Наблюдательность, воображение, творчество. Учим детей рисовать с удовольствием

Боярова И.Г.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: innabg14@mail.ru

Логика приведет вас из пункта А в пункт Б.

Воображение приведет вас куда угодно.

Альберт Эйнштейн

 

Когда мы были детьми, рисование казалось делом естественным и веселым. Возможно, мы даже рисовать начали раньше, чем говорить, царапая каракули, радостно ставя кляксы на страницу книги. Кривоватые линии, люди-головастики, отсутствие перспективы, разоблачающие семейные портреты – детское искусство всегда радует своей непосредственностью, так как нарисовано просто так для удовольствия. Но в какой-то момент ребенок, вырастая, начинает понимать, что можно рисовать «хорошо» и «плохо». И теряет желание рисовать с той свободой, которой обладал раньше. Перед преподавателями художественной школы стоит задача, чтобы в процессе обучения маленький человек не потерял желание рисовать с удовольствием, научился видеть и подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно-важ-ные, интересные и ценные с какой-либо точки зрения, но малозаметные и поэтому ускользающие от внимания большинства людей. Нам необходимо помочь приобрести ребенку новые знания и новые эмоции, сформировать практические навыки для достижения его творческих побед.

Когда дети видят небо, наблюдают плывущие по нему облака, как легко воображение подсказывает образы: то сказочных птиц или замков, то летучих кораблей с раздутыми от ветра парусами, то необычных животных или растений (рис. 1).

 

209

Рис. 1. Работа учащегося 7 лет. Отделение общего художественного образования ДХШ

Эту тему можно прекрасно раскрыть на пленэрном занятии в задании «На что похожи облака?», выполнив с детьми 6-7 лет, рисунки с натуры, пас-телью или акварельными красками. Так ребенок начинает быть наблюдательным, учится не только видеть и запоминать мелочи, но и пропускать их через себя, становясь более восприимчивым к новым знаниям. Пленэрные занятия больше других развивают в этом возрасте у детей наблюдательность – один из основных источников вдохновения и фантазии.

Наблюдательность:

Благодаря наблюдательности обогащается внутренний мир.

Благодаря наблюдательности раскрываются новые интересные черты в, казалось бы, привычных и обыденных вещах. Благодаря наблюдательности и философскому отношению к жизни можно найти позитивные стороны даже в негативных моментах. Благодаря наблюдательности мы видим невероятные и неожиданные грани в повседневной суматохе. Благодаря наблюдательности наше вдохновение не иссякает.

Чем больше информации мы будем воспринимать от окружающего мира, тем более разносторонним будет наше творчество. Но приметить, незаметные мелочи мало, нужно еще быть внимательным к мелочам, то есть обдумать увиденное.

Наблюдательность и внимательность – важнейшие качества для глубокого постижения окружающего мира. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности внимательности. Но без должного воображения человек не смог бы теорети­чески, разумно-интуитивно познавать мир.

Воображение как творчество ума иг­рает огромную роль в развитии и совершенство­вании творческой личности. Оно требует воспитания и всячес­кой поддержки путем подпитывания прекрасны­ми впечатлениями. Чем шире воображение, тем шире путь к знаниям и совершенству. Чем больше воображение, тем меньше невозможного.

Чтобы развить наблюдательность и внимательность и разбудить творческое воображение, нашим ученикам 7-8-9 лет мы предлагаем выполнить некоторые задания:

Задание по композиции на отделении общего художественного образования по теме: «Хэппининг, или Что произойдет?»

Хэ́ппенинг (или хе́ппенинг, англ. happening) – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию.

Цели и задачи:

  • Развитие воображения детей через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования – хэппининг.
  • Обучение мастерству композиции, умению работать линией, штрихом, пятном, используя приемы «каплеразбрызгивания», случайного смешения красочных пятен, путем «хлещущих» ударов кисти с краской о лист, объединяя линией увиденный или воображаемый образ.
  • Развитие творчества и воображения, ассоциативного мышления.
  • Через выполнение специальных упражнений воспитывать эмоциональную отзывчивость на изображаемое, аккуратность, эстетический и художественный вкус.

Материалы:

  • Гелевая ручка, или перо и держатель.
  • Гуашь художественная или акварель, черная тушь.
  • Палитра, пульверизатор.
  • Листы формата А4.

Ход занятия

Преподаватель: Ребята, я предлагаю вам сегодня «пошалить». Обычно вы привыкли работать на занятиях карандашами и красками, а сейчас вам разрешается и даже рекомендуется краской капать, брызгать, ставить кляксы, наносить краску на мокрый лист, рисовать различные линии и пятна, а кисточку можно заменить палочкой, зубной щёткой и др. Вы когда-нибудь пробовали рисовать таким способом?

Дети: Нет. А что мы будем рисовать?

Преподаватель: Рисунок у каждого получится свой. Вы попробуете угадать, какой образ получится у вас в результате такого способа рисования. Кстати такая техника рисования называется – хэппининг.

Давайте возьмём в руки коробочку с красками и откроем их. Также возьмем кисть. Постоянно смачивая в воде кисть, аккуратно проведем ею по листу бумаги снизу вверх. Лист стал влажным. Теперь набирая то один цвет, то другой, наносим мазки, капли, цветные пятна на влажный лист.

Так же можно использовать и другие приёмы:

  • линии (линейные мазки кистью);
  • «хлещущие» удары кисти (показ действий);
  • брызги «каплеразбрызгивания» (показ действий) (рис. 2).

Капаем по капельке на листок,

Чтоб увидеть рыбок и цветок.

Капля синяя, жёлтая, красная…

До чего же картина прекрасная.

210

Рис. 2. Работа учащейся 9 лет. Отделение общего художественного образования ДХШ

Еще мы можем побрызгать лист водой из распылителя, чтобы краски перелились одна в другую, образуя неожиданные цветосочетания и новые необычные пятна (рис. 3).

Нет чётких очертаний, всё плавно, невесомо.

И царство подводное станет нам знакомо,

Увидим мы далёкий космический пейзаж.

Размытый рисунок завораживает нас.

211

Рис. 3. Работа учащейся 8 лет. Отделение общего художественного образования ДХШ

Пока подготовленный таким способом лист высыхает, не тратя времени, на второй лист нанесите несколько цветовых пятен. И пока краска влажная, лист сложите пополам. Затем разверните его в исходное положение (рис. 4).

Дети: Какой необычный получился рисунок.

Преподаватель: А теперь вы должны внимательно рассмотреть полученный отпечаток и постараться увидеть какой-то образ (рис. 5). Тут уж придётся немного подумать, пофантазировать. Кстати, слово «фантазия» произошло от греческого слова «воображение». Но не станем терять время на лишние разговоры, а перейдём прямо
к делу.

212 213

Рис. 4. Работы учащихся 9 лет. Отделение общего художественного образования ДХШ

214 215
216

Рис. 5. «картинки – невидимки». Хэппининг. Работы учащихся 8 и 9 лет ДХШ

Следующий этап – вам необходимо обвести контуры увиденного образа, используя гелевую ручку, или тушь и перо. Если вы используете тушь, будьте предельно внимательны и аккуратны (рис. 6).

 Среди контуров скорей,

Отыщи потерявшихся зверей.

217 218

Рис. 6. Обводка контуров увиденного образа

 Преподаватель: Так кто из вас ребята использует тушь для обводки контура?

Дети: – некоторые поднимают руки.

Ученик: Только вот я поставил нечаянно кляксу. Что мне делать?

Преподаватель: Художник поставил кляксу на своем рисунке. Что мы будем делать? Как исправлять? Как вы думаете, ребята, в кого превратится клякса – пятно? Кто согласится помочь кляксе?

Все ребята советуют как исправить кляксу и превратить ее во что-то необычное, но соответствующее намеченному учеником образу.

Итог: Молодцы ребята вы сегодня выполнили необычное задание, помогли товарищу найти интересный выход из неприятной ситуации с кляксой, освоили новые техники творческой работы, узнали, что такое хэппининг. А теперь давайте посмотрим на ваши рисунки. У кого получились самые необычные яркие и красочные, интересные образы и картины.

На этом занятии ребенок исследует, как беспорядочно разбросанные пятна краски «рассказывают», что именно нужно нарисовать. Такой способ творческой работы может не только разбудить воображение ребенка, но и раскрепостить и убрать какое-либо давление четко обозначенной темы (рис. 7). Что необходимо для желания свободно творить. Такой же эффект дает занятие Грифонажем (Каракули) – рисование свободно пересекающихся линий и поиск в них приблизительного очертания знакомых предметов, с последующим раскрашиванием найденных фигурок. И принты на бумаге нитью, смоченной в краски разны цветов. Все эти занятия будят любопытство ребенка. Желание узнавать больше, делает душу ребенка богаче и отзывчивей. А богатые эмоции и запомнившиеся прекрасные впе­чатления, увиденное и услышанное в процессе занятий проявляются в любимом творчестве. Чем больше информации ребенок воспринимает от окружающего мира, в том числе при обучении в художественной школе, тем более разносторонним будет его творчество на протяжении всей жизни.

220

Рис. 7. Хэппининг. Работа Рытовой Виктории, 9 лет. Отделение общего художественного образования ДХШ № 2 ПДИ имени В.Д. Поленова

Литература

  1. Маленькие волшебники, или на пути к твор-честву / авт.-сост. О.А. Белобрыкина. Новосибирск, 1993.
  2. Никологорская О. Волшебные краски. М.: АСТ-Пресс, 1997.
  3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М., 1998.
  4. Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования. М., 2000.
  5. Карла Сонхайм. Художественная мастерская: графика ARTLab. «Питер», 2015.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *