Амыдыралдын чажыт хээлери («Загадочные орнаменты жизни»)

А.С. Сат

 Преподаватель класса изобразительного искусства Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детской  школы искусств г. Ак-Довурак,  arzaana.sat@mail.ru

Аннотация: Представленная статья ставит своей целью передачу красоты и популяризации орнаментов через картины, коллекции национальной одежды и предметов быта. Орнаментация — одно из красивых, традиционных направлений декоративно-прикладного искусства Тувы, отличающаяся своими способами декорировки, характерной цветовой гаммой.

Ключевые слова: тувинский орнамент, одежда, традиция.

Тува – одно из прекрасных мест Земли, сердце Азии, где встречаются и высокие горы с лугами, и могучая сибирская тайга, и песчаные пустыни, где пасутся стада северных оленей, крадутся по заснеженным скалам снежные барсы и в пустынях гордо вышагивают верблюды. Это настоящая Родина древних народов: тут жили скифы, гунны,  тюрки. Курганы, каменные изваяния и стелы с надписями, оставшиеся после них, разбросаны по всей территории Тувы.

Издревле любовь к орнаменту у тувинцев проявлялась в том, что всем предметам быта, всему, что окружало человека в повседневной жизни, стремились придать художественную выразительность с отличным эстетическим вкусом, вписать в нее красочный узор. В настоящее время интерес  к возрождению национальных традиций и обычаев стоит остро: современные тувинцы забывают всю красоту узоров и орнаментов, которая придает необычность и национальный колорит, поэтому необходимость ее сохранения стоит остро.

Орнамент – один из наиболее красивых, но в то же время устойчивых элементов народного искусства. Орнамент развивается  и обогащается в результате внутренних процессов: одна часть новаций вскоре отмирает, другая – органически входит в культуру, участвует в ее дальнейшем генезисе.

Названия узоров бывают различными: кривые линии с завитками (чалбырааш хевирлиг), многолепестковая розетка (чечектеп), вписанные в треугольники маленькие треугольники (чадыр), орнамент в виде линии, имеющий на одном конце развилку, а на другой изгиб (илбек), косая сетка (хана карак), зубчатый узор (хирээ бистеп), роговидный мотив (кошкар мыйызы), свастика (касс), кожемялка (эдирээ), коврик (олбук) и другие.

Некоторые элементы осмысляются явлениями окружающей природы. Так, кривые линии с завитками на конце называются «чалбыыштап», что означает «языки пламени». Многолепестковая розетка «чечектеп», означает  «цветковая». Другие орнаменты осмысляются по их сходству с предметами окружающего быта, например, название узора «чадырлап», состоявшего из треугольников с вписанными в них меньшими треугольниками, разъясняется как «чумы», а другой орнаментальный мотив в форме линии, на одном конце которой – развилка, на другом изгиб, носит название «илбек», т.е. вилка для извлечения мяса из котла; косая сетка – «хана-карак» переводится как «глаз решетки юрты»; а некоторые формы меандра именуются как «маска хээ», означающее «молотковый», свастику называют «кас», то есть гусь.      Часть орнаментальных мотивов имеет «геометрические» названия. Например «дорбелчин» — прямоугольная спираль, «тогерик» — круглая спираль, «торума» — треугольник и так далее.

При помощи трафаретов (сагбыр) можно нарисовать симметричный орнамент, достичь гармонии в рисунке.

Трафареты  можно использовать бесконечное количество раз, если они выполнены качественно (Приложение А; рисунок 1-4). На данных эскизах изображены петроглифы в виде орнаментов. С их помощью показан сюжет похищения красивой простой девушки богатым человеком, потому что ее красота ослепила его. Данный сюжет похищения изображен древними людьми в виде на скале Сыын-Чурээ. Легенды о красоте этой девушки живы до сих пор в Туве, ее сравнивают с героинями сказок, это и послужило вдохновением для создания коллекции одежды (Приложение Б; рис. 1-4; Приложение В; рис. 1-4; Приложение Г; рис. 1,2).

Аптара – предмет быта – сундук – тувинцев из дерева. Аптару ставят внутри юрты. Аптара бывает прямоугольной формы. Его украшают красивыми орнаментами и узорами. Аптара – одна из дорогих сердцу владельцев предметов в юрте: в нем хранились новая одежда, ткани, лучшая еда (сахар, чай). Когда выдавали невесту, в качестве приданого давали аптару (Приложение Г; рис.3).

С древнейших времен войлок служил необходимой составной частью традиционного кочевого жилище – юрты. Войлок, что отображен внизу, валян по свадебному заказу; он изготовлен из шерсти овец. Перед тем как использовать шерсть в изготовлении войлока, ее подвергли специальной обработке: мыли, сушили, перебирали руками, чесали, сбивали и окрашивали красками растительного происхождения. Войлочный коврик декорирован вручную орнаментами «Любви» (красный – женский, синий – мужской; они всегда встречаются вместе), посередине – орнамент «Олчей» (для счастливой жизни)  (Приложение Д; рис. 1).

Для создания данного панно заранее подготовили все необходимые для работы материалы и сделали заготовку. Благодаря использованию специальной схемы результатом многочасовой работы стала красивая картина-панно.

Сюжет панно: испокон веков у тувинцев была кочевая жизнь, поэтому все работы должны были заканчиваться до заката солнца.  Молодая девушка готовит на костре еду. Около юрты сидят бабушка с дедушкой, за ними ухаживает внучка (уважение к старшим, их почитание важно и сейчас). Всадник возвращается домой после пастбища. Солнце уже садится: горы и небо окрасились в розовый, золотой, синий и темно-фиолетовый цвета. Все это показано не только при помощи гуаши, но и различных тканей (Приложение Д; рис.2).

Картина «Козероги» (акрил, холст) выполнена в скифском стиле. Каждый элемент прорисован тщательно в форме узоров и орнаментов. Если приглядеться внимательно, то можно заметить, что анатомическая форма животных изображена орнаментными мотивами. Эти два козерога, исполняющие брачный танец при свете луны, символизируют любовь, верность и надежду. От этого света золотятся небо, красивые роги и другие части тел козерогов. Фоновый холодный синий цвет в сочетании с золотым смотрится необычно, контрастно. Все золотые цвета на холст нанесены контурными мазками в виде красивых орнаментов из акрила.

Можно использовать картину «Козероги» для оформления интерьера, обновления офиса и так далее (Приложение Е; рис.1).

Моделирование одежды, являясь одним из видов декоратив­но-прикладного творчества, более всех других видов искусства свя­зано с человеком и даже неотделимо от него. Одежда также является существенным элементом, характеризующим личность (Приложение Е; рис. 2; Приложение Ж; рис 1,2).

Тувинцы использовали в одежде орнаменты нескольких видов. Самый древний — геометрический — состоял из черточек, крестов, прямоугольников, ромбов, зигзагов, заштрихованных треугольников, сетки, меандра (узор из прямых углов, складывавшихся в непрерывную линию). С их помощью обозначали землю, солнце, горы.

Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциальным уровнем, который позволит  ей  с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство, достойное свободного и высококультурного народа.

Таким образом, используя орнаменты можно нарисовать картины, создавать красивую одежду, украсить предметы быта. На основе этого можно сказать, что орнаменты будут еще не один век на пике популярности.

Приложение А. Рис.1 Трафарет (сагбыр)
Приложение А. Рис.2 Эскизы орнаментов
Приложение А. Рис.3 Эскиз орнаментов
Приложение А. Рис. 4 Зооморфный орнамент
Приложение Б. Рис. 1 «Монгун-Ай дангыназы»
Приложение Б. Рис.2 «Сарала-чузун кадын»
Приложение Б. Рис.3 «Алдын дангына»
Приложение Б. Рис.4 «Каран -чузун кадын»
Приложение В. Рис. 1, 2 «Монгун-Ай дангыназы»
Приложение В. Рис. 3 ,4 «Каран-чузун кадын»
Приложение Г. Рис. 1 ,2 «Алдын дангына»
Приложение Г. Рис. 3 аптара хээзи (орнаменты сундука) Чечек хээ (цветочный орамент)
Приложение Д. Рис. 1 Тыва хээлерлиг ширтек (коврик с узорами)
Приложение Д. Рис 2.Панно «Вечерняя трапеза» (работа учащейся)
Приложение Е. Рис 1.Картина «Козероги»
Приложение Е. Рис 2.Свадебная одежда с орнаментами (для всей семьи)
Приложение Ж. Рис 1.Коллекция «Узоры радуги»
Приложение Ж. Рис 2.Коллекция «Джинсовый рай»

 Список использованных источников:

  1. Дьяконова В.П. «Материалы по одежде тувинцев». / В.П. Дьяконова Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции: материалы по археологии и этнографии им. Н.Н. Михлухо-Маклая. – М., 1960. – С. 238-266.
  2. Вайнштейн С. И. «Мир кочевников Центра Азии», М., 1991 г., с. 165.
  3. Сияньбиль А. , Сиянбиль М. Традиционный тувинский костюм (История. Символика). – Кызыл. – Типография Госкомитета по печати и массовой информации РТ. – 2000. – 72 с. (стр. 51).