В.В. Черемисин
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, arxwladi@mail.ru
Развитие информационного общества в современных условиях предопределяет потребности обывателей предметно-пространственной среды. Потребитель становится достаточно требовательным к товарам и услугам, не имея знаний о качественных характеристиках предмета потребления.
В лучшем случае требования обоснованы личным жизненным опытом или интуицией. В наших публикациях ранее мы аргументировали важность проектной и художественно-проектной деятельности в развитии и формировании градостроительного сознания горожан. Подрастающее поколение
в подавляющем большинстве будет проживать
в городской среде урбанизированных территорий. Формирование компетентного горожанина, мыслящего человека, генерирующего и исполняющего идеи индивидуального и общественного уровня – одна из важнейших задач образования. Художественное творчество учащихся формирует качественные характеристики не только будущих потребителей этой среды, но и потенциальных профессионалов художественно-проектной деятельности. Формирование потенциала художественно-проект-ной деятельности у юных дизайнеров происходит на уроках дизайн-проектирования.
Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа [1].
В образовательном процессе Российской федерации отсутствуют совершенные формы предпрофессиональной подготовки учащихся, однако имеются яркие единичные примеры [2]. В рамках общеобразовательных школ необоснованно нивелируется предметы «Изобразительное искусство», «Черчение», «Технология». Что негативно отражается на восприятии окружающего предметного мира, навыков чтения наглядного изображения.
К сожалению, миф о всемогуществе компьютерных технологий, вероятно, повлиял на данное положение. Но перекладывание задач по генерированию идей на искусственный интеллект не решит задач по воспитанию активных и креативных личностей.
Программа «дизайн-проектирование» должна создать предпосылки формирования основ учебных курсов в области дизайна. Дизайн, по нашему мнению, должен определяться как вид художественно-проектной деятельности в разработке предметно-пространственной среды, включая широкий спектр направлений. Наша гипотеза заключается
в следующем: изучение основ дизайн-проектирова-ния в комплексе с академическим рисунком и живописью позволит формировать у детей ряд принципиально новых знаний, навыков и умений, востребованных не только в области искусства, но и
в различных сферах будущего приложения труда.
Развитие абстрактного мышления, объемно-пространственного воображения, художественного вкуса, вариативности решения проектных и художественных задач – явно не лишние умения подрастающего поколения.
Учащиеся отделения «Дизайн» Детской художественной школы № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова активно и
с интересом изучают алгоритмы дизайн-проекти-рования: от генерации идеи до ее воплощения
в материале, в графическом отображении и макете. В процессе обучения учащиеся выполняют серию дизайн-проектов: календарей и открыток, элементов фирменных стилей, моделей осветительных приборов, разработки внутриквартирных лестниц, интерьерных пространств, экстерьеров зданий. На предпроектном этапе происходит подбор и разработка творческих источников по теме. Отработка индивидуальных художественных образов методом стилизации творческих источников позволяет учащимся погрузиться в анализ черт и характеристик творческого источника, сгенерировать авторские изображения силуэта формы, художественно-графического содержания, а в старших классах пространственной трансформации формы, основанной на характеристиках источника. Данной способ работы над генерацией идеи проектирования позволяет получить авторское решение художественного образа. Проработка источников в триаде: графика, цвет и макетирование позволяют достаточно глубоко проработать выбранную тему, и представляется возможным широкий перечень идей. Задача преподавателя направить проектное мышление учащегося в рамках наработанных наглядно-образных материалов.
На данной стадии проектное решение организовывается на простейших эргономических, конструктивных и функциональных особенностях предмета проектирования. Элементарные конструктивные решения настольного календаря, его функциональные особенности способствуют формированию проектного мышления – проработки концептуального решения дизайн-продукта.
В рамках проекта «Ступень-ка учащиеся объединяются в команду «сотрудников» дизайн-студии. Предъявляя друг другу потребительские пожелания – играя роль заказчика, ребята приступают к разработке авторских художественных решений и функциональных особенностей внутриквартирных лестниц. Вначале были выполнены эскизы, перспективные зарисовки, которые прошли коллективное обсуждение. На втором этапе выполнялись перспективные изображения лестниц, а на заключительном – задачей стал макет в масштабе 1:25. Для выполнения макета использовались: цветная бумага, картон, гофрокартон, пэт, бамбуковые обои и палочки, шпагат льняной, витражные краски, клей.
Организация лестничных маршей определяет деятельность конструктора-дизайнера. Предложенные конструктивные варианты преподавателем – по тетиве, на косоурах, с открытыми и закрытыми подступенками тоже формируют образ художественного решения. Дизайн – как вид художественно-проектной деятельности объединяет ряд смежных сфер деятельности дизайнера, проектировщика, художника, конструктора. Учащийся изучает художественно-эстетические свойства предполагаемых материалов конструкции лестницы.
Самым сложным этапом работы над дизайн-проектом лестницы – рисунок перспективного изображения двухмаршевой лестницы. Опираясь на линейно-конструктивный рисунок, начиная с формы параллелепипеда, в который заключено два марша и межмаршевая площадка. Нарисовав конструктивную форму параллелепипеда под контролем пропорций преподавателем, ученик определяет узловые точки межмаршевой площадки, делящей высоту параллелепипеда на две равные части. Поделив два ребра параллелепипеда поровну, на которые опираются марши – на пол и потолок этажа. На две равные части с учетом перспективы делится сторона площадки, на которую одновременно опираются оба марша. Соединив образованные точки на ребрах, получают две наклонные плоскости маршей. В полученных наклонных плоскостях с учетом перспективы делением образовывают ступени с пропорциональным соотношением подступенка с проступью один
к двум. Данное соотношение продиктовано безопасностью шага человека и эргономикой, с элементарными положениями которой знакомит учитель юных дизайнеров. После прорисовки ступеней, определяется высота ограждения лестницы пропорционально относительно высоты ступени – высота ступени шесть раз укладывается в высоте ограждения. Имея линейно-конструктивный рисунок перспективы лестницы, наступает очередь прорисовки концептуального художественного решения образа: композиционное решение ограждения с поручнем выполняется учеником на виде сбоку лестницы в масштабе
1: 25. Подбор конструкций и материалов согласовывается и обсуждается с преподавателем. На данных этапах ученик использует элементарные знания черчения и линейно-конструктивного рисунка с учетом функции предмета проектирования. Использование винтовых лестниц не рекомендуется в связи со сложностью отрисовки перспективы.
Навыки проектного мышления и алгоритма проектирования, приобретенные на предшествующих творческих заданиях необходимо использовать в последующих работах. Так, например, в модели лестницы с морской тематикой в качестве творческих источников использовались навыки работы с витражными красками в сочетании
с классическими приемами макетирования (рис. 1).
Рис. 1. Макет лестницы «Волна». Филатьева Лариса, 14 лет.
Дизайнер – думающий художник, предвосхищая свои идеи с помощью наглядных изображений в различных техниках, учащийся обосновывает функциональность предмета проектирования с помощью простейших ортогональных проекций: видов спереди, сверху и сбоку. Познакомившись с масштабом на чертежах, приступает к выполнению макета в масштабе с обязательным формированием задуманного художественно-проектного решения (рис. 2).
Рис. 2. Макет лестницы «Жар-птица» в стадии проектирования и эскизы к дизайн-проекту. Цвет является основным средством формирования художественного образа на данном этапе. Качан Анна, 13 лет
Дизайн – ответственная и обширная область искусства, влияющая на своих потребителей художественно-эстетическими характеристиками наряду с жизненно необходимыми, а порой безопасными и удобными функциями. В зависимости от индивидуального темпа работы учащегося важно своевременно определить объем работы над проектом.
С высокими темпами и вовлеченностью ученика можно выполнять трехмаршевые и винтовые лестницы для общественных и жилых интерьеров, а также ландшафта (рис. 3). В данной работе ученица организовала композицию макета лестницы с помощью контрастных по форме вертикальных опор – колонн, переходящих в ограждение маршей и площадок.
Рис. 3. Макет трехмаршевой лестницы. Рытова Виктория, 14 лет
Одним из преимуществ техники макетирования в учебном процессе является создание учащимся модели, с которой можно осуществить серию зарисовок, компенсируя неуверенные навыки по рисунку по воображению в начальных классах школы. Практика педагогической деятельности подтверждает гипотезу об использовании триады графики, цвета и макета в обучении художественно-проектной деятельности учащихся. В случае неудачных эскизных разработок автора происходит компенсация недостатков в технике макетирования с последующим исполнением зарисовок с натурной модели. В рамках самостоятельной работы учащихся выполняется серия фотографий собственного макета лестницы. Эффективность использования моделирования и макетирования в проектной деятельности в Российском художественном образовании было внедрено и виртуозно использовано в пропедевтических курсах ВХУТЕМАСа. Мы проявляем профессиональную солидарность с великими мастерами и пионерами русского дизайна начала двадцатого века.
Получение натурной модели лестницы учащимся (рис. 4) приносит не только удовлетворение от результатов проектной деятельности, но и концентрирует внимание учеников на изучаемой теме, конкретных функциональных, эргономических и конструктивных особенностях.
Рис. 4. Макет лестницы в морском стиле. Ревина Дарья, 13 лет
В целом выполнение дизайн-проекта «Ступень-ка» предусматривается программой в течение одной учебной четверти по предмету дизайн. Мы не отрицаем наличия различных техник и вариаций учебных занятий в столь обширной сфере как дизайн. Однако, сосредоточим внимание коллег на обязательный процесс проектной деятельности в наглядном графическом виде с обязательным натурным моделированием, активным использованием различных техник подач художественно-проектных мыслей, компьютерного моделирования. Причем последнее, позволяет использовать для моделирования средства виртуального пространства, но, ни в коем случае не сможет исключить рисунок от руки в сфере дизайн-образования детей школьного возраста.
Рис. 5. Дизайн-проект лестницы. Воробьева Анастасия, 13 лет
Необходимо учитывать излишнюю загруженность детей школьного возраста образовательными программами. Мнение некоторых коллег по преподавательскому цеху об отсутствии потребности в школьном изучении основ дизайн-проекти-рования мы не разделяем. Более того направить творчество учащихся в предметное проектирование в современном обществе потребителей крайне необходимо, способствуя воспитанию потенциала творца в каждой личности нашего подрастающего поколения.
Список использованных источников
- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
- Метленков Н.Ф., Степанов А.В. Архитектура: Учеб. Пособие для общеобразовательных школ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Архитектура – С, 2004. 176 с.: ил.
- Генри Санофф: к архитектуре, озабоченной человеком о проектрировании людей, с людьми и для людей. Перевод Константин Кияненко // Aрхитектурный Вестник 1 (112) 2010 URL: //http://archvestnik.ru/node/2124
С интересом прочитала Вашу статью. У меня к Вам вопросы .1. Сколько времени отведено на это задание? 2. Количество часов в неделю этого предмета в программе? 3. Учащиеся какого класса это задание выполнили? 4.На сколько лет предусмотрена программа.?
Здравствуйте, когда будут опубликованы выступления на сайте за 2018 год или этого уже не случится для заочных участников?