А.И. Коновальцева
МБОУ ДОД «Детская художественная школа №2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова», anna_konovalceva@rambler.ru
Аннотация: В данной научной статье рассматривается вопрос формирования русского костюма советского периода, а также философско-идеологические предпосылки его становления как аспекта формирования искусства СССР. Целью работы является изучение и анализ этапов становления системы художественного моделирования костюма, ее влияние на формирование моды в стране и в мире. Данное исследование раскрывает проблему исторических особенностей взаимодействия культуры и костюма на примере синтеза этих понятий в советской России.
Ключевые слова: искусство СССР, мода СССР, ОДМО.
Развитие культуры в СССР неразрывно связано со становлением нового государственного строя и, соответственно, с формированием нового социума и культуры. В этот период она становится одним из главных показателей настроений в обществе и отражает все значимые политические, экономические и социокультурные аспекты жизни государства. Искусство в СССР – это не только часть культуры, но и часть политики новой страны, то есть отражение развития государства как целостной гармоничной структуры в форме произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Исходя из этого, можно сказать, что костюм – определенная образно-художественная система частей одежды, объединенная единым замыслом и назначением, — существовал в СССР, как один из главных показателей успешного государства на мировой арене. В Советской России он формируется не только как утилитарная единица, но и как искусство. Именно в этот период истории нашей страны происходит становление художественных основ создания костюма.
Значительный вклад в развитие костюма как аспекта формирования искусства в СССР привнес Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком мосту в Москве. Причиной его становления как главной художественно-моделирующей организации страны послужили новые задачи правительства по организации централизованного производства удобного и практичного костюма для трудящегося населения. Уже в 1919 г. при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса создаются «Мастерские современного костюма», которые возглавила Н. П. Ламанова. Она разработала программу моделирования костюма в новых условиях, которая позволила сделать его не только практичным, но и художественно значимым в условиях массового производства одежды. Надежда Петровна начала работать над теоретической программой моделирования и готовила труд по проектированию костюма. В своей работе русский кутюрье утверждала, что костюм должен быть целесообразен, и не только не мешать человеку, но и помогать ему. Новаторский смысл этой теории состоял в ориентации на условия труда и жизни, а задачи и цели творчества художников по костюму определялись обществом, но сохраняли свою эстетическую функцию и традиции русского костюма. Научные труды Надежды Ламановой стали теоретической основой многих последующих мировых школ не только костюма, но и дизайна в целом. Она определила основную концепцию их назначения, основные цели и задачи: для кого и как производить, в которых впервые личность рассматривалась как основополагающая особенность создания костюма.
По ее мнению, художники в области моды должны были создать удобный, но красивый по силуэту костюм, который подходил к новому укладу трудовой жизни и был произведением искусства. Ламанова отмечала, что в противоположность западноевропейской моде, меняющейся в зависимости от коммерческих потребностей, следует положить в основу костюма синтез художественных форм, национальные черты и практические потребности настоящего времени. За основу нового бытового костюма она предложила взять народный, считая его форму, рациональный крой и художественную особенность наиболее правильной составляющей образа современного человека. Исходя из этого, Ламанова разрабатывает основную форму костюма – прямоугольник. Проекты нового массового костюма нашли отражение в первом выпуске журнала «Ателье» в 1923 г. при «Ателье мод» — теоретическом и идеологическом центре искусства моделирования бытового костюма, прообразе будущего Дома моделей одежды. В издательстве номера принимали участие такие известные деятели искусства, как Борис Кустодиев, Александр Головин, Игорь Грабарь, Вера Мухина, Кузьма Петров-Водкин, Константин Юон, Надежда Ламанова, Александра Экстер и Анна Ахматова. Основными задачами журнала было внедрение искусства в обиход различных отраслей развивающейся легкой промышленности, изучение костюма не только с утилитарной точки зрения, но и с художественной, исследование различных аспектов творческого проектирования ансамблей одежды в комплексе с культурой [1, с. 147].
В «Ателье мод» помимо теоретических задач выдвигался ряд практических, которые в дальнейшем решались Общесоюзным Домом моделей на протяжении многих лет. Так были предложены два пути развития искусства костюма: создание образцов бытового платья для массового производства и изготовление одежды по индивидуальным заказам. Основу работы «Ателье мод» в большей степени составил индивидуальный костюм, впоследствии получивший название «выставочный образец». Подобные «выставочные образцы» были показаны в 1925 г. на Всемирной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, после которой имена русских художников по костюму стали известны во всей Европе. Свои модели вместе с Надеждой Ламановой представили известные художники, сотрудничавшие с «Ателье мод», такие как: Вера Мухина, Александра Экстер, Евгения Прибыльская и Надежда Макарова. Их костюмы, основанные на национальных традициях, из домотканого холста с вышивкой, выполненные по эскизам Веры Мухиной, получили Гран-при за самобытность в сочетании с модным направлением – русская школа моделирования костюма теперь получила всемирное признание. В этот период правительство СССР все больше уделяет внимание вопросам искусства костюма, его не только утилитарным, но и художественным качествам, тем самым развивая уровень культуры одежды, который являлся непременным показателем гармоничного развития новой страны. В 1928 г. выходит новый журнал «Искусство одеваться», вступительная статья «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться» была посвящена вопросу об уместности художественного костюма в повседневной жизни людей и обосновывала эстетическую значимость изделий легкой промышленности [2, с. 38].
Последующие события, связанные с новой экономической политикой страны, способствовали следующему этапу развития искусства в СССР и в частности искусства костюма. В 1934 г. на базе опытно-технической лаборатории треста «Мосбелье» создается первый в стране Дом моделей одежды. На должность художественного руководителя была назначена племянница и ученица Надежды Петровны Ламановой Надежда Макарова. Под ее руководством над созданием новых художественных форм костюма трудятся такие художники, как Елена Федотова, Александра Лямина, Елена Райзман, Анель Судакевич и другие. На протяжении многих лет художественным консультантом неизменно оставалась Надежда Ламанова – великий кутюрье и создатель русской школы искусства костюма, благодаря которой удалось сохранить использование народных традиций в формообразовании нового костюма.
В годы Великой отечественной войны, когда легкая промышленность стала работать в основном на нужды армии. Однако, в апреле 1944 г. приказом правительства был организован Московский Дом моделей на Кузнецком мосту, объединивший художников общей идеей возрождения искусства костюма. Целью их работы было создание не только художественных основ проектирования костюма для предприятий легкой промышленности, но и формирование такой теоретической базы искусства одеваться, как модный журнал. Так уже в 1945 г. выходят два номера «Моды» с моделями, разработанными Домом моделей, который начинает выпускать периодические издания, направленные на обучение широких слоев населения художественным основам формирования костюма. В 1948 г. Московский Дом моделей реорганизуется в Общесоюзный и становится ведущей моделирующей организацией в стране. Производственная база ОДМО (Общесоюзного Дома моделей одежды) теперь представляет собой центр по созданию модных коллекций швейных, меховых изделий и головных уборов для женщин, мужчин и детей всех возрастов. Совместно с научно-исследовательскими институтами и текстильными предприятиями здесь происходит апробация новых тканей и технологий, разрабатываются выставочные коллекции и образцы массовой одежды для внедрения на швейные предприятия всей страны. Для распространения костюма как составляющей искусства Дом моделей начинает проводить открытые показы коллекций с привлечением манекенщиц, которые сопровождались пояснениями искусствоведов и рассказами о современных направлениях моды. Помимо этого, ОДМО начинает участвовать в международных выставках и конгрессах моды, показывая художественную значимость костюма в России странам Европы, Азии и Америки. Дом моделей становится первоисточником искусства создания костюма — от эскизного проекта до технологии изготовления и демонстрации готового изделия.
Структура ОДМО представляла собой взаимосвязанную систему работы пяти цехов, разделенных по назначению и ассортименту одежды. Идеологическим центром Дома моделей был Экспериментально-методический цех «Седьмое небо». Здесь создавалось перспективное направление моды на два года вперед, начиная с теоретических материалов, заканчивая готовыми коллекциями одежды. Методические материалы включали прогнозы модных направлений, которые представлялись в эскизах художников и перспективных коллекциях для 36 домов моделей страны. Разрабатывались также альбомы модных конструкций и технологии пошива, обзоры зарубежной моды. Многоплановую работу Экспериментально-методического цеха выполняли лучшие художники по костюму страны: Вячеслав Зайцев, Светлана Качарава, Александр Игманд, Тамара Файдель, Тамара Мокеева, Юлия Денисова, Татьяна Осьмеркина, Наталия Орская. Особой частью их работы в области искусства костюма были декадники и творческие дни, отчеты и анализ предложений всех художников. Работа над направлениями моды делилась на несколько этапов, которые положили основу формирования художественного проектирования костюма в России и во всем мире. Первый этап включал в себя анализ моды предыдущих лет по коллекциям зарубежных и советских модельеров. Затем изучались материалы периодической печати и определялись ведущие стилевые решения. Дальнейший выбор героя, его имидж обосновывал определение силуэтных решений, пропорций, форм и объемов. Заключительный этап представлял собой формирование ассортимента одежда соответствующего вышеизложенным требованиям [3, с. 84].
Каждый художник Экспериментально-методического цеха имел свою уникальную манеру подачи эскизов, особенность силуэтных форм и пропорций костюма. Благодаря этому создаваемые ими варианты модных направлений представляли собой разностороннее представление об искусстве костюма и, сформировавшись в единую коллекцию сезона, могли удовлетворить предпочтения широких слоев населения страны. В результате сложной работы всех художников цеха над объемной разнообразной направляющей коллекцией формировались несколько ассортиментных групп: пальто, костюмы, платья, нарядная одежда, свадебные и вечерни туалеты. Коллекция предназначалась для трех групп населения: «умеренных», «консерваторов», «авангардистов». Продумывалось и ее назначение: одежда для взрослых (мужская и женская), для молодежи, детская и меховая. Для создания гармоничного ансамбля одежды определялся объем и пропорции изделий, характер обуви, вид поясов и сумок, головных уборов. Модели, разработанные художниками ОДМО, представляли собой методические наглядные руководства и демонстрировались на закрытых показах для представителей фабрик и домов моделей всех советских республик.
Благодаря развитию химической промышленности разрабатывались новые виды тканей, для внедрения которых в легкую промышленность было необходимо создать соответствующие им силуэты костюма, крой и технологию изготовления. Над этими задачами работало конструкторское бюро, которое разрабатывало лекала для новой формы костюма; технологическое бюро – создавало технологию изготовления этого изделия; механическое бюро, которое изготовляло новое оборудование для производства костюма из новых тканей, и, конечно, художники-модельеры, которые создавали художественно грамотные силуэты костюмов из новых материалов.
Вклад каждого из художников по костюму, работающих над созданием искусства костюма в СССР, имеет большое значение для развития культуры одежды в стране. Главным идеологом «русской моды», художником и кутюрье был Вячеслав Зайцев. В Общесоюзном Доме моделей одежды он работал с 1965 г. художественным руководителем Экспериментально-методического цеха и создал теоретическую и практическую основу проектирования костюма в СССР. Главным качеством кутюрье, отличавшим его от других художников ОДМО, было огромное желание работать, производить не просто утилитарную одежду для рабочего населения страны, а создавать костюм, искусство. Зайцев не только делал эскизы моделей, но и контролировал их реализацию в жестких рамках требований к тканям и декору правительства, когда соотношение «эскиз-изделие» не всегда было равнозначным. Вячеслав Зайцев всегда осуществлял авторский надзор на предприятиях, контролируя процесс изготовления его моделей. Он одним из первых модельеров начинает говорить о том, что искусство костюма создает и художник, и улица. Вячеслав Зайцев проводит встречи с разной молодежью в стенах ОДМО и на выездах, интересуется их взглядами на костюм, культуру одеваться, их желания и предпочтения. Интуиция и талант позволяют ему уловить направления моды и безошибочно использовать их при создании коллекций. Вячеслав Зайцев умел видеть в самых простых невыразительных тканях, которые предназначались для направляющих сезонных коллекций, такие качества, благодаря которым можно было получить необычные сочетания и крой. Российский кутюрье смело сочетал изысканность и фольклор, создавая свой индивидуальный стиль, благодаря чему в западной прессе его называли «Красный Диор» — искусство костюма в СССР как показатель уровня культуры новой страны стало известно во всем мире.
Художник по костюму, кутюрье Вячеслав Зайцев закончил свою работу в ОДМО в 1978 г. и создал свой собственный Дом моды. Новая эпоха художников экспериментально-методического цеха началась с занявшей должность Зайцева Светланы Качарава. Благодаря высоким профессиональным навыкам российскому кутюрье удавалось не только создавать направляющие сезонные коллекции, но и руководить целым коллективом художников. Точное владение искусством костюма всегда помогало найти верный силуэт, гармонию формы и пропорций, нужную отделку и декор. Создавая модель, художник-модельер никогда не связывал ее со своими стилевыми предпочтениями, разрабатывая костюм для различных слоев населения в рамках жесткой политики государства в области легкой промышленности, когда многие экспериментальные модели с интересной отделкой, кроем не запускались в производство из-за бюрократического аппарата власти. Однако Светлане Качарава удавалось проектировать коллекции «молодежной одежды», которые отличались экстравагантностью, контрастом цветов, сложным кроем, отвечая основным веяниям «уличной моды». Светлана, одна из немногих советских художников по костюму, которой удалось побывать в рабочих поездках за рубежом. Как правило, они были наградой для самых надежных и трудоспособных модельеров, которым можно было доверить сохранение тайн «советской моды».
Художники экспериментально-методического цеха, работающие под руководством Светланы Качарава, внесли значительный вклад в развитие искусства костюма в СССР. Так Тамара Мокеева всегда стремилась создать в своих коллекциях утилитарный, приспособленный к реальной жизни костюм, но с художественно верными пропорциями, сочетаниями цветов, форм и декора. Художником был открыт новый прием формообразования – подбор низа изделия, образующий мягкий неровный край, — который используется и в проектировании костюма во многих современных Домах моды. Юлия Денисова стала одним из первых художников, модели которой прославили искусство костюма СССР на Международной выставке в Праге. Кроме того, она в совершенстве владела приемами цветной графики, что позволяло ей создавать грамотные эскизы коллекций, которые формировали авторский стиль Юлии Денисовой, отличный от ряда европейских школ. Еще одним модельером экспериментально-методического цеха была Тамара Файдель – член союза художников СССР. Ее модели для перспективных направляющих коллекций были продемонстрированы во многих странах мира, были представлены на заседаниях стран – членов СЭВ, методических семинарах в союзных республиках. Тамара Файдель также разрабатывала авторский костюм для известных эстрадных артистов таких, как Нани Брегвадзе, Лайма Вайкуле и других. Кроме того, она создала ряд графических работ. Эскизы художника-модельера – это особая часть искусства. Это самостоятельные произведения графики, представляющие собой гармоничную композицию образов с лаконичным сочетанием различных плоскостей, тонких и широких линий, пластики и цвета. Художник по костюму Татьяна Осмеркина впервые в искусстве костюма придумала вышивать в стиле ришелье шерстяные ткани, превращая таким образом самые обычные модели в роскошные вечерние ансамбли. Александр Игманд – ведущий художник-модельер мужского цеха, и с 1980 г. – художественный руководитель ОДМО. Он впервые в истории Дома начал создавать новый тип одежды для мужчин. Это были модели для перспективных направляющий коллекций, спортивные комплекты для молодежи, массовый ассортимент для фабрик: куртки, укороченные пальто, куртки-рубашки. Индивидуальный почерк мастера был виден в каждом костюме, созданном им. Благодаря ему в мужской моде утвердился термин «деконструкция». Колорит коллекции усложнялся, стал широко использоваться контраст матовых и блестящих шерстяных тканей, кожи, шелка, хлопка и льна, усложняя таким образом композиционное и силуэтное решение мужского костюма.
Работу художников экспериментально-методического цеха продолжали модельеры промышленных цехов, которые создавали ассортимент моделей для швейных предприятий. В Легком цехе, который возглавлял художник-модельер Галина Гагарина, разрабатывались модели легкого женского платья, в Верхнем – художественный руководитель Галина Чернопятова – верхняя одежда: от пальто до легких курток. Мужской цех под руководством Сергея Хейкера создавал коллекции мужской одежды. Уникальный в своем роде Детский цех с многолетним художественным руководителем Ниной Немира разрабатывал направление и промышленные коллекции для всех предприятий страны, выпускавших детскую и молодежную одежду. Помимо этого, в Меховом цехе на Кутузовском проспекте создавались меховые изделия и головные уборы для всех возрастных групп. В промышленных цехах аналогично экспериментально-методическому работали высокопрофессиональные художники по костюму, создававшие искусство массового производства костюма в СССР. В их числе были: Галина Гагарина, Елена Стерлигова, Лина Телегина, Елена Иванова, Магда Андреева, Галина Крахмалева, Ирина Крутикова и многие другие. Основной задачей модельеров была разработка промышленной модели, которая обладала не только высокими художественными качествами, но и была технологичной и экономичной.
Значительный влияние на развитие легкой промышленности оказало творчество Ирины Крутиковой – художественного руководителя мехового цеха ОДМО. Всесторонние знания в области художественного проектирования костюма, полученные ею в Берлинском институте изобразительного и прикладного искусства, стали практической основой для создания не только коллекций различного ассортимента одежды, в том числе и меховых, но и послужили теоретическим фундаментом формирования понятия художник по костюму в советской России и во всем мире. Ирина Крутикова считала, что «модельер должен уметь все, начиная с заточки ножниц и заканчивая шитьем смокинга». Обладая прекрасным инженерным мышлением, она создавала сложные по крою и композиции формы легкой одежды, аксессуаров и даже обуви. Основой ее творчества послужила техника лоскутного шитья, которая широко использовалась в создании разного рода прикладного искусства на Руси. Уникальными моделями, разработанными Ириной Крутиковой, стали манто из меха белки, похожие на оперение павлина, которые были сшиты из множества маленьких кусочков меха. Модельер создает и нетрадиционные технологические решения производства верхней одежды – появляются двусторонние пальто. Изделия, изготовленные по эскизам Ирины Крутиковой, всегда присутствовали в направляющих коллекциях Экспериментально-методического цеха. Кутюрье работала в тесном сотрудничестве с Вячеславом Зайцевым, Светланой Качарава и другими художниками-модельерами. Ирина Крутикова стала не только самым известным в России и во всем мире кутюрье, работающим над большими коллекциями одежды из различных видов меха от овчины, до соболя, но и Почетным академиком Российской Академии художеств, лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства.
Работа Общесоюзного Дома моделей одежды становится не просто центром легкой промышленности, а теоретической и практической основой формирования культуры костюма в СССР. ОДМО участвует во всех отечественных и международных выставках и конгрессах моды, пропагандируя искусство Советского Союза. За рубежом огромным успехом пользовались созданные здесь коллекции одежды, однако купить их было нельзя – правительство СССР наложило запрет на продажу изделий, а изготовлялись они в единственном экземпляре [4, с. 241]. Развитие искусства костюма в Советском Союзе в рамках Общесоюзного Дома моделей одежды было прервано началом перестройки в 1987 г., когда новая идеология советского руководства была объявлена направлением развития государства, искусство костюма в котором стало играть второстепенную роль. Последние годы существования Дома моделей были критическими. Планомерно уничтожалось то, что создавалось десятилетиями. Из 60 художников осталось только 6, из искусствоведов – один, он же совмещал свою деятельность с административными обязанностями. Постепенно были закрыты детский и меховой цеха, а в 2002 г. Дом моды, не предаваясь огласки общественности, был продан. К сожалению, прекратил свое существование один из центров искусства страны с большим коллективом высокопрофессиональных художников, конструкторов, технологов, искусствоведов и уникальной библиотекой по истории костюма. Закончилась целая эпоха моделирования костюма с присущими ей традициями и особенностями. Однако русская школа искусства, созданная специалистами Общесоюзного Дома моделей одежды, продолжает существовать и сегодня в творчестве таких художников-модельеров, начинающих свой путь в ОДМО, как Вячеслав Зайцев, Елена Стерлигова, Ирина Крутикова и других.
Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что развитие культуры костюма в СССР неразрывно связано с искусством этого периода и является одним из главных показателей развития нового государства. Общесоюзный Дом моделей одежды, теоретические и практические основы работы которого сформулировала Н.П. Ламанова, на протяжении многих десятилетий оставался главным источником искусства костюма в стране, который имел целую систему институтов, цехов, бюро и домов моделей в союзных государствах. Периодические издания «Ателье», выпускаемые Домом моделей, пропагандировали не только основные направления моды, но и демонстрировали искусство художественного моделирования костюма, которое было немаловажным показателем уровня культуры нового государства. Над их созданием работали высококвалифицированные художники экспериментально-методического и промышленного цехов, каждый из которых имел свою уникальную манеру подачи эскизов, особенность силуэтных форм и пропорций костюма. Несмотря на то, что в Советском Союзе не было достойной индустрии моды, высокой технологической оснащенности предприятий, что усложняло возможность внедрения в массовое производство экспериментальных моделей, им удалось создать целую школу художественного моделирования костюма. Значительный вклад в ее развитие привнес Вячеслав Зайцев. Русский народный костюм, положенный в основу формирования его коллекций, стал отличительной чертой творчества кутюрье, благодаря которой его работы стали известны во всем мире. Помимо этого, художник оказал значительное влияние на развитие промышленных коллекций одежды, впервые соединив понятия «мода» и «улица» в единое целое. Художник по костюму Светлана Качарава и другие модельеры экспериментально-методического цеха, работающие под ее руководством, оказали важное значение для становления искусства костюма СССР за рубежом. Благодаря созданным художниками-модельерами коллекциям одежды, демонстрируемых на международных фестивалях и конгрессах моды, культура костюма в Советском Союзе стала известна во всем мире. Работа художников промышленного цеха обеспечила не только массовое производство утилитарных, экономичных и технологичных моделей, но и их художественную значимость, основанную на национальных традициях, которые стали источником формирования коллекций Ирины Крутиковой, прославившей русских мех во всем мире.
Несмотря на то, что Общесоюзный Дом моделей одежды прекратил свое существование, традиции советской школы моделирования послужили основой формирования современной культуры костюма в России, а многие известные кутюрье, начинавшие свой творческий путь в ОДМО, открыли собственный Дом моды и сегодня продолжают создавать шедевры русского искусства костюма.
Список использованных источников:
- Захаржевская Р.В. «История костюма», М., 2006 – 306 с.
- Ермилова Д.Ю. «История домов моды», М., 2004 – 288 с.
- Горбачева Л. Ф. «Костюм XX века», М., 2008 – 120 с.
- Щипакина А.А. «Мода в СССР. Советский Кузнецкий», М., 2009 – 384 с.