И.И. Пугачёва.
МБОУ ДО «ДХШ № 2 ПДИ имени В.Д. Поленова», e-mail: irina.mironova.68@mail.ru
Аннотация: В статье попытка раскрыть загадочность черного цвета и многозначность символических значений, его амбивалентное понимание и двойственность обозначений противоположных понятий и чувств. Демонический и божественный, страшный и благородный, траурный и торжественный, элегантный и утонченный, загадочный и таинственный – все это о черном цвете. Египетские черные кошки, Древние черные божества, Черные Мадонны, «Черный квадрат» Каземира Малевича во всем этом таинственность, неоднозначность и противоречивость понимания.
Ключевые слова: ахроматический цвет, Черная Мадонна, Черный квадрат, антагонистические значения.
В качестве эпиграфа приведем стихотворение Мари О’Нейл «Чёрный цвет» в котором раскрывается противоречивость значений черного цвета.
Чёрной бывает ночь
Без звёзд и огня.
Чёрной бывает
Грива коня.
У меня
Есть чёрный-чёрный кот.
Чёрный звук живёт
В тетрадке для нот:
Бум! Бум! Бум!..
Получается чёрный шум.
Чёрный цвет — добрый.
Он прячет от глаз
Грязные стены,
Копоть…
И нас —
Если нам нужно
Побыть одним.
…Чёрные тучи,
Чёрный дым,
Чёрные буквы — строчки газет…
Чёрный — цвет красоты.
Мы в десять раз больше
Любим цветы,
Когда выходим на свет —
Из темноты.
Загадочность черного цвета может определяет то, что он поглощает все цвета, поэтому так многозначны символические значения черного цвета, его амбивалентное понимание и двойственность обозначений противоположных понятий и чувств.
Чёрный — ахроматический цвет, отсутствие светового потока от объекта. Тело, которое поглощает все лучи белого цвета и не отражает ни одного, кажется нам черным. Если мы смешаем в определенной пропорции три основных цвета – желтый, красный, синий, то получим черный. Но гуашью мы этот цвет не получим, так как пигменты гуашевых красок не соответствуют спектральным цветам.
Демонический и божественный, страшный и благородный, траурный и торжественный, элегантный и утонченный, загадочный и таинственный как это не парадоксально – все это антагонистические значения одного цвета черного.
Черный цвет – символический аналог абсолюту, выражает абсолютную полноту, так и абсолютную пустоту.
В христианстве черный цвет символизирует тьму смерти, отчаяние, горе, скорбь и зло, невежество и мрак, загробный мир и зловещие предсказания. В средние века черный цвет символизировал смерть, неверие и грех, означал также умерщвление плоти и вообще был знаком смирения и отказа от мирских радостей. Поэтому черные одежды носят обычно проповедники, духовные люди. Вступающий на монашеский путь, отрекается от мира и всех земных интересов. В данном случае чёрный цвет — это глубокий символ будущих «белых одежд», будущего просветления. Чернота должна преобразиться в белое в судный день.
Черный дрозд является христианским символом искушения. Но в то же время встречаются черные мадонны, чаще в католическом религиозном искусстве изображения или скульптуры с ликом крайне темного оттенка. Наиболее ранние изображения Черной мадонны – это скульптуры из дерева (черное эбеновое дерево), реже из черного камня. Примерами таких изображений являются: Черная Мадонна Рокамадурская (Франция), Черная Дева Монсерратская (Каталония, Испания), Черная Мадонна Лоретская (Италия), Черная Мадонна Айнзидельнская (Айнзидельн, Швейцария), а так же, Ченстоховская икона Божией Матери (Польша), Греческая Андроникова икона Богородицы, Феодоровская икона Божией Матери — чудотворная икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме.
Образ Черной Мадонны как не странно, но говорит о ее духовной чистоте и девственности. Очередной парадокс – черный девственный. Черные Мадонны – загадочные явления. Есть мнения о связи с черными статуями античных божеств, богинями земли, плодородия и материнства.
Авторская версия, что дело здесь в светлотном контрасте. Если какое-то время неотрывно смотреть на темное, то при переводе взгляда на светлый фон появляется светящийся образ. Так черный лик превращается в яркий светящийся лик Мадонны. И это чудо объясняется физическим явлением повременным светлотным контрастом.
Черный цвет входил в первичную систему основных цветов древнейших памятников изобразительного искусства у древних индусов, египтян, греков.
В Древнем Мире черных божеств было не мало. В античной мифологии очень распространены черные статуи богов.
Кибела — в античной мифологии великая мать богов, упорядочивающая стихийные силы природы. Иштар – центральное женское божество шумеро-аккадской мифологии, имевшее андрогинные черты: богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера.
Исида – супруга Осириса, древнеегипетская богиня женственности, воды, плодородия, врачевательства, почитавшаяся как девственная мать.
Артемида – дочь Зевса, древнегреческая богиня плодородия и охоты, женского целомудрия и в то же время обладала решительным, агрессивным и необузданным характером. Деметра – древнегреческая мифологическая богиня плодородия, покровительница земледелия.
Церера – древнеримский аналог Деметры, богиня урожая и плодородия. Черный цвет у римлян символизировал бессмертие.
Кали – в индуизме богиня-мать, богиня времени и изменений, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. Черный цвет тела символизирует незамутненное состояние чистого сознания. Её имя значит «чёрная».
Фрейя – в германо-скандинавской мифологии богиня любви и войны.
Встречается полностью черная статуя Афродиты – в греческой мифологии богиня плодородия, вечной весны и жизни, любви и красоты.
Древние египтяне считали, что черный цвет символизирует две крайности – жизнь, плодородие и смерть. Поскольку египтяне верили в жизнь после смерти, черный цвет стал для них цветом возрождения. Черный цвет был цветом Анубиса – бога мертвых с головой шакала, покровителя искусства бальзамирования. А еще раньше в Древнем Египте поклонялись черным кошкам. Черная кошка являлась символом плодородия и солнца. Изображения кошки размещались на вазах, драгоценностях, посуде и рисунках под изображениям женщин, как защитный символ. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов. Статуэтка черной кошки поглощает негативную энергию, защищает от сглаза, приносит удачу. А также египтяне представляли луну как кошку, ее эквивалент на земле, живое воспроизведение луны.
Египетская богиня Баст (Бубастис, Бастет) изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Богиня олицетворяла плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца, а также радости, веселья и любви, женской красоты, домашнего очага. А с другой стороны Баст рассматривалась как священная стража преисподней в силу своей таинственности и способности видеть во тьме.
Еще одна загадка, имеющая множество отгадок и провоцирующая людей к творчеству – «Черный квадрат» Каземира Малевича, а точнее произведение «Черный квадрат на белом фоне» 1915 года создания, хранящееся в коллекции Третьяковской галереи. Хотя существуют еще как минимум три авторские копии, отличающиеся размерами, пропорциями и временем создания. Все четыре «Черных квадрата» хранятся в России, два в Третьяковской галерее 1915 и 1929 года создания, в Русском музее 1923 года, в Эрмитаже, созданный в начале 1930 годов. Под первым вариантом «Черного квадрата» были написаны две картины – кубофутуристическая композиция, а в кракелюрах просматривается супрематическая композиция. Именно Каземир Малевич считал, что черный – это смешение всех существующих цветов, в то время как белый – отсутствие всякого цвета.
«Черный квадрат» Каземира Малевича – неоднозначный символ, который имеет множество интерпретаций и пониманий, самое мифологизированное произведение изобразительного искусства 20 века.
Одно из самых точных высказываний об этом полотне принадлежит художнику Э. Гороховскому. Он говорил: «Эта картина, несомненно, есть и будет таинственным, притягательным, всегда живым и пульсирующим объектом человеческого внимания. Она ценна тем, что имеет огромное количество степеней свободы, где теория самого Малевича является частным случаем объяснения этой картины. Она обладает такими качествами, наполнена такой энергией, что дает возможность объяснять и интерпретировать ее бесконечное количество раз на любом интеллектуальном уровне, и главное — провоцировать людей к творчеству. По поводу «Черного квадрата» написано огромное количество статей, книг и прочего, создано много картин, вдохновленных этой вещью, и чем больше проходит времени со дня ее написания, тем больше необходима нам эта загадка, не имеющая отгадки или, наоборот, имеющая их бесконечное количество».
По мнению Аристотеля черный цвет «соответствует стихиям при переходе одной в другую», цвет разложения и разрушения, мути, хаоса, дезорганизации.
В эзотерической философии черный цвет символизирует высшую тайну мироздания. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытного, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь — со злом и колдовством, так как именно ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.
В японской культуре чёрный — символ возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует ученичество, молодость. Чёрный цвет символизирует высший ранг во многих боевых искусствах (чёрный пояс). Это цвет одиночества и тайны, несущим в себе глубину неизвестности. Японцы считали, что черный стимулирует воображение, так как является порождением ночи – мира, совершенно отличного от реального дня.
Чёрный цвет очень тесно связан с сексуальной привлекательностью. Любовная страсть укрыта вуалью темноты, следовательно, чёрный цвет — символ страстей и желаний. Недаром, в некоторых племенах Африки, женщин, с «насыщенной» чёрной кожей ценят, как любовниц. У арабов «чёрное сердце» — знак любви, а словосочетание «чернота глаз» говорит о возлюбленной. Любимый цвет – черный.
Конфуцианство видит в черном цвете мудрость и знания.
В исламе черный цвет – цвет мщения.
Черный цвет давно стал основным цветом альтернативной культуры, символом отрицания ценностей общества.
В настоящее время критерии кардинально поменялись, и черный цвет стал символом утонченности и элегантности, шика и хорошего вкуса. Черный цвет чрезвычайно популярен в одежде. Человек, который выбирает черный, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих, полностью уверен в себе, подчёркивая, тем самым, свое превосходство. Черный цвет доминирует в одежде современных женщин и мужчин. И на деловые встречи, чаще всего, они одевают именно чёрный костюм. В 21 веке этот цвет — символ изящества, размышления и мудрости, превосходства и власти. Чёрный цвет — экстраординарен, не похож на другие. Его «магическое» свойство — способность подчёркивать или заглушать.
Психологи говорят, что черный цвет ассоциируется с элегантностью, сексуальностью и изысканностью. Этот цвет отлично сочетается со всеми цветами. Его «плюс» в том, что он стройнит. Помимо практичности большинство людей считает, что черный цвет делает их менее уязвимыми, обеспечивает приватность и защиту. Однако психологи предупреждают, что люди, отказывающиеся ради черного от остальных цветов, чаще подвергаются депрессии.
Нельзя не сказать о том, что в дизайне этот цвет считается очень стильным. Особенно, если использовать чёрный в сочетании с белым. Он несет в себе огромную внутреннюю силу – глубокую и непреодолимую. Очень мощный энергетический заряд создаёт этот цвет, сочетаясь с жёлтым и красным. Черная утварь выглядит дорого, блестящий черный мрамор и гранит, черная полированная мебель, лакированные рояли – все это символизирует роскошь и элегантность.
Список использованных источников:
- Айсмен Л. Дао цвета. – М.: Эксмо, 2006. – 176 с.
- Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
- Горячева Т., Карасик И., Приключения черного квадрата. – СПб: Государственный русский музей, 2007. – 156 с.
- Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2010. – 96 с.