Антонова М.А.
ДХШ № 2 ПДИ имени В.Д. Поленова, boiko_mariya@mail.ru
Аннотация: в данной статье произведен анализ становления и развития арт-рынка в России. Рассмотрены причины кризисных моментов в отечественной арт-торговле. Определены важные торговые площадки, одними из которых являются аукционы и онлайн-продажи. Отдельно проанализировано развитие арт-рынка в России в 2017 году, рассмотрены причины роста интереса к отечественным арт-площадкам.
Ключевые слова: арт-рынок, произведение искусства, художественная галерея, аукцион, арт-кластер, творчество.
Европейский арт-рынок является старейшим в мире, он зародился еще в Средневековье. Американский арт-рынок моложе, он появился в конце XIX — в начале XX века и довольно быстро вырос благодаря европейским арт-дилерам. В России у арт-рынка не было возможности свободно развиваться, потому что за время существования СССР постоянно появлялись барьеры и запреты для торговли искусством. Тогда работы художников можно было приобрести только через комиссию по искусству при Министерстве культуры по самым низким ценам.
В конце 1980-х годов началось «золотое десятилетие российского искусства». В советское время интерес публики к творчеству современников увеличивался в связи с запретами на «модернизм» и определенную социальную тематику. И когда в эпоху «гласности» запреты оказались сняты, то этот интерес сразу же привел людей в выставочные павильоны и мастерские художников не только для того, чтобы посмотреть произведения искусства, но и купить их. Да и музеи немедленно воспользовались возможностью пополнить свои коллекции некогда недоступными шедеврами. И те художники, которые в советское время смогли выдержать все запреты и заявить о себе, вдруг оказались признанными и востребованными.
В 1988 был впервые в России проведен аукцион Sotheby’s, на котором были представлены работы русских художников-авангардистов Sotheby’s.
В это же время появляются первые частные галереи. Этому способствовало принятие закона о кооперации в 1988 году, закона об индивидуальной трудовой деятельности в 1990-м и указа о свободе торговли в 1992-м. Среди первых частных галерей в Москве были «Первая галерея» Айдан Салаховой, Евгения Митты и Александра Якута (1989 год), Галерея Гельмана (1990) «Риджина» Регины и Владимира Овчаренко (1990 год), XL Галерея (1993 год) Елены Селеной и Сергея Хрипуна [1].
Однако этот период был отмечен и кризисным моментом. Художественная среда попросту не обладала навыками ведения данного бизнеса и продавала достояния русской живописи за бесценок по сравнению с иностранными работами. Цены на молодом российском арт-рынке формировались случайным образом. Иногда галеристы назначали цену на произведение искусства, руководствуясь тем, во что был одет потенциальный покупатель. Это привело к тому, что некоторые произведения были проданы за неоправданно большие деньги, а купившие их коллекционеры потом терпели убытки при перепродаже.
Закончилось это «золотое десятилетие» вскоре после 1998 года. Когда разразился «августовский кризис», еще оставались надежды, что падение рынка временное, и как только у коллекционеров и ценителей искусства опять появятся свободные деньги, они снова начнут вкладывать их в произведения не только давно умерших, но и живых художников. Эти надежды, к сожалению, оказались напрасными.
В России фактически не было музейных площадок с современным искусством в течение 15 лет. С 1992 года современные произведения в России экспонировали в Московском музее современного искусства, Московском доме фотографии (теперь Мультимедиа Арт Музей) и Государственном центре современного искусства (с площадками в Екатеринбурге, Владикавказе, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Томске и Самаре).
Можно считать, что российский арт-рынок начал полноценно функционировать только в начале 2000-х. Это связано с ослаблением государственного контроля и усилением влияния принципов рыночной экономики, что предоставило свободу выражения и привнесло конкуренцию в художественную сферу.
В 2007 году наметился рост интереса к современному искусству в стране отчасти благодаря случившемуся в ней экономическому подъему. Именно в то время начали появляться галереи, работающие по западному образцу («Винзавод», «Красный Октябрь», «Гараж», Art Play, Флакон), а с 2005 ведет свою историю Московская биеннале современного искусства. Начиная с самой первой биеннале, в программу фестиваля входят проекты художников со всего мира и выставки современного искусства, совпадающие по времени проведения. Мероприятие проводится на нескольких площадках, среди которых – крупные музеи, галереи и центры. Сейчас главные российские биеннале современного искусства — это Московская, Московская молодежная (впервые состоялась в 2008 году) и Уральская (проводится в Екатеринбурге с 2010 года). В 2017 году возобновилась Владивостокская биеннале VIBVA, которая проводилась с 1998 по 2013-й, а потом был четырехлетний перерыв. Все указанные проекты являются международными, в них участвуют заграничные кураторы и художники со всего мира.
К сожалению, данные арт-кластеры в большинстве своем расположены в столице. Несомненно, арт-рынок получил бы большее развитие, если бы подобные площадки появились и в других российских городах, являющихся туристическим центром. Но большим ограничителем для развития арт-кластера в региональном центре заключается в том, что его нужно развивать не в промзоне, которая находится далеко от исторического центра города, а в самом историческом центре, где есть свои ограничения по размещению таких зон.
Немаловажную роль в развитии арт-рынка в России играют аукционы. Пик аукционов российского искусства пришелся на 2007–2008 годы. После этого последовал сильный спад, но результаты торгов 2016 года эксперты считают оптимистичными.
Одним из крупнейших отечественных аукционов является аукцион Vladey. Его основоположником является Владимир Овчаренко, создатель культовой галереи «Риджина». Аукцион Vladey появился несколько лет назад после благотворительных торгов Help Крымск. Идея помочь детям, пострадавшим от наводнения, переросла в первый русский аукцион, занимающий сейчас большую долю всего рынка.
Сегодня Vladey – главный аукцион современного искусства, созданный в России. По принципу работы этот аукцион восходит к классическому образцу: здесь есть живая борьба за лоты и предаукционный показ для всех желающих. В плане реализации русский аналог тоже не отстает от Sothbey’s и Christie’s – под стук молотка уходят 70-75% работ, что по мировым меркам считается весьма успешным аукционом.
Одним из перспективных и быстрорастущих сегментов мирового арт-рынка являются онлайн-продажи. Интернет-продажи искусства растут каждый год, несмотря на общее замедление роста рынка искусства. Согласно статистике, в 2016 году онлайн продажи этого сегмента рынка достиг 3,75 млрд долларов, что на 15% больше, чем в 2015 году. Это составляет 8,4% доли от общего арт-рынка в мире [2]. Международные галереи стараются скорее адаптироваться к электронным продажам. Около 40% галерей в России в настоящий момент используют онлайн-ресурсы для продвижения и осуществления продаж. Директор федеральной площадки по продаже предметов искусства ART-MOST.COM Вячеслав Тишин сообщает, что на 2017 год соотношение онлайн и оффлайн продаж составило 68% к 32% соответственно. Тенденция движется к тому, что онлайн-аукционы станут ключевыми площадками в 2018 году.
Офлайн-аукционы уже включились в этот процесс и создают собственные платформы для интернет-торгов, в том числе и в России.
К сожалению, 2017 год не стал для рынка русского искусства годом выхода из кризиса. Личная экономическая ситуация у большинства старых покупателей русского искусства не улучшилась. И даже приток новых коллекционеров не смог компенсировать общего падения покупательской активности. Но и сильных ухудшений в сравнении с прошлым годом не наблюдается. Объем продаж на аукционах внутри России (живопись, графика, скульптура — сегмент ИЗО) в 2017 году вырос почти на треть по сравнению с 2016 годом и составил почти $9 млн.
К примеру, самой дорогой русской работой 2017 года стала «Картина с белыми линиями» Кандинского. Известно, что эту картину в 1919 году купил Музей живописной культуры на Волхонке. После 1920 года картина была перевезена в Третьяковскую галерею. Примерно в 1974 году ее купил или выменял немецкий коллекционер Вильгельм Хак. Так или иначе, но в 2017 году «Картина с белыми линиями» установила аукционный рекорд для творчества Кандинского и обновила топ русских художников.
Большим событием для российского арт-рынка в 2017 году было утверждение Национального стандарта «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования». В нем впервые записаны требования к экспертному заключению и указан набор данных, которые необходимо туда вносить. Стандарт не обязателен к применению [3].
Появились новые аукционы и другие формы организации торговли. Если до 2017 года и еще раньше аукционы закрывались в ожидании лучших времен, то в этом году, наоборот, стали появляться новые имена в арт-торговле — например, «Аукционный дом № 1», «Аукционный дом Егоровых». «Слет коллекционеров» продолжает развивать ярмарочный формат. Все это означает, что на рынке появляются новые очаги арт-жизни.
Уходящий год продемонстрировал высокий интерес к выставкам искусства. Большое количество зрителей посещали различные галереи, шли на Рафаэля в Пушкинский, на «Оттепель» в ГТГ и другие значимые выставки. Но этот интерес в обществе к музеям и выставкам пока не имеет сильной взаимосвязи с активностью людей на русском рынке искусства: «Любить живопись — это не значит желать ее покупать» [4]. Но всегда есть надежда, что однажды количество перейдет в качество и часть нового поколения перейдет из статуса «зритель» в статус «покупатель».
Список использованных источников:
- Электронный ресурс http://artguide.com/posts/559-koghda-ghalieristy-byli-radikalami-a-khudozhniki-novymi-russkimi
- Электронный ресурс http://rupo.ru/m/4898/
- Научные труды КубГТУ № 12, 2015 год. Электронный ресурс https://elibrary.ru/item.asp?id=24990370
- Электронный ресурс https://artinvestment.ru/russian-art-market-reports/2017.html