Мамугина В.П.
Тамбовский государственный технический университет mamugina@mail.ru
Аннотация: В подготовке архитектора в высшей школе важной задачей является развитие объемно-пространственного мышления. Одной из дисциплин, ориентированных на формирование данного профессионального качества, является «Рисунок». Рассматриваемая тема «Рисование фигуры в интерьере» является ключевой в обучении передаче объемной формы в пространстве, позволяющей представить процесс обучения изображению сложному комбинированному объекту в пространственной среде. Предлагается методика работы над рисованием фигуры человека в интерьере.
Ключевые слова: архитектор, объемно-пространственное мышление, рисование фигуры в интерьере; композиция; форма.
В современном мире науки и техники существует высокая потребность в специалистах обладающих хорошо развитым объемно-пространственным мышлением [1]. Недостаточный уровень его развития становится одним из наиболее существенных препятствий во внедрении новых технологий. При слабо развитом пространственном мышлении чрезвычайно затруднительной становится задача освоения специальных наук в профессиональной подготовке специалиста. Качественный уровень объемно-пространственного мышления в определенной степени является показателем общего развития человека. Не вызывает сомнения и то, что наличие хорошо развитого данного типа мышления для специалиста-архитектора является необходимым качеством личности.
Для общеобразовательной дисциплины «Рисунок» проблема развития объемно-пространственного мышления и формирование умений передавать в изображениях пластические и пространственные характеристики форм является одной из ключевых. Существует ряд психолого-педагогических исследований, посвященных развитию объемно-пространственного мышления, в том числе и в процессе изобразительной подготовки. «Мышление, — как отмечает художник-педагог В.С. Кузин, есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей» [2, с.149]. В процессе обучения студентов академическому учебному рисунку каждое практическое занятие, связанное с отображением объемной формы на плоскости, предполагает оперирование и манипулирование пространственными образами. Мышление студентов направляется на познание и осмысление закономерностей формообразования предметов в пространственной среде. Понимание общности в строении многообразных объектов действительности, как форм, состоящих из комбинации геометрических тел и отличающихся друг от друга преимущественно пропорциями и расположением в пространстве, позволяет создавать изображения логически осмысленными и более качественными по художественному решению» [3]. Научиться изображать трехмерную форму, живущую в свободном пространстве, дать возможность двигаться в любом направлении является важной задачей в обучении рисованию. «Главная задача при обучении рисунку, — отмечает художник-педагог Н. Ли, — научиться правильно видеть объемную форму предмета и уметь её логически последовательно изобразить на плоскости листа бумаги» [4, с.5].
Одним из наиболее сложных и содержательных объектом, как для учебной практики, так и искусства вообще, является человек. Темы, связанные с изображением человека, следуют по программе «Рисунок» на завершающих этапах изучения данной дисциплины в обучении архитектора в вузе. Студенты должны быть подготовлены и хорошо представлять себе всю сложность учебных и творческих задач работы над данным разделом.
Одной из тем в обучении рисования человека является «Рисование фигуры в интерьере».
В качестве натуры берётся одетая фигура в положении стоя или сидя на фоне интерьера. В рисунке вся композиция подчинена изображению главного — человека, являющегося композиционным центром постановки.
Работы по изображению фигуры в интерьере близки по задачам к композициям портретов. В них также продумываются все детали, вводятся только те предметы, которые лучше всего характеризуют изображаемого человека. В учебных постановках одетых натурщиков основное внимание направлено на поиск пропорций, передачу объема и тональное построение рисунка. В рисунке одетой фигуры человека должна ощущаться объёмная форма, имеющая костную основу и мышцы. Знание анатомического строения и умение видеть объем, дополняя друг друга, дают студенту возможность изображать фигуру человека. Совершенствуя профессиональные навыки в изображении, он должен не только убедительно выявлять форму, но и остро передавать индивидуальные характеристики изображаемой модели. Творческие задачи сложны и вместе с тем чрезвычайно интересны, ввиду того что человек проявляет себя по- разному в различных обстоятельствах. Рисовальщик должен обладать большой проницательностью, чтобы передать средствами графики психологию изображаемого человека, выразив одновременно и свое отношение к модели. В учебных постановках не следует исключать творческие задачи, предполагающие образную характеристику натуры.
Композиционный центр в рисунке одетой фигуры может быть смещен относительно математического центра листа бумаги в ту или другую сторону в зависимости от местоположения лица и рук, наиболее важных в данном движении форм, определяющих равновесие композиции. При компоновке фигуры надо учесть величину рисунка и расположение его на плоскости листа. Не заполненная изображением плоскость бумаги также входит в композицию и влияет на художественные качества рисунка. Фигуру в спокойном положении чаще всего располагают посередине листа, оставляя сверху немного больше пространства, чем снизу.
В процессе работы над изображением следует учитывать местоположение линии горизонта и строить фигуру в соответствии с тем, как она выглядит с данной точки зрения. Сидящую фигуру целесообразно располагать на некотором возвышении, чтобы горизонт находился ниже лица.
Важное значение в работе над рисунком имеет выбор художественно-выразительных средств языка искусства. Среди художественных средств большое значение имеет композиция. Прежде чем начать длительный рисунок, на небольших листах бумаги необходимо выполнить несколько вариантов размещения самой фигуры и включенных в постановку объектов. При компоновке рисунка надо учитывать необходимость зрительной уравновешенности темных и светлых мест. Желательно, чтобы сама постановка натуры ориентировала на выявление силы пятна. Так, можно выделить самым светлым или самым тёмным пятном композиционный центр постановки.
Степень трудности исполнения рисунка фигуры анфас или в профиль, с освещённой или теневой стороны, может быть различной. Это обязывает продумать постановку во всех деталях и, посмотрев на нее с разных сторон, выбрать наиболее удачную точку зрения.
Композиция строится в глубину пространства по планам: первый – торс, второй – голова, третий – спинка стула, четвертый – элементы интерьера и стены. Каждый план имеет свою особую характеристику в тоне, и вместе с тем они составляют неразрывное целое. Рисующий должен учитывать значимость различных частей лица, одежды и фона. Передавая освещение и неглубокое пространство, он осуществляет и творческий отбор деталей, подчиняя главному – фигуре – всё остальное. Поэтому густота тона сосредоточена на рисунке фигуры, которая контрастируя с более светлым фоном, выделяется четким силуэтом.
Во время работы нельзя забывать об источнике освещения данной формы и направления световых лучей, об окраске и фактуре поверхности, на которую они ложатся. Отсюда исходит бесконечное разнообразие градаций серых тонов. В рисунке надо уметь четко проработать каждую форму. Необходимо всё время сравнивать между собой тоновые отношения, помня о явлениях воздушной перспективы. По мере удаления от глаз наблюдателя все предметы не только зрительно уменьшаются, но и как бы делаются плоскими, контрасты между темными и светлыми участками ослабевают. Нельзя с одинаковой контрастностью передавать объем объектов первого и второго плана. Перспективное решение постановки предполагает более близкие к зрителю части давать контрастнее.
Студенту необходимо развивать видение тональных отношений. Надо научиться смотреть на всю постановку обобщенно, через фигуру переднего плана, целостно воспринимая ближнее и находящееся вдали пространства формы. Он должен развивать в себе зрительную способность восприятия тончайших градаций светотени. Чем выше эта способность, тем многообразнее и шире видит он соответствующие качества в самой действительности.
При рисовании одетой фигуры в интерьере необходимо учитывать свойства нашего зрения хорошо воспринимать то, что находится в поле ясного видения. Предметы, находящиеся от глаз наблюдателя на одном удалении с лицом изображаемого человека, т.е. на равном расстоянии до композиционного центра, следует делать более четкими, чем те, которые находятся значительно ближе или дальше.
Пространственное решение одетой фигуры обязывает внимательно проследить её касания с фоном. В зависимости от условий освещения некоторые теневые места фигуры могут быть видны на светлом фоне резко силуэтом, тогда как другие – мягко, почти сливаясь с фоном по тонам. Если все границы сделать одинаково четкими, то фигура будет казаться находящейся в безвоздушном пространстве.
Большое значение при рисовании фигуры имеет передача материальности. Лицо, руки, волосы, одежда, обувь, а также входящие в постановку предметы должны быть переданы по-разному. В каждом отдельном случае рисующий должен определить, каким образом лучше передать тот или иной материал. В качестве примера возьмем такое изобразительно-выразительное средство как штрих. Штрихи бывают мягкими, переходящими в закрытую ровным тоном плоскость, и тонкими, еле заметными, почти прерывающимися на освещенных местах. При выполнении рисунка в тоне надо четко членить его на поверхности, находящиеся в свету и в тени, с подчинением общему тональному решению.
Для выявления образа большое значение имеет передача типичных деталей. Надо изображать их с определённой художественной мерой, чтобы они не мешали видеть выражение лица человека и воспринимать фигуру в целом.
Тёмные места, лепящие форму фигуры, наиболее насыщены по тону. Как известно, все округлые формы в теневых частях несут отраженные рефлексы, которые всегда темнее освещённой поверхности (рисунок 1).
В процессе рисования фигуры в интерьере необходимо выработать объемно-пространственное восприятие натуры, что является важнейшим условием передачи разных планов.
Практика в области изображения человека развивает способность обобщать, образно выявлять характерное, типичное. Наряду с главным – практической работой – необходимо изучать замечательные образцы, созданные мастерами прошлого.
Решение различных по сложности учебных и творческих задач при обучении изобразительному искусству будет успешным лишь при активном и сознательном подходе студентов к учебному материалу. Это способствует глубокому усвоению знаний и эффективному приобретению профессиональных навыков.
Список использованных источников:
- Волкова И.П. Пластическое моделирование как способ развития объемно-пространственного и чувственного мышления будущего специалиста архитектора // Научные достижения и открытия современной молодежи. Сборник статей победителей международной научно-практической конференции: в 2 частях. Пенза, 2017. С. 1012-1014.
- Кузин В.С. Психология. М., 1982.
- Мамугина В.П. Рисунок в высшей архитектурной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014 № 1 (129). С. 38-44.
- Ли Н. Основы учебного академического рисунка. М., 2006.