Семиотические особенности выставочного пространства (на примере экспозиции «Образ христов» – г. Ветцлар – Германия)

Т.М. Никольская

ТГУ имени Г.Р. Державина, timnik2004@mail.ru

Аннотация: в данной статье рассматриваются семиотические особенности выставочного пространства на основе выставки М.В Никольского, проходившей в г. Ветцлар (Германия). Указываются основные элементы, формирующие семиотику выставочного пространства. Рассматриваются символический подтекст иконографических изводов, оформление выставки. Говорится о необходимости разъяснения подтекста изображаемого. Выводятся основные семиотические элементы экспозиционного пространства.

Ключевые слова: семиотика, выставочное пространство, символика, проектная деятельность.

Объективные тенденции мирового развития, прежде всего миграция и глобализация, активно меняют роль выставочного пространства в современном мире. Из изолированного пространства, выставочные залы трансформируются в более доступные, интерактивные центры коллективной культурной памяти. Их работа фокусируется больше на коммуникации, чем на архивировании, они открываются не только для активного диалога с обществом в целом, но также и с определенными целевыми группами (иммигрантами, мировыми кочевниками и др.) и с индивидуальными посетителями, применяя при этом различные формы существования выставочного пространства. Одной из подобных форм является проектная деятельность, которая включает в себя различные аспекты, помогающие осуществлению коммуникации.

Под проектной деятельностью мы понимаем некую деятельность, которая направлена на разработку ряда мероприятий, способствующих эффективному решению коммуникативных задач в области культуры и искусства. Одной из основных задач подобной деятельности является развитие и  распространение культурных и художественных ценностей, качественное преобразование сферы культуры и искусства по реализации культурной политики региона и страны в целом.

Одним из таких проектов, реализуемых в городе Тамбове, на базе Детской художественной школы №2 прикладного и декоративного искусства, является проект «Русский Спас». Исполнением  проекта занимается объединение Тамбовских иконописцев «К Свету» под руководством художника – иконописца Никольского М.В.

В рамках данного проекта была осуществлена  выставка икон «Образ Христов», проходившая в Германии ( г. Ветцлар). Выбор подобного названия и содержания для начала реализации проекта был неслучаен, так как духовно-художественная составляющая иконического образа Иисуса Христа является основой для всей христианской иконографии.

«Икона – образ, восходящий к первообразу, утвердившийся в виде иконическиго образа, построенного из символов, из которых сформировался как бы особый алфавит, которым  можно записать (изобразить) священный текст» [3, С. 300]. Также  икона является и сосредоточением  трех нераздельных начал: духовного, нравственного и эстетического. Это триединство определяет образ Иисуса, как  главного иконографического изображения  всего богатства и спектра православного  иконописания.

«Догмат Боговоплощения говорит об изобразимости Бога – Иисуса Христа.  Художественно-изобразительные особенности божественных изображений, с точки зрения иконописного канона, становятся справедливыми и целиком уместными для всей православной иконографии (за исключением прямых символов, указывающих на  личность Иисуса  Христа – именование, крестчатый нимб, цвета одежд и т.д.)» [2, С. 3].

Икона Христа – как главное христианское изображение занимает особое место в Православной церкви. Это главное изображение в иконостасе, в храмовых росписях, а также в святом углу жилища православных христиан. Существует значительное количество разнообразных иконографических изводов образа Иисуса Христа. Представленные  в рамках выставки  «Образ Христов» позволяют наиболее точно понять основную идею   Боговоплощения, т.е.  всё, что было открыто человеку о том, как «Бог  стал  человеком, чтобы человек стал богом». Согласно Откровению Иоанна Богослова, «Господь Вседержитель … был, есть и грядет», и эта тройственность бытия находит свое отражение в иконографии Спасителя.

Для помощи в понимании идеи Боговоплощения было написано 10 икон Иисуса Христа, это:

  1. «Спас Благое молчание».
  2. «Господь Эммануил».
  3. «Богородица с Младенцем» — Корсунская.
  4. «Господь Вседержитель».
  5. «Преображение Господне».
  6. «Спас Нерукотворный».
  7. «Се Агнец Божий вземляй грехи всего мира».
  8. «Распятие Господне».
  9. «Христос во Гробе – Великое смирение».
  10. «Спас в Силах».

Итак, рассмотрим некоторые изводы подробнее:

 

«Спас Благое молчание» (работа М.В. Никольского)

Данный образ сформировался в византийской традиции и основан на толковании одного из пророчеств из книги Исайи, где сказано «Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст  услышать его на улицах» (Ис. 42: 1 – 2)  [1, С.714]. Образ символизирует собой смирение, молчание перед лицом страданий и смерти и представляет образ Христа до его воплощения. Самое древнее изображение датируется XIV веком и находится в Македонии. На Руси получила широкое распространение в XVIII – XIX вв.

«Господь Эммануил» (работа М.В. Никольского)

Иконография «Спаса Эммануила» основана на отдельных фрагментах библейских текстов и, с точки зрения христианской догматики, неоднозначна. Имя Эммануил, трактуется как «с нами Бог» и  впервые встречается в книге ветхозаветного пророка Исайи, где сказано: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14) [1, С. 685]. Можно также отметить слова из Евангелия от Луки, который писал: «И когда он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лк: 2:42) [1, С.65]. Это дает основание изобразить Иисуса как отрока 12 лет. Изображение предельно просто и  лаконично, здесь нет каких-либо деталей, а значит повествований, что усиливает глубинное звучание образа. Обычно фигура Христа изображается как в полный рост на престоле, а  также поясной (или оплечный). Одежды на Спасе Эммануиле белые или парчовые.

«Богородица с Младенцем» — Корсунская (работа М.В. Никольского)

Данное изображение Богородицы  с Младенцем,  является наиболее распространенным в Русской Православной  церкви. Считается, что первое изображение Христа и Богородицы выполнил художник, врач Евангелист Лука.  Данный  тип носит название  «Умиление». По одной из версий, в 988 году этот образ принесён Св. великим князем Владимиром в Киев. А позже был перенесен в Москву. Данный извод  взят  с иконы, находящейся в Спасо-Ефимовском монастыре г.Суздаля Владимирской Епархии.

В Корсунской иконе  наиболее явно выражена вселенская скорбь Богородицы о будущей жертве Христовой за человеческие  грехи. При этом Младенец Иисус зримо говорит Богородице о своём Воскресении, держа в руке свиток с Благой Вестью – Евангелием. Несмотря на то, что Дева  Мария Мать Бога, фактически сам Богомладенец духовно удерживает Её, что выражено в иконографическом типе Умиление (где Спаситель снизу, как бы удерживает Богородицу, которая прислонилась к Его щеке).

«Господь Вседержитель» (работа М.В. Никольского)

Изображение Иисуса Христа  Вседержителя с  книгой является одним из самых распространенных и известных изводов, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.  Первые подобные иконы встречаются в ранних веках. Одно  из наиболее известных изображений – это   Спас Синайский VI  в. Образ Господа Вседержителя  является неотъемлемой  частью Православного иконостаса и находится на первом ярусе по правую сторону от Царских  врат.

Поясное изображение Христа Вседержителя, который одной рукой благословляет всех обращающихся к Нему, а другой рукой – держит закрытое Евангелие, символизирующее непостижимость Бога, при этом  сам Господь  является Благой  Вестью всему человечеству.  Обычно Христос имеет сине-бордовые одежды с нашитым клавием, длинные волосы, крестчатый нимб с греческими буквами, обозначающие вечную  сущность Бога.

«Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д.» [3, С. 301].

«Преображение Господне» (работа М.В. Никольского)

Одним из важнейших событий земной жизни  Иисуса Христа стало Преображение Господне. Новый Завет  повествует о том, что Христос, взяв с собой трёх Апостолов: Петра, Иоанна и Иакова, поднялся на гору Фавор и там преобразился, показав ученикам своё Божественное состояние. Иисусу предстояли пророки Ветхого Завета Моисея и Илия. Одежды Христа и Его лик стали белыми блистающими. Таким образом, Спаситель показал людям (в лице Апостолов)  Божественный (Нетварный)  свет, который исходил от Господа и к  которому должен стремиться каждый христианин. Фаворские события  указывают, в чём суть  райского состояния  будущего века.

Иконография праздника Преображения Господня является одной из самых известных и разнообразных. Большую часть пространства на иконе занимают скалы, появившиеся здесь неслучайно и обозначающие незыблемость веры, а также тот путь вверх, который должен пройти христианин в достижении вечности.

Особого внимания заслуживает изображение сияния, исходящего от Спасителя. Окружности, расположенные вокруг фигуры носят название мандорлы. Это подобие нимба, но находящееся вокруг всей фигуры и указывающее на ту благодать и славу, которая исходит от Христа.

Вся композиция предельно приближена к зрителю, который видит рождение для мира фаворского света. Предельная степень высветлений с помощью белил и малахита определяет  фаворский свет, который исходит от Преображённого Христа, как мирный, чистый  и всеобъемлющий. Образ практически не имеет теней как любой источник света. В данном случае Божественный Свет также не имеет тени. Движение Света показано с помощью белильно-малахитовых  высветлений  от тёмного к светлому (с небольшими золотыми вкраплениями)

«Спас Нерукотворный» (работа М.В. Никольского)

Образ Спаса Нерукотворного считается первым прижизненным изображением Спасителя, которое по священному преданию Он выполнил приложившись ликом к тканевому полотну.

Существует несколько версиий появления данного изображения. Согласно одной – это отпечаток образа Спасителя, отправленный правителю Эдессы Авгарию, от которого он и исцелился. Впоследствии этот образ отпечатался на крепостной стене города, куда был замурован царем ради спасения. Это изображении на стене получило в последствии название «Святая Чрепица».

Еще одно изображение называется «Плат Вероники», которое получилось, когда женщина Вероника дала Спасителю полотенце, чтобы он вытер им лицо во время своего пути к Голгофе.

Изображение «Святой Убрус» существует в двух вариантах – на плате и без плата и в двух случаях с крестчатым нимбом. Оба извода имеют достаточно древнюю историю.  Иконографическое предание и   труд иконописцев сохранило до нас истинный облик Иисуса Христа в этих иконах. Соотношение тёплых и холодных цветовых оттенков символизирует нетварный духовный свет, исходящий из Христова Образа.

Это лишь некоторые примеры образов, которые были представлены на выставке. Но уже здесь мы можем видеть, что представленная иконография Христа указывает на основные моменты понимания главных идей христианства.

Конечно, существует еще множество икон с изображением Спасителя. Но представленные именно в начале проекта эти изводы позволяют сформировать основные представления о Боговоплощении, давая тем самым возможность осмыслить семиотическую составляющую  вероучения.

Необходимо также отметить особое оформление выставки, которое было продумано до мельчайших подробностей. Каждая икона содержала  еще и сопроводительный текст, позволяющий глубже понять все смысловое наполнение показанных икон. Текст был сделан на двух языках – русском и английском, чтобы сделать его  доступным для  более широкого круга зрителей.

В начале всей экспозиции также был представлен текст – комментарий ко всей выставке.

Оформление икон выставки художника – иконописца Никольского М.В.

Само выставочное пространство, в котором проходила экспозиция, также способствовало более четкому пониманию всей сути образа. В качестве «зала» была предложена церковь Untere Stadtkirche (Wetzlar).

Untere Stadtkirche Wetzlar (до выставки)
Untere Stadtkirche Wetzlar (после оформления выставки)

Важным элементов также являлся рассказ о технологии написания и философской составляющей выставки, где было пояснено не только смыслообразующее наполнение экспозиции, но говорилось об историческом контексте технологической составляющей. Дело в том, что данная технология изготовления икон формировалась в течении длительного времени, а элементы, отображающие основные христианские догматы несут в себе определенный символический подтекст.

Выступление художника – иконописца М.В. Никольского, автора работ, представленных на выставке

Особого внимания заслуживает мастер – класс, проводимый в рамках подобных выставок, где зрители не только получают возможность изучить на практике технологическую составляющую, но и объясняются некоторые семиотические особенности элементов иконописного извода.

Мастер-класс по иконописи художника- иконописца, М.В. Никольского — автора работ, представленных на выставке (г. Ветцлар — Германия)
Мастер-класс по иконописи художника- иконописца, М.В. Никольского — автора работ, представленных на выставке (г. Ветцлар — Германия)

Таким образом, на примере определенной выставки мы рассмотрели семиотические особенности выставочного пространства, которые состоят из:

  1. Символики и семиотики самих объектов выставки (в данном случае икон);
  2. Оформления выставочного пространства, в которое входит не только само помещение, но и специфика поясняющих элементов выставочного пространства;
  3. Смыслообразующее наполнение экспозиции, т.е. пояснение автора, которое вносит некоторые разъяснения в сам смысл выставки;
  4. Мастер-класс, который является непосредственным дополнением и завершением оформление экспозиционного пространства.

Итак, проектная деятельность, одним из элементов которой является выставка, должна учитывать, кроме многих других компонентов, и семиотику выставочного пространства, делающую весь проект более значимым и актуальным, а также открывающим боше возможности для коммуникации.

Список использованных источников:

  1. Библия. Chicago, IL 60690-0516 USA- 1990. – 1217 c.
  2. Михаил Никольский. Образ Христов / Никольский М. Тамбов: студия печати Галины Золотовой, 2017. – 40 с.
  3. Никольская Т.М. Символика и семантика иконописного образа / Т.М. Никольская //Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, 2011. №9.
  4. Проекты и культурные программы: способы достижения цели. Тематический список литературы. Южно-Сахалинск, 2011. – 29 с.