Вторая родина художника Валентина Федоровича Сидорова

О.Ю.Попова

МБУК «Историко-краеведческий музей Бондарского района»  Тамбовской области, olga-musa@yandex.ru

Аннотация: Творческие работы архитектора, графика, живописца Валентина Федоровича Сидорова, считающего Тамбовщину своей второй родной, мало известна в нашем крае. Но именно здесь проходило становление, развитие и зрелость его таланта. Детство и юность, проведенные в Бондарях, сыграли большую роль в выборе любимого дела всей его жизни. Валентин Федорович неоднократно посещал Бондарский край в зрелом возрасте и подарил интересную коллекцию в фонды музея истории школы, музея Бондарского района. Сегодня коллекция его картин и личных вещей  — одни их ценнейших экспонатов, рассказывающих об истории нашей родины. 

Ключевые слова: художник, родина, храм, графика, архитектура, пейзаж.

Имя Валентина Федоровича Сидорова неотделимо от Бондарей. Здесь он жил, учился в школе. Сюда неоднократно приезжал и оставил глубокий ценный материал для  культуры  Бондарского района.

Родился Валентин Федорович Сидоров  5 декабря 1931 года на Смоленщине, на небольшой станции Тёмкино, в семье землемера.  Трудное военное время привело всю семью на Тамбовщину. Сидоровы были в числе 2500 беженцев, чья  дальнейшая судьба, задержала их в Бондарях.  В чужом доме, начиналась  новая жизнь мальчика. Валентин учился в Бондарской средней школе очень хорошо и старательно. С детства любил рисовать, но именно уроков рисования в школе  и не было. Учитель ушел на фронт. В 40-е годы этот предмет и не преподавался как надо. Было не до него.

Мальчик каждый день ходил в школу мимо храма, местной достопримечательности, построенной  по правилам ордерной систе­мы. В годы войны он был закрыт, но к счастью не был разрушен и сохранил свою красоту. Построенная в 1839 году,  по проекту известного русского архитектора  XVIII века М. Ф. Казакова церковь-ротонда   стала первым  знакомство мальчика  с  искусством.[1]

Валентин восхищался громадной круглой башней с куполообразным верхом, главой с изящ­ным крестом. Строгие  и пропорциональные  объемы  храма, словно гости из совсем другого мира, возвышались над серыми убогими сельскими домиками. Строгая пластика собора навсегда осталась в памяти будущего художника.

Восторженность сельским храмом определила последующий жизненный путь ребенка, послужила толчком к раскрытию художественных  способностей, разбудило фантазию, и оказала большое влияние на формирование таланта.

Здесь же на площади из жестяного рупора на столбе постоянно звучали музы­кальные произведения. (Забегая вперед, скажем, что эти приметы военного времени впоследствии станут отправными в одном из самых интересных полотен («Детство»). «Я, — вспоминает Валентин Федорович, — часто забирался на прибрежные кручи и, слушая музыку, доносившуюся из репродуктора, всматривался в великолепные очертания обветшавшего храма». Так произошла первая встреча с прекрасным [2,c. 7,8].

В специальных тетрадках, которые он постоянно носил с собой,  стали появляться наивные, проекты и рисунки необычных, придуманных им зданий,  архитек­турные фантазии, композиции на литературные темы. Жиз­ненные наблюдения соединялись в них с воображаемыми мотивами. Больше всего мальчик любил рисовать храмы и мечтал, что когда-нибудь, именно такие архитектурные сооружения будут повсеместно украшать жизнь людей. Друзья то же восхищались рисунками одноклассники и звали его Валя-художник. Сидоров  точно решил, что будет архитектором. Старался закончить хорошо школу, развивал свой талант, и к концу школьных лет у него была целая тетрадь детских рисунков.

В 1950 году, после окончания с отличием средней школы, он отправился в Москву поступать в архитектурный институт. Это  был смелый поступок. На что он рассчитывал, выбирая такой престижный вуз? Деньги на дорогу в Москву были только в одну сторону, за плечами не было даже элементарных изобразительных навыков, тем более  художественных училища. Просто  Валентин Федорович очень хотел делать мир прекраснее.

Несколько недель занятий при ин­ституте по  основам построения рисунка было конечно мало и тройка, полученная за технику рисования, стало большим препятствием к поступлению.  Тогда Валентин решается на отчаянный шаг, и идет в ректорат показать детские и юношеские тетрадки с набросками. Они действительно произвели впечатление. Ректор увидел в щуплом мальчишке   большую  внутреннюю силу,  упорство и убежденность в избранной цели. Так Валентин Сидоров  по­пал в число студентов МАИ.

Учился с интересом, без троек. Традиции старейшего архитектурного вуза страны, вы­сокий уровень преподавания, предусматривающий тех­ническое и архитектурно-художественное образование в их тесной взаимосвязи, несомненно, были хорошей шко­лой   мастерства. В 1956 году, успешно защитив дипломный проект, Си­доров по распределению приезжает в Брянск, и с тех пор его судьба нераз­рывно связана с этим городом.

За прошедшие годы творчество Валентина Сидорова принесло хорошие плоды.  Он разрабатывал ген­планы районных центров Суража и Жуковки, детальная разработка центра Клинцов. Работает в творческом союзе с брянскими скульпторами Н. Н. Козловой и Г. Е. Коваленко. Си­доровым сделано множество архитектур­ных памятников, посвященных Великой отечественной войне и конкурсных проектов храмов. Проявил себя и как скульптор, дизайнер.

Начиная с 1956 года, В.   Ф.   Сидоров   —   экспонент     выставок в Москве, Туле, Курске, Ленинграде и др. городов.   Им проиллюстрированы  повести писателя-фантаста Г. Реймерса «Не­земной талисман» (1964 г.) и «Загадка впадины Лао» (1965 г) Тульского книжного издательства и он успешно проявил себя в жанре зарисовок для газет.

Сидоров много  путешествует по стране, результаты которых вылились в творческие работы  о малоизвестных уголках нашей Родины, ин­тересных людях, встреченных во время этих поездок. В   его акварелях запечатлены памятники Москвы, Прибалтики, Средней Азии. Документальная точность в изображении особенностей архитектурных сооружений соединяется в них с лиричностью.

В графике он обращается к архитектурной теме, часто изображает храмы. Интересна серия монотипий «Вильнюс» (1966 — 1967 гг.). В этом цикле «Дворик Доминиканского монастыря» — един из лучших листов. Своеобразие техники передает очарование готического собора. В предутреннем тумане контуры старинных зданий теряют четкость, и компози­ция воспринимается прекрасным видением прошлого.

В. Ф. Сидоров освоил различные графические техники. Он про­бует силы в акватинте, резерваже, линогравюре, лито­графии.  Его  офорты «Хлеб», «Сель­ский пейзаж», и другие  имели успех на зональных выставках «Край Черноземный» (1967, 1970,1974,1980,1984 г. г.).

Особое место в творчестве В. Ф. Сидорова   занимают произведения, посвященные индустриальной теме. В ней он нашел возмож­ность сочетания остроты инженерного мышления архи­тектора   с   образностью   графического   искусства.

В. Ф. Сидоров много работал в акварели, проектировании. Его опыт архитекто­ра, вкус художника нашли разнообразное и плодотвор­ное применение. Творчество Сидорова характеризует актуальность,   восхищение   красотой   повседневности.

Впервые работы Сидорова появились в музее истории Бондарской средней школы в 80-е годы ХХ века. Бывший ученик Бондарской школы приехал поклониться земле на которой рос, храму, давшему творческого вдохновенья на целую жизнь. Зашел в школу, повидаться со своими учителями. В школе открылся музей. Сидоров подарил свою работу офорт «Журавли». Так же экспозиционный материал пополнился буклетом 1981 года, личными фотографиями.

Поездки в Бондари и Пичаево, где похоронен его отец стали регулярными с 1984 года, завязалась переписка с бывшим учителем Спасенковой Юлией Алексеевной.

Особенно интересная была встреча 2004 года. Художник пополняет фонд уже Историко-краеведческого музея Бондарского района и на творческой встрече  рассказывает, историю создания своих картина, архитектурных планах.

Постепенно экспозиционный материал музеев пополняется буклетом работ 2004,  2007 года, фотографиями, фоторепродукциями картин, личными чертежными инструментами, документами, газетными публикациями и газетными иллюстрациями.

Валентин Сидоров в музее истории Бондарской средней школы

Одна их работ художника картина «Белая ночь». Изобразительные компоненты пейзажа словно растворены в чистом ночном полумраке, темнота скрывает их детали. Единым пятном таинственно светиться небольшое озерцо, рядом — женщина. Кто она? Может олицетворение самой природы?  Или видение? Видение чего-то несбывшегося, но манящего и притягивающего? Вопрос остается открытым.

 Желание создать эту картины возникло у Валентина Сидорова в одну из бессонных ночей. Мастер написал её на том, что было под рукой на кусочке ДВП.

Сидоров большой мастер офортной живописи. Им выполнена целая серия офортов, посвященных Овстюгу, родине Ф.Тютчева-любимого поэта художника. В фондах музея храниться гравюра «Зима в Овстуге». Автор изобразил на ней музей Ф. И. Тютчева среди заснеженных деревьев. Мягким тональным решением гравюра создает лирическое  настроение,  свидетельствует  о  зрелости  мастерства. В книге отзывов о выставке художника, так описывается эта картина: «Полное слияние с поэзией великого поэта-одухотворенность, прозрачность, гармония мысли и чувств».[3,с.43 ]

Церковь моего детства, орг., м.50х40.
Утренний базар, линогр., 33х33

Для Бондарей, конечно же наибольшее значение имеют работы художника Сидорова, в которых изображен наши край. Особое значение для музея имеет работа,  «Церковь моего детства».  На картине центральное место занимает Свято-Троицкий храм с. Бондари. Перед ним на площади маленький мальчик, восторженно смотрящий на высоко возвышающееся над сельским  пейзажем архитектурное здание. На заднем плане характерные черты села Бондари: памятник Ленину, телефонные столбы с репродуктором, «бугры»-холмы, кусочек бондарской суконной фабрики. Одно из центральных мест на картине уделено дыму, идущему из труб домов. Как говорит сам автор: «Так я хотел выразить то тепло, которое я получил, живя в Бондарях».

Воспоминания детства запечатлены на  фотокопию линогравюры на сельскую тему: «Ут­ренний базар». В ней четко угадывается бондарский рынок времен 40-50 годов ХХ века. От работы идет  задор и мягкий юмор, навеянный искусством русской народной картинки.

В музее имеется и фотокопия картины «Детство». В плоскости холста приметы военного времени, увиденные глазами подростка: вдали на холме светлым силуэтом выделяется светлым силуэтом горделивая осанка белоснежного храма, ближе к нам – убогий дизайн жестяного громкоговорителя, рассыпанная картошка. На первом плане, на мольберте, женский портрет работы средневекового живописца, а внизу на траве, старый патефон, игла которого извлекает из заезженной пластинки, чуть плавающие звуки довоенной мелодии. Все эти разнородные фрагменты соединяет фигура босоногого мальчика  с бумажным змеем, бегущего вглубь картины по направлению к церкви, в свое, больше ни на чье не похожее детство…

Интересен и чертеж села Бондари, На котором художник запечатлел Бондари 40-50 годов ХХ века. На нем схема села, в котором он вырос. На ней схематично изображены  здания, дома,  учреждения, того времени и дорога, по которой ходил он в школу.

В.Ф.Сидоров. Свято-Троицкий
храм с. Бондари
Детство, х., м.,80х80

Свой семидесятипятилетний юбилей художник встретил  в расцвете разностороннего таланта.

 Сегодня Валентин Федорович Сидоров продолжает оставаться членом нескольких творческих союзов: художников, архитекторов, журналистов.  Многие из замыслов осуществлены. К сожалению, сейчас он  плохо видит и не может создавать новые художественные произведения. Но уже  много сделано, много эскизов, рисунков, набросков так и не воплотились в материал: живописный, графический, скульптурный или архитектурный. Он часто пишет и звонит на родину.

И Бондари так же стараются его не забывать. В двух музеях села экспонируется материал о Сидорове. Он считает Бондари своей второй  родиной, а мы его своим земляком.

Список использованных источников:

  1. Из материалов МБУК «Историко-краеведческого музея». Фонд 10, п. № 1457, док.2
  2. В. Рысюков. Буклет Валентин Сидоров, стр.7-17
  3. Заслуженный художник Валентин Сидоров.
  4. ЗАО «Издательство «Читай-город», 2002 г.