Развитие гончарного промысла в России (на примере Тамбовского региона)

Каллас Е.С.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: kallasekaterina@mail.ru

Керамика является не только наиболее древним и традиционным ремеслом и видом декоративно-прикладного искусства, но и неоценимым источником для культурологического анализа в силу своей широчайшей распространенности как территориально, так и во временных границах, а также в силу тесной связи со всеми аспектами человеческой жизни.

Керамика дает уникальный исследовательский материал для изучения истории, закономерности развития человеческого общества, взаимодействия культур и этносов. Особенность Тамбовского региона в культурологическом аспекте состоит в сохраняющемся на протяжении веков различии в характере этносов, заселявших лесную и лесостепную части территории области.

Своеобразие территории Тамбовской области заключается в ее географическом положении, особенностью которого является, проходящий Окско-Донской водораздел и граница лесостепной зоны и зоны леса, что явилось предопределяющим обстоятельством развития и взаимодействия, заселяющих территорию Тамбовской области с древнейших времен народов. Лесные и лесостепные племена и народы, жившие в разное время, почти не контактировали между собой, на протяжении многих веков их культуры развивались автономно друг от друга. Это различие в культурах отразилось на различных аспектах, в том числе и на керамике.

Изучение особенностей развития гончарного промысла Тамбовской области позволяет сделать выводы, что с момента появления керамики (эпоха неолита) и до ХVI-ХVII вв. тамбовская керамика сохраняет значительные различия у народов, проживающих в лесной зоне от кочующих народов в степной полосе. И только в позднем средневековье, со времени активного заселения территории русскими, здесь проявляется многообразие керамических традиций, привнесенных из соседних областей России. Таким образом, со временем вырабатывается собственная региональная гончарная традиция. Подробное изучение и анализ тамбовской керамики XIX-XX вв. дает возможность сделать выводы об исторически предопределенной самобытности региональной традиции, имеющей такие разнообразные и интересные корни.

Выявляя самобытные черты разных народов необходимо иметь в виду предопределяющие эту самобытность климатические, географические, этнокультурные, исторические и другие факторы. Развитие традиционной керамики неразрывно связано с развитием общества.

Региональная традиция гончарства всегда развивается внутри национальной и ее особенности связаны с историей региона и его культурой. Выделяя самобытные региональные черты в развитии промысла, мы можем проанализировать и исторические и прочие факторы, повлиявшие на их формирование. Уникальность тамбовской керамики, ее характер, типология, самобытные особенности ее гончарных центров отражает уникальность культурных традиций Тамбовского региона.

Обращение к археологической керамике Тамбовского края позволяет утверждать, что со времени ее появления и до позднего средневековья она имеет значительные различия у народов, проживающих в лесной зоне от кочующих народов в степной полосе. И только в позднем средневековье, со времени активного заселения Тамбовского края, здесь проявляется многообразие керамических традиций, привнесенных из многих регионов России. В результате этого, со временем и здесь сложилась своя региональная тамбовская традиция керамики.

В ХVIII-ХIХ вв. в Тамбовском регионе формируются гончарные центры со своими самобытными чертами народной керамики. Самые массовые из них – Малое Лаврово Козловского уезда и Федоровка (Зайцево) Тамбовского уезда.

Деревня Малое Лаврово Жидиловской волости Козловского уезда ныне расположено в Мичуринском районе Тамбовской области и относится к Староторбеевскому сельскому совету. Село Старое Тарбеево (Торбеево) было основано драгунами, о чем можно прочитать в писцовой книге 1651-1652 годов. На период ревизской сказки 1719-1722 годов стала называться Староторбеевым. В это время в селе числилось 27 однодворцев и 29 приписных.

Гончарный промысел просуществовал тут до 40-х годов ХХ века. Местная глина высокого качества годилась и для посуды и игрушки, и для производства кирпича. Залегала глина глубоко и ее добыча была сопряжена с трудностями и риском, – глубина ствола была в среднем 8 метров, были случаи обвалов. В 1830-40 гг. был создан кирпичный завод Суховеркова. Производимый тут кирпич экспортировался во Францию и Германию где использовался для футеровки паровозных топок. Гончарный промысел уже во второй половине ХIХ века был массовым.

Производимая здесь посуда реализовывалась в радиусе 120 км от Малого Лаврово. Делали в Малом Лаврово и игрушку. Географическая близость села Доброво Липецкой области с его развитым промыслом глиняной игрушки могла стать причиной стилистических влияний на игрушку из Малого Лаврого. Правда такого широкого распространения, как производимая здесь посуда, игрушка не имела.

Производство игрушки полностью прекратилось в 60-х гг. ХХ века. К сожалению, никаких образцов разыскать не удалось.

Мичуринский художник Николай Константинович. Андросов в 1990-х гг. делал зарисовки игрушек по описаниям художников Сергея Георгиевича Архипова и Льва Дмитриевича Тарасова, уроженцев Малого Лаврова. По этим зарисовкам, основанным на детских воспоминаниях художников, Николай Константинович лепил реплики Лавровских игрушек.

Со слов Н.К. Андросова игрушки делались из красной глины с белой ангобной росписью, процарапкой и прозрачной глазурью.

Из находящихся на территории современной Тамбовской области мест бытования гончарных промыслов наибольший интерес для изучения на наш взгляд представляет деревня Федоровка Бондарского района. Этому есть несколько причин:

–     промысел просуществовал дольше остальных (до 90-х годов ХХ века);

–     был самым массовым на территории губернии и области (производством посуды занималась большая часть населения);

–     федоровскую керамику отличает самобытный стиль в декоре и пластической манере;

–     федоровская глиняная игрушка является феноменом народной мелкой пластики;

–     в музеях страны и частных собраниях хранится значительное количество предметов, свидетельствующих о мастерстве федоровских гончаров и самобытном характере федоровской керамики.

Главной же причиной исследовательского интереса к Федоровке как к месту бытования на сегодняшний момент является наличие живых носителей традиции – мастеров, посвятивших многие десятилетия своей жизни работе на промысле. Эти люди – жители деревни, обладающие бесценной информацией о традициях целого пласта народной культуры Тамбовского региона.

Федоровский гончарный промысел упоминается в документах первой половины ХIХ века.

Деревня Федоровка кривополянского сельского Совета Бондарского района, Тамбовской области упоминается в документах ревизской сказки 1833 года под названием: «Деревня Федоровка». Принадлежала титулярному советнику Федору Михайлову, сыну Цимермана, за которым было записано по названной ревизии 331 душа мужского пола и 279 – женского пола (домов – 53)[1].

Уже тогда все взрослое население села занималось производством посуды и продажей изделий в соседние волости [2].

Сырьем для производства служила местная красножгущаяся глина. Посуду делали как глазурованную, так и черно-лощеную. На продажу массово производились горшки, крынки (махотки) для молока, кувшины различных размеров, большие кувшины для взбивания масла, миски, и другая утварь, а также ритуальные предметы (кадильницы, формы для пасхи и др.)

Наряду с утилитарными предметами, простых функциональных форм с минимальным декором, начали появляться «нарядные» декорированные налепами изделия, в создании которых местные мастера давали волю своей фантазии и проявляли природный художественный вкус.

В ХIХ веке сбытом продукции занимались в основном перекупщики. Скупая у мастеров изделия оптом, они расплачивались деньгами, а при продаже посуды крестьянам мерой стоимости посуды служил ее объем – за горшок брали столько зерна, сколько в него вмещалось.

В ХХ веке с целью привлечения городского покупателя федоровские мастера расширили свой ассортимент – появились декорированные налепами цветочные горшки и кашпо (банки), затейливые копилки, вазы.

В первой половине ХХ века федоровская керамическая продукция реализовывалась на территории Тамбовского, Моршанского, Козловского и Кирсановского уездов.

С 40-х по 90-е керамика с промысла вывозилась на продажу в соседние области, а также в Московскую и Ленинградскую. В советское время многие мастера занимались продажей своей продукции самостоятельно, – в выходные дни (по будням было необходимо работать в колхозе) нанимали машину (или везли на тележке) и перевозили свои изделия в Тамбов, где реализовывали сами, на колхозном рынке.

В 70-х годах федоровскую керамику экспонировали на выставках ВДНХ, ее активно приобретали музеи и коллекционеры страны.

Уникальность федоровской керамики заключается и в неповторимых сюжетных налепах на посуде, отличающихся лаконичной выразительностью и живостью композиции, и в не менее выразительной глиняной игрушке, которая сочетает в себе эффектную архаичность, выразительную пластику и несложный гармоничный декор. А общение с живыми носителями традиции федоровского промысла дает возможность сделать вывод о том, что промысел уникален не только как источник технологической информации, но и как пласт народной культуры.

Керамика Федоровки имеет наиболее самобытные черты, что выделяет промысел внутри национальной традиции. Наряду с утилитарными предметами, простых функциональных форм с минимальным декором, начали появляться «нарядные» декорированные налепами изделия, в создании которых местные мастера давали волю своей фантазии и проявляли природный художественный вкус.

Помимо посуды в Федоровке изготовлялась и лепная игрушка. В отличие от большинства российских игрушечных промыслов, выделившихся внутри гончарных, где обычно существовало разделение – мужчины занимались гончарством, а женщины игрушкой. В Федоровке игрушкой занимались только мужчины, совмещавшие это занятие с производством гончарной посуды. Возможно, это было связано с особым лепным декором федоровской посуды, который являлся промежуточным звеном между гончарством и производством лепной игрушки. Так, формы фигурок, украшающие верх копилок могли существовать и самостоятельно в качестве игрушки.

Сюжетами для этих произведений мелкой пластики служат звери и домашние животные, птицы и фантазийные, невиданные существа, а также сценки из народного быта. Игрушки декорировались орнаментом, нанесенным острым предметом, и покрывались глазурью.

Таким образом, мы видим, что история развития керамики в Тамбовской области дает возможность проследить процессы ее зарождения, развития, временных упадков, в какой-то степени взаимодействие и развитие культурно-исторических общностей и этносов, сосуществовавших на нашей территории в различные исторические периоды. Изучая и сопоставляя сведения из статистических и литературных источников ХVIII-ХХ вв., мы можем проследить, как функционировали сложившиеся на то время гончарные промыслы на территории Тамбовской области, выделить наиболее значимые из них, сделать выводы о формировании региональной тамбовской традиции в народной керамике.

Тамбовский регион обладает богатой и интересной историей и культурными традициями, основанными на межэтническом взаимодействии, что явилось определяющим фактором в формировании керамических традиций региона. На территории Тамбовской области были сформованы и функционировали самобытные гончарные центры. Это дает нам возможность говорить о наличии Тамбовской региональной школе в народной керамике, о ее истории, особенностях, типологии и возможности обращения к традициям. Особую ценность в данной связи представляет Федоровский гончарный промысел.

Культурологический феномен керамики, находящейся на стыке игровой, обрядовой и художественной культур, и являющейся наиболее традиционным видом прикладного искусства, представляется наиболее показательной и благодатной областью приложения исследовательских и творческих усилий.

Литература

  1. Центральный архив древних актов – директору кривополянской средней школы / письмо от 6.05.1976 // архив кривополянского сельского совета.
  2. «Сборник статистический сведений по Тамбовской губернии. Том 12. Тамбовский уезд» издание тамбовского губернского земства 1886 г.

One thought on “Развитие гончарного промысла в России (на примере Тамбовского региона)

  1. Я родилась в селе Большое Лаврово в 1965 году. Тогда мой отец работал в лесничестве лесником. В семье было ещё двое детей. Родители рассказывали , что в селе был мастер гончарного дела. Делал из глины махотки для молока. Потом переехали жить в другое место , но махотками мама ещё долго пользовалась , хранила в них молоко. Так как я родилась в Лаврово , мама в шутку называла лавровской горшечницей. Ну пожалуй это все , что мне известно о гончарном деле в Лаврово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *