Возрождение русских народных ремесел и промыслов как один из факторов сохранения национальной культуры и развития художественного образования (на примере Иркутской области)

Ловцова И.В.

Институт развития образования в сфере культуры и искусства, e-mail: i.v.lovtsova@yandex.ru

Народное искусство, народные ремесла и традиции в декоративно-прикладном искусстве имеют глубокие национальные и исторические корни. Коллективный характер творчества, преемственность традиций народных мастеров не только в технологических приемах ручного труда, но и в сохранении культурной идентичности самого народа.

Столетиями отрабатывались творческие приемы обработки различных материалов, формировались традиции, что дало изделиям неразрывное единство утилитарной функции с выразительностью формы и декоративностью образного отражения народных представлений о мире и бытие социума.

Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири и входит в состав Сибирского Федерального округа Российской Федерации. Более 85% населения области составляют русские. Она одна из немногих территорий, где сохранились уникальные народные ремесла, и они являются ценным наследием не только национальной культуры народов, населяющих Сибирь, но и России в целом. Среди наиболее распространенных в регионе ремесел – резьба по дереву и бересте, вышивка, художественная керамика, резьба по камню.

В настоящее время народные ремесла Иркутской области в условиях рыночной экономики переживают период серьезного кризиса. Этот период характеризуется возрастанием цен на сырье, высокой стоимостью энергоносителей, арендой помещений, уходом из жизни старых мастеров и безвозвратное исчезновение накопленных поколениями знаний, отсутствием стимулов и механизмов преемственности мастерства среди детей и молодежи. Разрозненное бытование отдельных видов народных ремесел, снижение к ним интереса и многие другие причины приводят к тому, что современное общество может понести невосполнимые потери в сфере исторического и культурного наследия.

Под ремеслом понимается мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Термин «народная культура» используется нами не только в качестве самоидентификации с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия и т.п. Но и с позиции непрофессионального статуса в сфере современной многослойной культуры, неспециализированного характера культурной деятельности, что не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания. Народная культура находит воплощение в художественной форме, в которой
с помощью выразительных средств искусства воссоздается объективная и субъективная реальность.

Каждый народ в процессе своего исторического развития создает свои мифологические представления о мире, поскольку, живя в нем, человек наблюдает самые различные явления и процессы, которые происходят вокруг него, пытаясь их понять и объяснить. И на основе этого выстраивает свой алгоритм действий, который бы обеспечивал ему наиболее комфортный способ бытия в этом мире. Таким образом, в мифологии отражено все мировоззрение людей, их ценности и нормы морали, каноны бытия. Поэтому не остается сомнений, что художественные этнические формы берут свое начало в мифологической картине мира, а затем находят свое художественное воплощение в предметах быта, в произведениях народного декоративно-прикладно-го искусства, в различных видах ремесел.

В наши дни культура оторвана от исконных славянских корней. Славянская культура сохраняется лишь в реликтовой форме – в музеях, в собраниях старины, в библиотеках, в том числе и в сохраняющихся отдельных центрах, где поддерживаются таких виды народного искусства, как гжельская керамика, Богородская игрушка, палехская миниатюра и т.п., но не в сердцах русских людей. Проблема утраты корней приобретает все более устрашающие масштабы.

Так, в 2009 году Хайтинскому фарфоровому заводу (Иркутская область) исполняется 140 лет со дня основания. Завод был крупным предприятием с современным оборудованием по выпуску столовой посуды с прекрасной росписью. Но сегодня на заводе работает одна маленькая мастерская, в которой посуду расписывают восемь последних мастеров, фактически прекратив свое существование. Образцы посуды, сувенирная продукция, изготовленная со дня открытия завода, тщательно сохраняются в музее сибирского фарфора.

В связи с этим, особенно важно сохранение традиций декоративно-прикладного искусства и народных ремесел начиная с начального художественного образования (Детских школах ремёсел, детских художественных школах и детских школах искусств) и дальнейшее развитие данных направлений в сузах и вузах.

И вместо того, чтобы сохранять и приумножать народные искусство и мудрость, наше общество обернулось к Западу, стремясь как можно полнее приблизиться к западноевропейской культуре, утрачивая свою самобытность и уникальность, что несет в себе не только положительные, но и отрицательные моменты в различных сферах бытия российского общества.

В сохранении русских народных ремёсел на территории Иркутской области и возрождении национальной культуры важную роль играют архитектурно-этнографические музеи такие, как Иркутский архитектурно – этнографический музей «Тальцы» – филиал Иркутского государственного объединённого музея и Братский музей «Ангарская деревня».

Сохраняя наследие наших предков, данные учреждения способствуют и возрождению народных ремёсел, объединяя в своих стенах мастеров, организуя праздники и ярмарки народных ремёсел (рис. 1).

85

Рис. 1. Праздник народных ремёсел

86

Рис. 2. Выставка Детской школы ремёсел города Братска

 Иркутский архитектурно – этнографический музей «Тальцы» – филиал Иркутского государственного объединённого музея или Братский музей «Ангарская деревня» – музеи под открытым небом. Основу музея «Тальцы» составили деревянные постройки малых городов и сел Иркутской области, попавших в зону затопления при постройке каскада ГЭС на Ангаре во второй половине XX века. На территории этого архитектурно-этнографического музея уже более десятка лет работает гончарная мастерская артели «Тальцинская керамика», председателем которой является Таволжанский Игорь, потомственный художник – керамист (рис. 3).

87 88

 Рис. 3. Тальцинская керамика

 Многие художники – керамисты Иркутской области помогают сохранять традиции русского декоративно-прикладного искусства, развивают народные ремесла и демонстрируют свои умения, как на многочисленных фестивалях, так и в учебном процессе в сузах и вузах Иркутской области.

В последнее десятилетие в области возродилось и искусство кузнецов, участвующие здесь
в традиционных праздниках.

Фонды музея «Ангарская деревня» включают памятники народной архитектуры XIX – начала XX веков, этнографические коллекции по материальной культуре русского старожильческого населения Приангарья, а также культуре эвенков севера Иркутской области.

В рамках празднования дня Братска Острожного в музее под открытым небом «Ангарская деревня» ежегодно проходит Фестиваль ремёсел «Золотые руки мастеров». На фестивале представлена широкая палитра народных ремёсел развивающихся в данном регионе: художественная обработка бересты, резьба и роспись по дереву, соломка, кружевоплетение, куклы, вышивка, керамика (рис. 4).

89Рис. 4. Выставка народных ремёсел в Тальцах

Здесь же организована выставка-продажа изделий мастеров, представлены работы не только членов творческих объединений, но и учащихся, преподавателей Детской школы искусств с. Покосное и Детской школы искусств и ремёсел г. Братска. Подобные праздники наглядно демонстрируют красоту народного искусства, органично вписываясь в стилевое единство архитектурного комплекса.

Союзы и объединения мастеров создаются с целью поддержки мастеров народного творчества, художественных ремесел и промыслов для создания условий их свободного творческого развития и передачи накопленного опыта подрастающему поколению, а также организации и осуществления культурной, творческой, просветительской и выставочной деятельности для популяризации народной культуры.

В Иркутской области создан Союз народных мастеров Прибайкалья по инициативе мастеров народного творчества. Учредителями Союза являются Иркутская областная общественная организация «Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремесел «Оникс»», «Иркутская городская общественная организация работников науки, образования и культуры «Данко» и отдельные мастера – Мельникова Л.М., Голендеев А.Н., Голендеева М.Ч., Таволжанский И.В., Таволжанская Е.А., Богомякова Л.Г., Мильтов В.Н. и др.

Иркутская областная общественная организация «Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремёсел «Оникс»» была создана 29 сентября 1990 года, которая стала своеобразным очагом культуры по возрождению и распространению народных художественных ремёсел, творческой лабораторией, где создаются и апробируются новые технологии, реконструируются старые работы, внедряются новые приёмы мастерства (рис. 5).

Так и руководитель творческой мастерской «Берестень» Любовь Дмитриева объединила всех, кто неравнодушен к народному искусству и изучает культуры и традиции русских старожилов Восточной Сибири. Творческая мастерская работает по нескольким направлениям: изделия из бересты, вышивка, кружевоплетение, русский костюм, роспись домашней утвари, браные узоры и браное ткачество, открытки с вышитыми вставками, полотенца. Члены мастерской – постоянные участники городских, областных и региональных фестивалей и выставок.

90Рис. 5. Выставка народных ремёсел Иркутской области

 Объединение самодеятельных художников города Братска «Колорит», под руководством Спартака Михайловича Арбатского. Среди членов объединения колорит самодеятельные и профессиональные художники, архитекторы, мастера народных ремёсел. Представлена художественная обработка бересты, резьба и роспись по дереву, резьба по кости и камню, гобелен, кружевоплетение, вышивка.

Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.

К таким формам относится «Детская школа искусств и ремёсел города Братска», которую по праву можно назвать центром развития декоративно-прикладного творчества в городе Братске, где представлены те виды народных ремёсел, которые наиболее развиты и сохранены в нашем крае: резьба (рис. 6) и роспись по дереву (рис. 7); керамика; художественная обработка бересты; кружевоплетение.

91 92
93 94

 Рис. 6. Работы учащихся Детской школы ремёсел города Братска. Резьба по дереву

95

Рис. 7. Работы учащихся Детской школы ремёсел города Братска. Роспись по дереву

 Одной из самых главных форм развития одаренных детей в школе является привлечение детей к участию в выставках, конкурсах, мероприятиях и проектах, а также в областных семинарах, конкурсах, практикумах и олимпиадах, проектной деятельности.

В этом же направлении работает декоративно-прикладное отделение «Детской школы искусств № 2 г. Усть-Илимска». Развивая такие направления как, резьба и роспись по дереву, художественная обработка бересты.

Величайший духовный и интеллектуальных потенциал Российского государства, богатство наследия предков – самая важная сила нации, способная дать стимул к развитию в самые сложные времена. Наша задача сохранить и приумножать генетическое культурное наследие нашего народа.

Несмотря на положительную динамику в развитии русских народных ремёсел, необходимо пристальное внимание и постоянная планомерная поддержка народного творчества и в том числе как части художественного образования в России.

2 thoughts on “Возрождение русских народных ремесел и промыслов как один из факторов сохранения национальной культуры и развития художественного образования (на примере Иркутской области)

  1. ЛЮДИ, СПАСИБО ВАМ!!!
    ВСЁ, ЧТО представлено НА ЭТОМ САЙТЕ — БЕЗЦЕННО!
    Это единственное НАСЛЕДИЕ НАРОДА, что способно сохраниться в ВЕКАХ.
    Много чего может поменяться, но ЭТО ВСЁ НЕ ДОЛЖНО УГАСНУТЬ И ИСЧЕЗНУТЬ…
    Учите ВАШИХ детей-внуков-правнуков ТВОРЧЕСТВУ…
    Теперь я понимаю, зачем великие люди Руси открывали школы для крестьянских детей..
    Чтобы мы могли СЕГОДНЯ увидеть ВСЕ ЭТИ КРАСОТЫ..

  2. Вы можете снять БЕЗЦЕННЫЙ фильм и распространять его.
    Каждое изделие поставить перед камерой на медленно вращающийся круг и пусть камера при хорошем освещении снимет ВСЁ ЧТО ДЕЛАЮТ ВАШИ МАСТЕРА,
    Иначе самые интересные изделия всеми правдами и неправдами растащат по частным коллекциям и больше их никто из нас НИКОГДА не увидит..
    Это обычная практика (болезнь) ВСЕХ ВЫСТАВОЧНЫХ ЦЕНТРОВ (липкие ручки проходимцев своего не упустят). А так от изделий мастеров останется хотя бы РЯД ВИДЕОРОЛИКОВ..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *