К проблеме обучения объемной резьбе по дереву в детской художественной школе

Иванников Р.Е.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: r-invisible@yandex.ru

Обучение детей по программе «Декоративно-прикладное творчество» по направлению «Художественная резьба по дереву» предполагает изучение учащимися различных видов резьбы, классифицированных по особенностям технологии выполнения резного изделия. При этом обучение строится, как принято считать, по мере усложнения этих видов: геометрическая, плоскорельефная, рельефная и объемная. Именно такая система сложилась в практике работы этого отделения в Детской художественной школе № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова г. Тамбова.

Вначале изучается плосковыемчатая резьба, в которую входят геометрическая и контурная. В процессе обучения здесь учащиеся приобретают простейшие навыки владения ножом, привыкают к правильной постановке рук, к твердости дерева, учатся аккуратности при резьбе. При этом на художественную составляющую резьбы влияет в первую очередь композиция изделия, а также аккуратность выполнения. Далее во втором году обучения изучается плоскорельефная резьба, как правило, это абрамцево-кудринская. На данном этапе изучаются различные постановки рук при резьбе ножом-косяком, изучаются простейшие навыки работы полукруглой стамеской. Как и геометрическая резьба, здесь образ зависит в первую очередь от композиции. На третий год обучения изучается рельефная резьба, здесь уже необходимо привить навыки владения полукруглой стамеской как основного инструмента; решение рельефа здесь зависит от его творческой интерпретации, что практически невозможно выполнить в рисунке композиции изделия. Отметим, что вплоть до следующего этапа все работы учащиеся выполняют на плоскости.

На следующий – четвертый – год обучения учащимся предлагается выполнить работу в технике объемной резьбы, то есть фактически круглую скульптуру. Здесь уже необходимо практически все разнообразие ножей, но самое главное – художественный образ формируется совершенно по другим принципам, чем в рельефе. Резьба круглой скульптуры предполагает совершенно иную постановку рук при работе ножами, использование других инструментов (богородский, универсальный ножи). Для работы с объемом необходимо умение видеть образ целиком, «со всех сторон», понимание проекций. Здесь необходимо не просто умение пластически решить элементы формы, что было достаточным при резьбе рельефа, но постепенно через обрубовку и уменьшение заготовки создать необходимый образ, при этом работать надо целостно, параллельно со всеми частями изделия.

В силу вышеописанного становится ясно, что выполнить изделие объемной резьбы без предварительной подготовки крайне слож-но, практически невозможно, а работа с релье-фом этой подготовки не обеспечивает в силу разницы принципов резьбы. Но именно в такой ситуации оказываются учащиеся 4 класса отделения «Художественная резьба по дереву», и фактически выполнить эту работу без серьезного вмешательства преподавателя практически невозможно.

Для решения сложившейся проблемы мы предлагаем ввести на протяжении всего курса обучения упражнения длительностью не более 1 четверти, которые будут готовить учащихся к работе с объемом, начиная с первого года обучения. Для того чтобы освободить учебное время для этих занятий, предлагаем уменьшить объем (в первую очередь – размер) выполняемого годового задания. Считаем такой подход возможным во многом из-за того, что монотонное повторение по сути одинаковых действий при резьбе на протяжении двух четвертей с одной стороны методически неоправданно (не формирует новых умений), с другой стороны – слишком утомительно для учащихся.

Для упражнений необходимо сформировать небольшие, быстрые упражнения, которые необходимо выполнять по технологии объемной резьбы с одной стороны, с другой – они должны нести в себе элемент работы с художественным образом, а не просто упражнение на технику.

Предлагаем на протяжении первых трех лет в четвертой четверти ввести следующие упраж-нения:

  1. Резьба полуобъемной куклы (солдатика).
  2. Резьба небольшой симметричной фигурки (животное или фигура человека) с ярко выраженным профилем.
  3. Резьба небольшой фигурки – животное или фигура человека с небольшим движением.

Рассмотрим подробно содержание этих упражнений.

Для выполнения упражнений подготавливаются заготовки из мягких пород дерева (липа). Основной инструмент – богородский нож, возможно использование универсального ножа, по необходимости можно использовать полукруглые стамески. Техника резьбы богородским ножом позволяет вести работу на коленях, однако для детей это нежелательно, по крайней мере, необходимо класть на колени подставку из фанеры.

  1. Резьба полуобъемной куклы (солдатика) предполагает выполнение резьбы фронтального изображения с плоской неразработанной поверхностью сзади. Таким образом, резьба выполняется полностью спереди фигурки и частично – с боков. Задняя сторона не прорабатывается.

Для выполнения этого задания необходимо разработать эскиз куклы – вид спереди. Элементы выполняются в эскизе предельно просто и обобщенно, без каких-либо деталей. Важно определить тему выполняемой работы: барыня, крестьянка, солдат, сказочный герой (например, незнайка, снегурочка) и др. В соответствии с темой выявляются характерные черты каждого образа, одежда, при этом следует минимизировать черты, оставить только самые важные. Размер куклы необходимо брать в пределах 15-20 см по высоте и 3-6 см по ширине. Желательно выполнить изображение в пластилине – это поможет в будущем грамотно вырезать изделие.

Для резьбы подготавливается брусок по высоте и ширине соответственно с размерами образа по эскизу, по толщине – не более 2 см. Первым этапом заготовка спереди скругляется в соответствии с общей формой изделия. Далее сзади переводится фронтальный силуэт куклы, который необходимо придать изделию, по этому силуэту ножом вырезается форма. После этого этапа в соответствии с рисунком переводятся и вырезаются крупные детали. Более мелкие элементы при выполнении этого изделия делать нецелесообразно, но можно разрешить для наиболее успешных учащихся. На этом резьбу можно закончить, изделие по необходимости шлифуется, тонируется, покрывается защитным покрытием.

  1. Резьба небольшой симметричной фигурки (животное или фигура человека) с ярко выраженным профилем. Фигурка вырезается со всех сторон, фактически являясь уже полноценной объемной резьбой. Данное изделие по своей функции – игрушка для детей.

Для изделия выбирается тема, например, медведь, лошадь, дровосек. Отрисовывается картон для изделия, представляющий собой изображение в профиль, акцентируются характерные черты. Изделие необходимо задумы-вать симметричным по центральной плоскости. Размер фигурки по высоте – не более 15 см, ширина выбирается в соответствии с пропорциями в зависимости от высоты. Толщина изделия – 2-3 см. Изделие выполняется предварительно в пластилине.

Для резьбы подбирается брусок соответствующих размеров. На брусок переводится профиль изделия с обеих сторон, в соответствии с этим профилем выполняется обрубовка. Далее заготовке необходимо придать общую форму, как правило, это снятие углов в большей или меньшей степени и работа с боковыми плоскостями. После этого этапа должна получиться «восьмигранная» заготовка, при этом каждая «грань» имеет свою индивидуальную форму. Особое внимание уделяется симметрии. Учащиеся должны научиться видеть, чувствовать форму, соотносить резное изделие с пластилиновой моделью. Следующий этап – разделение крупных форм и их скругление. Детализация в данном задании необязательна.

  1. Резьба небольшой фигурки – животное или фигура человека с небольшим движением. Ключевая особенность данного упражнения – асимметричный образ, небольшие размеры.

Эскиз для изделия изготавливается в пластилине. В соответствии с этим эскизом на подготовленный по размерам брусок наносятся виды спереди, сзади и сбоку. Работа начинается с того вида, где наиболее сложный силуэт, и ведется на первом этапе также как и в предыдущем упражнении. Далее необходимо разделить несимметричные элементы, каждый из них должен быть обрезан в соответствии со своими габаритами. Следующий этап – огранка, срезание углов, при этом изделие обрабатывается по всей массе. Скругление и детализация выполняется в соответствии с эскизом.

В результате выполнения этих упражнений учащиеся овладевают технологией объемной резьбы, навыком работы богородским ножом. Приобретенные при выполнении упражнений навыки, умения и знания необходимы учащимся для резьбы серьезной творческой работы в технике объемной резьбы в 4 классе художественной школы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *