Возрождение росписей Спасо-Преображенского кафедрального собора в XXI веке

Корогодова С.Н.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: svetlanakorogodova @mail.ru

В 2014 году Тамбовскую землю ожидало знаменательное событие: столетие прославления святителя Питирима, епископа тамбовского. В 1914 году это был первый новопрославленный святой, который особо почитался в рядах русской армии в годы первой мировой войны.

Святитель Питирим один из особо почитаемых святых на Тамбовской земле. Предание, записанное на гробнице святителя, говорит, что он был назначен на Тамбовскую кафедру 1 сентября 1684 года.

Питирим был пастырем учительным, ревностно проповедовал в храме и вне храма. Но помимо устной проповеди, паства Питирима по ее слабому нравственному развитию особенно нуждалась во внешних религиозно-просветительных средствах, в наглядном научении посредством священных предметов и обрядов. Святитель с самого прибытия в епархию, старается ввести в Тамбове благочестивые обычаи, существовавшие в его родной Смоленской губернии: он усердно поддерживает духовность жителей с помощью икон, которые поставляет в местах особого стечения народа, созидает и украшает храмы и монастыри.

Одним из главных памятников религиозно-просветительской деятельности святителя Питирима является кафедральный собор, заложенный
в 1694 году на месте деревянной Преображенской церкви Тамбовской крепости.

После смерти святителя стоял недостроенным вплоть до 1783 года, когда на средства тамбовского купца Матвея Бородина был полностью отделан второй этаж и выведены купола. В 1801 году на средства еще одного тамбовского купца Матвея Малина в верхней церкви установлен иконостас. В 1812 году построена колокольня.

По плану протоиерея С.А. Березнеговского в 1841-42 гг. пристроена двухэтажная паперть. К канонизации святителя Питирима 1913-14 гг. были очищены и отремонтированы стены, обновлены фрески, реставрированы иконостасы. В разные годы храм посещали: Государь Император Николай II, Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В советское время по решению властей храм был закрыт в 1929 году. В 1931 году разрушена колокольня, щебнем от которой были засыпаны ямы и выбоины в скверах города. До передачи собора Тамбовской епархии в 1992 году в нем находился краеведческий музей. Чудесным образом дошли до нас росписи Спасо-Преображенского собора, которые промыслительно были закрыты мягкими слоями штукатурки для музейных интерьеров в советские годы. После возобновления богослужений в соборе росписи раскрыты и частично «поновлены». Уникальность этих росписей очевидна. Общее живописное оформление храма представляет собой классическую композицию середины XIX века.

В последние годы шла активная подготовка к празднованию 100-летия прославления святителя Питирима. Образовалось множество приходов, выстроены храмы, отремонтированы старинные тамбовские монастыри и архитектурные памятники, появились новые святыни – засиял крест над городом на шпиле одной из самых высоких точек православного мира, колокольне Казанского монастыря г. Тамбова.

По благословению митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия в Спасо-Преображен-ском кафедральном соборе были проведены работы по восстановлению утрат на росписях и переписаны ранее некачественно выполненные поновления. Данная работа была поручена объединению тамбовских иконописцев «К Свету», которое состоит их учащихся и выпускников отделения иконописи и церковно-прикладного искусства во главе с художником-иконописцем М.В. Никольским. В поновлении росписей в Спасо-Преображенском соборе принимали участие: Корогодова С., Беляева Л., Рогожкина Л., Великанов И., Комбарова Г., Колесова Е., Родионова Т., Никонова Т., Зотова И., Камнева Н., Талагаев А., Головнина Е.

Руководитель архитектурно-строительного отдела Тамбовской митрополии протоиерей Георгий Неретин курировал работу, консультировал по художественным вопросам и духовно окормлял иконописцев.

После того, как были промыты стены и произведены необходимые штукатурные работы, художники приступили к восстановлению утрат. Большой объем работ был сделан непосредственно в двухэтажной паперти. Многие оригинальные мотивы альфрейной росписи, находящиеся на лестничных клетках, пришлось переписать заново, так как они были ранее очень некачественно поновлены (рис. 1).

На стенах под потолком было два больших полностью утраченных участка с росписями, изображающими объемные архитектурные элементы, которые тоже полностью восстановлены. На потолочных фресках были протонированы утраты (рис. 2).

Непосредственно в храме на втором этаже выполнены работы под куполом на 30-метровой высоте. Купол весь поделен на сегменты и расписан розетками, изображающими цветы, имел множественные утраты (рис. 3а). Также были утрачены росписи над окнами, находящимися в барабане купола. По сохранившимся фрагментам удалось восстановить, что там была изображена чаша, крест и Евангелие.

В центральной части храма на фреске «Иисус Христос с апостолами» изображения некоторых апостолов были полностью утрачены (рис. 3б). В ходе работ они восстановлены (рис. 3в).

На некоторых фресках протонированы участки, изображающие небо (рис. 3г), восстановлены надписи, декоративные элементы создающие иллюзию объема.

В притворе на втором этаже в верхней части арки имелся большой, полностью утраченный участок росписи, изображающий растительный орнамент и ангела (рис. 4).

176 177 178
179

Рис. 1. Мотивы альфрейной росписи

180 181

 Рис. 2. Потолочные фрески

182а) 183б)
184в) 185г)

Рис. 3. Фрески купола и центральной части храма

186 187
188 189

Рис. 4. Фрески притвора на втором этаже храма

В углах три больших треугольника с растительным орнаментом были полностью переписаны так как, во-первых, они были ранее очень неточно и некачественно переписаны, во-вторых имели большие утраты (рис. 4). На стенах были восстановлены орнаментальные мотивы альфрейной росписи, декоративные элементы имитирующие мрамор.

В алтарях первого и второго этажа тоже произведены необходимые восстановительные работы.

24 июля все основные работы по консервации были завершены. На многих участках в сущности работа заключалась в точном подборе колеров, с помощью масляных художественных красок, для устранения множественных утрат.

Безусловно росписи Спасо-Преображенского собора г. Тамбова уникальны и требуют дополнительной длительной и тщательной работы по их сохранению и восстановлению.

Литература

  1. Введенский С.Н. Святитель Питирим, второй епископ Тамбовский: очерк его жизни и деятельности. Тамбов: ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014. 104 с.
  2. К 100-летию прославления святителя Питирима, епископа Тамбовского. Печатается по изданию Сорок чудес по мотивам святителя Питирима, епископа Тамбовского. Тамбов, 1913. 88 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *