Разработка идеи художественного образа объекта проектирования на уроках дизайна

Черемисин В.В., Саблина А.О.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова

Управление архитектуры и строительства администрации города Мичуринска, e-mail: ya.alena899@yandex.ru

Мы полагаем, что Осознание собственных ответственности и сопричастности к состоянию окружающей среды повышается при изучении проектным способом следующих задач из области архитектуры и дизайна: предметного дизайна, интерьерного пространства, ландшафтного благоустройства территорий.

Решая подобные грандиозные задачи проектным способом, изучая (проектируя) не только эстетическую составляющую, но и задумываясь о реалистичности выполнения, конструктивной безопасности, эргономичности и удобстве своей среды обитания, учащийся усваивает алгоритм создания авторской идеи при широком круге условий и требований. Другими словами, создавая (проектируя) концепцию решения объекта или системы средового пространства обучающийся постоянно представляет и обдумывает в голове процесс их эксплуатации. Ребенок нарисовал стул – «подсказка» от преподавателя (какие размеры, соразмерность, масштаб, пропорции, функциональность). Безусловно, важно параллельное изучение основ рисунка и живописи как залога абстрактного, объемно-пространственного мышлений, умение видеть недостатки и достоинства проектных оригинальных решений.

Дизайн – как вид проектного искусства охватывает художественные, композиционные, функциональные качества предметно-пространственной среды общества. Столь обширная область применения профессии дизайнер объясняет различные варианты подготовки специалистов этой области. К примеру, немало архитекторов, художников, скульпторов нашло свое амплуа в различных сферах дизайна. Но всех специалистов дизайн объединяет рядом требований:

–     креативность мышления,

–     владение проектной культурой,

–     умение производить идею и разрабатывать проект в её русле,

–     обладание художественным вкусом.

Таким образом дизайнер должен обладать компетенцией проектировать и реализовать концептуальную идею – художественно-конструктив-ное решение образа продукта дизайна. Современный дизайнер должен обладать компетенциями генерирования и воплощения идей. Освоение различных техник исполнения подачи проектных предложений происходит на всем протяжении обучения. Развитие проектных навыков опирается на академические рисунок и живопись, линейно-конструктивный рисунок, композицию, начертательную геометрию. Особое значение уделяется линейно-конструктивному построению геометрических форм.

Проектное мышление формируется при выполнении проектных творческих заданий. Под дизайн-проектом понимается сгенерированная, воплощенная и реализованная (в виде трехмерной модели) идея художественно-эстетического, композиционного, конструктивного и функционального решения объекта проектирования – элементы фирменного стиля, объекты предметного наполнения интерьера, малые архитектурные формы, более сложные средовые системы. Формирование художественного образа продукта дизайна происходит в выполнении плоскостной стилизации и авторской интерпретации образа, рельефной проработкой образа и организация объема или объемов в пространстве. В начале происходит знакомство с точкой, линией и пятном при разработке плоскостного художественного образа черно-белой графикой, затем изучение и использование цвета на основе простейших гармонических сочетаний. Параллельно изучаются приемы бумагопластики и макетирования, как альтернативные средства и приемы выражения идеи и простое выполнение объемно-пространственного образа. Техника макетирование является основой художественного конструирования.

Выполняя поиск художественного образа творческого источника, учащийся исследует его особенности и характер, что позволяет достичь глубокого изучения и в дальнейшем, результативно воплотить свои мысли в формообразовании арт-объекта. Таким образом, работа с творческими источниками является опорой для возникновения идей. А также позволяет разносторонне проанализировать вариации единой идеи.

Обучение на отделении направлено:

–     на развитие объемно-пространственного мышления;

–     на формирование художественного вкуса;

–     овладение основами проектного мышления;

–     освоение алгоритма рождения и создания оригинальных идей;

–     овладение навыками различных техник исполнений эскизов: отмывка, графика, цветная графика, макетирование;

–     развитие конструкторско-технологических основ создания предметов;

–     основ функционального процесса в различных помещениях.

Основные дизайн-проекты, выполняемые учащимися отделения:

–     Дизайн-проект объемно-пространствен-ной, рельефной, трансформируемой открытки;

–     Дизайн-проект предмета мебели;

–     Дизайн-проект упаковки;

–     Дизайн проект предмета интерьера осветительного прибора;

–     Дизайн-проект лестницы;

–     Дизайн-проект интерьера кухни;

Выпускная работа представляет собой дизайн-проект из области графического или средового дизайна.

Рассмотрим более подробно формирование дизайн-концепции учащимися по алгоритму: творческий источник – стилизация – трансформация – формообразование.

Процесс возникновения идеи – сложный многоуровневый путь от искорки в мыслях до воплощения на бумаге или графическом редакторе. Многие ссылаются на фантазию, другие долго размышляют, третьи призывают заниматься прототипированием. Но явного алгоритма, гарантировано ведущего к рождению идеи, возможно и нет. Заха Хадид предвосхищает формирование идеи с помощью виртуального пространства компьютерного ума. Однако, наши наблюдения за процессом эскизирования идей у обучающихся и анализ его результатов, позволяют нам предложить творческо-педагогическому сообществу метод генерирования и воплощения идей в области архитектуры и дизайна.

Для данного способа примером послужили методические наработки Строгановского университета. Так называемый метод стилизации [2]. Изучение академического рисунка позволяет искать форму объема или пространства на основе художественных черт творческого источника.

Актуальность данного утверждения подогревается распространением разработки идеи дизайна, формирование дизайн-мышления без опоры на академический рисунок и живопись, а порой полное отрицание умения отображать свои мысли на бумаге.

Первый этап – часть предпроектного исследования – графическое изучение творческих источников. Проработка силуэтов, контуров, пластики с утрированием характерных художественных черт. Выполнение стилизации в различных техниках исполнения: акварель, акварельные карандаши, цветная и черная тушь, китайская тушь.

Таким образом, нарабатываются плоскостные авторские изображения основанные на творческих источниках, выбранных самим автором. Порой стилизованные творческие источники превращаются в формальные или абстрактные композиции. Яркие и характерные черты творческого источника теряются. Но в этой ситуации эскизы индивидуальны.

Учащийся ориентирован на изучение алгоритма воплощения и генерирования идей дизайна. Закладывается порядок предпроектного исследования, основанный на формировании художественного образа посредством плоскостной стилизации (первые два года обучения) и пространственной трансформации силуэтов и или абстрактных образов (последующие четыре года обучения). Получение интереснейших интерпретаций образов источников учениками уже интересно и стимулирует художественно-образное мышление учащихся, а также позволяет самым эффективным путем знакомится с представителями растительного и животного мира, конструктивными и декоративными элементами архитектуры зодчества различных эпох и архитектурных стилей, известными работами представителей различных искусств. Получение весьма значимых художественных образов с использованием таких структурных элементов, как точка, линия и пятно – уже можно рассматривать как результат обучения, но это еще не дизайн.

В рамках задания используется наработанная в процессе обучения техническая палитра языка графики – многообразие точек, линий и пятен. Индивидуальность образа подчас продиктована мыслей учащегося по интерпретации форм, силуэтов,
с осознанным или нет использованием средств композиции (рис. 1). Учеником выполняется эскиз карандашом и выбирается техника подачи: черно-белая графика, цветная графика с помощью химической туши, цветная графика с использованием акварели, цветные карандаши, также возможно комбинирование техник исполнения подачи. На данном этапе получаются оригинальные решения творческого источника, порой примеры формальной композиции, которые могут служить самодостаточными элементами графической плоскостной композиции (рис. 2).

Напомним, что дизайн нами рассматривается как художественно-проектная деятельность нацеленная на создание гармоничных решений результатов: полиграфическая продукция (календари, плакаты, журналы, визитки, упаковки), средовые объекты и системы (предметы интерьера, лестницы, камины, фасады, здания) (рис. 3).

Трудоемкий и времяёмкий процесс стилизации и трансформации творческих источников позволяет погрузится в мир фантазии, процесс проектной деятельности.

138 139

Рис. 1. Эскизы формального фасада здания, выполненные при помощи алгоритма генерирования идеи

140 141

Рис. 2. Плоскостная стилизация творческого источника. Работа выполнена ученицей 4 класса отделения дизайн Касаткиной Ульяной

142

143

Рис. 3. Перспективное изображение интерьерных пространств. Работа учеников 4 класса отделения дизайн

Вторым этапом выработки идеи формы и пространства является пространственная трансформация силуэтов стилизованных источников и или частей, выбранных учеником совместно с преподавателем (рис. 4).

Второй этап предполагает зарисовки формы на основе плоскостных изображений творческих источников, либо фрагменты, представляющего формальную композицию. Опорой служит линейно-конструктивный рисунок. Учащийся придает объемную форму линейно-графической композиции. Возможно использование силуэта стилизованного художественного образа творческого источника или графических ассоциаций характеристик и черт, описывающие идею – концептуальное решение. В процессе пространственной трансформации графического изображения выявляется характер формы.

144

Рис. 4. Пространственная трансформация стрекозы

Вариативность путей разработки идеи в дизайн-проектировании подтверждает смежный способ превращения плоскостного графического изображения в трехмерную форму во взаимодействии с пространством. Ученик используя эскиз плоскостной стилизации выполняет черновой макет или рельефный макет на основе его силуэта (рис. 5, 7).

Данный путь важен для развития объемно-пространственного мышления учащихся. Он позволяет сосредоточиться на механическом выполнении работы, результатом будет являться объемно-пространственная, либо рельефная композиция с глубоким потенциалом индивидуальности и идеи. Это своеобразный источник для разработки фронтальной (фасад, развертка), объемно-прост-ранственной композиций (ландшафт, арт-объект, городская среда, объемно-пространст-венное решение здания). На примере, учащийся, изучая ортогональные проекции (силуэты) выбирает силуэт-образ для композиции фасада здания. Затем решает формально-графическую композицию в различных техниках (рис. 5, 6).

Развитие образования академической художественной школы не исключает развитие проектных способностей детей с опорой на знания, умения и навыки академической художественной школы. Совершенствование нашего общества будет катализировано подготовкой юных дизайнеров – проектировщиков будущего духовного и материально-предметного мира российского социума.

145

Рис. 5. Вариация разработки фасада здания

146

 

Рис. 6. Вариация разработки фасада здания

147

 

Рис. 7. Вариация разработки фасада здания в технике макетирования

Литература

  1. Метленков Н.Ф., Степанов А.В. Архитектура: учеб. пособие для общеобразовательных школ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Архитектура – С, 2004. 176 с.: ил.
  2. Заева-Бурдонская Е.А. Курасов С.В. Формообразование в дизайне среды. Метод стилизации. (Пропедевтический курс): учебное пособие. М.: МГХПУ име-ни С.Г. Строганова, 2008. 236 с.
  3. Генри Санофф: к архитектуре, озабоченной человеком о проектрировании людей, с людьми и для людей. Перевод Константин Кияненко Aрхитек-турный Вестник 1 (112) 2010 URL: http://archvestnik. ru/node/2124

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *