Москвина К.В.
Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: moskvina281993@mail.ru
В последнее время в сознании современного общества формируется устойчивый интерес к истории русского дворянства, а так же к среде их обитания – усадьбе. Именно она являлась неким культурным центром, который во многом предопределял культурную среду страны. Традиционно внимание современных исследователей приковано, преимущественно, к крупнейшим историческим памятникам, дворцово-парковым ансамблям, сконцентрированным в пределах городских застроек. Большое количество провинциальных, мелкопоместных усадеб остаются в настоящее время за рамками исследований.
К сожалению, в русской провинции, к настоящему моменту времени сохранилось не так много дворянских усадебных комплексов ввиду их массовой гибели во время революций и воин. Этот фактор оказал воздействие и на сохранение поместий Тамбовской губернии.Многие архитектурные памятники были брошены, разграблены и разрушены. К настоящему времени остались, лишь, развалины от некогда роскошных ансамблей, подсобные помещения и запущенные сады. Показательным примером подобного отношения к архитектурным памятникам служит судьба родового гнезда графа Иллариона Ивановича Воронцова-Даш-кова в селе Новотомниково.
Усадьба Новотомниково – «заповедное» владение графа И.И. Воронцова-Дашкова, относится к числу самых выдающихся усадебных ансамблей в России второй половины XIX столетия. По словам современников, усадьба являлась образцом рачительного пользования землей и ее щедрыми плодами.
Сохранившийся до настоящего момента усадебный ансамбль, в основном, относится к 1880 годам. К этому времени граф предпринял капитальную перестройку с целью создать новый современный усадебный комплекс, включавший высокодоходное и слаженное хозяйство. С этой целью был приглашен известный петербургский архитектор Николай Владимирович Султанов, которому предстояло перестроить ансамбль, сложившийся ранее – до середины XIX века.
Главной планировочной осью усадьбы была проселочная дорога, проходившая с севера на юг параллельно берегу Цны. У въезда на территорию усадьбы были возведены два пилона ворот с арочными нишами под фронтоном и проемами для прохода пешеходов. Эта дорога делила территорию усадьбы на две части – восточную, где располагались парадный двор, большой барский дом, парк пруд и западную, которая охватывала усадебное хозяйство, включая скотный двор и конный. Эти части заметно отличались друг от друга. «Господская» часть, отделенная от дороги невысокой оградой, утопала в зелени парка, который имел простую планировку. Он представлял собой ряд параллельных поперечных аллей, которые располагались перпендикулярно главной аллеи, проходившей через центр графской усадьбы и парадного двора. Еще одна продольная аллея выходила к берегу южного пруда, которая указывала на южную границу центрального усадебного ядра. Жилые постройки размещались автономно, образую свои микроансамбли. «Хозяйственную» часть, напротив, можно было охватить взглядом целиком. Жилые домики служащих имения сильно отличались по внешнему убранству от домой служащих дворни.
Перестройка началась с возведения нового двухэтажного усадебного дома, который разместился в парке к северу от главного рядом с церковным участком. Здание представляло собой ассиметричную живописную композицию с трапециевидными в плане эркерами, несколькими входами, верандой и балконом. В целом, дом имел вид небольшой западноевропейской виллы.
Затем в 1887 году по завершении строительства нового дома, архитектор приступил к реконструкции главного. Строительные работы велись
в 1887-1889 годах. Скромный одноэтажный дом был сохранен в новой композиции, обновлены были лишь некоторые детали. Симметричный объем старого дома, обращенный ризалитом с верандой
в парк – на центральную аллею, был дополнен пристройками. Симметричная композиция превратилась в асимметричную благодаря пристроенному прямоугольному в плане двухэтажному объему к югу. Стиль пристройки соответствовал стилю нового дома, отличия были лишь в деталях. Существенную роль в выборе стилистики сыграли архитектурные формы старого усадебного дома, относящиеся к позднему классицизму.
Стены нижнего этажа были сплошь рустованы, а стены верхнего – рустованы на углах, а их поле, сначала, вероятно, краснокирпичное, было украшено нарисованными профильными наличниками с выразительными сандриками. С юга к новому двухэтажному крылу примыкала открытая веранда, где любила собираться семья графа.
В парк пристроенная часть была обращена крытой верандой первого этажа, крышей которого служил балкон второго этажа, поддерживаемый шестью металлическими колонками (идентичный архитектурным формам балкона нового дома).
Неотъемлемой частью усадебного комплекса является новотомниковский парк, который в прошлом был настоящим произведением искусства. Облик его изменился вследствие новых условий хозяйствования. Парк занимал большую часть усадебной территории.
Согласно садово-парковой эстетике XIX столетия, главный дом утопал в купах сирени, повсюду были высажены отдельные группы цветущих кустарников и дубы. От дома в разные стороны расходились широкие дорожки утрамбованные песком, извивающиеся среди цветочных куртин, кустарников, дубов и сосен. Судя по фотографиям начала XIX века, можно сделать вывод об уникальности ухоженного пейзажного парка с деревянными беседками, кирпичным мостиком, площадками для гольфа и крикета. На территории насчитывалось два водоема, три фруктовых сада, теплицы и оранжереи. По некоторым данным известно, что с высоты птичьего полета сад представлял собой хорошо читавшуюся аббревиатуру ГДВ – Граф Воронцов-Дашков. Буквы представляли собой совокупность из восьми главных парковых аллей из различных пород деревьев: берез, дубов, лип, кленов, сибирских пихт, сосен Веймутова и пр.
В парке прослеживаются характерные особенности регулярного направления и заключаются они лишь в планировке. Деревья в России перестали стричь очень давно, в начале XIX века еще стригли кусты, но только возле дома. Подлесок вырубался не сразу во всем парке, так как русские усадебные сады предполагали некоторую запущенность. Старый разросшийся парк лег в основу этого стиля. Выходы за пределы регулярного стиля создавала сама природа. Планировка насаждений в Новотомниково и подбор растений указывает на стремление создать истинно русский парк.
С наступлением новой эпохи начала XX века Новотомниковское имение претерпевает грандиозные изменения. В начале октября 1939 года было решено передать для реставрации и приспособления под лечебное учреждение здание главного дома как не использующегося. Второй особняк был предоставлен новотомниковской школе.
На данный период времени внешний облик усадебного комплекса в целом предстает перед нами в запущенном виде, но не утратившем свое былое великолепие. Здесь, фактически, не осталось и следов от прежнего богатого ландшафтного благоустройства. Усадьба до сих пор хранит в себе изобилие архитектурных сооружений: конюшни, церковь Баговещения, часовню, дом для священника, здание ветеринарной лечебницы и, непосредственно, въездные ворота (рис. 1). Оба барских дома находятся в целостности, а «Новый» дом до сих пор в эксплуатации. Что касается главного – он находится в полном запустении, не охраняется и не отапливается.
а)
в)
|
б)
г)
|
д) |
Рис. 1. а) Церковь Благовещения; б) Часовня; в) дом священника; г) въездные ворота; д) ветеринарная лечебница
В течение последних десятилетий господские дома не подвергались каким-либо реставрационным работам, за исключением поверхностных отделочных работ здания «нового дома» – школы.
Состояние внешних архитектурно – конструктивных элементов обоих сооружений достаточно удовлетворительно. Их сохранность безупречна, учитывая «возраст» заброшенного состояния, вплоть до сохранения оконных рам и дверных проемов. Стены в некоторых местах имеют трещины. По всему периметру фасадов обоих домов имеются, достаточно серьезные выбоины, в некоторых местах отсутствует штукатурка. Внешнее декоративное убранство, а именно: русты, сандрики, наличники, замки, фронтоны и карнизы достаточно хорошо просматриваются, утраты их не велики, но имеются серьезные повреждения. Кровля в хорошем состоянии, по внешнему признаку коррозия не наблюдается. Фундамент ушел глубоко под землю, так же отсутствуют отмостки (рис. 2).
а)
б)
Рис. 2. а) здание «нового» дома – школы (северный и южный фасад); б) здание главного дома (западный и восточный фасады)
Состояние архитектурно-конструктивных и декоративных элементов внутри памятника удовлетворительно. К сожалению, не осталось никаких намеков на интерьеры жилых комнат периода проживания здесь семейства графа Воронцова-Дашкова. Единственными свидетелями эпохи процветания усадьбы является парадная мраморная лестница, мозаичный пол впарадной и в некоторых комнатах частично сохранилось лепнина в виде розетки на потолке (рис. 3).
Рис. 3. Парадная лестница
В доме располагается вторая лестница в удовлетворительном состоянии, некоторые ступени подверглись разрушению с течением времени. Ограждение металлическое в ветхом состоянии, подверглось коррозии. Двери и дверные проемы, так же, в хорошем состоянии. Повсюду наблюдается интерьеры того времени, когда в здании функционировал санаторий (рис. 4). Судя по всему, поместье подвергалось перепланировке. Пол и потолок в каждой комнате обит ДВП. Стены повсюду имеют следы облупившейся краски и штукатурки, часто распространены голые кирпичные стены либокерамическая плитка, Полы, перегородки и перекрытия в, достаточно, хорошем состоянии.
Усадьба является единственным наиболее уцелевшим усадебным комплексом на Тамбовщине и ценнейшим наследием для области. В связи с этим, предполагается полное восстановление среды знатного имения с учетом всех норм и особенностей архитектуры XIX столетия.
Рис. 4. Современное состояние интерьеров главного дома
В ходе реконструкции фасадов планируется восстановить утраченные декоративные и архитектурно-конструктивные элементы, в частности: террасы, ограждения и навесы обоих домов (рис. 5). Воссоздание интерьеров намечается по аналогам периода второй половины XIX века. Известно, только то, что в доме находилась огромная коллекция картин, которми, по некоторым данным, владеет Эрмитаж. Конечно, несложно догадаться о бывалой роскоши внутреннего убранства дома, ввиду того, насколько был богат его хозяин. Об этом нам свидетельствует шикарная мраморная лестница в парадной.
Благодаря нескольким сохранившимся фотографиям главного дома с прилегающей территорией предполагается восстановление ландшафтного благоустройства (рис. 6, 7). К сожалению, возможность восстановить парк целиком в первозданном виде полностью исключается, за отсутствием его подробного описания. Тем не менее, на территории появятся новые малые архитектурные формы, которые имели место быть ранее, а именно: беседки, каменный мостик. Помимо этого на территории будут располагаться площадки для крикета и гольфа, сады и оранжереи, разного рода клумбы с цветочным разнообразием.
Рис. 5. Эскизы приусадебного ландшафтного благоустройства, воссозданные по фотографиям. Восточный фасад
Рис. 6. Главный фасад «нового» дома
Рис. 7. Главный фасад главного дома
Предполагается частично восстановить сеть аллей по имеющемуся описанию первоначального облика парка.
На основе выше сказанного, следует отметить, что усадьба, действительно, нуждается в воссоздании своего былого облика в память о целой эпохе страны. Архитектурный памятник требует срочных реставрационных работ, касающихся экстерьеров, интерьеров и благоустройства парка, который имеет огромную самостоятельную ценность. Именно вышеперечисленные доводы послужили причиной к разработке дипломного проекта по реконструкции усадьбы графа Воронцова-Дашкова. Проект предполагает воссоздание усадебного комплекса максимально близкого к своему первозданному облику, насколько это станет возможным.
Литература
- Андреева Р.В., Попова Л.Ф. Русские провинциальные усадьбы XVIII – начала XX века. М.: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011.
- Долженкова М.И. Тамбовская художественная культура. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.
- Кученкова В.А. Усадьбы Тамбовской губернии. Тамбов: ОАО «Тамбовполиграфиздат», 2008.
Это по истене святое место …..
Я всеми руками, за то, что бы восстановить имение графа Воронцова-Дашкова и обустроить там детский санаторий или кадетский корпус или еще что нибудь. Но для этого необходимы средства. Вот взять пример Монино на базе академии создан кадетский корпус ВВС и таких примеров много.