий и глубокий, поэтому требуется дополнительное комплектование, профессиональная научная атрибуция предмета, фиксация его легенды, особенно при поступлении из семейной коллекции, которая помогает сформировать целостное представление не только об исторической, но и духовной ценности экспоната. В зависимости от этого могут состояться интересные образовательно-воспитательные мероприятия, зрелищные экспозиции и исторические находки.
Этот симбиоз исторической и духовной составляющей определяет соответствующий формат музейной интерпретации темы развития духовной культуры, вырабатывающий особый научный и ценностный подход. Он был применён сотрудниками областного краеведческого музея на выставке, посвящённой 2000-летию Христианства (1998 г.), на которой широкой публике впервые за многие годы были представлены уникальные предметы из церковно-археологического отдела Тамбовского губернского исторического музея и Моршанского историко-художественного музея. Экспозиционное пространство выставки имело «два плана: один — метаисторический, надмирный, вечный, вне хронологических рамок, представляемый библейские сюжеты известных живописцев и граверов; второй – исторический, земной, соответствующий периодизации церковной историографии, сотканный из знаковых событий и личностей и уникальных музейных предметов» (икон, медной пластики, церковной деревянной скульптуры, Синодальной грамоты 1762 г. и Духовной грамоты Епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия 1779 г. и др.) [8]. Несколько десятилетий музейные сотрудники «не просто хранили, но и прятали в своих фондах бесценные реликвии, дабы избежать их списания как не имеющих историческую и художественную ценность» [9, С. 10].
При создании новой стационарной экспозиции в Тамбовском областном краеведческом музее (2009-2012 гг.) в одном из залов была развёрнута интереснейшая в своём архитектурно-художественном исполнении и предметной составляющей тематическая экспозиция «Христианизация Тамбовского края XVII – начала XX веков». Центральное место в ней занимает триптих «Житие Святителя Питирима» — мастерски исполненные фотокопии на холсте фрагментов росписей второго этажа Спасо-Преображенского Кафедрального собора, и уникальный рукописный книжный памятник середины XIX столетия «Описание чудес Святителя Питирима, второго епископа Тамбовского, с кратким сведением о его жизни» 1868 года, который впервые увидела широкая публика на выставке «В начале было Слово…» в 2000 году.
В 2014-15 годах в Калининграде, Туле, Воронеже и Острогожске вызвала неподдельный интерес и восхищение передвижная выставка «Свет неугасимый…» из собраний Тамбовского областного краеведческого музея, Моршанского историко-художественного музея, Тамбовского общества любителей краеведения и частных коллекций М.И. Семёнова и М.В. Никольского, посвящённая истории христианизации Тамбовского края, 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 100-летию канонизации Святителя Питирима. В экспозиции передвижной выставки было представлено более 200 предметов, среди которых: произведения русского иконописного искусства XVIII-XX веков, исполненные в различной технике и традициях, раритетные графические листы Книги Бытия и Апокалипсиса «Библии Василия Кореня» в репринтном издании Д.А. Ровинского 1881 года, являющегося ныне библиографической и музейной редкостью. Особый духовный настрой выставке придавали самобытные памятники моршанской деревянной скульптуры XVIII-XIX веков и иконы ХVII-ХVIII веков – «Богоматерь Корсунская с изображением Святых», «Успения Пресвятой Богородицы», «Божия Мать (Семистрельная)». Выставка знакомила с творчеством современного тамбовского художника-иконописца, директора Тамбовской детской художественной школы № 2 М.В. Никольского, продолжающего традиции уставной православной иконы [10].
В 2016 году в Музее истории медицины Тамбовской области была создана выставка «Святые и святыни земли Тамбовской», которая была приурочена к проведению в Тамбове Международной конференции «Новые маршруты религиозного туризма». Авторы ставили своей целью «создание музейной мемориальной историко-культурной среды, сохраняющей память и свидетельства милосердного служения, жертвенной действенной любви, стойкости духа, подвижнического труда, молитвенного горения тамбовских подвижников благочестия — святителя Питирима Тамбовского Чудотворца, преподобного Серафима Саровского Чудотворца, святителя Феофана Затворника Вышенского, преподобной Марфы Тамбовской, преподобного Амвросия старца Оптинского, святителя — исповедника Крымского и Тамбовского Луки» [11]. По авторскому замыслу выставка являла собой музейное прочтение «Книги Житий Избранных Тамбовских Святых», и в тоже время, служила своеобразным каталогом-путеводителем по святым местам и святыням Тамбовской Епархии.
Эти начинания выросли в современный масштабный выставочный проект «Дивен Бог во святых своих…», объединивший более пятисот памятников православного искусства и культуры, мемориальных предметов, редких документов из коллекций Тамбовского краеведческого и Моршанского историко-художественного музеев, Музея истории медицины Тамбовской области, собрания Тамбовской духовной семинарии, частных собрания и семейных архивов [12, С.3].
Объединение усилий тамбовской общественности, администрации области, Тамбовской Епархии, Духовной семинарии и Областного краеведческого музея позволили открыть в Тамбове поистине народный Дом-музей архиепископа Луки, где воссоздан кабинет-келья профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, в период его служения на Тамбовской кафедре и главным консультантом тамбовских эвакогоспиталей с 1944 по 1946 годы. В экспозиции впервые представлены мемориальные предметы – Божница Святителя, письма и автографы, тексты его проповедей, книги из личной библиотеки с печатью «профессор медицины Ясенецкий — Войно», хирургические инструменты первой половины XX столетия, архивные документы — анкета и автобиография архиепископа Луки из рассекреченного дела Уполномоченного по делам религий РПЦ по Тамбовской области. Дом-музей будет «местом духовной встречи со святителем-целителем Лукой, который, как и при жизни, сегодня помогает многим, просвещая души, исцеляя человеческие недуги, утешая людей в духовных скорбях и различных нуждах» [13].
Взаимодействие культурных, образовательных и религиозных организаций содействует обогащению историко-культурных традиций нашего края, возвращению к его духовным истокам. Межмузейное и межотраслевое сотрудничество, объединяющее разрозненное наследие православной культуры для представления и изучения его обществом, заключает в себе огромный потенциал в деле образования и воспитания подрастающего поколения. Музеи, где патриотизм, социальная память, культура и духовные традиции раскрываются не на абстрактных примерах, а на жизни и деятельности конкретных исторических личностей, событий, подтверждаемых подлинной источниковой базой, формируют активную гражданскую позицию и уверенность в сохранении собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Список использованных источников:
- Фёдоров Н.Ф. Из философского наследия (Музей и культура). – М., 1995.
- ГАТО Ф. Р-2, Оп. 1, Д. 85, Л.31.
- ГАТО Р-1478, Оп 1, Д. 8, Л. 31-36.
- Климкова М.А. Соборная площадь города Тамбова. Издание 2-е, дополненное. – М., 2016.
- Абрамова Г.А. Из истории взаимоотношений Тамбовского областного краеведческого музея и Тамбовской Епархии 1943-1945 годов. Неизвестные страницы. // Природа и история Тамбовской области в памятниках материальной культуры. 1937-2007. Сборник статей первых областных музейных краеведческих чтений. — Тамбов, 2007.
- Раритеты провинциальных музеев. Музейный комментарий к V областной музейной биеннале, посвящённой 135-летию основания ТОКМ. – Тамбов, 2015.
- Григорьева Л.В. Научная концепция моно-выставки «Образы прекрасные, служащие Богу, близкие по облику к людям…», 2014. Научный архив ТОКМ.
- Абрамова Г.А. Некоторые концептуальные подходы к проекту создания выставки, посвящённой 2000-летию Христианства, 1998. Научный архив ТОКМ.
- Абрамова Г.А., протоиерей В. Лисюнин. Житие и чудеса Святителя Питирима в рукописных книжных памятниках XIX века из собрания Тамбовского областного краеведческого музея. Историко-культурный контекст. // Тамбов. Исторический портрет российского города. Материалы научно-практической конференции, посвящённой году культуры в РФ. — Тамбов, 2014.
- http://www.kaliningradartmuseum.ru/node/444
- Абрамова Г.А., Романенко Е.В. Концептуальные предложения по созданию выставки «Святые и святыни земли Тамбовской», 2016. Научный архив ТОКМ.
- Дивен Бог во святых своих…. Каталог-альбом. / Автор-составитель Г.А. Абрамова.- Тамбов. 2016.
- «Ангеле земной, человече небесный…» К 140-летию со дня рождения архиепископа Луки. / Авторы-составители: Абрамова Г.А., протоиерей Виктор Лисюнин. – Тамбов, 2017.