Национальный компонент в программе преподавания изобразительного искусства в детской художественной школе

Собакина Д.А.

Чебоксарская детская художественная школа № 6 имени Акцыновых, e-mail: s-dina-a@yandex.ru

Каждое государство имеет свою историю становления и развития, в котором этнические процессы сформировали его современный национальный состав.

Национальный аспект всегда учитывался в процессе преподавания в школах России, правда, в разные исторические периоды по-разному. В наше время национальный компонент сопутствует и программам, реализуемым в системе дополнительного образования, в художественных школах
в частности.

Включение национально-регионального компонента в программу преподавания изобразительного искусства в художественной школе основано на принципе погружения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции.

В федеральном базисном учебном плане национально-региональному компоненту отводится не менее десяти процентов от общего нормативного времени образовательных программ начального художественного образования.

Принцип региональности заключается в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа. Что, главным образом, является одним из важнейших принципов формирования разносторонней личности.

Учебная программа нашей художественной школы включает в себя темы, в которых национальный аспект присутствует в изучении всех основных дисциплин художественного образования: рисунок, живопись, станковая и прикладная композиция, скульптура, история изобразительного искусства.

Специализированная и адаптированная к требованиям нашей школы программа по каждому предмету содержит задания, связанные с чувашской национальной культурой и традициями. Но, что важно, все эти задания являются не только отдельными для данного предмета, но и служат связующими звеньями в изучении всей программы художественной школы, рассчитанной на непрерывное пятилетнее образование. Программа включает в себя и внеурочную деятельность. Это посещение краеведческого музея, выставок народных художников Чувашской республики, встречи и мастер-классы с художниками, посещение художественных мастерских. Это знакомство и общение с теми людьми, которые смогли сохранить и сберечь культуру чувашского народа, кто помнит и чтит многовековые традиции своего края. Детей же такие мероприятия учат с уважением и бережностью относиться к своему народу, гордиться своей родиной, семьей, нести ответственность за свое Отечество.

Задания учебной программы выстроены по методу: от упражнений по изучению элементов чувашской орнаментики до включения орнамента в состав готовых композиций по станковой и прикладной композиции, скульптуре. Уроки, тема которых включает в себя национальный компонент, могут быть выстроены по двум принципам. В первом случае урок полностью специализирован под чувашскую народную тематику. Например, задание по декоративной композиции: зарисовки чувашского орнамента, изучение элементов чувашской вышивки и роспись по дереву элементов национального орнамента. Второй тип урока уже более общего содержания, но включает в себя элементы национальной тематики. Например, тема занятия по станковой композиции «Праздник», выполняя которую, ребята могут изображать любой праздник, но при этом, несколько учеников берут темой своей композиции чувашские национальные праздники, более глубже изучая многовековые традиции своего народа. Задания по рисунку и живописи могут быть творческими натюрмортами, связанными с национальной чувашской тематикой, где в постановках используются   предметы чувашской старины: ковш с чувашской резьбой, глиняную утварь с национальным чувашским орнаментом, рушник с национальной вышивкой и другое.

Все задания программы, связанные с включением национального компонента, направлены на повышение познавательного интереса к родной культуре и на формирование этнокультуроведческой среды в целом в подрастающем поколении.

  118

Рис. 1. Композиция на тему «Мой край – моя Чувашия»

119

Рис. 2. Композиция на тему Чувашские сказки

120

Рис. 3. Творческий натюрморт с национальным чувашским колоритом

121Рис. 4. Элементы чувашского национального орнамента

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *